3.8. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКИ
Григорьянц Карина Арамовна, соискатель. Должность: заместитель генерального директора по административно-правовым вопросам. Место учебы: Московский государственный юридический университет им.О.Е.Кутафина. Место работы: ОАО «Ейский морской порт». Подразделение: кафедра «Гражданское право». E-mail: grigoka1@mail.ru
Аннотация: целью автора было рассмотреть наиболее полно действия, определяющие специфику договора лоцманской проводки и входящие в его предмет, а также определить значение и содержание указанных действий.
В исследовании были применены системный анализ правовых источников, регулирующих отношения по лоцманской проводке, эмпирический подход в обобщении судебной практики, обычной морской практики, а также диалектический метод при оценке действий лоцманской организации и судовладельца, входящих в предмет договора лоцманской проводки и ставших предметом научного исследования.
Работа представляет интерес для судовладельцев, капитанов судов, лоцманских организаций и лоцманов, лиц, предоставляющих возмездные услуги в сфере транспортных грузоперевозок, а также иных лиц, изучающих проблемы гражданского права.
Ключевые слова: лоцманская проводка, действия лоцманской организации, действия судовладельца, совместные действия сторон договора, рекомендации лоцмана.
SUBJECT OF THE CONTRACT OF PILOT CONDUCTING Grigoryants Karina Aramovna, competitor. Position: deputy CEO for administrative and legal questions. Place of study: The Moscow state legal university of O.E.Kutafina. Place of employment: JSC Yeysk Seaport. Division: Civil law chairs. E-mail: grigoka1@mail.ru
Annotation: the purpose of the author was to consider most fully the actions defining specifics of the contract of pilot conducting and entering its subject and also to define value and the content of the specified actions.
In research were applied the system analysis of the legal sources governing the relations on pilot conducting, empirical approach in synthesis of jurisprudence, usual sea practice, and also a dialectic method at the assessment of actions of the pilot organization and the shipowner entering subject of the contract of pilot conducting and who became a subject of scientific research.
Work is of interest to shipowners, captains of ships, the pilot organizations and pilots, the persons providing paid services in the sphere of a transport cargo transportation, and also the other persons studying problems of civil law. Keywords: pilot conducting, actions of the pilot organization, action of the shipowner, joint actions of the parties of the contract, recommendation of the pilot.
Договор лоцманской проводки не поименован в гражданском законодательстве и предмет договора закреплен в отдельных нормах Кодекса торгового мореплавания РФ1 (далее - КТМ), Кодекса внутреннего
1 "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
водного транспорта РФ2 (далее - КВВТ), Положения о морских лоцманах РФ3 и Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации4 (далее -Положение о лоцманской службе).
По мнению отдельных юристов «предметом договора оказания лоцманских услуг является предоставление капитану судна информации об особенностях плавания в данном районе и рекомендаций по осуществлению безопасного мореплавания. В зависимости от вида лоцманской проводки (лоцманская проводка судна на подходах к морскому порту, в пределах акватории морского порта, между морскими портами) предмет договора соответственно уточняется5.
Полагаем, что предмет договора, так, как он сформулирован цитируемым автором, является необоснованно суженным и не включает в себя отдельные действия обязанных по договору лиц, определяющих специфику договора лоцманской проводки.
Считаем, что в предмет договора лоцманской проводки входят действия не только лоцманской организации, но и судовладельца, непосредственно направленные на достижение целей безопасности судоходства и охраны водной среды.
Действия обязанных по договору лиц, входящие в предмет договора, можно классифицировать на:
- действия лоцманской организации в лице лоцмана;
- действия судовладельца в лице капитана;
- совместные действия лоцманской организации и судовладельца.
Раскроем действия лоцмана, составляющие предмет договора лоцманской проводки.
В соответствии со ст.96 КТМ лоцман дает капитану судна разумные рекомендации при следовании судна под лоцманской проводкой.
Аналогичной нормы в КВВТ нет, но соответствующие действия лоцмана при речной проводке предусмотрены в Положении о лоцманской службе.
Так, лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем (п.1.6 Положения о лоцманской службе).
Следует отметить, что понятие «помощь», как оно указано законодателем, гораздо шире термина «рекомендация» и включает в себя не только рекомендации и советы, которые дает лоцман капитану судна в ходе лоцманской проводки, но и иные действия лоцмана, которые будут рассмотрены дальше.
Пункт 34 Правил плавания в акватории Северного
6
морского пути установлено, что во время ледовой лоцманской проводки судна ледовый лоцман дает капитану судна рекомендации в отношении оценки ледовых условий и возможности безопасного плавания судна в этих условиях.
2 "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ//
"Собрание законодательства РФ", 12.03.2001, N 11, ст. 1001.
3 «Положение о морских лоцманах Российской Федерации», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 г. N 112// "Российская газета", N 195, 17.09.2008 г.
4 "Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации", введенное в действие Приказом Минтранса РФ от 03.02.1995 г. N 11// "Российские вести", N 90, 18.05.1995 г.
5 Иванов Г.В. Особенности правового регулирования лоцманской проводки судов как договора оказания возмездных услуг: Дисс... канд. юрид.наук. М., 2006. С.80.
6 Приказ Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути»//
СПб «КонсультантПлюс»: Версия Проф
Рекомендации должны формироваться на основании как предоставленной капитаном судна информации о судне, так и на основании знаний лоцманом условий плавания в районе проводки судна.
Исходя из обычной морской практики рекомендации лоцмана даются в устной форме.
Разумными рекомендациями следует считать те, которые непосредственно связаны с лоцманской проводкой и соответствуют ее задачам, обоснованы и учитывают все факторы, влияющие на судоходство и плавание судна. К разумным рекомендациям относятся советы, которые соответствуют изменяющимся обстоятельствам, при которых проходит лоцманская проводка (погодным условиям, состоянию судоходства на пути следования судна и т.д.), являются исполнимыми в силу технических характеристик судна и соответствуют законодательным нормам, регулирующим лоцманскую проводку.
Рекомендации даются лоцманом на всем пути следования судна, что не означает того, что они должны даваться ежеминутно. Рекомендации должны быть даны по мере их необходимости. При этом при длительной лоцманской проводке проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами.
При даче рекомендаций лоцман не может отвлекаться на иные действия, не направленные на информирование капитана об условиях плавания судна под лоцманской проводки.
Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при вынесении решения по исковому заявлению ЗАО «СК «БашВолготанкер» (владелец судна «Комсомол Волгограда») к Компании «ТОРМ А/С» (владельцу танкера «Тогт Saone») и ФГУП «Росморпорт», лоцман которого осуществлял лоцманскую проводку «Комсомола Волгограда», установил вину лоцмана в том, что он не остановил лоцманскую проводку во время подключения и настройки своего персонального компьютера и не давал в это время рекомендаций капитану судна по управлению судном, чем не обеспечил безопасность мореплава-ния7'
В соответствии с п.34 Правил плавания в акватории Северного морского пути лоцман дает рекомендации в выборе оптимального нуги движения судна и соответствующей тактики плавания судна во льдах при самостоятельном плавании; выбора скорости судна и способов выполнения судном маневров, исключающих опасное взаимодействие корпуса и винторулевого комплекса судна со льдом; способов поддержания безопасной скорости и дистанции до ледокола или судна, идущего впереди, при следовании в ледовом караване. Таким образом, при следовании по Морскому Северному пути выбор лоцманом оптимального следования осложняется наличием не только иных судов, идущих за ледоколом в караване, но и наличием ледовых объектов.
К действиям лоцманской организации, которые входят в предмет договора, относится контроль лоцманом месторасположения судна, которое идет под его лоцманской проводкой, относительно фарватера, имеющихся на пути следования гидросооружений и иных судов.
Лоцман должен постоянно вести наблюдение за любыми изменениями условий плавания, имеющих зна-
7 Решение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2013г. по делу № А56-62306/2011// СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика.
чение для безопасности проводимого судна и иных судов в районе лоцманской проводки судна (под.1 п. 14 Положения о морских лоцманах).
В соответствии с под. 3 п.14 Положения о морских лоцманах лоцман обязан непрерывно контролировать местоположение судна, используя методы графического счисления, анализа, инструментального и глазомерного определения навигационных параметров.
Непрерывный контроль за месторасположением судна, лоцманскую проводку которого осуществляет лоцман, должен рассматриваться не как отдельное действие, а как деятельность по исполнению договора лоцманской проводки.
Непрерывность здесь употребляется в значении обязанности лоцмана в каждый любой момент времени осуществлять действия, направленные на идентификацию положения судна относительно объектов, которые могут оказать влияние на плавание судна.
Под контролем законодатель понимает проверку месторасположения судна на соответствие заданной прокладке пути и приборам, особое внимание уделяя контролю за боковым смещением судна и подходам к точкам начала и окончания поворота судна.
Лоцману обязан для определения места судна на картах не только непрерывно контролировать смещение судна по отношению к навигационным ориентирам, но и использовать дублирующие способы, дающие наибольшую четкость обсервации.
Дополнительными средствами для определения местоположения судна могут служить судовая навигационная система с компасом, эхолот, визуальная обсервация по береговым объектам.
Так, Федеральным арбитражным судом СевероКавказского округа постановлением было установлено, что 13.11.2012г. ошвартованному на причале судну "Святитель Петр" (владелец ООО "Балтийский флот") причинен ущерб в результате навала танкера "Волго-Нефть 229" (судовладелец ЗАО "СВ-ТАНКЕР") под управлением его капитана и в присутствии лоцмана ФБУ "Администрация "Волго-Балт". В ходе судебного разбирательства судом были выяснены обстоятельства того, что разворот судна "Волго-Нефть 229" против ветра и его смещение по отношению к навигационным ориентирам не было вовремя проконтролировано лоцманом, что привело к невыполнению капитаном запоздавшей рекомендации лоцмана о необходимости увеличения оборотов главного двигателя.8
В предмет лоцманской проводки входят также действия лоцмана по передаче информации капитану судна по оценке навигационной обстановки и управлению судном.
Согласно пункту 18 Положения о морских лоцманах морской лоцман, используя знание правил плавания в районе лоцманской проводки судна, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других условий и местных особенностей района лоцманской проводки судна, а также влияния этих условий на плавание судна и свой практический опыт, оказывает помощь капитану судна в оценке навигационной обстановки и управлении судном.
Под навигационной обстановкой законодатель понимает не только условия, в которых должна производиться лоцманская проводка (характер местности, наличие и расстановка радиосветотехнических средств в
8 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2014г. по делу № А56-32342/2013// СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика.
данном районе, метеорологические условия, технические данные судна и характеристика его навигационного оборудования), но и особенности выполняемой операции, для которой приглашен лоцман (постановка судна к причалу, проход по акватории, следование по району необязательной лоцманской проводки).
При принятии лоцмана на судно по сложившейся морской практике лоцман, прежде всего, передает капитану или вахтенному помощнику капитана информацию о соответствии используемой на судне навигационной карты действительности.
Действия по предоставлению капитану информации о навигационной обстановке опираются на законодательные требование к знаниям лоцмана о навигационных характеристиках района лоцманской проводки, в том числе, о расположении портовых сооружений, глубинах и мелях по пути следования судна, схемах движения судов и т.д.
Для обеспечения безопасного прохождения судов по внутренним водным путям лоцманскими организациями и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России подписываются соглашения об обеспечении судоводительной гидрометеорологической информацией9.
В предмет лоцманской проводки входят действия лоцмана по управлению судном.
Полагаем, что при прохождении судна по району лоцманской проводки невозможны без нахождения лоцмана на мостике.
Лоцман по поручению капитана судна может отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому (ст.97 КТМ РФ). По мнению юристов, решение капитана о наделении лоцмана такими полномочиями должно
быть четко согласовано до начала лоцманской про-
10
водки и доведено до сведения рулевого» .
Представляется, что такой вывод о времени принятия и сообщения решения является необоснованным, поскольку в силу имеющихся полномочий капитан судна может распределять вахтенную службу в любой момент по своему усмотрению и в соответствии с условиями прохождения определенного участка водного пространства.
Также в специальной литературе обращается внимание на то, что в целях ускорения выполнения маневра судна лоцман по поручению капитана может отдавать указания не только рулевому, но и буксирам, сопровождаемым судно, а также в машинное отделение.
При этом лоцман является дополнительным членом навигационной вахты на судне и перед началом лоцманской проводки включается в схему организации
11
мостика для конкретных условий.
Следует отличать поручение лоцману самостоятельно отдавать распоряжение рулевому от действий лоцмана при временном оставлении капитаном мостика и уведомлением лоцмана об этом с указанием лица, ответственного за управление судном (ст.98 КТМ РФ).Такое лицо должно относиться к командному со-
9 Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации(постатейный): под ред.Алихаджиева А.С., Артемьев Е.В., Куликова О.В., Свечникова И.В. : Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012// СПС «КонсультантПлюс»: Постатейные комментарии и книги.
10 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации: коммент./ под ред.Г.Г.Иванова. - М., 2000. С.169.
11 Шарлай Г.Н. Управление морским судном : учебное пособие/
Г.Н.Шарлай. - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2015. С.467.
ставу судна и должно быть определено до начала лоцманской проводки при согласовании ее плана.
К действиям лоцмана по управлению судном относится и приостановление проводки.
В целях обеспечения безопасности судоходства и плавания судна при определенных обстоятельствах лоцману предоставлено право приостановить лоцманскую проводку. К таким обстоятельствам можно отнести ухудшение погодных условий (гидрометеорологические факторы), поломка судна, в том числе, выход из строя любого механизма и оборудования, работа которых влияет на движение судна и его маневровые характеристики (технические факторы), невыполнение капитаном судна рекомендаций лоцмана (субъективные факторы), наличие повреждений фарватеров, гидросооружений, скопление судов по пути следования судна под лоцманской проводкой (навигационные факторы).
В частности, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришел к выводу, что лоцманы на судах знали, что практически одновременно предстоят маневры двух судов в стесненных условиях и, до выяснения полной ситуации на рейде якорной стоянки № 5А до начала движения судов, не воспользовались правом приостановления лоцманской проводки судна в целях безопасности плавания судов до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить безопасное плавание судна.12 Поэтому убытки были распределены с учетом вины лоцманской организации.
Полагаем, что приостановка проводки должна быть зафиксирована в лоцманской квитанции и судовом журнале судна. Приостановка осуществляется лоцманом путем сообщения о приостановке лоцманской проводки в устной форме капитану судна и считается произведенной с момента такого сообщения.
К действиям судовладельца в лице капитана, которые входят в предмет договора лоцманской проводки, относится предоставление сведений о маневровых и эксплуатационных характеристиках судна.
В соответствии со ст.95 КТМ капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.
Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.
Капитан знакомит лоцмана с особенностями перехода на участке проводки и о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке (п.3.4 Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации).
Капитан по требованию лоцмана должен сделать объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.
Г.Г.Иванов полагает, что «эти данные необходимы лоцману для получения правильного представления о судне и непосредственно влияют на характер советов, которые лоцман будет давать капитану при проводке»13.
12 Решение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2013г. по делу № А56-62306/2011// СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика.
13Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации: коммент./ под ред.Г.Г.Иванова. - М., 2000. С. 168.
Однако нам не ясно, каким образом и в какой форме лоцман должен получить дополнительные сведения о судне, ведь при лоцманской проводки на прохождение судна по району проводки всегда влияют маневровые характеристики, эксплуатационные свойства всего судна и отдельных элементов его устройств (двигательной установки, подруливающих устройств и т.д.), текущее состояние судна к моменту начала лоцманской проводки.
Полагаем, что действия капитана по предоставлению лоцману информации о судне включают в себя передачу лоцману лоцманской карточки и заполнение лоцманской квитанции в части указания сведений о судне после допуска лоцмана к проводке судна.
При этом лоцманская квитанция, предъявляемая лоцманом перед началом лоцманской проводки, содержит и те сведения, которые заполняются капитаном после начала лоцманской операции, следовательно, поступление информации об основных характеристиках судна путем заполнения лоцманской квитанции в части характеристик судна отнесено в морской практике к моменту начала проведения лоцманской проводки и является действием капитана, входящим в предмет лоцманской проводки и определяющим специфику этого договора.
В соответствии с п.25 Положения о морских лоцманах, п.3.2 Положения о лоцманской службе капитан судна обязан предоставить лоцману перед началом лоцманской проводки заполненную лоцманскую карточку, содержащую точные данные о технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках судна, его частей и оборудования и другую важную информацию, которая относится к судну и может повлиять на принятие решений в ходе осуществления лоцманской проводки. В карточке должна быть указана дата ее составления, инициалы и фамилия капитана судна, она должна быть заверена подписью капитана.
Считаем, что действия капитана по предоставлению лоцману информации о судне, содержащейся в лоцманской карточке и подписание ее лоцманом являются действиями, входящими в предмет лоцманской проводки.
При этом, по сложившейся морской практике при любых изменениях в состоянии судна при проведении лоцманской проводки капитаном или вахтенным помощником капитана должны быть совершены действия по доведению сведений об этих изменениях до лоцмана.
Предлагается внести дополнение в пункт 1 статьи 95 КТМ о том, что любые изменения в состоянии судна в ходе лоцманской проводки незамедлительно доводятся до сведения лоцмана, о чем делается соответствующая запись в лоцманской квитанции.
Судовладелец также должен оплатить услуги лоцманской организации, при этом цена договора определяется на основании тарифов, устанавливаемых для каждой лоцманской организации Приказами ФСТ, исходя из вида обязательной лоцманской проводки (речная, морская) и вида лоцманской операции (постановка к причалу, проводка по внутренним водным путям, проводка по акватории на определенное расстояние и т.д.)
В предмет договора лоцманской проводки входят также совместные действия сторон договора, к которым законодателем отнесено, прежде всего, согласование плана предстоящей проводки.
В соответствии с п.12, 24 Положения о морских лоцманах перед началом лоцманской проводки судна
морской лоцман и капитан судна должны произвести действия по согласованию плана предстоящей лоцманской проводки судна; предстоящей постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них; согласовать порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за последствиями исполнения таких распоряжений в процессе предстоящей лоцманской проводки судна.
В ходе лоцманской проводки лоцман и капитан совершают действия по обмену информации о ходе лоцманской проводки, при этом такой обмен информацией включает достижение согласия по плану и процедурам планируемой проводки, включая планы действий на случай чрезвычайных ситуаций.
Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке (п.3.4. Положения о лоцманской службе).
В юридической литературе также отмечается, что «в обязанности лоцмана входит предупреждение капитана перед началом лоцманской проводки об особенностях плавания в соответствующем районе, а также об имеющихся в данном районе опасностях (метеорологических, навигационных, гидрографических и т.п.) для плавания судна. Лоцманом совместно с капитаном обсуждается план проводки судна и вырабатывается наиболее безопасный способ ее осуществления»14.
Примеры из судебной практики подтверждают значение совместных действий лоцмана и капитана. Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа было установлено, что теплоход "81гокко" на Выборгском морском канале во внутренних морских водах России совершил навал на светящий знак "Итяпалу"....На навигационном мостике в момент аварии находились лоцман и капитан теплохода "81гокко". В результате указанной аварии на море основание светящего навигационного знака было частично разрушено, а верхняя его часть со светооптическим устройством упала в воду и затонула.
Согласно заключению по расследованию указанной аварии на море данному аварийному случаю навала судна с лоцманом на борту на светящий знак способствовали следующее обстоятельство: не была проведена детальная совместная проработка маршрута
15
лоцманской проводки лоцманом и капитаном» .
Необходимые действия капитана и лоцмана по обсуждению в ходе лоцманской проводки погодных условий и характеристик фарватера и схем судоходства в законодательстве закреплены как информирование капитана судна о навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания, состоянии судоходства, наличии на пути следования навигационных и других опасностей и особенностей; о характеристиках средств навигационного оборудования и навигационных ориентиров на пути следования, способах и особенностях их использования; об имеющихся в районе лоцманской проводки СУДС, других системах обеспечения безопасности мо-
14 Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта// 2003. - М., С.165.
15 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2013 по делу N А56-66344/2010// СПб «КонсультантПлюс»: Судебная практика.
реплавания и о порядке взаимодействия с ними (п. 12 Положения о морских лоцманах).
Подобные совместные действия в Положении о лоцманской службе не называются, но очевидно, что при лоцманской проводке по внутренним судоходным путям, они осуществляются.
К совместным действиям в ходе лоцманской проводки относится обсуждение лоцманом и капитаном любых обстоятельств, могущих оказать влияние на лоцманскую проводку судна, в том числе, маневренных характеристик судна.
В соответствии с п.37 Правил плавания в акватории Северного морского пути перед началом лоцманской проводки судна ледовый лоцман обязан согласовать с капитаном судна план предстоящего рейса в акватории Северного морского пути; согласовать с капитаном судна план предстоящего следования в ледовом караване или в одиночном плавании за ледоколом; согласовать с капитаном судна порядок взаимодействия при управлении судном, а также контроля за последствиями исполнения распоряжений капитана судна в процессе предстоящей ледовой лоцманской проводки судна; согласовать с капитаном судна время отдыха ледового лоцмана16. Такие совместно обсуждаемые сведения обусловлены географическим положением, сложностью маршрута.
Исходя из вышеизложенного предмет договора лоцманской проводки можно определить как
1) действия лоцманской организации в лице лоцмана:
а) по даче рекомендаций капитану судна при плавании судна в районе лоцманской проводки судов,
б) по оказании помощи капитану судна в оценке навигационной обстановки,
в) по контролю за месторасположением и движением судна,
г) по непосредственному управлению судном;
2) действия судовладельца в лице капитана судна:
а) по выполнению разумных рекомендациям лоцмана,
б) по предоставлению информации о судне,
в) оплате лоцманских услуг;
3) совместные действия сторон договора по обсуждению плана лоцманской проводки и любых обстоятельств, возникающих в ходе лоцманской проводки, которые могут оказать влияние на лоцманскую проводку.
РЕЦЕНЗИЯ на статью Карины Арамовны Григорьянц «Предмет договора лоцманской проводки»
Актуальность данной статьи объясняется тем, что в условиях развития торгового морского и внутреннего водного плавания в целях обеспечения безопасности плавания судов и защиты водной среды важное значение имеет совершенствование правового регулирования отношений по лоцманской проводки судов. Для решения вопроса о заключении договора лоцманской проводки необходимо определить существенные условия договора лоцманской проводки, и, прежде всего, предмет.
В статье представлены точки зрения отдельных юристов о предмете договора лоцманской проводки.
Обоснована авторская позиция о действиях лоцманской организации, судовладельца и совместных действиях лоцманской организации и судовладельца, которые составляют предмет договора лоцманской проводки.
В статье приводятся судебные акты (постановления федеральных арбитражных судов и решение суда первой инстанции), подтверждающие учет и значение судебной практикой действий лоцманской организации и судовладельца.
Выводы в статье сделаны на основании анализа Кодекса торгового мореплавания РФ. Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Положения о морских лоцманах, Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации.
Содержание статьи К.А.Григорьянц - соискателя кафедры гражданского права Университета имени О.Е.Кутафина - связано с темой ее диссертационного йсследования и с практической деятельностью соискателя, занимающей должность заместителя генерального директора по админисгративно-правовым вопросам ОАО «Ейский морской порт». Следует отметить, что в журнале «Пробелы в российском законодательстве» данной теме не было посвящено отдельных статей. Подготовленная К.АХригорьянц публикация не передавалась в другие издания.
Статья Карины Арамовны Григорьянц «Предмет договора лоцманской проводки» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Профессор кафедры Гражданского права Московского государственного юридического Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), докт. юрид. наук М.Н.Малеина ^С^
16 Приказ Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути»// СПС «КонсультантПлюс»: Версия Проф.