Научная статья на тему 'Аутсорсинг финансового обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации (на примере управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю)'

Аутсорсинг финансового обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации (на примере управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТ / МЕТОДИКА / РАСЧЕТ / РАСХОДЫ / СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Д. Е.

В работе раскрывается методика определения экономической целесообразности передачи на аутсорсинг финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Непродуманное использование аутсорсинга может привести к неэкономному расходованию денежных средств, утрате опыта выполнения данной функции, сокращению квалифицированного персонала, потере контроля за денежными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг финансового обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации (на примере управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю)»

26 (68) - 2011

Вопросы экономики

УДК 338.01

АУТСОРСИНГ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю)

Д. Е. БАБУРИН,

адъюнкт кафедры экономики и организации войскового хозяйства (и тыла) Е-mail: [email protected] Военный университет

В работе раскрывается методика определения экономической целесообразности передачи на аутсорсинг финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Непродуманное использование аутсорсинга может привести к неэкономному расходованию денежных средств, утрате опыта выполнения данной функции, сокращению квалифицированного персонала, потере контроля за денежными средствами.

Ключевые слова: аутсорсинг, экономика, эффект, методика, расчет, расходы, средства.

Передача непрофильных функций по обслуживанию армии негосударственным предприятиям — важная часть военной реформы. Благодаря применению аутсорсинга в общественном секторе экономики повысилась эффективность использования бюджетных средств. Предполагается, что возможна экономия от его применения и в Министерстве обороны (МО) и Вооруженных Силах (ВС).

Необходимость разработки новых показателей эффективности использования материальных и денежных средств определена Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.: «Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение» [2].

Для выполнения этой задачи необходимо уточнить ранее действовавшие методики определения экономической целесообразности передачи на аутсорсинг функций Министерства обороны РФ.

Согласно расчету предполагаемой экономии, составленном управлением финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, от передачи на аутсорсинг финансового обеспечения воинских частей и бюджетных учреждений МО РФ планируется получить среднегодовую экономию бюджетных средств в сумме 30,19 млн руб., или 33,44 % по отношению к расходам, связанным с содержанием собственных финансовых органов [3].

Однако, по мнению автора, в расчете были допущены некоторые ошибки. Так, экономия была рассчитана лишь на основе расходов на оплату труда финансовых работников с учетом начислений в обязательные внебюджетные фонды Российской Федерации, без включения расходов по другим статьям бюджетной сметы. Кроме того, в расчете не учтен риск от утраты контроля за переданной функцией.

К недостаткам применяемой методики расчета экономии, полученной от использования аутсорсинга в МО РФ, можно также отнести применение усредненных данных по различным видам расходов. Необходимо учитывать реальную стоимость содержания внутренних подразделений. В расчете также не учтены расходы, связанные с переездом военнослужащих сокращаемых финансовых органов к новому месту службы, с проведением экономической экспертизы, административные расходы и расходы на организацию контроля за качеством выполнения ра-

Вопросы экономики

26 (68) - 2011

бот (оказания услуг). При составлении расчета также необходимо учесть инвестиционные расходы. Их нужно вычесть из полученной экономии в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России и начисленной на предполагаемые расходы по договору аутсорсинга на весь срок действия контракта.

Для снижения рисков, связанных с утратой опыта выполнения функции по финансовому обеспечению, по мнению автора, экономически целесообразно передавать не все финансовые функции на аутсорсинг, а лишь некоторые из них, например расчет заработной платы гражданскому персоналу. Эта область является специфической и сложной, требует определенных затрат на обучение, подготовку и переподготовку персонала, расходов на создание собственных систем заработной платы. Эти расходы включают в себя и соответствующее программное обеспечение, его обслуживание и модернизацию.

Использование внешних ресурсов для обеспечения процесса расчета заработной платы поможет избежать неэффективных затрат на поиск, наем, обучение, аттестацию сотрудников, оборудование новых рабочих мест, установку и обновление программного обеспечения. Для подтверждения этого вывода сравним внутренние затраты на расчет заработной платы в отделении (отделе) по начислению заработной платы, входящем в состав территориального финансового органа, численностью 1 000 чел. гражданского персонала, стоящих на финансовом довольствии, и стоимость услуг аутсорсинга.

Для проведения расчетов используем методику, приведенную в постановлении Минтруда России от 26.09.1995 № 56 [1].

Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых бухгалтерией, проводится по формуле:

Т =Ё Тр К,

п — количество видов выполняемых работ; Т — затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами; К — коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле

Тр =£ я,

где

Нвр — норма времени;

Vi — объем работы /-го вида, выполняемый в течение года.

Штатная численность работников определяется по формуле

Т

Ч = ~о- К ,

ш ф н'

п

где Фп — полезный фонд рабочего времени одного работника за год (принимается равным 1 910 ч); Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и по другим причинам, определяемый по формуле П

К = 1 + -

100

где

Пн — планируемые невыходы работников, определяемые по данным бухгалтерского учета, %. Расчет штатной численности расчетчиков заработной платы в финансово-экономической службе (отделе), содержащихся в самостоятельном штате, приведен в табл. 1.

Общая трудоемкость работ То, связанных с начислением заработной платы, равняется 3 027 чел./ч.

Зная общую трудоемкость работ, рассчитываем штатную численность расчетчиков заработной платы 3 027 х1,1

Ч,„ = -

1910

-х 1,1 = 1,91 шт. ед.

где

То — общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии;

В Восточном военном округе с учетом районного коэффициента и северной надбавки, а также дополнительных выплат из фонда экономии заработной платы

Таблица 1

Определение штатной численности расчетчиков заработной платы в финансово-экономической службе (отделе) по нормам за год (участок — начисление заработной платы)

Работа Норматив, мин Объем работ, мин Трудозатраты, чел./ч

Учет получения в кассу наличных денег по чекам с бюджетных текущих счетов 5 60 5

Учет счетов, отражающих удержание налогов в бюджет 5 6 000 500

Учет поступления средств на текущие счета по поручениям для образования фонда на выплату премий и оказание единовременной помощи работникам учреждения 9 5 400 810

Учет расчетов с подотчетными лицами 5 1 200 100

Учет расчетов с рабочими и служащими 5 6 000 500

Учет расчетов по пенсионному обеспечению и социальной защите населения 16 1 920 512

Учет средств финансирования из фонда социального страхования на выплаты пособий 16 3 600 600

Итого... 3 027

26 (68) - 2011

Вопросы экономики

Таблица 2

Расчет заработной платы в воинской части своими специалистами, руб.

Статья расходов Расшифровка Месяц Год

Начисление заработной платы гражданскому персоналу в финансово-экономической службе (территориальном финансовом органе) Фонд оплаты труда (ФОТ) 1,91 чел. х 27 972 руб. 53 426,52 641 118,24

Компенсационные выплаты (10 % ФОТ, проезд один раз в два года, командировочные расходы, подъемное пособие и т. д.) 5 342,65 64 111,82

Отчисления в Пенсионный фонд РФ (26 %); Фонд социального страхования Российской Федерации (2,9 %); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (3,1 %) и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %), всего - 34,2 % 18 271,86 219 262,44

Стоимость программного обеспечения для начисления заработной платы и кадрового сопровождения 4 000 48 000

Расход денежных средств воинской части на программное обеспечение Амортизация обслуживания ПК, оргтехники и прочего оборудования 3 000 36 000

Правовое сопровождение и обновление программного обеспечения 2 500 30 000

Коммунальные услуги, оплата связи и электроэнергии 2 000 24 000

Административные расходы (командировочные и т. д.) От ФОТ - 10 % 5 342,65 64 111,8

Обучение сотрудников От ФОТ - 10 % 5 342,65 64 111,8

Накладные расходы Расходные материалы и т. п. — 5 % от ФОТ 2 671,32 32 055,84

Итого... 101898,45 1222 778,94

бухгалтеру по расчету заработной платы в среднем выплачивается заработная плата в размере 27 972 руб.

Определение себестоимости процесса начисления заработной платы в отделении по расчету заработной платы в составе территориального финансового органа за месяц и год приведено в табл. 2 (расчет сделан по минимальным суммам обычных статей расходов).

Стоимость услуг по начислению заработной платы зависит от количества работников. В табл. 3 приведена стоимость услуг по начислению заработной платы в 2011 г.

В стоимость услуги по расчету заработной платы входят все необходимые виды расчетов и подготовка всех обязательных отчетов в налоговые органы, внебюджетные фонды, а также в органы статистики:

Таблица 3

Стоимость услуг по начислению заработной платы, руб./мес.

Количество сотрудников Цена услуги по начислению заработной платы на одного работника Стоимость расчета каждого дополнительного сотрудника

1-20 10 000 -

21-100 10 220-27 600 448

101-300 27 720-51 600 272

301-500 51 700-71 600 190

500-1 000 От 71 670 98,67

Свыше 1 000 От 65 065 90

Примечание. При расчете стоимости услуг финансового обеспечения аутсорсерами принята средняя стоимость начисления заработной платы в Восточном военном округе.

- расчет заработной платы;

- выплаты по больничным листам;

- расчет отпускных и разного рода компенсаций, начисляемых при увольнении работника;

- расчет налогов по заработной плате (взносы, отчисления с заработной платы);

- подготовка расчетных листков, расчетно-пла-тежных ведомостей, справок 2-НДФЛ;

- формирование сводных проводок и сводных отчетов по налогам и взносам;

- ведение лицевых счетов, налоговых карточек по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат, вознаграждений и взносов во внебюджетные фонды;

- подготовка отчетности в органы статистики, во внебюджетные фонды и налоговые органы, включая сведения персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ и 2-НДФЛ, в налоговую инспекцию.

Расходы по договорам аутсорсинга за начисление заработной платы при ежемесячном обслуживании воинской части (при средней стоимости услуг 98,67 руб. на одного человека в месяц с НДС) для одной тысячи человек гражданского персонала в месяц будут составлять 98 670 руб., в год — 1 184 040 руб.

При сравнении полученных результатов видно, что затраты МО РФ снизятся на 38,74тыс. руб. (3,17 %) при передаче на аутсорсинг расчета заработной платы одного территориального финансового округа.

Вопросы экономики

26 (68) - 2011

Для расчета чистой экономии, планируемой от использования аутсорсинга, из рассчитанной стоимости экономии необходимо вычесть стоимость проведения экономической экспертизы, административные расходы, связанные с организацией контроля за качеством выполнения работ (оказания услуг) и инвестиционные расходы в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России и начисленной на инвестиционные расходы на весь срок действия контракта (табл. 4).

После включения в расчет не учтенных ранее расходов экономический эффект, планируемый от использования аутсорсинга, увеличится от 192,39 до 449,39 тыс. руб., или от 13,98 до 20,50 %. Но в таком случае экономическая целесообразность передачи на аутсорсинг любой функции очень сомнительна, так как велики риски невыполнения условий контракта и повышения договорной цены. Даже такая незначительная экономия со временем будет сведена к нулю или может перейти в убыток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, непродуманное использование аутсорсинга, неправильное определение размера экономии, полученной от использования аутсорсинга, могут привести к неэкономному и нерациональному использованию военного бюджета.

Экономически целесообразно использовать аутсорсинг при получении экономии от 20 до 30 % стоимости выполнения указанных функций внутренними подразделениями. При таком размере экономии, кроме сбережения денежных средств, следует учесть положительный эффект от таких мероприятий, как:

- повышение уровня финансового контроля;

- отсутствие рисков за штрафные санкции со стороны налоговых органов за правильное и своевременное перечисление налогов;

Таблица 4

Расчет расходов, неучтенных МО РФ при определении размера экономии, планируемой от использования аутсорсинга, руб.

- отсутствие финансовых рисков по решениям судов по вопросам организации и оплаты труда гражданского персонала;

- улучшение процесса управления гражданским персоналом;

- повышение производительности труда.

В целом аутсорсинг поможет сократить численность гражданского персонала и даст возможность сфокусироваться на решении задач по поддержанию постоянной боевой готовности.

При увеличении численности гражданского персонала, состоящего на финансовом обеспечении МО РФ, при использовании аутсорсинга снижается стоимость услуги в расчете на одного человека. Это продиктовано ценовой политикой компаний-аут-сорсеров: чем больше объем обслуживания, тем ниже переменные накладные расходы. Стоимость услуг в случае уменьшения (увеличения) штата сотрудников должна быть строго прописана в договоре об оказании услуг. Это даст возможность МО РФ эффективно прогнозировать и бюджетировать свои затраты.

Кроме того, при передаче на аутсорсинг расчета заработной платы МО РФ может получить следующие преимущества:

- использовать опыт и экспертизу профессиональной организации;

- избавиться от излишней численности финансовых работников;

- переложить груз ответственности за точный и своевременный расчет, а также за своевременную и корректную сдачу отчетности;

- эффективно планировать и бюджетировать затраты;

- не заниматься технической поддержкой, обновлением и модернизацией устаревшего программного обеспечения по расчету заработной платы;

- избавиться от наложения штрафных санкций налоговыми органами;

- не возмещать убытки в их фактическом размере.

Список литературы

Вид расходов Месяц Год

Расходы на проведение экономической экспертизы 15 000-20 000 15 000-20 000

Административные расходы, связанные с управлением контрактом и контролем качества выполнения работ 6 000-15 000 72 000-180 000

Инвестиционные расходы в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России 5 555 66 653

Итого... 26 555-40 555 153 653-266 653

1. Об утверждении Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работу по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях: постановление Министерства труда Российской Федерации от 26.09.1995 № 56.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: Ы1р://президент.рф/ transcripts/5979.

3. Указание службы экономики и финансов МО РФ от 06.02.2009. № 184/1/1/113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.