Александр Хрдмчихин
Новое вино и старые МЕХИ
В ходе нынешней военной реформы Анатолий Сердюков сделал одно очень важное и необходимое дело: он окончательно добил Советскую армию. Дело не в том, что это было плохая армия, это была очень хорошая армия, хотя и с массой недостатков (но кто без них?). Дело в том, что это была армия другого государства. Поэтому она должна была умереть гораздо раньше. Теперь осталось создать новую. В связи с этим несколько соображений о том, какой она должна быть.
Прохождение службы Рядовой состав
Вопреки чрезвычайно распространенному в России мнению, наемный принцип комплектования ВС никоим образом не является атрибутом «высокоразвитой демократической страны». В таком случае высокоразвитыми демократическими следует признать Папуа — Новую Гвинею, Эфиопию, Буркина-Фасо, Бурунди, Зимбабве, Бангладеш, поскольку там армии наемные («профессиональные»). А Германию, Израиль, Норвегию, Южную Корею, Швейцарию, Финляндию — странами низкоразвитыми и тоталитарными, поскольку их ВС комплектуются по призыву.
На самом деле принцип комплектования ВС — вещь чисто прикладная. Если для страны существует угроза крупномасштабной внешней агрессии — ей необходим большой подготовленный резерв, который может быть создан только благодаря призывному принципу комплектования. Кро-
_ ме того, как показывает мировой опыт,
100 в случае этой самой внешней агрессии _ наемная армия разваливается мгновен-
но, не оказывая никакого сопротивления агрессору.
Есть у данной проблемы еще один аспект. Призывная армия — это армия народа, поэтому ее весьма сложно повернуть против народа. Наемная армия — это армия нанявшего ее режима, ее гораздо проще использовать для решения внутренних задач карательного характера. Именно поэтому в большинстве низкоразвитых стран третьего мира армии наемные. Они существуют не для войны с внешним противником, а для защиты режима от населения. И именно по этой причине до последнего времени не отказывалась от призывной армии Германия, хотя с геополитической точки зрения необходимость в ней утрачена еще в 1991 г. И даже в США, где тоталитаризма не было никогда, в литературе и кинематографе постоянно бродят «страшилки» о военном перевороте, а эксперты постоянно обсуждают вопрос о том, как усилить гражданский контроль над ВС. Зимой 2011 г. призывные армии Туниса и Египта сохранили нейтралитет во время революций. Наемная армия Бахрейна при поддержке наемных армий Саудовской Аравии и ОАЭ революцию быстро и жестко подавила.
Наконец, нельзя не учитывать тот факт, что чем развитее страна, тем ниже качество личного состава, если ВС комплектуются по найму. Служить идут те, кто не нашел своего места в гражданской жизни, т.е. социальные низы, это правило не имеет исключений. Ситуацию может переломить лишь резкое повышение денежного довольствия военнослужащих и предоставление им существенных социаль-
ных льгот. В Америке на такой перелом ушло почти тридцать лет, однако эти усилия были практически перечеркнуты Ираком и Афганистаном. В итоге сейчас складывается ситуация, когда Пентагон покупает личный состав все более низкого качества за все большие деньги.
Очень много платить военнослужащим можно, если сделать ВС совсем минимальными, по такому пути идут сегодня многие европейцы. Но это возможно в том случае, если армия существует не для реальной войны, а как атрибут или маленький элемент большого военного союза (НАТО или евроармии).
В России миф о «профессиональной армии» возник из-за совершенно недопустимой ситуации в ВС — безобразных бытовых условий и, главное, дедовщины. Всерьез анализировать мировой опыт никто, разумеется, не собирался. Миф этот укрепился в массовом сознании, хотя его абсурдность достаточно очевидна. Где те самые «хорошо подготовленные профессионалы» из либеральных сказок? Кто мешает им служить, если они на самом деле существуют? Ведь даже в Советской армии был институт контрактников, называвшихся сверхсрочниками. Но у нас принято следовать известной формуле «если теория противоречит фактам — тем хуже для фактов».
Переход на наемный принцип комплектования ВС невозможен и неприемлем по всем обстоятельствам. Для нас существует вполне реальная возможность внешней агрессии (китайской). И именно поэтому нам нужно высокое качество личного состава, а не люмпены из низов, а также нужен большой подготовленный резерв. Кроме того, нам нужна народная армия, а не наемники режима.
При правильной постановке политико-воспитательной работы в ВС они могут стать важнейшим институтом социализации мужского населения,
инструментом превращения юношей в мужчин не только в узком военном, а в широком социальном смысле этого слова. Соответственно, служба в них должна быть действительно «почетной обязанностью». В этом плане особенно интересен опыт Израиля и Турции. Главное, уходящий на дембель солдат (матрос) должен отождествлять себя с Россией и чувствовать себя ее сознательным защитником.
Все лица, подлежащие призыву, должны проходить отбор по физическим, интеллектуальным, психологическим показателям. В ходе отбора определяется, в каких войсках должен служить человек и на каких должностях. Критерии отбора будут варьироваться в зависимости от вида ВС и рода войск. Должны учитываться также интересы, наклонности и желание призывника. Служба будет осуществляться исключительно по экстерриториальному принципу, поскольку, во-первых, у нас совершенно не совпадают размещение населения и структура угроз, во-вторых, нам совершенно ни к чему латентные региональные и национальные армии.
При этом, разумеется, не может быть никаких национальных привилегий и исключений, служить должны именно все. В связи с этим надо отдавать себе отчет, что доля кавказцев в частях будет расти, поскольку рождаемость у них выше, чем у остальных народов России. Любые попытки создания ими «землячеств» и выбивания себе привилегий должны жесточайшим образом подавляться силовыми и психологическими методами. В конечном счете кавказец должен уходить из армии, как и представитель любой другой национальности, однозначно отождествляя себя с Россией и ощущая себя ее защитником. Это должно стать важнейшей задачей воспитательных органов. Здесь не надо рассуждать о том, что это невозможно. Это необходимо. А если это на самом деле невозможно, надо честно признать, что Рос-
102
сийское государство и русский народ утратили право на существование.
Призывники, не соответствующие критериям боевых должностей, призываются на вспомогательные и обслуживающие должности, не подразумевающие использование оружия и боевой техники. Туда же, на вспомогательные и обслуживающие должности, должны отправляться те военнослужащие, которые первоначально были определены на боевые должности, но не смогли их освоить. Наконец, на тех же вспомогательных должностях должны служить те, кто по религиозным мотивам не считает возможным брать в руки оружие. Никаких других вариантов альтернативной службы предусмотрено быть не должно.
Количество освобождений от призыва по медицинским показаниям следует сократить до минимума. Нынешние ВС — это никак не синоним пехоты, как в значительной степени было еще в середине ХХ века. Сейчас для большинства воинских специальностей важнее уровень интеллектуального развития и психологической устойчивости, чем физической силы. Именно поэтому число медицинских освобождений можно значительно уменьшить. Более того, даже те, кто все же заслужил медицинскую отсрочку, могут пойти служить добровольно. Ведь, например, очень часто у инвалидов-колясочников физическая ущербность компенсируется высоким интеллектуальным развитием. Такой человек волне может захотеть отслужить, чтобы чувствовать себя по-настоящему полноправным гражданином. И в современных ВС можно найти достаточно много специальностей, на которых он мог бы служить (в первую очередь — операторских). Совсем не должны служить лишь люди с недостатками в умственном развитии.
Освобождение от прохождения службы по каким-либо иным причинам, кроме медицинских, будет воз-
можно в индивидуальном порядке по решению суда. Поскольку срок службы по призыву в мирное время должен составлять один год и ни днем больше, все прочие отсрочки (студентам, молодым отцам и т.д.) следует отменить.
Рядовой и сержантский (старшинский) состав, замещающий боевые должности, в течение всего срока службы должен заниматься исключительно боевой подготовкой и не может ни при каких обстоятельствах за-действоваться как-либо еще. Виновные в нарушении этого принципа увольняются из ВС и несут уголовную ответственность. Деление на боевые и вспомогательные должности должно быть введено именно для того, чтобы бегали с автоматами и сидели за пультами одни, а чистили картошку и драили полы другие. Возможно, вторым будет обидно. Но они тоже отдадут долг Родине и в юридическом плане не будут ничем отличаться от первых. Эти самые вспомогательные должности заменят нынешний аутсорсинг, который, конечно, хорош в мирное время в местах постоянной дислокации, но полностью «вырубается» даже во время учений; что уж говорить про войну?
Естественно, что военнослужащий, отслужив по призыву, может изъявить желание продолжить службу по контракту. Либо в своей прежней должности, либо на сержантской должности. В этом случае он вновь должен пройти отбор по всем показателям, причем гораздо более жесткий, чем для призывников. То есть категорически недопустима ситуация, когда служить по контракту может любой, кто этого захочет. Надо, чтобы он был нужен армии. Критерий качества всегда должен быть важнее критерия количества.
Особо жесткий отбор должны проходить претенденты на звания сержантов, т.е. младших командиров. Развал этого института в Советской армии, начавшийся в конце 60-х, стал главной причиной возникновения дедовщины в тех диких масштабах и формах,
которые она приняла. Его восстановление — жизненная необходимость. Именно сержанты и старшины обязаны быть профессионалами. Сержант (старшина) должен не только отлично служить сам, но иметь способности к обучению других. Поэтому при отборе на должность сержанта (старшины) в обязательном порядке учитываются отзывы о военнослужащем его командиров и сослуживцев.
Сержанты (старшины) могут быть не только младшими командирами, но и техническими специалистами. Естественно, при их отборе основным критерием является степень соответствующей технической подготовки.
После пятнадцати лет безупречной службы сержанту (старшине) бесплатно предоставляется в собственность жилье из расчета не менее 20 кв. м на члена семьи в любом населенном пункте РФ и право на пенсию в размере не менее 50% денежного довольствия на момент увольнения. Размер этого самого довольствия в абсолютных цифрах здесь нет смысла обсуждать из-за нашей инфляции, которая уже через пару лет сделает нынешнюю приличную зарплату неприличной. Можно только сказать, что сержант должен быть «средним средним классом», а офицер — «высшим средним классом».
Разумеется, далеко не все захотят связывать свою судьбу с ВС на столь долгий срок, контракт может заключаться на 2-5 лет. После его окончания государство обязано оплатить бывшему контрактнику обучение в любом вузе страны.
Здесь приходится вторгаться в другую сферу — организации высшего образования. Естественно, это абсолютно отдельная тема. Хочется лишь отметить, что оно должно быть платным, но только при отработанной системе выдачи образовательных кредитов. И для безупречно отслужившего по контракту сержанта наградой может стать бесплатное обучение в вузе. Как в США.
Если сержант (старшина) разорвал
контракт досрочно по своей инициативе либо уволен из-за совершения преступления, нарушения дисциплины, низкой квалификации, он лишается права на погашение образовательного кредита либо на получение пенсии и жилья.
Естественно, что призывная система не имеет никакого смысла без регулярной переподготовки военнослужащих в ходе военных сборов. В связи с этим каждый отслуживший должен быть приписан к определенной воинской части и проходить в ней сборы именно по той специальности, коей был обучен. Как в Израиле и Швейцарии, а не как в СССР, где «партизаны» «обучались» чему попало, а чаще всего — вообще ничему.
Хотя в описанном варианте служба будет обязательной для всех, никого не нужно тянуть в армию насильно. Если человек служить не хочет — не надо. Отказ от службы в ВС не должен преследоваться в уголовном порядке. Но должен соблюдаться принцип: «Если человек не хочет защищать Родину, то и управлять ею он не должен». И учить молодежь — тоже.
Поэтому лица мужского пола, не прошедшие воинскую службу, лишаются права на работу в органах исполнительной и законодательной власти и судебных органах любого уровня, в дипломатических органах, в прочих силовых структурах, а также на занятие любой преподавательской деятельностью. Аналогичное правило должно распространяться и на их отцов (это сын за отца не отвечает, а вот отец за сына — очень даже отвечает). Кроме того, видимо, имеет смысл существенно (скажем, до 40%) повысить для этих людей подоходный налог до конца их трудовой деятельности. Конечно, исключение вроде бы может быть сделано для тех, кто освобожден от службы по медицинским показаниям, но тут тоже возникает вопрос: если он настолько болен, может ли он работать в органах власти?
Кроме того, призыву не должны подлежать лица, имеющие судимость, страдающие наркоманией и алкоголизмом, причем они не считаются освобожденными по медицинским показаниям, а в юридическом плане приравниваются к тем, кто отказался служить.
Офицерский состав
К экзаменам в военные вузы следует допускать только тех, кто безупречно отслужил не менее трех лет на должности сержанта (старшины). Человек, не отслуживший сначала солдатом (матросом), а затем сержантом (старшиной), офицером быть не может. То есть прохождение отбора на сержантскую (старшинскую) должность становится частью экзамена в военный вуз.
Естественно, что благодаря факту службы сначала рядовым, а затем младшим командиром либо техническим специалистом, срок обучения в военном вузе может быть значительно сокращен. Особенно если служба была в тех же войсках и по сходной специальности. При этом военные вузы должны быть единственными в стране бесплатными вузами.
Обучение в военных вузах не может предусматривать получения гражданских специальностей, в них надо готовить офицеров, а не потенциальных дезертиров.
В зависимости от успехов в обучении выпускникам предоставляется выбор места службы. Офицер продвигается по службе, как правило, в той части (корабле), в штат которой зачислен после окончания вуза. При выдвижении офицеров на вакантные должности следует использовать систему баллотировки, то есть учета мнения всех офицеров данной части (корабля) путем проведения тайного голосования по двум-трем кандидатурам. Выдвижение офицерского состава проводится исключительно на конкурсной основе. Прохождение службы организуется таким образом, чтобы на высшие
должности могли приходить только офицеры, прошедшие службу на всех более низких уровнях. Это относится как к командным, так и к штабным должностям.
Присвоение очередного офицерского звания происходит при прохождении баллотировки на соответствующую данному званию должность. Присвоение звания только по сроку службы (без занятия соответствующей должности) не допускается. В течение службы офицер проходит регулярное дополнительное обучение.
Присвоение каждого следующего офицерского звания должно означать повышение размеров оклада примерно в 1,5 раза. Размер оклада за должность примерно равен окладу за звание (без учета дополнительных выплат и коэффициентов). Называть абсолютные цифры, как было сказано выше, в наших условиях затруднительно, но, видимо, лейтенант должен начинать с эквивалента 1000 долларов (или евро), не меньше. Денежное довольствие военнослужащего не может облагаться подоходным налогом.
После пяти лет службы офицеру передается в собственность жилье в любом населенном пункте РФ по его желанию из расчета 25 кв. м на 1 члена семьи. По желанию самого офицера получение жилья в собственность может быть перенесено на более поздний срок. По месту службы офицер должен обеспечиваться служебным жильем, которое не может быть приватизировано, либо получать стопроцентную компенсацию за аренду жилья.
В случае увольнения офицера из ВС по выслуге лет, состоянию здоровья или оргштатным мероприятиям ему выплачивается не облагаемое подоходным налогом единовременное пособие в размере годового денежного довольствия на момент увольнения, он обеспечивается пенсией (также не облагаемой налогами) в размере 50% денежного довольствия на момент увольнения. В случае увольне-
ния офицера из ВС по собственному желанию, дискредитации звания (в частности — за даже однократное появление на службе в нетрезвом состоянии) или несоответствию профессии он лишается права на пенсию, обязан вернуть государству квартиру (либо ее стоимость по рыночным ценам), а если увольнение произошло менее чем через пятнадцать лет после окончания вуза, выплачивает стоимость обучения в нем.
Некоторые общие положения
Семья офицера (прапорщика, мичмана, сержанта, старшины), погибшего при исполнении служебных обязанностей, должна получать эквивалент денежного довольствия военнослужащего из расчета «стандартного» продвижения по служебной лестнице, а затем соответствующую пенсию.
Работа военнослужащих по совместительству в любых организациях, не относящихся к ВС, категорически запрещается на весь период службы.
Действующие офицеры, прапорщики (мичманы) и сержанты (старшины) имеют право на постоянное ношение личного оружия.
В случае совершения сержантом (старшиной), прапорщиком (мичманом) или офицером любого уголовного преступления он увольняется из ВС, лишается воинского звания и всех льгот, выплачивает стоимость обучения в вузе, размер денежного довольствия за все время службы и размер нанесенного ущерба, лишается права работать в органах власти любого уровня и вести любую преподавательскую деятельность даже после снятия судимости. Наличие у подсудимого статуса военнослужащего рассматривается судом как отягчающее обстоятельство, т.е. военнослужащий в случае признания его виновным получает более тяжелое наказание, чем гражданское лицо за аналогичное преступление. В случае, если преступление совершено с использованием личного
оружия, военнослужащий приговаривается к пожизненному заключению.
Особо тяжким преступлением, приравненным к государственной измене, должно считаться ведение военнослужащим националистической и экстремистской политической или религиозной пропаганды (как во время службы, так и вне ее) и вообще совершение любых действий, направленных на разжигание национальной, политической и религиозной розни, демонстрацию национального и религиозного превосходства (в частности — создание национальных «землячеств»), а также попустительство таким действиям среди подчиненных или сослуживцев.
Описанная система направлена, во-первых, на создание по-настоящему боеспособных ВС, во-вторых, на формирование ситуации, когда не служивший автоматически становится изгоем, а офицер также автоматически становится частью элиты. В обществе необходимо подготовить соответствующую моральную атмосферу, а военнослужащие (особенно офицеры, отчасти и сержанты) должны принадлежать к элите и в силу критериев отбора, и в силу материальных условий, которые им следует обеспечить. Государство обязано постоянно и очень жестко контролировать, соответствуют ли военнослужащие указанным критериям и действительно ли выполняют свой долг перед страной. Но, чтобы жестко спрашивать, государство само обязано неукоснительно выполнять свой долг перед военнослужащими.
Сколько стоит новая армия
Поскольку журнал «Вопросы национализма» не является специализированным военным изданием, здесь нет смысла говорить про «железо», т.е. о том, сколько и какой техники необходимо иметь ВС РФ (да и к теме статьи это имеет косвенное отношение). Можно лишь сказать, что нам надо строить то, что нам надо, а не то, что «положено» (кем?), и тем более не то, что в силу
105
каких-то соображений удобно некой группе лиц (в политическом или военном руководстве либо среди «командиров» ВПК). Нужно не стесняться отбрасывать (либо, наоборот, сохранять) собственные традиции, заимствовать (либо, наоборот, игнорировать) чужой опыт. Главное — чтобы это шло на пользу делу.
В частности, нам необходимо позаимствовать сетецентрический принцип управления ВС, выгоды его настолько очевидны, что здесь просто нет оснований для дискуссии. При этом следует четко понимать, что воюют по-прежнему не компьютерными сетями, а боевой техникой. И никакое качество техники, никакое повышение ее эффективности не отменяет фактора количества. Потому что, во-первых, даже если удастся достичь стопроцентной эффективности поражения целей (что вообще-то фантастика, «в бою не бывает чудес»), нельзя поразить больше целей, чем имеется боеприпасов. Во-вторых, воевать без потерь невозможно, не надо иллюзий по этому поводу. Применительно к России иллюзии особенно недопустимы, поскольку нам реально могут предстоять войны с самыми сильными ВС мира. В-третьих, что непосредственно вытекает из «во-вторых», Россия больше не может брать противника измором, наоборот, теперь противник может «изморить» нас. Соответственно, единственным вариантом для ВС РФ является стратегия «сокрушения», т.е. максимально быстрого и полного разгрома противника. Соответственно, тут никак невозможно без количества.
Поэтому не стоит врать самим себе, что можно построить «компактные и высокоэффективные ВС». Высокоэффективными они быть, безусловно, должны, а вот «компактными» их сделать не получится по чисто объективным обстоятельствам. Понятно, что нам не нужны 65 тыс. танков, как в позднем СССР, но не менее абсурдна цифра «2 тыс.», предлагаемая (и уже в
значительной степени реализованная) в рамках нынешней «реформы».
В связи с этим возникает вопрос: сколько идеальные ВС могут стоить? Разумеется, строгие расчеты здесь невозможны. Можно только давать оценку. Строительство ВС (закупки техники, формирование частей, создание всей необходимой инфраструктуры и т.д.) обойдется, видимо, примерно в триллион долларов. Это чуть побольше, чем нынешний годовой военный бюджет США. Говорить о том, что это слишком дорого, вряд ли правомерно. Во-первых, представление о ВС как о «паразите, пожирающем народные деньги», в корне неверно. ВС выполняют важнейшую экономическую функцию — защищают страну от внешней агрессии, экономический ущерб от которой будет на много порядков превосходить расходы на содержание ВС. Во-вторых, в наших конкретных условиях говорить о «паразитизме» нищих ВС при наличии гигантского количества настоящих паразитов-чиновников просто кощунственно. Эффективность нашей экономики — чуть ли не самая низкая в мире, главная причина этого — коррупция. Избавление от нее даст такой эффект, что триллион на новые ВС не будут проблемой. Кроме того, замечательным ресурсом для экономии стало бы избавление от разного рода «эпохальных» мероприятий типа проведения зимней олимпиады в субтропиках (не говоря уж о содержании банд хунвэйбинов). Наконец, пусть наши замечательные равноудаленные олигархи покупают не только яйца. Пусть они проявят такую же отзывчивость и применительно к укреплению обороноспособности страны, даже если они не считают ее своей. Грабили-то они ее.
Зачем России армия?
Необходимо выбить из сознания населения отвратительный тезис «а за что должна сейчас воевать армия, за олигархов, что ли?» Дело в том, что в
1812 и в 1941-1945 гг. власть и «элита» страны ничуть не больше, чем сейчас, заслуживали того, чтобы за них воевать. Человек, отождествляющий себя с Россией, должен воевать за Россию, независимо от того, какая в ней сегодня власть. А не отождествляющий пусть отваливает.
Кроме того, надо понять, что у ВС задача всего одна — обеспечение защиты страны и ее населения от внешней военной агрессии. Никаких других задач у ВС нет. В частности, ВС не являются собесом. Также они не обязаны создавать рабочие места в ВПК. Также они не должны обеспечивать продовольственную или противопожарную безопасность.
Для решения своей единственной задачи ВС должны иметь наиболее качественные вооружение и технику, причем в необходимых количествах (которые, как было сказано, будут довольно большими) и по приемлемой цене. Если отечественный ВПК не может этого обеспечить, значит, необходимо приобретать технику за рубежом, здесь Сердюков абсолютно прав. Только приобретать нужно то, что необходимо российским ВС для решения их задач, а не то, что нам впарил Сар-кози ради своей предвыборной агитации (ему нужно обеспечить работой персонал верфей в Сен-Назере, а нам не нужен «Мистраль»). Кроме того, ВС должны иметь высококачественный личный состав, который сознательно готов идти в бой и умирать. Именно поэтому необходима воспитательная работа, о которой говорилось выше.
Внешние угрозы
Теперь о том, с кем воевать. Достаточно очевидно, что для России можно выделить три основные угрозы: США и НАТО; исламский мир; Китай. Есть также две угрозы «второго ранга» — Турция и Япония. Отдельно выделять еще и Грузию все же неприлично. При этом очевидно, что если ВС РФ будут реально способны парировать аме-
риканскую и китайскую угрозы, все остальные угрозы таковыми уже нельзя будет считать, они парируются автоматически.
Исламский мир
Проще всего парируется исламская угроза. Для этого на самом деле достаточно того, чтобы в ВС РФ была всерьез налажена та самая политико-воспитательная работа. Дело в том, что как классическая военная сила исламский мир для нас угрозы не представляет и представлять не будет по трем причинам. Во-первых, исламские страны «дальнего зарубежья» с нами не граничат, несмотря на весь технический прогресс это весьма важно, без общей границы воевать затруднительно. Во-вторых, исламский мир до такой степени разобщен, что представить себе хотя бы временное и ситуативное его объединение совершенно невозможно, а по отдельности ни одна исламская страна сопоставимым с нами военным потенциалом располагать не будет. Потому что, в-третьих, исламский мир абсолютно беспомощен в научно-технологическом плане, он практически не способен даже на копирование современной боевой техники.
Поэтому угроза со стороны исламского мира может носить лишь террористический характер. Однако террористическая война имеет успех лишь в том случае, если она поддерживается какой-то частью местного населения. Поэтому если российские мусульмане мужского пола будут уходить на дембель из ВС РФ, полностью отождествляя себя с Россией и считая себя ее защитниками, проблема исламского терроризма в России автоматически умрет через несколько лет. Если это невозможно, то, повторю, русский народ утратил право на существование, причем реализация позорнейшей идеи
«отделения Кавказа» лишь подтвердит _
этот факт. 107
Кроме того, хочется повторить ба- _
108
нальную вещь: борьба с терроризмом — дело спецслужб и Внутренних войск, а не ВС. Если дело дошло до того, чтобы без ВС не обойтись, то это уже не борьба с терроризмом. В частности, если говорить о Чечне, то в обеих войнах со стороны России имело место подавление крупномасштабного вооруженного мятежа, направленного на отделение части территории страны, а никак не борьба с терроризмом. На самом деле ельцинская формулировка «восстановление конституционного порядка» со всех точек зрения адекватнее путинской «контртеррористической операции».
Конечно, ВС придется задействовать, если придется (почти наверняка придется) бороться с исламскими радикалами за пределами России, т.е. в Центральной Азии в случае начала экспансии талибов на север. Именно для таких задач у нас есть ВДВ. Понятно, что никаких крупномасштабных десантных операций в случае классической войны они давно уже проводить не способны, зато очень хорошо обучены именно противопартизанской войне. Для их поддержки может быть использована небольшая часть фронтовой и армейской авиации. В целом в подобной операции может быть задействовано максимум 5% ВС РФ.
Если обратиться к двум другим нашим потенциальным противникам — НАТО и Китаю, нельзя не сказать о специфике обсуждения в России той геополитической обстановки, в которой наша страна находится. Здесь имеет место даже не двойной стандарт и не тенденциозный подбор фактов, а нечто гораздо худшее. Налицо полное игнорирование вообще всех фактов и конструирование искусственной реальности.
В реальной жизни НАТО:
— сокращает свою группировку в Европе на протяжении всего периода после окончания холодной войны (причем впереди новая серия масштаб-
ных сокращений), уже доведя ее до состояния небоеспособности (что и продемонстрировано в Ливии);
— не разворачивает никаких сил в передовых (т.е. приграничных с Россией) районах, «базы НАТО в Восточной Европе» существуют только в воображении штатных пропагандистов Кремля и обманутых ими обывателей;
— не проводит никаких учений, которые по масштабам и сценарию можно было бы истолковать как подготовку к агрессии против России.
С другой стороны, Китай:
— быстро наращивает и, главное, радикально качественно обновляет свои ВС, особое внимание уделяя наступательным вооружениям (танкам, тактическим ракетам, РСЗО и т.д.), его ВС давно уже сверхизбыточны для обороны, но наращивание военной мощи идет ударными темпами;
— в приоритетном порядке развивает прилегающие к границе с Россией Пекинский и Шэньянский военные округа;
— регулярно проводит все более масштабные учения, которые нельзя истолковать никак иначе как подготовку к агрессии против России.
Тем не менее все эти фундаментальные факты считаются несуществующими, они буквально табуированы. Зато со всех экранов и страниц нам каждодневно и неустанно продолжают рассказывать о том, что НАТО — смертельная угроза, а Китай — наш лучший друг. Здесь налицо либо коллективное помешательство, либо тотальная некомпетентность, либо «агенты влияния» Пекина в России на голову сильнее своих «коллег» из Вашингтона. Скорее всего, имеют место все эти три обстоятельства: мощнейшая и прекрасно оплачиваемая «пятая колонна» Пекина, пользуясь тотальной некомпетентностью и сильнейшими психологическими комплексами как «элиты», так и большей части населения России, смогла навязать жителям страны абсолютно искусственную картину мира.
НАТО
Если говорить о НАТО, то наши бесчисленные его ненавистники явно запутались в том, какого рода угрозу оно для нас представляет — военную или политико-идеологическую? А если речь идет о втором варианте, то что имеется в виду — навязывание нам своей системы или установление контроля над российским руководством и, через него, над нашими ресурсами?
Подробно разбирать «этапы большого пути» НАТО к демилитаризации и деградации, к сожалению, не позволяет объем статьи, хотя тема того заслуживает. Здесь же просто хочется задать риторический вопрос: после того, что сейчас происходит в Ливии, какие еще нужны доказательства утраты НАТО боеспособности? Если бы европейские страны альянса задействовали хотя бы четверть того потенциала, который они имеют на бумаге, ливийская кампания закончилась бы максимум за месяц. Но она длится уже пять месяцев, и конца ей не видно. Если альянс не способен справиться с крайне слабой ливийской армией, не имеющей ПВО, ВВС и ВМС, то надо совсем утратить связь с реальностью, чтобы видеть в нем угрозу для России. А в связи с событиями в Афганистане, где для европейских армий потери даже в 100 человек являются неприемлемыми, очень хочется объяснений — что может толкнуть эти страны на агрессию против России, которая обернется десятками тысяч погибших, даже если война почему-то не перерастет в ядерную?
Что касается США, то им воевать против нас в одиночку (без предоставления европейцами хотя бы своей территории) все же крайне затруднительно. В связи с этим непонятно, кстати, почему США за период после окончания холодной войны так радикально сократили свой контингент в Европе (в 4 раза по личному составу, почти в 60 раз по танкам, в 13 раз по артиллерии, в 3 раза по боевым самолетам)? Нако-
нец, главное — зачем это нужно США? В связи с этим наши борцы с НАТО входит в прямое противоречие сами с собой: они заявляют о смертельной угрозе со стороны НАТО именно в военном аспекте и при этом говорят о том, что руководство России действует полностью в интересах Вашингтона и Брюсселя под их контролем. Как очень несложно догадаться, первое совершенно несовместимо со вторым.
Отражение идеологической угрозы с Запада совершенно точно не входит в задачи ВС. Кроме того, в чем эта угроза? Чем нам вредны свободные конкурентные выборы, реальная свобода слова, реальное разделение властей, гражданский контроль над ВС? На самом деле, именно потому, что ничего этого у нас нет, так уверенно чувствует себя нынешняя «суверенная клепто-кратия», так свободно проводит она политику разграбления страны и целенаправленной дебилизации населения. Более того, чем меньше в стране демократии, тем правящему режиму проще поставить ее под внешний контроль. Хочется при этом подчеркнуть, что не надо путать демократию с либерализмом. Это вещи не просто разные, но очень часто малосовместимые, как показывает не только российский, но и зарубежный, в т.ч. западный опыт.
Что касается угрозы постановки России под внешний контроль мирным путем, то ВС могут бороться с этой угрозой только одним способом — совершением военного переворота. Но для этого армия должна быть реальной элитой страны. Можно сказать, что право на переворот надо заслужить. Нашим ВС расти и расти до этого права.
Китай
Россия уже двадцать лет активно навязывает Пекину «стратегическое партнерство», причем у нас очень многие всерьез уверены, что российско-китайские отношения являются эксклюзивными и союзническими. Между
109
тем КНР установила отношения «стратегического партнерства» со множеством стран мира, включая большинство западных, поэтому ни о какой эксклюзивности России для Китая нет и речи. Как и о союзе. На протяжении всех этих двадцати лет и официальные лица КНР, и китайские ученые неизменно подчеркивают, что российско-китайские отношения не являются союзническими и не против кого не направлены. Это твердая позиция Пекина, как официальная, так и фактическая.
Что касается китайской угрозы для нас, то она не гипотетична, она объективна. То, что Китай не сможет прожить без экспансии, определяется законами природы и экономики, а не какой-то особой китайской агрессивностью. Мы не можем сказать, в каких формах и какими темпами она будет идти, но сама по себе экспансия неизбежна. Для Китая вопрос стоит однозначно — либо захват территорий и ресурсов, либо коллапс и гражданская война.
Во-первых, если КНР выйдет на уровень потребления на душу населения продовольствия, электроэнергии, нефти и т.д., хотя бы сопоставимый с западным, ей одной не хватит ресурсов всей планеты. Это не гипотеза, это факт. Так же, как и то, что при нынешних темпах роста китайской экономики данная проблема возникнет в очень обозримом будущем, при жизни подавляющего большинства читателей данной статьи.
Во-вторых, перенаселенность восточных районов КНР создает непомерную нагрузку на природу и инфраструктуру, а попытки ограничивать рост населения являются половинчатыми и при этом ведут к неразрешимым социальным проблемам (для краткого их описания нужна еще одна большая статья). Поэтому Китаю нужно расширить территорию, это тоже объективный факт. При этом собственная слабозаселенная западная часть страны, к
сожалению, не подойдет. Тибет является экстремальным высокогорьем, где невозможно постоянное проживание неприспособленных к этому «равнинных» жителей и, тем более, невозможна сколько-нибудь серьезная хозяйственная деятельность. СУАР в этом плане не намного лучше. На фоне этих регионов Южная Сибирь несравненно комфортнее и благоприятнее во всех отношениях. А вот Юго-Восточная Азия, которую у нас априорно провозглашают главным направлением китайской экспансии, как раз очень мало для такой экспансии подходит. Там совсем немного территории, немного ресурсов (по крайней мере, гораздо меньше, чем в азиатской части России), зато очень много местного населения. Поэтому не надо заниматься (само)обма-ном, у Китая есть всего два направления экспансии — Россия и Казахстан.
Вообще, популярные аргументы наших многочисленных платных и бесплатных «адвокатов Китая» — что у Китая полно своей свободной территории; что у нас китайцам холодно; что в других странах китайцев еще больше; что в начале ХХ века китайцев в России было гораздо больше, чем сейчас, но ведь ничего не случилось; что Китай исторически не склонен к расширению; что у Китая низкий уровень военных расходов относительно ВВП и «маленькая» армия относительно численности населения и мн. др. — являются либо прямой ложью, либо той самой полуправдой, которая хуже лжи. Все эти аргументы, подробный разбор которых заслуживает отдельной статьи, рассчитаны на дилетантов. Но они звучат и звучат, что подтверждает предположение о том, что Пекин создал в России мощнейшую «пятую колонну». Так что под чьим контролем мы сегодня находимся — это очень интересный вопрос.
Пекин, безусловно, стремится сломать нынешний миропорядок, он это все меньше скрывает. Только нам не надо этому радоваться, он будет это
делать за наш счет. Сколько бы ни звучало официальных заявлений о том, что Китай не имеет к нам территориальных претензий (в основном эти заявления звучат почему-то из самой России), но Айгуньский и Пекинский договора, по которым установлена нынешняя граница, там официально считают «несправедливыми и неравноправными». В нынешнем международном праве таких категорий просто нет. Но Китай их введет, когда еще немного наберет мощи. И уж точно не в США будут захватывать китайцы то, что им нужно. Видеть в Китае потенциального союзника — это такая же утрата связи с реальностью, как видеть в НАТО военную угрозу. Здесь ни при чем никакие политические симпатии и антипатии, здесь просто суровая объективная реальность, которую хотя бы иногда желательно замечать.
Что касается фактора ядерного сдерживания, то это еще одна интересная тема для отдельной статьи. Здесь скажем коротко, что против неядерных стран оно избыточно, а против ядерных (к коим, увы, относится Китай) — бесполезно. Нельзя забывать о крайне низкой чувствительности китайцев к потерям (в этом их кардинальное отличие от западных армий). Наша беда в том, что мы истово веруем в ядерное сдерживание, что очень мешает развитию обычных ВС. Ядер-
ное оружие должно быть «последним аргументом». Мы сами себя довели до состояния, когда оно является первым и единственным.
Заключение
Надо отдавать себе полный отчет в том, что в нынешней России невозможно построить нормальную армию, получится такой же урод, каким является сегодня наше государственное устройство в целом. Потому что если политическая система страны основана на коррупции, то деньги на строительство ВС будут разворованы и сама армия будет коррумпирована. И отбор в нее лучших, а не худших, будет невозможен. И парламентского контроля не может быть в стране, где нет независимого парламента. И вообще никакой контроль над ВС невозможен, если власть в стране не зависит от общества. И закупки наиболее качественной техники ни у своего ВПК, ни по импорту невозможны, если единственным критерием победы в конкурсе является размер отката.
Армия не может быть оазисом порядка и законопослушания среди прогнившего коррумпированного государства. Соответственно, говоря о строительстве новых ВС, очень важно не забыть о связи причины и следствия. И о том, что не вливают нового вина в старые мехи.