LAW
УДК 343 16+343 81
СалимжановД. H.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В МЕСТАХ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Статья посвящена прокурорскому надзору в местах исполнения наказания в виде лишения свободы. Особое внимание уделяется проблеме защиты прав заключенных посредством прокурорского надзора. Рассматривается предмет и пределы данного вида прокурорского надзора, выделяется его специфика и проблемные моменты
Ключевые слова: прокурорский надзор, права личности, прокурор, преступление, осужденный, уголовно-исполнительная система, жалоба, специализированная прокуратура.
AAA
Salimzhanov D.N.
THE ESSENCE AND CONTENT OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN PLACES OF EXECUTION OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT
The article is devoted to the procuratorial supervision in the places of execution of the sentence of imprisonment. Special attention is paid to the problem of protecting the rights of prisoners through the procuratorial supervision. The subject and limits of this type of the procuratorial supervision are considered, its specificity and problem points are highlighted.
Keywords: prosecutor's supervision, individual rights, prosecutor, crime, convict, criminal-executive system, complaint, specialized prosecutor's office.
Либерализация уголовно-исполнительной политики, гуманизация исполнения наказаний в настоящее время решила ряд задач, установленных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года [12].
Так, на протяжении последнего десятилетия неуклонно сокращается численность подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы в связи с назначением наказания в виде реального лишения свободы, что соответствует положениям Концепции развития уголовно-ис-полнительной системы РФ до 2020 года.
Тем не менее надзор за исполнением законов в местах лишения свободы продолжает быть наиболее сложным участком в
деятельности прокуроров. Это определяется прежде всего сложностью определения предмета и пределов прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Как отмечает В.Н. Велик охрана прав, свобод и законных интересов осужденных является одной из задач уголовно-исполнительного законодательства. Выделение этой задачи обусловлено тем, что без их нормальной реализации невозможно достижение исправления осужденных - первоочередной цели уголовно-исполнительного законодательства [2]. Соответственно, это подчеркивает значимость прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, надзора за соблюдением прав осужденных.
Согласно ст 45 Конституции РФ в России каждому гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина со стороны государства [1].
Как считает В.А. Уткин, «по этой причине государство обязано создать и обеспечить наличие именно такого правопорядка, при котором любое физическое и юридическое лицо обладало бы реальной возможностью защищать свои права и законные интересы и получать государственную всеобъемлющую адекватную поддержку» [14].
Это подчеркивает значимость прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, так как заключенным в наибольшей степени сложно отстаивать свои права и законные интересы, находясь в данных учреждениях
В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации» основополагающей функцией прокурора является реализация надзора за неукоснительным и точным соблюдением требований Конституции РФ и исполнением принятых нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации [10]
Соответственно, прокурорский надзор осуществляется для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека.
Обратимся к определению прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания. Л С. Оводкова рассматривает прокурорский надзора в данной сфере как деятельность органов прокуратуры по соблюдению законности содержания в них лиц, законодательства, регламентирующего их правовое положение, обеспечивающих реализацию их прав и законных интересов, путем вынесения актов прокурорского реагирования в адрес соответствующих органов и учреждений, их руководителей, обязательных для немедленного исполнения [11].
Для того чтобы определить предмет прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, обратимся к более общему понятию «предмет надзора», которое в дальнейшем поможет нам сформулировать понятие предмета прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.
Одним из распространенных подходов к определению понятия «предмет надзора» в современной науке служит включение в него деятельности поднадзорных лиц, выражающейся в актах, действиях и решениях поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц. Следует также согласиться с мнением В.Ф. Крюкова о включении в предметы всех прокурорских отраслей (направлений) надзора за соблюдением правового положения личности со стороны поднадзорных лиц [7].
Полагаем, что такой подход применим к определению предмета большинства отраслей прокурорского надзора на современном этапе. Вместе с тем комплексный характер рассматриваемой отрасли предполагает, что отраслевой предмет надзора определяется с учетом требований не только ст. 32 Закона о прокуратуре, но и положений ст. 21,26 данного закона [10]. Исходя из этого, эти отрасли прокурорского надзора представляют собой специализацию общего надзора к отдельным сферам деятельности. В связи с этим предмет прокурорского надзора за местами исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы включает в себя:
- надзор за исполнением законов федеральными отраслевыми органами исполнительной власти, исполняющими уголовные наказания,
- надзор за исполнением законов должностными лицами указанных органов и учреждений при осуществлении ими деятельности, связанной с исполнением уголовных наказаний,
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны указан-
ных органов, учреждений и должностных лиц при осуществлении ими деятельности, связанной с исполнением уголовных наказаний;
- надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными выше органами, учреждениями И ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами при осуществлении ими деятельности, связанной с исполнением уголовных наказаний.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, осуществляется согласно положениям главы 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с УИК РФ к учреждениям и органам, исполняющим наказание в виде лишения свободы, относятся следующие [13]:
- колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, тюрьма, исправительная колония (п. 9 ст. 16 УИК РФ),
- наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (п. 10 ст. 16 УИК РФ).
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» определяет предмет прокурорского надзора в рассматриваемой сфере в ст. 32 следующим образом [10]:
- «законность пребывания граждан в местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и других организациях, которые исполняют наказание, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав, порядка и условий содержания задержанных, осужденных, заключенных под стражу граждан и лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,
-законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы».
Мы видим, что предмет имеет свою специфику и носит узконаправленный характер.
Можем сделать следующий вывод: прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы - это подотрасль прокурорского надзора, которая обладает собственным предметом надзора, который включает в себя надзор за соблюдением прав осужденного, соблюдением порядка и условий содержания, законностью нахождения осужденных в местах лишения свободы, законностью производства оперативно-розыскных мероприятий, предварительного расследования, осуществляемых в исправительных учреждениях, а также решений, принимаемых администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как отмечает О Н Кудобва, необходимо перенять опыт советского законодательства и включить в предмет прокурорского надзора в данной отрасли прокурорский надзор за осуществлением административного надзора за определенными категориями освобожденных лиц (сейчас он не входит в предмет прокурорского пенитенциарного надзора). Серьезное значение будет иметь и позиция прокурора, участвующего в судебном заседании при решении вопроса о досрочном освобождении осужденного, к которому применяются принудительные меры медицинского характера [9] Мы согласны с данной точкой зрения в пользу расширения предмета прокурорского пенитенциарного надзора, что позволит усилить надзор в сфере исполнения прав осужденных
Правовые отношения, которые существуют в сфере исполнения уголовных наказаний, безусловно, отличаются от пра-
воотношений, существующих в других областях права, и имеют свою специфику и проблематику.
Как справедливо отмечает О.А.Зайцев, «цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы сохранить их здоровье И ДОСТОИНСТВО и, в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения» [4].
Осужденные не могут в полной мере отстаивать свои права, и этот факт является предпосылкой для такого довольно часто встречающегося явления, как нарушение прав осужденных в местах лишения свободы [8].
Есть и другие причины, усугубляющие такое положение дел Одна из которых, низкий уровень правовой грамотности осужденных. Знание законодательных актов, условий их применения, сферы их применения, сроков процессуальных действий в рамках действующего законодательства и т.д. является одним из важных условий для эффективной защиты и восстановления ими своих прав и свобод.
Мы согласны с мнением Н П. Кирилловой, которая подчеркивает следующее: «Правовое просвещение осужденных практически отсутствует, т.к. не всегда администрация исправительного учреждения проявляет заинтересованность в развитии данного направления своей деятельности. Для того чтобы права и свободы осужденных лиц максимально соблюдались, призваны реализовывать свои полномочия специализированные прокуратуры» [5]
Именно поэтому в систему прокуратуры РФ входят специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,
которые должны организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности, касающиеся прав и свобод осужденных, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Также необходимо отметить, что прокурорский надзор в данной сфере является гарантией защиты прав и свобод незаконно осужденных к лишению свободы.
Если мы обратимся к Уголовно-испол-нительному кодексу Российской Федерации, а именно к ст. 12, 15, то сможем увидеть положения, закрепляющие право каждого из осужденных обратиться в прокуратуру с предложениями, жалобами, заявлениями на несоблюдение установленных законодательством РФ прав, порядка и условий содержания в исправительных учреждениях [13]
Среди наиболее распространенных обращений осужденных в прокуратуру выделяют следующие: обращения осужденного с жалобой на качество и нормы питания, а также на медицинское обслуживание в исправительном учреждении, на нарушение прав на переписку, жестокое обращение со стороны сотрудников исправительного учреждения и другие [6].
Осуществляя надзор за исполнением законов в данной области, прокурор прежде всего проверяет законность и обоснованность водворения осужденного в колонию определенного режима, избранного судом или судьей при постановлении приговора. Прокурор делает это путем ознакомления с судебным приговором.
Также в предмет данного прокурорского надзора включается и соблюдение режима, установленного в исправительном учреждении В местах лишения свободы должны быть созданы такие условия, чтобы они могли обеспечить: обязательную охрану и изоляцию всех осужденных, раздельное содержание осужденных как по полу, так и по характеру совершенных преступлений; приобщение
осужденных к труду и другие немаловажные условия.
В случае обнаружения лиц, незаконно содержащихся под стражей, прокурор своим постановлением освобождает их (ст. 33 Закона о прокуратуре) [10]. Это одно из важнейших направлений деятельности специализированной прокуратуры. К лицам, незаконно содержащимися под стражей, относятся лица, которые:
а) подлежали освобождению по окончании срока наказания, помилованию или амнистии, но не были по каким-то причинам освобождены;
б) должны быть освобождены в связи с пересмотром приговора в порядке надзора со снижением наказания, но продолжают содержаться в колонии,
в) были условно-досрочно или по болезни судом освобождены, но по каким-либо причинам задержаны в колонии.
Осуществляя прокурорский надзор, прокурор также может проверить соблюдение законов о труде в исправительном учреждении, принимает меры к тому, чтобы все осужденные были заняты общественно полезным трудом с учетом состояния их здоровья и квалификации.
Это лишь часть деятельности, входящей в предмет прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы Исходя из анализа данной деятельности, мы можем сделать вывод о значимости данного вида прокурорского надзора, прежде всего о значимости в виде надзора за соблюдением законности в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, надзора за соблюдением прав осужденных.
Один из проблемных моментов в данной теме - это определение пределов данного вида прокурорского надзора. Под пределами прокурорского надзора, как правило, понимают его нормативные границы. Общие пределы прокурорского надзора определяются статьями 21 и 26 Закона о прокуратуре и выражаются в нескольких ог-
раничениях деятельности прокуратуры, а именно:
1) в запрете вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных лиц,
2) запрете подменять в ходе осуществления надзора иные государственные органы и учреждения;
3) требовании проводить прокурорские проверки только по поступившей в органы прокуратуры информации о недопущении нарушения закона.
Большую роль играют специальные пределы, которые ЯВЛЯЮТСЯ критериями отграничения специальных отраслей между собой и их совокупного отграничения от общего прокурорского надзора.
Как отмечает О.В Воронин «некоторые из них устанавливаются в Законе о прокуратуре, например, пределы надзора по кругу субъектов и актов (ст. 32). Другие вытекают из смысла этого закона или служат результатом толкования норм действующего законодательства» [3].
Мы можем сделать вывод о том, что прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний в виде лишения свободы следует рассматривать как специализированный, относительно обособленный участок деятельности прокуратуры, который содержит в себе помимо общих предмета, задач, целей и полномочий прокуратуры специальные, обусловленные спецификой данной социальной сферы общественных отношений объекты, задачи и направления прокурорского надзора Необходимо отметить, что правильное определение предмета и пределов прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы имеет принципиальное значение, поскольку позволяет сконцентрировать внимание прокурора на тех аспектах функционирования исправительных учреждений, которые наиболее уязвимы с позиции обеспечения прав заключенных и осужденных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ отЗО. 12.2008 №6-ФКЗ,отЗО 12.2008 №7-ФКЗ,от05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. С.43 -98.
2. Велик В.Н. Обеспечение правовой защиты осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Рязань, 2015. 49 с.
3. Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. Томск: Изд-во НТЛ, 2013. 164 с
4 Зайцев O.A. Прокурорский надзор в Российской Федерации / O.A. Зайцев, П А Смирнов. М : Экзамен, 2016. 256 с.
5. Кириллова H П. Прокурорский надзор М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. 280 с.
6. Коробейников Б.В, Басков В.И. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. М. : Издательство «Зерцало», 2000. 512 с.
7 Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору в Российской Федерации: Учебник. Курск: ГУ ИПП, 2000. 464 с.
8. Кубасов A.B. Обеспечение принципа законности в исправительных колониях общего и строго режимов: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 32 с.
9 Кудобва О Н. Организация и контроль деятельности учреждений и органов, применяющих принудительные меры медицинского характера в отношении осужденных: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 27с.
10. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (редакция от 27.12.2018)//Российская газета, 18.02.1992. №39.
11 Оводкова Л.С. Деятельность прокуратуры и уполномоченного по правам человека по обеспечению прав и законных интересов лиц в местах принудительного содержания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 23 с.
12. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 (ред. от 23.09.2015) № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ 25.10.2010 г. № 43. Ст. 5544.
13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (редакция от 27.12.2018)// Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. 198 с.
14. Уткин В.А. Альтернативные санкции в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2013. 64 с.
REFERENCES
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF о popravkali k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatePstvaRF 2014. №31. S.43-98
2. Belik, V.N. Obespecheiiiepravovojzaslichityosuzhdennyhklislieiiiyusvobody: Avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk. Ryazan', 2015. 49s.
3. VoroninO.V. Teoreticheskie osnovy sovremennoj prokurorskoj deyatel'nosti. Tomsk: Izd-vo NTL, 2013. 164 s
4 Zajcev О A. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii / O.A. Zajcev, P.A. Smirnov M : Ekzamen, 2016. 256 c.
LAW
5. KirillovaN P. Prokurorskij nadzor. M.: Izdatel'skij dorn Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, Izdatel'stvo yuridicheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. 280 c.
6. Korobejnikov B.V,BaskovVI. Uchebnikdlya studentovyuridicheskihvuzovi fakul'tetov s prilozheniem normativnyh aktov. M : Izdatel'stvo «Zercalo», 2000. 512 s.
7. Kryukov V.F. Kurslekcij po prokurorskomu nadzoru v Rossijskoj Federacii: Ucheb. Kursk: GUIPP, 2000 464 s.
8. Kubasov, A.V. Obespechenie principa zakonnosti v ispravitel'nyh koloniyah obshchego i strogo rezhimov: Avtoref dis.... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2005. 32 s.
9. Kudobva O.N. Organizaciya i kontroF deyatePnosti uchrezhdenij i organov, primenyayushchih prinuditernyemerymedicinskogoharakteravotnosheniiosuzhdennyh: Avtoref dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2017. 27 s.
10 O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 № 2202-1-FZ (redakciya ot 27.12.2018) // Rossijskayagazeta. 18.02.1992. №39.
11. Ovodkova L.S. Deyatel'nost' prokuratury i upolnomochennogo po pravam cheloveka po obespecheniyu pravi zakonnyli interesov lie v mestah prinuditePnogo soderzlianiya: Avtoref dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2014. 23 s.
12. RasporyazheniePravitePstvaRF ot 14.10.2010(red. ot 23.09.2015) № 1772-r«OKoncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF 25.10.2010 g., №43. St. 5544.
13. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (redakciya ot 27.12.2018) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.01.1997. № 2. 198 s.
14. UtkinV.A. Al'ternativnyesankciivRossii: sostoyanie, problemyiperspektivy: M., 2013. 64s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
САЛИМЖАНОВ Денис Николаевич, магистрант 1 курса, кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права,Челябинский государственный университет, г Челябинск.
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент:
Горюнов Владимир Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент.