Научная статья на тему 'Предмет нецелевого расходования бюджетных средств муниципальными служащими'

Предмет нецелевого расходования бюджетных средств муниципальными служащими Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / BUDGETARY FUNDS / FORM OF BUDGETARY FUNDS GRANTING / TARGET BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феркалюк Ю. И.

В статье анализируется спорный в теории уголовного права и правоприменительной практике вопрос о предмете нецелевого расходования бюджетных средств, совершенного муниципальным служащим. Автор, в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики, формулирует определение предмета нецелевого расходования муниципальными служащими бюджетных средств, подчеркивает значение формы представления бюджетных средств для квалификации преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Феркалюк Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of a no-purpose expenditure of budgetary funds by municipal employees

The article analyzes the question disputable in the theory of criminal law and law-enforcement practice about a subject of a nopurpose expenditure of the budgetary funds performed by the municipal employee. The author, with a view of uniformity maintenance of the law enforcement practice, formulates the definition of a subject of a no-purpose expenditure of budgetary funds by municipal employees, underlines value of the form of representation of budgetary funds for qualification of crime.

Текст научной работы на тему «Предмет нецелевого расходования бюджетных средств муниципальными служащими»

tion, structure and dynamics of personal property thefts. Socially-dangerous acts made by theft are investigated on examples of modern judicial-investigatory practice. Publication contains a number of scientifically well-founded offers on qualification of criminal encroachments on the

property, on change and addition of the criminal code of Russian Federation.

Key words: theft; plunders; breach of confidence; qualification; mercenary motivation; criminological analysis.

УДК 343.2/.7

ПРЕДМЕТ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ

© Ю.И. Феркалюк

В статье анализируется спорный в теории уголовного права и правоприменительной практике вопрос о предмете нецелевого расходования бюджетных средств, совершенного муниципальным служащим. Автор, в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики, формулирует определение предмета нецелевого расходования муниципальными служащими бюджетных средств, подчеркивает значение формы представления бюджетных средств для квалификации преступления.

Ключевые слова: бюджетные средства; форма предоставления бюджетных средств; целевые бюджетные средства.

Несмотря на то, что введенная Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [1] в российский уголовный закон ст. 285.1 относится к группе норм, охраняющих финансовую сферу, законодатель разместил ее в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ. Поскольку исследуемая норма является специальной по отношению к ст. 285 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, постольку составообразующие признаки во многом совпадают. К примеру, непосредственным объектом совершенного муниципальным служащим нецелевого расходования бюджетных средств, подобно объекту злоупотребления должностными полномочиями, являются интересы муниципальной службы.

Однако исследование показало, что в большей степени ст. 285.1 УК РФ неоправданно конкурирует с иными нормами Особенной части, нежели способствует решению практических вопросов привлечения к уголовной ответственности.

Конкуренция становится возможной по причине выявленных в процессе практики применения ст. 285.1 УК РФ недостатков в ее законодательном определении, одним из которых является некорректное определение

предмета состава нецелевого расходования бюджетных средств.

В большинстве научных публикаций, учебников по уголовному праву и комментариев к Уголовному кодексу РФ признается, что предметом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, являются бюджетные средства независимо от формы их предоставления (финансирования) [2-8].

Проведенное автором изучение нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии в российском законодательстве определения бюджетных средств.

В уголовно-правовой науке высказывается ряд основанных на бюджетном законодательстве, а потому принципиально не отличающихся друг от друга точек зрения на понятие «бюджетные средства».

Исходя из анализа ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, Д.А. Бойков под бюджетными средствами понимает денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [6]. Р.С. Ефремов определяет бюджетные средства как выплачиваемые из бюджета денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [9].

Учитывая изложенное, предмет нецелевого расходования муниципальным служащим бюджетных средств - это целевые бюджетные средства в крупном (ч. 1 ст. 285.1 УК РФ) либо в особо крупном (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ) размерах, кроме предоставленных в форме бюджетного кредита либо выделенных юридическим лицам (за исключением муниципальных органов власти и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

Формами предоставления бюджетных средств (финансирования), согласно бюджетному законодательству, являются бюджетные ассигнования (ст. 69 БК РФ), субсидии (ст. 78 БК РФ), бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ), бюджетные кредиты (ст. 93.2 БК РФ), межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 129 БК РФ), из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 135 БК РФ), из местных бюджетов (ст. 142 БК РФ) и др. [10].

Результаты изучения уголовных дел по фактам нецелевого расходования бюджетных средств муниципальными служащими свидетельствуют, что в 39,8 % случаев ими расходуются бюджетные ассигнования, в 15,4 % -бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности, в 20,4 % - меж-бюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, предоставляемых в различных формах; в 24,4 % - меж-бюджетные трансферты из местных бюджетов бюджетам муниципальных образований, предоставляемых в различных формах.

Если по вопросу определения понятия «бюджетные средства» в уголовно-правовой науке дискуссий не возникает, то вопрос о значении для квалификации формы представления бюджетных средств вызвал в юридической литературе оживленные споры [6, 9, 11].

Вместе с тем систематическое толкование законодательства позволяет заключить, что форма предоставления бюджетных средств имеет непосредственное уголовно-правовое значение для решения вопроса о наличии

предмета нецелевого расходования муниципальным служащим бюджетных средств.

1. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ: ред. от 05.01.2006 // СЗ РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4848.

2. Бойко Н.Н. Уголовно-правовые аспекты ответственности бюджетных учреждений за нецелевое использование бюджетных средств // Российский следователь. 2007. № 10.

3. Офицерова А.В. Реформа российского уголовного законодательства: реалии и ожидаемые последствия (на примере статьи 285.1 УК РФ) // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2004. С. 274.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А.В. Бриллиантова. М.,

2008. С. 1003.

5. Лешина Т.Е. Предмет преступного посягательства нецелевого расходования бюджетных средств // Финансовое право. 2005. № 10.

6. Бойков Д.А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005.

7. Аверин А.И. Предоставление и возврат бюджетных кредитов // Российская юстиция. 2004. № 1.

8. Востриков Г.Г. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Право и экономика. 2009. № 2.

9. Ефремов Р. С. О некоторых особенностях предмета преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ // Российский следователь.

2009. № 3.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 3 авг. 1998. № 31. Ст. 3823.

Поступила в редакцию 2.09.2009 г.

Ferkalyuk Yy.I. Subject of a no-purpose expenditure of budgetary funds by municipal employees. The article analyzes the question disputable in the theory of criminal law and law-enforcement practice about a subject of a nopurpose expenditure of the budgetary funds performed by the municipal employee. The author, with a view of uniformity maintenance of the law enforcement practice, formulates the definition of a subject of a no-purpose expenditure of budgetary funds by municipal employees, underlines value of the form of representation of budgetary funds for qualification of crime.

Key words: budgetary funds; form of budgetary funds granting; target budgetary funds.

37Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.