собности российских предприятий на мировом рынке.
Если существующее соотношение социальных инвестиций перенести на регионы, в частности: на Ленинградскую область, то получается: с учетом величины социальных инвестиций на одного работника по данным 2011 г - 48077 руб. (из -за отсутствия более новых данных) и численности работников на предприятиях - 358000 чел [8], объем социальных инвестиций предприятий области составляет 17212 млн. руб. Прирост социальных расходов региона за счет социальных инвестиций предприятий составил - 26 %.
Рассмотрим социальные инвестиции предприятий по Северо - Западному федеральному округу (СЗФО), представленные в таблице 2.
По СЗФО в среднем объем социальных инвестиций предприятий составил 15606 млн. руб., а прирост социальных расходов регионов за счет социальных инвестиций предприятий - 29 %.
Такова значительность суммы финансовых средств, изъятых из капиталообразующих производственных инвестиций.
Проблема состоит в определении оптимального соотношения между вложениями бизнеса и государством в социальное развитие общества. В настоящее время решение данной проблемы затруднена, так как органы власти, отвечающие за принимаемые ими законодательные акты в этой области, не вызывают доверия у большинства представителей бизнеса страны и населения (таблица 3).
Тем не менее, у российского бизнеса остается надежда на то, что мнения у органов власти и населения страны изменятся о значимости социальной роли предприятий, учитывая, что в настоящее время многие российские предприятия уже давно вышли
за пределы своих производственных рамок в этих вопросах.
Литература:
1. Зубаревич Н.В., Горина Е.А.(2015). Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. Москва, стр. 10http://www.rosmedlib.ru/pages/p_release-1.html
2. Из книги «Российские реформы в цифрах и фактах», http://refru.ru
3. http://kapital-rus.ru/articles/article/179654/
4. Годовой отчет ОАО «ЛУКОЙЛ» ВСЕГДА В ДВИЖЕНИИ 2014.http://www.lukoil.ru/materials/doc/AGSM_2015/LUKOIL_ AR_rus_2014.pdf
5. Доклад о социальных инвестициях в России за 2014 г. подготовлен Ассоциацией Менеджеров совместно с Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке группы компаний «Новард». СПб. 2014. С. 54.
6. Социально -экономическое положение СПб и Ленинградская область. Статистический сборник. 2014
7. Экономика муниципальных районов и городского округа Ленинградской области за январь - декабрь 2014г. Статсбюлле-тень. СПб. 2015.
8. Доклад Министерства регионального развития «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ» по итогам 2013 г и др.
9. Социально - экономическое положение федеральных округов РФ- 2014 год. Статбюллетень. Федеральная служба государственной статистики, [Интернет] Доступен: http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_20/Main.htm (2015).
УДК 338.245; 351.862.6
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОДЕРЖАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Горева О.Е., к.э.н., доцент, старший помощник начальника учебно-методического отдела Военного университета Минобороны
России
Объем бюджетных ресурсов, направляемых на нужды обороны, а также условия формирования и использования фондов денежных средств являются основными факторами, воздействующими на состояние военной безопасности страны. Однако возможности использования федерального бюджета как стоимостного инструмента реализации военно-экономической, военно-научной, военно-технической, военно-социальной и собственно военной политики ограничены во многом размером выделенных бюджетных средств.
В статье предлагается ряд мероприятий для оптимизации расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных сил Российской Федерации.
Ключевые слова: Министерство обороны Российской Федерации, федеральный бюджет, Воору-женные Силы Российской Федерации, экономическая эффективность, расходы.
SUGGESTIONS FOR OPTIMIZATION OF FEDERAL SPENDING FOR THE MAINTENANCE OF THE ARMED FORCES
Goreva O., Candidate of Science (Economics), associate professor, Senior Assistant Chief of Training and Methodological Department of
the Military University of the Ministry of Defence of the RF
The amount of budgetary resources allocated for defense needs, as well as the conditions offormation and use offunds offunds are the main factors affecting the state of the military security of the country. However, the possibility of using the federal budget as a tool for implementing the value of military-economic, military, scientific, military-technical, military, social and military policy itself is largely limited the size of the allocated budget.
The paper proposes a number of measures to optimize the federal budget expenditures for the maintenance of the Russian Armed Forces.
Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, их всестороннее обеспечение является необходимой и важнейшей государственной потребностью, выраженной, как правило, в значи-тельных финансовых затратах. Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и остается одной из важнейших в процессе государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества.
Кардинальные перемены, происходящие во многих сферах жизнедеятельности общества - политической, социально-экономической и других, сопровождается трансформацией всей системы связей и взаимоотношений участников этих процессов. Совершенно очевидно, что и военная организация государства испытывает на себе влияние происходящих изменений, отличительной чертой которых является изменение структуры и объема военных расходов в федеральном бюджете [8,10] (табл.1).
Задача тщательного финансового планирования и осущест-
Таблица 1. Ведомственная структура расходов федерального бюджета (силовой блок) [2,3]
№ н/п Ведомство Ед. измерения 2016 год
], 1 осударственндя фельдъегерская служба ТЫС, руб. 3536088,5
2. Таможенная служба тыс. руб. 68289710,0
3. МЧС тыс. руб. 171756132,5
4. СВР тыс. руб. 44,2
5. МО РФ тыс. руб. 1594324032,6
лт.ч. ВС РФ ТЫС. руб. 828873663,2
6. МВД. в т.ч.: тыс. руб. 1029981980,9
-ОРГЭЕ1Ы внутренних дел ТЫС, руб. 650197001,7
- внутренние войска тыс. руб. 106374671,8
7, ФСБ тыс. руб. 55195563.1
8. ФСО гыс. руб. 652669.3
9. ФСКН тыс, руб. 34649193,7
10. ФСИН ТЫС. руб. 264691288,3
вления военных расходов была и оста-ется одной из важнейших задач государственного строительства, напрямую связанной с обеспе-чением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества.
Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть нацио-нального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках государственного бюджета одну из наиболее затратных его частей - оборонный бюджет.
В современных условиях жёстких бюджетных ограничений, которые являются скорее правилом, чем исключением, и характерны для всех времён и государств, уровень боеспособности войск всё больше становится зависимым не только от объема ресурсов, выделяемых на оборону и безопасность страны, но и от эффективности их использования [7,9,10].
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, возникает объективная необходимость оптимизации расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных сил Российской Фе-дерации.
Автором статьи предлагается ряд мероприятий, реализация которых может дать экономический эффект до 5,0 млрд. руб. в год.
Заключение контракта о прохождении военной службы с курсантами военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФосуществлять,начиная с 3 курса обучения.
В настоящее время курсантам третьего и последующих курсов выплачивается ежемесячное де-нежное довольствие в среднем 18
000 руб. (учитываются выплаты районного коэффициента, надбавок за секретность, особые условия службы, особые достижения в службе, ежегодная материальная помощь и т.д.). Источником экономии будет являться уменьшение денежного довольствия курсантов 2 курса до 2 000 руб. Если среднее количество курсантов 2 курса, представляемых к заключению контракта в 2015-2016 г., около 13 000 чел., то экономия бюджетных средств в среднем составитне менее 2,5 млрд. руб. в год.(табл.2)
Переход на 4-летние программыобучения курсантов по специальностям командного профиля подготовки (с сохранением специалитета).
К реализации данного предложения возможно приступить после разработки и утверждения соответствующих образовательных стандартов высшего образования, учебных планов и программ.
Исходя из того, что при 5-ти летнем обучении в штатах вузов необходимо содержать около 4000 должностей курсантов, а при 4-х летнем обучении в штатах вузов будет содержаться не менее 3200 должностей курсантов и, учитывая, что денежное довольствие курсанта (выпускного курса) составляет в среднем 18 тыс. руб. в мес., а стоимость подготовки одного курсанта составляет в среднем 200 тыс. руб. в год, можно сделать вывод, что при переходе на 4-х летние программы обучения курсантов военно-учебных заведений Сухопутных войск по специальностям командного профиля экономия бюджетных средств составит не менее 332,8 млн. руб. в год (табл.3).
Но в процессе реализации данного предложения существует риск того, что при увеличении интенсивности образовательного процесса (при 4-х летнем обучении), возможно снижение качества
Таблица 2. Расчет экономии денежных средств призаключении контракта о прохождении военной службы с курсантами военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФ осуществлять, начиная с 3 курса обучения [4].
Денежное довольствие одного курсанта по контракту (руб. Б МСС.) 11ри оплате 2000 руб. ЭКОНОМИЯ (руб. в мес.) Экономия на одного курсанта в год составит и среднем (руб. в ГОД) Экономия денежных средств на 13 000 курсантов (руб. в гол)
18000 16000 192000 2 496 000 000
Таблица 3. Расчет экономии припереходе на 4-летние программы обучения курсантов по специальностям командного профиля подготовки [4].
Денежное довольствие курсантов (ло контракту) При средней стоимости обучения курсанта 200 тыс. руб. ИТОГО
Одного курсанта (руб. мес.) Экономия на одного курсанта (руб. в год) Экономия денежных срелствна 800 курсантов(руб.ь год) Экономия денежных срсдствна 800 курсантов (руб. в год) Экономия денежных средств на 800 курсантов (руб. в год)
18 000 216 ООО 172 800 000 160 000 000 Ш 800 000
Рис. 1.Увеличение периодичности обязательного повышения квалификации военных специали-стов с 3-х до 5-ти лет
подготовки офицерских кадров.
Минимизация расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием воен-ных кадров.
Предлагается увеличить периодичность повышения квалификации военными специалистами до одного раза в 5 лет (в настоящее время - раз в три года) и перенести акцент на дистанционные формы обучения.
Источником экономии будет являться сокращение командировочных расходов.Экономия бюд-жетных средств составит 800 млн. руб. в год (рис.1). С учетом обучения до 20 % военных специа-листов по дистанционным формам, экономия бюджетных средств составит до1,1 млрд. руб.(табл. 4.).
Однако, при внедрении данного предложения существует риск возможного снижения качества подготовки военных специалистов.
Повышение качества планирования служебных командировок.
Также предлагается ужесточить контроль планирования проведения различных сборовых меро-приятий (учебно-методических, организационно-инструкторских, ежегодных, выездных и т.п. сборов) и командировок, командировочных и иных расходов по ним.
По информации Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на командировочные расходы, в 2015 году составляет 8 561,81млн. руб., на 2016 год запланирован в объеме 8
599,71 млн. руб. (рис.2).
По расчетам Департамента экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны РФ возможно сокращение командировочных расходов (до 1 млрд. руб.) в случае отказа от командировок, не требующих обязательного присутствия личного состава по месту командирования, максимального использования попутного транспорта Министерства обороны РФ, размещения личного состава, при нахождении в служебной командировке, на фондах воинских частей, организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также сокращения (по возможности) сроков служебных командировок.
Отмена дополнительных стипендий студентам, обучающимся на военных кафедрах при гражданских вузах по программе подготовки офицеров запаса.
А также, отменить дополнительные стипендии студентам, проходящим военную подготовку в гражданских вузах по программам офицеров запаса.
Ввиду того, что для граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, предусмотрена дополнительная стипендия (прошедшим военную службу по призыву - 25%, не прошедшим - 15% от размера государственной академической стипендии), а максимальная чис-ленность студентов, одновременно обучающихся по указанным программам, может составить до 66 тыс. чел, экономия бюджетных средств составит до 14,2 млн. руб. в год (табл.5).
Кроме этого, отмена дополнительной стипендии позволит
Таблица 4. Расчет экономии денежных средств за счет сокращения командировочных расходов при увеличении периодичности обязательного повышения квалификациивоенных специалистов с 3-х до 5-ти лет [4,5]
Командировочные расходы
Периодичность обучения Кол-но обучаемых (чел.) Стоимость проживания (руб. в год) Суточные расходы (руб.в год) 11роецл (руб.в год) Итого затраты (руб.в год)
Риз в 3 года 26 306 1 539298 500 307 859 700 131 530 000 ] 978688 200
Раз в 5 лет 15 786 923 625 000 184 725 000 78 920 000 1 187270 000
Экономия 10 520 615 673 500 123 134 700 52 610 000 791 418 200
Рис. 2.Сокращение командировочных расходов [4,5]
Таблица 5-Расчет суммы экономии бюджетных средств при отмене дополнительных стипендий студентам, обучающимся на военных кафедрах[1]
Категория траждан, Увеличение Количество ст у- Минимальный Сумма затрат на
поступивших на обу- стипендии дентов в соот- размер сти- дополнительные
чение но программам <%) ветствии пендии {тыс. выплаты {тыс.
полготовки офицеров с нормативной руб.) руб.)
запаса численностью (чел.)
Граждане, не прошедшие военную 15 59567 1,34 11 972,97
службу по призыву
Граждане, прошедшие военную службу 25 6Й19 1,34 2217,37
по призыву
Псего 66186 14190,33
уравнять вправах обучающихся по программам подготовки офицеров запаса с обучающимися по программам подготовки солдат (сержантов) запаса, которые указанную стипендию не получают.
Изменение географии проведения учебных сборов (стажировок) со студентами, проходящими военную подготовку в гражданских вузах.
Предлагается организовывать проведение учебных сборов со студентами, проходящими военную подготовку на военных кафедрах, на самих военных кафедрах, либо в воинских частях (организациях), дислоцированных в тех же городах, где расположены соответствующие вузы.
Если предположить, что в 2016 году учебные сборыбудут проводитьсяс 25 тыс. студентами, то за счет проведения учебных
сборов (стажировок) только по месту расположения вузов возможная экономия бюджетных средств составит до 87 млн. руб. в год(табл.6, 7).
В целях минимизации расходов предлагается исключить практику проведения учебных сборов (стажировок) со студентами за пределами военного округа, в котором располагается высшее учебное заведение (вариант 1).
Вместе с тем при данном подходе:
значительно сокращаются возможности руководителей центральных органов военного управле-ния и командования военных округов по определению мест проведения учебных сборов;
увеличивается нагрузка на воинские части, проводящие учебные сборы;
снижается уровень практической военной подготовки студен-
Таблица 7. Расчетзатрат на проведение учебных сборов (стажировок) в 2016 году [1,4,5,6].
Су шестую щи и порядок нроиедеинн учебных сборов (сгажироьок)
По месту расположения вуза В пределах субъекта РФ В пределах военного округа За пределами военного округа Общие затраты (млн. руб.) Экономия (млн.руб.)
17% (4250 чел.) 33% (8250 чел.) 43% (10750 чел.) 7% (1750 чел.) 87 млн.руб. нет
Предлагаемые варианты проведения учебных сборов (стажировок)
ВАРИАНТ №1
17% (4250 чел.) 33% (8250 чел.) 50% {12 500 чел.) пет 49,2 млн.руб. до 37,8 млн. руб.
ВАРИАНТ Ш
17% (4250 чел.) 83% (20750 чел.) нет нет 8,3 млн.руб, до 78,7 МЛН.руб,
ВАРИАНТ №
100 % * (25 ООО чел.) нет нет нет нет до 87 МЛН.руб.
Экищшический эффект составит от 37,К до 87 МЛН. руЯ. в год
*За условную единицу расчета стоимости проезда к месту проведения учебных сборов (стажировок) и обратно, принята стоимость проезда на железнодорожном транспорте из расчета: до 100 км - 400 руб.; до 600 км - 2 400 руб.; авиатранспортом: до 7 000 км - 24 000 руб. При расчете затрат на питание в дороге, учитывалась стоимость суточного индивидуального рациона питания, в размере 636,27 руб.
Таблица 6. Изменение географии проведения учебных сборов (стажировок) со студентами, про-ходящими военную подготовку в гражданских вузах [1,4,5,6].
Расходы на проведение учебных сборов
Всего Из них:
по месту рас-псложения вуза в пределах субъекта РФ в предела* военного округа за пределами военного округа
Количество ст удентов 25 000 4250 8250 10750 1750
Затраты на проста* (тыс, руб.) 71 100 - 3300 25800 42 000
Затраты па питание (тыс. руб.) 15 907 - - 13680 1111
Обшие затрат™ 87 007 - 3300 39480 44 227
тов по эксплуатации, ремонту, бое-вому применению вооружения и военной техники, выполнению учебно-боевых задач:
при проведении учебных сборов (стажировок) на базе гражданских вузов организовать практическое обучение с требуемым качеством не представляется возможным.
7.Также в качестве одного из направлений оптимизации расходов федерального бюджета можно было бы предложить пересмотр структуры системы выплат и размеров стимулирующих надбавок военнослужащим, но в настоящее времяэтот процесс неэффективен и нецелесообразен, так как реформирование системы денежного довольствия военнослужащих проведено с 1 января 2012 г.Перечень и размеры установленных дополнительных выплат позволяют в значительной мере материально компенсировать военнослужащим трудности, определяемые порядком и условиями прохождения службы, оценить профессионализм военнослужащих, а также стимулировать их на достижение высоких результатов в службе.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 06.03.2008 г. №152 "Об обучении граждан Российской Феде-рации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных уч-реждениях высшего профессионального образования".
2. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плано-вый период 2016 и 2017 годов".
3. Федеральный закон от 28.11.2015 г. № 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015
год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
4. Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011г. №2700 "Об утверждении Порядка обеспечения де-нежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
5. Приказ Министра обороны РФ от 06.06.2001г. №200 "Об утверждении Руководства по оформле-нию, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Воо-руженных Силах Российской Федерации".
6. Приказ Министра обороны РФ от 21.06.2001г. №888 "Об утверждении Руководства по продоволь-ственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время".
7. Викулов С.Ф., Трофимец В.Я. Оценка военно-экономической эффективности военного строитель-ства // Вооружение и экономика [Электронный ресурс]. 2009. №1(5). URL: http://www.viculov. ru (дата обращения: 10.04.2016).
8. Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
9. Шкодинский С.В., Хачатурян К.С. Финансовый контроль и реформирование бюджетного процесса в Министерстве обороны Российской Федерации // Вестник АКСОР. 2014. № 3.
10. Шкодинский С.В., Хачатурян А.А.Особенности финансового обеспечения Вооруженных Сил России в условиях реализации новой системы доведения бюджетных средств // Вестник АКСОР, 2014, № 4.
УДК 338
МОДЕЛЬ ВЫБОРА ИСПОЛНИТЕЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Козин М.Н., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ «НИИ ФСИН России» Полежаев В.А., соискатель кафедры «Экономические теории и военная экономика», Военный университет Министерства обороны
Российской Федерации
В статье проводится анализ основных проблемных вопросов системы утилизации вооружений и военной техники, раскрывается квалиметрическая модель комплексной оценки квалификации исполнителя государственного контракта с использованием метода анализа иерархий.
Ключевые слова: модель, утилизация, вооружения и военная техника, эффективность, метод иерархии, контракт, поставщик, государственный оборонный заказ, лицензионные требования.
MODEL SELECTION OF ARTIST UTILIZATION OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT ON THE BASIS OF ACCOUNTING LICENSING REQUIREMENTS
Kozin M., Doctor of Economics, professor, chief researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Polezhaev V., the applicant, Economic Theory and the war economy chair, Military University of the Ministry of Defence of the RF
The article analyzes the main problematic issues disposal weapons systems and military equipment, disclosed qualimetric model is a comprehensive assessment of qualification of the executor of the state contract with the analytic hierarchy process.
Keywords: model, recycle, weapons and military equipment, efficiency, hierarchy method, a contract supplier, the state defense order, license requirements.
В современных условиях независимая и принципиальная позиция Российской Федерации по урегулированию кризисных и нестабильных ситуаций на Украине, в Сирии, а также в отдельных странах Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии воспринимается США и их союзниками по блоку НАТО как проявление «недозволенной» самостоятельности в отстаивании национальных интересов нашей страны. Реакция стран Запада проявляется через политическое и экономическое давление на Российскую Федерацию, а также за счет наращивания военного потенциала Организации Североатлантического договора. Исходным положением обеспечения военной безопасности для РФ сегодня становится тот факт, что военная сила в системе международных отношений не утрачивает своего значения. Поскольку военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской
Федерации[6].
Современные вызовы безопасности Российской Федерации не остаются без адекватной реакции, а предпринимаемые в этой связи превентивные меры позволяют обеспечить надежную защиту интересов России. В этой связи для обеспечения стратегического паритета особо актуальны программы технического перевооружения и войск, предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК)[10,13]. В настоящее время в ВС РФ поступают современные ракетные комплексы, обновляется парк стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, вводятся в строй новые подводные ракетные крейсеры. Одновременно совершенствуется воздушно-космические силы (ВКС) и реализуются планы перевооружения войск (сил) на современные и перспективные образцы вооружения и военной техники (ВВТ).
Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию практически все задания государственного оборонного зака-