УДК 338.2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
В.Н. Кузьмин, доктор экономических наук, зав. отделом ФГБНУ «Росинформагротех» Е-шаП: [email protected]
Аннотация. Проанализированы положения Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 го -да № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты по этой тематике. Закон дает определения важнейших понятий, устанавливает участников, перечень документов, создает основу комплексной системы прогнозирования, но имеет некоторые внутренние противоречия, касающиеся последовательности и взаимосвязи этапов стратегического планирования (целеполагание-прогнозирование-планирова-ние-программирование). Существующий порядок предполагает, что стратегия - документ целеполага-ния разрабатывается с учетом прогноза. Необходимы поправки в закон касающиеся последовательности этапов стратегического планирования и соотношения прогноза и стратегии. Ключевые слова: стратегическое планирование, правовое регулирование, предложения.
Цель исследования - проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие стратегическое планирование в Российской Федерации», выработать предложения по их усовершенствованию.
Методика - экспертный метод, анализ действующих нормативных правовых актов и деятельности в этой сфере.
Результаты и обсуждения. Технологическое прогнозирование в настоящее время получило широкое распространение в развитых и развивающихся странах в рамках формирования научно-технической, инновационной и промышленной политики, а также стратегического планирования в целях разработки ключевых управленческих решений. В России данное направление также развивается.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность в сфере научно -технологического прогнозирования, является Федеральный закон РФ от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон), который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в ходе этих процессов (рис.).
Закон дает определения важнейших понятий. В соответствии с ним стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целепола-ганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях соци-
ально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения на-
циональной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания; программирование -деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
Сферы
А
Стратегическое планирование
Социально-экономическое развитие
Отрасли экономики
Сфера государственного управления
Сфера муниципального управления
Национальная безопасность
Процессы
Участники
щ
Целе-полагание
Прогнозирование
Планирование
Программирование
А
Документы (федеральный уровень)
Российская Федерация
(федеральный уровень)
• Президент РФ
• Федеральное Собрание РФ
• Правительство РФ
• Совет Безопасности РФ
• Счетная палата РФ
• Центральный банк РФ
• федеральные органы исполнительной власти
• иные органы и организации в отдельных случаях Субъекты Российской Федерации
• Законодательный (представительный) орган государственной власти
• Высшее должностное лицо
• Высший исполнительный орган государственной власти
• Исполнительные органы государственной власти
• Контрольно-счетный орган субъекта РФ
• Иные органы и организации в отдельных случаях Муниципальные образования
• Органы местного самоуправления
• Муниципальные организации в отдельных случаях
Рис. Сферы, процессы, участники и документы стратегического планирования в соответствии с Законом
-Ч
Щ
А
❖ Ежегодное послание Президента РФ
❖ Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
❖ Стратегия национальной безопасности
❖ Основы государственной политики, доктрины и др.
❖ Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
❖ Отраслевые документы стратегического планирования
❖ Стратегия пространственного развития Российской Федерации;
❖ Стратегии социально-экономического развития макрорегионов
❖ Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации
❖ Стратегический прогноз Российской Федерации;
❖ Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
на долгосрочный период
❖ Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период
❖ Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочный период
❖ Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
❖ Государственные программы Российской Федерации
❖ Государственная программа вооружения
❖ Схемы территориального планирования Российской Федерации
❖ Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти
Лоигпа! оГ УШТ^Н №2(26)-2017
81
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целепола-гания на федеральном уровне, относятся: ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности Российской Федерации; основы государственной политики, доктрины, стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, отраслевые документы стратегического планирования; стратегия пространственного развития Российской Федерации; стратегии социально-экономического развития макрорегионов [2-4].
В 2011 г. была разработана Стратегия 2020 (краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года). Необходимость разработки второго варианта была обусловлена серьезным усилением мирового финансово-экономического кризиса, затронувшего и Россию. Кроме того, ведомственный характер разработки Концепции привел к тому, что в ней детально указывались количественные ориентиры, которых следовало достичь к 2020 г. в той или иной сфере, но не были детально проанализированы проблемы и вызовы, стоящие перед российской экономикой и обществом, способы достижения поставленных целей формулировались декларативно. В настоящее время идет разработка Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [5-7].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период [8].
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной
политики, направленные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
Стратегия разрабатывается Минобрнауки России совместно с другими участниками стратегического планирования и является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, разрабатываемых в рамках целеполагания, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием [9].
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования на федеральном уровне относятся: прогноз научно-технологического развития Российской Федерации; стратегический прогноз Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период [10-11].
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период.
Он разрабатывается на основе решений Президента РФ каждые шесть лет на двенадцать и более лет Минобрнауки России, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, перечня критических технологий Российской Федерации и на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук [12-14].
Он предшествует всем остальным прогнозам. Минобрнауки России обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки прогноза. Он утверждается Правительством Российской Федерации. Разработан Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.) [15].
Стратегический прогноз Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период [16].
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, относятся: основные направления деятельности Правительства РФ; государственные программы Российской Федерации; государственная программа вооружения; схемы территориального планирования РФ; планы деятельности федерального органа исполнительной власти [17-19].
Выводы. Существующие положения Закона создают основу комплексной системы прогнозирования, но имеют некоторые внутренние противоречия. Последовательность изложения этапов стратегического планирования (целеполагание-прогнозирование-пла-нирование-программирование) и логика предполагают, что вначале должны разрабатываться документы целеполагания - стратегии. В то же время в ст. 16 п. 3 Закона сказано: «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления,
направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Она разрабатывается на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, утверждается Правительством Российской Федерации». То есть прогноз должен быть разработан прежде, чем стратегия, и в нем уже должны быть определены цели. Целесообразно более четко изложить последовательность разработки документов. Целесообразно также внести уточняющие моменты в соотношения сроков и некоторых разрабатываемых документов: стратегия разрабатывается на шесть лет на основе ежегодных посланий Президента РФ.
Литература:
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Собр. Зак. РФ. 2014. №26. Ст. 3378.
2. Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов // Собр. Зак. РФ. 2015. №34. Ст. 4894.
3. Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов // Собр. Зак. РФ. 2016. №5.
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года // Собр. Зак. РФ. 2008. №47.
5. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. URL: http://2020strategy.ru/data/ 2012/03/14/1214585998/1itog.pdf pdf
6. Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития РФ // Собр. Зак. РФ. 2015. №34. Ст. 4895.
7. Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития РФ // ИПС «Гарант»
8. О Стратегии национальной безопасности РФ // Собр. Зак. РФ. 2016. №1(Ч. II). Ст. 212.
9. О науке и государственной научно-технической политике. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_11507 (дата обращения 03.10.2016)
10. О бюджетном прогнозе РФ на долгосрочный период // Собр. Зак. РФ. 2015. №37. Ст. 5138.
11. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на средне-
Journal of VNIIMZH №2(26)-2017
83
срочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ // Собр. Зак. РФ. 2015. №47. Ст. 6598.
12. Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития РФ // Собр. Зак. РФ. 2015. №29 (Ч. II). Ст. 4499.
13. Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ // Собр. Зак. РФ. 2009. №18 (Ч. II). Ст. 2241.
14. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ // Собр. Зак. РФ. 2011. №28. Ст. 4168.
15. Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 года // ИПС «Гарант»
16. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период // Собр. Зак.РФ. 2015. № 46. Ст. 6398.
17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р // Собр. Зак. РФ. 2008. №48. Ст. 5639.
18. Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства РФ // Собр. Зак. РФ. 2015. №33. Ст. 4823.
19. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ // Собр. Зак. РФ. 2005. №1(Ч. I). Ст. 16.
Literatura:
1. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii // Sobr. Zak. RF. 2014. №26. St. 3378.
2. Ob utverzhdenii Polozheniya o soderzhanii, sostave, poryadke razrabotki i korrektirovki strategij social'no-ehkonomicheskogo razvitiya makroregionov // Sobr. Zak. RF. 2015. №34. St. 4894.
3. Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniya monitoringa i kontrolya realizacii strategij social'no-ehkonomicheskogo razvitiya makroregionov // Sobr. Zak. RF. 2016. №5.
4. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomiches-kogo razvitiya RF do 2020 g. // Sobr. Zak. RF. 2008. №47.
5. Strategiya-2020: Novaya model' rosta - novaya social'-naya politika. URL: http://2020strategy.ru/data/ 2012/03/ 14/1214585998/1itog.pdf pdf
6. Ob utverzhdenii Pravil razrabotki, korrektirovki, osu-shchestvleniya monitoringa i kontrolya realizacii strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF // Sobr. Zak. RF. 2015. №34. St. 4895.
7. Ob utverzhdenii formy predstavleniya svedenij uchast-nikami razrabotki strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF // IPS «Garant»
8. O Strategii nacional'noj bezopasnosti RF // Sobr. Zak. RF. 2016. №1(CH. II). St. 212.
9. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj poli-tike. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_11507 (data obrashcheniya 03.10.2016)
10. O byudzhetnom prognoze RF na dolgosrochnyj period // Sobr. Zak. RF. 2015. №37. St. 5138.
11. O poryadke razrabotki, korrektirovki, osushchestvle-niya monitoringa i kontrolya realizacii prognoza social'no -ehkonomicheskogo razvitiya RF na srednesrochnyj period i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'-stva RF // Sobr. Zak. RF. 2015. №47. St. 6598.
12. Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i korrektirovki prog-noza nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya RF // Sobr. Zak. RF. 2015. №29 (CH. II). St. 4499.
13. Ob utverzhdenii Pravil formirovaniya, korrektirovki i realizacii prioritetnyh napravlenij razvitiya nauki, tekhno-logij i tekhniki v RF i perechnya kriticheskih tekhnologij RF // Sobr. Zak. RF. 2009. №18 (CH. II). St. 2241.
14. Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitiya na-uki, tekhnologij i tekhniki v RF i perechnya kriticheskih tekhnologij RF // Sobr. Zak. RF. 2011. №28. St. 4168.
15. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya RF na period do 2030 goda // IPS «Garant»
16. O poryadke razrabotki, korrektirovki, osushchestvle-niya monitoringa i kontrolya realizacii prognoza social'-no-ehkonomicheskogo razvitiya RF na dolgosrochnyj period // Sobr. Zak.RF. 2015. № 46. St. 6398.
17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1663-r // Sobr. Zak. RF. 2008. №48. St. 5639.
18. Ob utverzhdenii Pravil razrabotki, korrektirovki, osu-shchestvleniya monitoringa i kontrolya realizacii osnov-nyh napravlenij deyatel'nosti Pravitel'stva RF // Sobr. Zak. RF. 2015. №33. St. 4823.
19. Gradostroitel'nyj kodeks RF ot 29.12.2004 g. №190-FZ // Sobr. Zak. RF. 2005. №1(CH. I). St. 16.
SUGGESTIONS FOR REGULATORY SUPPORT OF STRATEGIC PLANNING IMPROVEMENT V.N. Kuzmin, doctor of economic sciences, department head FGBNY "Rosinformagrotech"
Abstract. The Russian Federation's Federal law provisions on 28, June, 2014 # 172-FZ "The strategic planning in the Russian Federation about", Russian Federation government regulations and other normative legal acts on this subject are analyzed. This law gives definitions of the key concepts, sets of participants, list of documents, creates an complex system of prediction, but it has some internal contradictions regarding with the sequence and interaction of strategic planning phases (goal setting-prediction-planning-programming). The existing order suggests that the strategy as the goal setting document is made to the prediction accounting. The law amendments concern with the strategic planning stages sequence and prediction and strategy correlation are necessary. Keywords: strategic planning, legal regulation, proposals.