случаях, когда в качестве подозреваемого выступает иностранный гражданин у него имеется полное право в течение 3 часов с момента задержания осуществить телефонный звонок на языке, котором он владеет в присутствии следователя, дознавателя и переводчика.
Таким образом, несмотря на совершенное преступление и непринадлежность к гражданству нашей страны лицам, оказавшимся в чужеродной обстановке, гарантируется дополнительная защита их прав и законных интересов, что делает уголовный процесс более рациональным и справедливым.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 04.07.2020) // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 05.05.2023);
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.042.2023) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073942 (дата обращения: 05.05.2023);
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" // https://www.vsrf.ru/documents/own/8439/;
4. Францифоров Ю. В. Манова Н. С., Уголовный процесс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. 422 с.
© Худякова М.Ю., 2023
УДК 78.01.29
Юхно Я.А.
Командир отделения ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, Россия Кусенев И.П. Командир отделения ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, Россия Научный руководитель: Чужинов И.Ю.
Кандидат военных наук, Заместитель начальника кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, Россия
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ
Аннотация
В статье приведены особенности и анализ некоторых проблем, возникающих при комплектовании воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации младшим командным составом пути их решения.
Ключевые слова
Младшие командиры; сержантский состав.
Во всех армиях мира сержанты - это важная составляющая системы командования. Являясь младшими командирами, они выполняют функции непосредственного воспитания и обучения личного состава подразделений, руководства им.[1]
В Красной армии звание «сержант» появилось 2 ноября 1940 года. Особенность сержантского состава состояла в том, что ими становились не кадровые военные, а военнослужащие по призыву, что, по замыслу советского военного руководства, создавало большой мобилизационный резерв армии. Такой подход в то время оправдывал себя - в декабре 1979 года была сформирована крупная группировка Советских войск для ввода в Афганистан [2].
Советская Армия в свое время накопила богатый опыт подготовки сержантов. Однако на протяжении десятилетий руководство страны планировало проведение огромных наземных операций, сопоставимых по размаху с операциями 1941-1945 годов, которые бы вновь, как и в период Великой Отечественной Войны потребовали бы колоссального призыва военнообязанных. Необходимое число сержантов при этом мог дать только контингент запасников, соответственно в мирное время необходимо было подготовить как можно больше младших командиров. Поэтому воинские должности сержантов преимущественно комплектовались военнослужащими по призыву. Кроме того, высокий престиж службы и относительно высокий уровень материального стимулирования помогали оставлять лучших сержантов на сверхсрочную службу.[3]
Важно отметить, что кардинальные изменения произошли на рубеже 60-70 годов прошлого века, выразившиеся в сокращении срока службы, для солдат и сержантов Советской армии до двух лет.
Проведенный анализ показал, что за такое короткое время невозможно подготовить специалиста способного выполнять весь возложенный на него функционал по профилю. Полностью комплектовать все сержантские должности кадровыми военнослужащими, как в западных армиях, было невозможно. Как показала практика, объяснялось это несколькими причинами: значительно выросло благосостояние населения, произошло общее падение престижа военной службы и ряд других причин. Однако, важно отметить, что самая главная причина, по которой сверхсрочная служба не пользовалась популярностью, заключалась не в этом. Переносить тяготы и лишения армейской или флотской жизни можно, только имея очень сильный стимул. Во всех вооруженных силах и во все времена данным стимулом являлось честолюбие. В армию, на флот приходили молодые люди, желающие в конкурентной борьбе, связанной с построением служебной карьеры, доказать свою состоятельность и получить заслуженную награду в виде воинского звания, наглядно свидетельствующего об успехе, которого они достигли.[4]
Звание же сержанта сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР этим требованиям не соответствовало. Вся «карьера» младшего командира была рассчитана на срок срочной службы, то есть на два года. А спустя два года сверхсрочной службы сержант достигал предела своей карьеры - звания старшины. Исходя из этого сержант - срочной службы, прослуживший 1,5 года, и сержант-сверхсрочник, прослуживший 15 лет, имели равные воинские звания. Стимул, который являлся и является основой всей военной службы, утратил свою эффективность.[5]
Анализ изучения практики зарубежных вооруженных сил, показал, что, к примеру, в бундесвере на высшую сержантскую должность - обер-штабс-фельдфебеля - можно претендовать, как правило, в 50-летнем возрасте, последовательно пройдя должности унтер-офицера, фельдфебеля, обер-фельдфебеля, гаупт-фельдфебеля и штабс-фельдфебеля. Таким образом, престиж звания, которое является наградой за 30 лет службы, не столь низок [6].
Командование Вооруженных Сил СССР прекрасно осознавало проблему, и для ее решения с 1 января 1972 года вводятся звания прапорщика (мичмана). Изначально предполагалась, что оно будет наградой для наиболее достойных сверхсрочников и станет вершиной их карьеры. Идею такого звания -
промежуточного между офицерами и сержантами - позаимствовали в чехословацкой армии.
Однако тут возникла новая проблема: каким образом встроить только что учрежденное звание с существующей системой должностей ВС СССР? Сложившаяся система военной службы предусматривала строгое соответствие каждой должности определенному званию - штатной категории. Для звания прапорщика требовалось предусмотреть соответствующие должности. Однако сделать это было сложно, так как существующую систему званий и должностей не хотели изменить, а намеревались лишь дополнить. Между тем необходимо было изыскать должности, которые бы не являлись ни офицерскими, ни сержантскими. В войсках ими стали должности старшин рот, а также начальников складов и им равные. Построить полноценную иерархию из нескольких воинских званий, соответствующих должностям, было невозможно, в связи с малочисленностью штатных должностей.
Необходимо отметить, что на рубеже 60-70-х годов в ВС достигла своего пика научно-техническая революция. В армию и на флот начали поступать новейшие многофункциональные вооружение и военная техника. Для ее эксплуатации требовались подготовленные специалисты. В связи с этим, воинское звание прапорщика (мичмана) в ПВО, ВВС, ВМФ было решено присваивать военнослужащим со среднетехническим образованием, окончившим специальные образовательные учреждения. Поступать в них могли молодые люди в возрасте с 18 лет. В последующем подобную практику стали внедрять во все ВС.
Выбранная интеграция привела к потере ключевой идее о высшем звании для сержантов. Прапорщики (мичманы) наряду с солдатами, сержантами и офицерами превратились в отдельную категорию военнослужащих со своей системой комплектования и подготовки. В Вооруженных Силах, где все строится на честолюбии, появилась категория военнослужащих, которая была лишена перспективы служебного роста. Получив звание прапорщика и прослужив в ВС 25 лет, военнослужащий увольнялся в запас в том же звании и с той же должности.
Введение в 1981 году звания старшего прапорщика (старшего мичмана) проблему не решило. Важно отметить, что в чехословацкой армии, у которой была позаимствована идея, к этой категории, промежуточной между сержантами и офицерами, относятся целых шесть званий и комплектуются ими должности ротного звена.
В результате извилистой цепочки реформ Советская армия получила категорию, которые по статусу практически соответствовали офицерам, но были абсолютно лишены каких-либо карьерных стимулов, что не могло не отразиться на их служебных качествах.
Кроме того, превращение прапорщиков (мичманов) в отдельную категорию окончательно ликвидировало идею комплектования сержантских должностей военнослужащими сверхсрочной службы. Зачем сверхсрочнику служить на должности сержанта, проходя через воинские звания, которые ничем не отличаются от званий военнослужащих срочной службы, если можно после короткого обучения в школе прапорщиков получить воинское звание выше любого сержанта и статус, близкий к статусу офицера.
В результате к началу 90-х годов обязанности сержантов в Советской армии выполняли сразу три совершенно разные категории военнослужащих - сержанты срочной службы, сержанты сверхсрочной службы и прапорщики. Но ни одна из этих категорий полноценными сержантами не стала.[7]
Сержанты-срочники по своему статусу ничем не отличались от рядовых, не имели реальной власти и само собой не пользовались у подчиненных никаким авторитетом. Фактически это были такие же рядовые, иногда чуть лучше подготовленные. Сержанты сверхсрочной (в дальнейшем - контрактной) службы практически отсутствовали, так как при малейшем честолюбии любой военнослужащий-сверхсрочник без труда мог стать прапорщиком. Прапорщики тоже были далеки от идеала, низкое
служебное рвение, обусловленное отсутствием какой-либо карьерной перспективы, не способствовало их превращению в полноценных младших командиров. В результате практически все обязанности, которые в западных армиях выполняют сержанты, такие как непосредственная подготовка и повседневное руководство личным составом, перекладывались на офицеров.
И все же, несмотря на все свои недостатки, институт прапорщиков (мичманов) благополучно пережил Вооруженные Силы СССР и после небольшого перерыва существует по сей день.[8]
В 2008 году продолжительность срочной службы ограничили одним годом. Комплектовать должности сержантов военнослужащими по призыву стало окончательно невозможно, так как срок выслуги в каждом звании (а значит, и на каждой должности, которой звание соответствует) составлял бы 1-2 месяца. С 1 января 2008-го увеличились сроки выслуги во всех званиях, в том числе и для сержантов. Военнослужащий во время прохождения военной службы по призыву теперь может получить только звание младшего сержанта (старшины 2-й статьи). Так был реализован переход на комплектование сержантских должностей только военнослужащими по контракту.
Формирование полноценного сержантского корпуса Российской армии необходимо начинать практически с нуля. Очевидно, это должны быть настоящие профессионалы, подлинные лидеры воинских коллективов, пользующиеся непререкаемым авторитетом у подчиненных. Истинный же профессионализм в любой области подразумевает в первую очередь следующее: человек посвящает избранному делу всю жизнь. А обратной стороной лидерства является честолюбие.
В соответствии с «Положением о порядке прохождения военной службы» установлены сроки выслуги в званиях: рядовой, матрос - пять месяцев, младший сержант, старшина 2-й статьи - один год, сержант, старшина 1-й статьи - два года, старший сержант, главный старшина - три года. То есть чтобы добраться до вершины карьеры сержанта - звания старшины (главного корабельного старшины), потребуется 6 лет и 5 месяцев. Никакой потенциальный лидер не захочет избрать профессию, где предел службы можно достичь к 26 годам. Для сравнения: офицеру для получения звания полковника необходимо прослужить 19 лет и, как правило, это звание ему присваивается в возрасте 41 года. Перспектива карьеры рассчитана практически на всю жизнь (продолжительность службы офицера 28-33 года в зависимости от звания). Другой пример в бундесвере высшую сержантскую должность - обер-штабс-фельдфебеля - присваивают 50 летним военнослужащим. [9]
Для создания категории полноценных младших командиров необходимо, чтобы в течение всей службы сержанта - от призыва и до предельного возраста - у него был реальный карьерный стимул, и вершина карьеры была результатом не менее чем 20-летней службы.
Формирование корпуса младших командиров должно происходить по принципу «если завтра не станет командира роты, то благодаря сержантам рота все равно выполнит задачу». Кроме того, формирование сержантского корпуса необходимо обезопасить от коррупционных проявлений, создать систему при котором практически невозможно пропихнуть своего «солдатика». Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать формирование института сержантских собраний, кадровые решения на которых принимаются исключительно на основе конкурсного отбора путем голосования. Для осуществления данных задач необходимо сформировать и поэтапно внести изменения в действующее законодательство, при котором существенно разграничить воинские звания рядового (матроса), ефрейтора (старшего матроса), ввести ранее несуществующее звание капрала, которое будет рассматриваться как кандидат в сержанты. Звание капрала необходимо присваивать военнослужащим, имеющим воинское звание ефрейтор, прослужившим непрерывно на военной службе не менее двух лет. Военнослужащие в данном звании должны восприниматься как «кандидат в сержанты» и иметь часть льгот присущих сержантскому составу. В этот период все военнослужащие, в том числе офицерский
состав, сержанты должны рассматривать данного военнослужащего как будущего сержанта, в данный период необходимо, скорее всего на базе соединения, для данных военнослужащих организовывать 3-4 недельные курсы младших командиров, в программу которых включать предметы по средствам которого военнослужащий может существенно развить свои лидерские качества. А именно военнослужащий должен быть обучен использованию всего вооружения, используемого в подразделениях, в которых он может проходить военную службу, в том числе и коллективное. Оценка за прохождение курсов должна строиться на балловой основе и соответственно открыто опубликована, например по средствам ресурса «mil.ru». Логичным завершением пребывания в этом статусе должно быть рассмотрение на заседании «сержантского собрания», на котором военнослужащий проходит оценку и соответственно даются рекомендации для его дальнейшего служебного использования.
Назначение военнослужащего на воинские должности сержантского состава и соответственно присвоение воинского звания «младший сержант» должно производиться не менее чем через год после получения звания капрала и пребывания в статусе «кандидата в сержанты». Необходимо более качественно проработать ритуал вручения звания, так как военнослужащий переходит в другую более качественную категорию, которая должна быть сформирована и позиционирована как хребет армии. Звания «сержант» и «старший сержант» необходимо вручать военнослужащим, имеющим определенную выслугу лет в предыдущем воинском звании и соответственно после рассмотрения на «сержантском собрании», присвоение звания должно быть не данью времени, а наградой военнослужащему за долголетний добросовестный труд. Военнослужащих штатно-должностных категорий «прапорщик, старший прапорщик» необходимо вернуть в поле младшего командного состава, исключить случаи получения званий молодыми военнослужащими. Кроме того, необходимо рассмотреть формирование должностей «главного сержанта роты», «главного сержанта батальона» и «главного сержанта (полка) бригады».
Воинские звания прапорщик и старший прапорщик присваивать последовательно, военнослужащим - главным сержантам, по аналогии со званием «сержанта - майора» в армии США. Эти военнослужащие должны на себя взять всю ответственность за воспитание и обучение личного состава в масштабах минимум соединения, тем самым освободив от этого офицеров.
В заключении необходимо отметить, что для формирования полноценного института сержантов в Российской армии необходимы последовательные изменения в законодательные акты Российской Федерации, определяющие военную службу. Необходимо использовать положительный опыт, накопленный в армиях зарубежных стран по созданию иерархии младших командиров рассчитанной на 30-35 лет военной службы и созданию института сержантских собраний наделенных реальной, коллективной властью по выявлению потенциальных лидеров, организации их подготовки и назначения на воинские должности.
Список использованной литературы:
1 Буранов Н. От младшего до старшего: как в Красной Армии появились сержанты. История. РФ. 02.11.2019.
2 Сапронов А.Т. Сержантский корпус становой хребет армии США. Военная мысль, 1990. 76с.
3 Митрофанов А.В. Вооруженные силы Российской Федерации. Проза.ру, 2008.
4 Романов С. Пока ни прапорщиков, ни сержантов, Военно-промышленный курьер №12, 2010.
5 Аверченко С. РККА шла вместе со временем от реформы к реформе. Красная Звезда 2018. № 8-9.
6 Гацко М.Ф. Профессиональная подготовка унтер-офицеров и сержантов в зарубежных армиях, Зарубежное военное обозрение. 2009. № 5. С. 21-28.
© Юхно Я.А., Кусенев И.П., 2023