ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зимовина О.А.
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Информационно-образовательное пространство вуза открывает новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения, т.к. внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использование компьютерных технологий позволяет разрешить основные противоречия образовательного процесса - индивидуализация обучения в условиях его всеобщности. Обучение в информационно-образовательном пространстве должно обеспечить студентов максимальным многообразием форм и приемов обучения, отвечающих потребностям и ожиданиям студентов с различными стилями обучения, ведущими репрезентативными системами, познавательными стратегиями и др.
В имеющихся исследованиях проблема индивидуализации обучения изучалась с позиций деятельностного и поведенческого подходов. Специфика деятельностного подхода заключается в том, что ведущая роль в развитии психики человека отводится деятельности. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности. В контексте деятельностного подхода выделяются критерии возникновения психики и стадии ее развития, специфические ведущие виды деятельности для разных возрастных периодов развития, за которыми признается движущая сила развития.
В рамках деятельностного подхода исследование стилей выстраивалось в основном в плане анализа самого теоретического конструкта индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, В.С Мерлин, Е.П Ильин), и в аспекте его проявления в различных видах деятельности: учебной (О.А. Конопкин, Е.Н. Неустроев, П.С. Прыгин, Л.А.Вятки-на, Э.И. Маствилискер, Е.Б. Дикопольская), спортивной (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Н.В. Приставкина, В.А. Толочек), коммуникативной (И.П. Шкуратова, И.Е. Исмагилова), познавательной (К.А. Альбуханова-Славская), саморегуляции (О.А. Конопкин, В.И. Моро-санова), педагогической (Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, Е.И. Щукина, А.А. Кирсанов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.К. Маркова, В.П. Бездузов, Е.А. Верцинская и др.). В выполненных исследованиях основной упор делается на анализе специфических характеристик, принадлежащих самой деятельности, в аспекте максимальной адаптации человека к ее требованиям.
Особое место исследованию феномена индивидуального стиля деятельности было отведено в теории интегральной индивидуальности, в рамках которой научно и экспериментально было обосновано положение о том, что стиль деятельности формируется в связи с совместным влиянием свойств, относящихся к различным иерархическим уровням индивидуальности. Разрабатывается идея о системообразующей и интегративной функциях индивидуального стиля по отношению к личности, а также о том, что по мере овладения деятельностью и вместе с ростом профессионального мастерства происходит
25
ISNN 1029-3388
установление более гибких связей между свойствами различных уровней индивидуальности и возрастает регулирующее влияние в этих связях свойств личностного.
Исследование когнитивных стилей было в дальнейшем осуществлено с позиций поведенческого подхода в рамках теории стиля индивидуальности (Г.А. Берулава) и ее развития в исследованиях Н.В. Фроловой, О.А. Зимовиной, С.А. Печерской, Т.Я. Реше-товой, Е.И. Татьяниной, Э.М. Сагилян, М.М. Берулавы, Т.Л. Сафоновой, в которых стиль индивидуальности рассматривается как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смыслового поля. В отличие от деятельности поведение человека не подчинено предварительно поставленной цели: здесь нет предварительного обдумывания, плана действий, предвидения. В этом смысле поведение ситуативно и является определенной реакцией на ситуацию. Важнейшей особенностью поведения, по сравнению с деятельностью, является то, что оно носит личностный характер. В связи с этим принципиальная разница между стилями деятельности и стилями индивидуальности состоит в том, что стили деятельности складываются целенаправленно и преимущественно сознательно. Стили индивидуальности лежат в сфере бессознательного и соответственно проявляются в поведении субъекта. Ситуация стимулирует поведение, но форма его проявления зависит от индивидуальности, которая определяет содержание и форму поведенческих реакций [2].
В научной литературе представлены исследования обучения в информационнообразовательном пространстве. Большинство исследователей рассматривают информационно-обучающую среду для решения задач совершенствования дидактической теории и практики, описывают модель учебного процесса в условиях информационно-образовательного пространства, позволяющих эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и студентов, интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности. Однако в то же время проблема индивидуализации обучения с позиций поведенческого подхода на основе учета когнитивных стилей студентов в рамках информационного образовательного пространства не являлась объектом специальных исследований.
Как показывает анализ исследований по проблемам обучения в информационнообразовательном пространстве, существует целый ряд авторских трактовок, определяющих специфику обучающей среды, основанной на компьютерных технологиях. Это явление во многом обусловлено неустоявшейся, динамично развивающейся терминологической базой компьютерных технологий обучения. Современные исследования информационно-образовательного пространства разноплановы. Для их обозначения используются такие термины, как «виртуальная среда обучения», «интегрированная учебная среда», «информационно-предметная среда», «предметная обучающая среда», «информационно-динамическая среда», «информационно-педагогическая среда» и др. С нашей точки зрения адекватно отражает сущность данного явления термин «информационнообразовательное пространство». В этом определении акцент делается на информационном характере образовательного пространства, поскольку информационно-знаниевые потоки составляют основу взаимодействия системы «человек-компьютер».
Анализ педагогических исследований (Б.Л. Агранович, П.Л. Брусиловский, С.Х. Васильченко, В.Г. Ерыкова, Е.Н. Зайцева Г.В. Кедрова, А.М. Коротков, О.П. Крюкай,
26
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013
В.Б. Лебединцев, Е.А. Локтюшинай, Ю.М. Насонова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Д.В. Смолин, Н.В.Сорокина) позволяет сделать вывод, что большинство авторов рассматривают информационно-обучающую среду для решения задач совершенствования дидактической теории и практики применительно к новым образовательным условиям и описывают модель учебного процесса, в которой используются ее возможности, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и студентов, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности.
Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей информационно-образовательного пространства в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования информационно-образовательного пространства. Обучение в информационно-образовательном пространстве вуза составляет целостную совокупность динамически изменяющихся образовательных ситуаций как системы психолого-педагогических и дидактических условий и стимулов, которая предоставляет студенту возможности осознанного выбора, корректировки и реализации собственной индивидуальной модели обучения, то есть осуществления самостоятельной учебной деятельности в соответствии со своими индивидуальными особенностями и познавательными стратегиями.
В информационно-образовательном пространстве вуза реализуются следующие основные функции: информационная; коммуникационная; индивидуализация обучения, обеспечивающая усвоение учебного материала в соответствии со стилем индивидуальности как процессуальной характеристикой поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смыслового поля; интегративная.
Исследование проблемы индивидуализация обучения с позиций поведенческого подхода в информационно - образовательном пространстве вуза является принципиально важным для осуществления индивидуализации развития личности, оказания помощи студенту в освоении управлением своего учения, реализации рефлексии и саморефлексии собственных познавательных структур, создания условий, при которых личность будет субъектом собственного развития.
Индивидуализация обучения в информационно - образовательном пространстве вуза позволит установить взаимосвязь индивидуальных познавательных стратегий студентов с другими структурами познавательного опыта: уточнить влияние комплекса смежных познавательных стратегий на формирование способностей; учитывать наличие динамической связи интеллектуальных действий и операций различных познавательных процессов, при устойчивом закреплении которых в деятельности обеспечивается формирование индивидуальных стилей;
В информационно-образовательном пространстве вуза возможна организация учебного процесса, обеспечивающая реализацию рефлексивных и критериально ценностноориентированных технологий обучения и педагогического общения с учетом когнитив-
27
ISNN 1029-3388
ных стилей студентов. Педагогическими средствами, обеспечивающими высокий уровень образовательной мотивации студентов вуза, могут стать средства рефлексивного общения студентов в информационно-образовательном пространстве с преподавателями, специалистами-профессионалами в соответствующих получаемым специальностям профессиональных областях; специалистами в области культуры, психологии, общепрофессиональных и специальных дисциплин; студентами-выпускниками; авторами учебников и учебных курсов.
В целях индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза необходимо конкретизировать содержание, уточнить структуру, свойства и педагогические возможности образовательного процесса. Для этого целесообразно дополнить информационное образовательное пространство вуза следующими направлениями: мотивирующими - информацией о трудоустройстве и достижениях выпускников вуза; культурно-просветительскими; развлекательными и игровыми (досуговыми), спортивными, внеучебными; социальными - в том числе новостными, сведениями о жизни вуза и студенческого сообщества и т.п.; средствами самопознания, саморазвития, в том числе некоторыми психодиагностическими средствами; лучшими работами студентов, включая дипломные и курсовые работы, рефераты, эссе, научно-исследовательские проекты и разработки; студенческим форумом; обратной связью с выпускниками -интервью с ними, статьи о них, воспоминания о вузе и советы нынешним студентам; методическим общением преподавателей; консультациями специалистов, дайджестами новостей в мире науки, важными профессиональными и официальными нормативными материалами.
Направления индивидуализации обучения студентов следует разрабатывать с учетом возможностей единого информационного пространства в сфере образования, которое включает четыре главных компонента. Они предполагают использование любой информации в зависимости от интересов, темпов познавательной деятельности, когнитивных образовательных стратегий личности: информационные ресурсы - документированные данные и знания сферы образования; информационное сообщество - множество субъектов (организаций и физических лиц) сферы образования, действующих в качестве генераторов информации, посредников и потребителей образовательной информации; информационная инфраструктура - информационные каналы и хранилища, информационные технологии, правовая и финансово-экономическая база информационной деятельности в сфере образования; информационная деятельность - совокупность процессов и действий, осуществляемых информационным сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры для производства продуктов и услуг в сфере образования.
Индивидуализация обучения в информационно-образовательном пространстве вуза располагает широким арсеналом методов обучения. Это проблемные, активные, развивающие и интенсивные методы, приспособленные к решению задач индивидуализации обучения. Существенными среди них являются методы информационного ресурса, компьютерных деловых игр, проектов, учебного компьютерного моделирования, вопрос - ответов.
Информационно-образовательное пространство вуза раскрывает возможности индивидуализации образования за счет выполняемых операций над информацией и информационно-коммуникационных технологий, в том числе: информационно-поис-
28
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013
ковые - технологии поиска информации; информационно-управленческие - технологии электронного управления; коммуникационные - технологии коммуникационного взаимодействия; текстовые - технологии создания и обработки электронных текстов различных видов и стилей; аппаратно-системные - технологии сбора, хранения и вывода информации.
Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза возможна за счет операций, выполняемых студентами над информацией, при реализации таких профессиональных целей, как: получение новых знаний; их распространение в пространстве и времени; управление поведением других людей.
Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза создает предпосылки для развития основных направлений формирования информационного поведения как формы готовности к использованию информационных технологий на основе стиля индивидуальности: развитие интеллектуального компонента информационно-компьютерной деятельности; развитие операционально-деятельностного компонента через деятельность по информационному самообслуживанию, направленную на использование информационных ресурсов, представленных с помощью информационных технологий; развитие мотивационно-ценностного (побуждающего) компонента через повышение уровня активности личности в работе с информационными технологиями; развитие информационного самосознания личности.
Библиографический список
1 .Асмолов, А.Г., Семенов, А.Л., Уваров, А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: Изд-во «НексПринт», 2010. - 84с.
2. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 235с.
3. Урсул, А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. - 1997. - № 2. - С. 1-11.
29