Научная статья на тему '«Предивный» инок Капитон'

«Предивный» инок Капитон Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
капитон / старообрядцы / пустынь / самосожжение / сыск / стрельцы

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бородкин А. В.

В статье описывается деятельность одного из вождей раннего старообрядчества инока Капитона, которого длительное время принято было считать родоначальником самоубийств среди старообрядцев. Рассматриваются создание им новых пустыней и формирование общин «церковных мятежников», версии его гибели, его вклад в развитие движения старообрядцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Предивный» инок Капитон»

СООБЩЕНИЯ

А.В. Бородкин

«ПРЕДИВНЫЙ» ИНОК КАПИТОН

Было время, когда имя инока Капитона не раз произносилось в царском дворце и в покоях патриарха, гремело в коридорах Московских приказов и вместе с сысками «церковных мятежников» тревожным эхом отзывалось из многих уездов обширного Российского государства.

Сомнительная честь «введения в исторический оборот мрачной и зловещей фигуры Капитона», принадлежит П.С. Смирнову1. С.М. Соловьев считал Капитона союзником «опальных боголюбцев, обращавшим на себя внимание необыкновенным постничеством и поэтому прослывшим праведником»2. В.С. Шульгин считал «капитоновщину» одним из течений староверия, отличным от сектантства, но с ярко выраженной эсхатологической направленностью»3. Л.Н. Гумилев соглашался с «прекрасным знатоком “бунташного века”» А.М. Панченко в том, что «проповедь самосожжений.. . была предварена теорией “самоуморения” старца Капитона»4.

Подобная «широта» в оценках Капитона сохраняется и в настоящее время. К общепринятой точке зрения на Капитона, как основателя самоубийственных смертей в расколе, присоединился А.П. Богданов5. Влияние учения Капитона на возникновение самоубийственных смертей в русском старообрядчестве освещено в работах М.В. Пулькина6 и Е.М. Юхименко7. С.В. Лобачев уверен, что «капитоновщина не имела ничего общего с «книжной справой» и обрядовыми реформами патриарха Никона» и усматривал в «капитоновской ереси начала мистического сек-танства»8.

Любое обращение к личности Капитона требует осторожности, ибо за обилием эмоциональных характеристик «сторонника крайних мер» скрывается банальная скудость источников. Кем же он был на самом деле?

Инок Капитон - один из вождей оппозиционного, общественно-религиозного движения противников церковной реформы патриарха Никона. Мирское имя не известно. Место рождения не известно. Предположительно - окрестности села Даниловского Костромского уезда: «сей убо чернец постригся негде близ дома своего, яко бяше убог сый и неимяше чим в мире питатися, отшед вдале от села Даниловского»9. Или окрестности Корнильева Комельского монастыря10. Социальное положение не известно, возможно «поселянин», по другой версии - крестьянин, «мужик темен». Сведений об образовании нет, что позволило митрополиту Игна-

тию говорить о его неграмотности. Косвенно это подтверждается тем, что после ареста Капитона надсмотрщикам было предписано «не пускать к нему мирских людей», но не было упомянуто «чернил и бумаг не давать». В то же время до конфликта с руководством Русской православной церкви он был настоятелем монастыря, вел поземельные и межевые дела, «свозил выписи» и его компетенция властью не оспаривалась.

Монашеский постриг он мог принять в «Корнилиеве монастырь Ко-мельского тамо... инок будешь»11. Однако достоверных сведений на этот счет не сохранилось.

После пострига в 1620-е гг. Капитон основал собственную пустынь «в дальних и темных ветлужских лесах». По версии B.C. Шульгина, общепринятая хронология жизни Капитона нарушена: он родился на 50 лет ранее и основал Ветлужскую пустынь в конце XVI в.12 Церковные авторы не подтверждают сведений о постройке Ветлужской пустыни. «Сей убо чернец постригся негде близ дома своего, яко бяше убог сый и неимяше чим в мире питатися, отшед вдале от села Даниловского, в место, нарица-емое Колесниково, и тамо начал жиги по образцу пустынножителей»13.

В 1630 г. в селе Княгинино Капитон основал пустынь «во имя Святого Спаса» и находился в ней предположительно до 1633 г. Сведений об отличиях «Капитонова уставства» от канонов РПЦ в то время нет. Старообрядческие авторы называли его среди известнейших подвижников русской церкви, известия, о духовных подвигах которого дошли до царя14.

В 1634 г. Капитон получил от царя Михаила Федоровича грамоту с разрешением основать Троицкую обитель в Костромском уезде. В том же 1634 г. он получил в Приказе Большого Дворца выпись из отводных и межевых книг на право владения землей и приступил к обустройству обители. Он открыл две пустыни - мужскую рядом с Троицкой и женскую около деревни Морозовой. «Капитон... взял от земли от твоих государевых крестьян пахотных с той деревни Морозова у Ивана Трофимова сына с соседьми и пашенная земли десятину, и на той десятине тот старец Капитон построил старцам кельи и тут их посажал, а Троицкие земли пустыни Колесникова за ту десятину отдал тот старец Капитон Морозовским крестьянам Ивану Трофимову с соседьми при той земле в четверо, и те твои Государевы крестьяне Иван Трофимов с соседьми твою землею пустыни Колесниково владеют без твоего государеву указу»15. Таким образом, конфликт Капитона с патриаршей церковью могли иметь экономическую подоплеку.

В 1639 г. Капитон был арестован по доносу архимандрита Рязанского Преображенского монастыря Герасима «о неистовствах строителя Троицкой пустыни». Грамотой от 22 августа 1639 г. Ярославскому воеводе П.И. Секирину и дьяку П.Ф. Филатову предписывалось взять Капитона и привести в Ярославский Спасский монастырь. Текст доноса не сохранился. Перечень наказных пунктов дает возможность частично восстановить

содержание доноса Герасима. «Отдать под крепкий начал старцу духовному и искусну который бы грамоте был горазд и хмельного пития не пил, чтоб в вере и во иноческих правилах поразсмотрел и в чувство привел бы»16. Обвинительные пункты против Капитона выглядят так: к церкви Божьей не ходит, с братией мало бывает, Божественным иконам не кланяется, живет не по монастырскому чину, церковных правил не соблюдает.

Особым пунктом запрещалось «пускать к нему сторонних людей» и «не давать беседовать с мирскими людьми». Тем самым власти пытались затруднить его общение с учениками, которых, как считает С.В. Лобачев, было «около тридцати человек»17.

В 1639 г. Капитон был взят под стражу и отправлен для предварительного разбирательства в Ярославский Спасский монастырь. Материалы его пребывания в Спасском монастыре не сохранились, однако последующие события позволяют предположить, что Капитон «в вере и в иноческих правилах был поразсмотрен» и сослан в Тобольск18. Ряд исследователей полагают, что Капитон вообще не был арестован19. А. А. Титов считает, что Капитон был арестован, но бежал из Ярославского Спасского монастыря в Костромские леса20. B.C. Румянцева, ссылаясь на грамоту от 8 мая 1642 г., полагает, что Капитон был выслан21. На взгляд А. А. Некрасова, «ни один из перечисленных пороков Капитона не дает повода для обвинения его в ереси»22. Ф. Бычков сообщает о негативном отношении Капитона к «хмельному питью» и выборочному отношению к иконам23.

Общую, положительную для Капитона, картину несколько «портит» челобитная следующего игумена Троицкой пустыни, просившего разрешение на освящение церковных престолов. B.C. Румянцева на этом основании полагает, что Капитон «служил церковные службы в не освященном храме»24. Эго может служить косвенным подтвсрждснис\г еретичества Капитона: освящение престолов после «служб не по чину» являлось обычной практикой. В то же время официального решения РПЦ о том, считать ли Капитона еретиком, не сохранилось. В полемических сочинениях авторов патриаршей церкви Капитона принято было называть «безумным»25.

О том, что «не все было в порядке» в Троицкой пустыни, говорит и фраза из царского наказа новому настоятелю обители: «следить, чтобы впредь не было таких плутен как при Капитоне»26. Допущенная формулировка несколько странна. С одной стороны, власти признают наличие нарушений, а с другой - не могут назвать их преступлением.

В 1640-е гг. Капитон находился при Архиерейском доме в Тобольске. С 1640 по 1650 гг. Тобольскую кафедру занимал архиепископ Герасим (Кремлев), однако его преемник Симеон прибыл на кафедру только в 1651 г. Вероятно, пользуясь междувластием Капитон сумел бежать из Тобольской ссылки27.

В начале 1650-х гг. новые Капитоновы кельи появились в Костромском уезде. Грамотой царя Алексея Михайловича от 1651 г. Костромскому

воеводе Ю.М. Аксакову и подьячему Родиону Борзову указывалось: «Взять на реке Шаче Костромского уезда... в келиях старца Капитона, старцев и мирских людей, робят, которые в тех келиях живут, и быть им до нашего указа у вас в Ипатьевском и Богоявленском монастырях... никуда не пущать, да держать их крепко, чтоб не ушли»28.

Из разгромленных Шацких келий Капитон перешел в Шуйский уезд. Здесь он жил до середины 1650-х гг. в пустынях около села Калбацкого. После разгрома келий в Калбацком Капитон появился под Вязниками: «Град убо Ярополч, имея посад или жилище Вязники во Владимирской области... идеже и во оно время никонова смущения... от градов и монастырей бегаю щи иноцы и мирские в пустынях крыяхуся... тамо предивный отец Капитон живяще... тому мнози ученицы бяху чудного жития его подражатели»29.

Сведения о «капитоновом учении» противоречивы.

Инок Корнилий не усматривает в «капитоновом уставстве» ничего, кроме духовного подвижничества: «Он мало спал и все время проводил... в чтении псалтыря, то в работах... тоже требовал он и от других иноков... сам Капитон томил себя постом и... ел в два дни немного сухого хлеба и сурово зелие... землю копающе... засеваем и нива познах... руками своими мелюще, едва с нуждой преобретаем. И одежды худо зело имеем... ужи от коры деревянные и другие всякие потребы скудные и не обычная име же и потребляемся»30. Инок Ефросин пишет, что он «ученикам субботу раз-судил по-жидовски поститися и потом иная якобы от вышняя святости»31.

Авторы патриаршей церкви митрополит Игнатий и митрополит Димитрий Ростовский так дополняли обличение Капитона: «Сперва убо креп-це понуждящася воздержанми: дани в праздник Рождества... хотяще сыра и масла и рыбы вкушати... разве точию от семен и ягодичия и прочих растущих от земли»32. Потом Капитон ввел пост в Пасху, «а при христосовании вместо красных пасхальных яиц дарил червленые горькие цибули, сиречь луковицы вместо яиц, в перемену христианские любви и неги»33. «Выйдя из лесов, он представлял крестьянам простым в уме себя как посланника Вышняго Бога... потом диавол польсти его гордым помыслом. Великим подвижником себя возомнил и начал пошрдевать святым чином: егда увидит священника упившегося, тогда к оному священнику... к благословению не ходил, аще и трезво его видяще. Итако мало помалу, творяще диавол его отступить от Святой церкви»34. «Иконописец писал образ пресвятые царицы одесную Тебя Владыко в ризах позлощенных... увидев Пресвятую Богородицу как во царских одеждах начал хулить... пошто написал ты Пресвятую Богородицу как царицу? На Пресвятой багрянины царской не бысть не когда же и той иконе не покланялся»35.

Сведения о смерти Капитона столь же противоречивы. Симеон Денисов свидетельствует о его мирной кончине. Ряд старообрядческих синодиков ХУП-ХУШ вв. прямо упоминали Капитона в числе «Вязниковских

убиенных пустынников»36. Некоторые ранние синодики конца XVII в. именуют Капитона священноиноком и схимником, старообрядческие синодики начала - середины XVIII в. опускают упоминание о священстве Капитона. Синодики и поминальные статьи середины - конца XVIII в. не называют Капитона схимонахом, а синодики начала XIX в. отодвигают упоминание об иноке Капитоне, Вязниковском мученике, на последнее место в общем перечислении погибших. В сводном старообрядческом синодике Капитон тоже упомянут в «Вязниковском списке».

Версию о гибели Капитона поддержала В.С. Румянцева. Однако она высказывала предположение о том, что ко времени проведения сыскных мероприятий в Вязниках Капитон был уже мертв и, следовательно, в число Вязниковских страдальцев внесен намеренно позднее. Результаты правительственных сысков 1665-1666 гг. несколько проясняют судьбу Капитона. «А старец де Капитон... холоп твой, имал в прошлом 170-м... из лесу пустынников и кельи жег за Клязьмою, а Капитон де под теми келиями»37. Сведения эти подтверждаются показаниями чернеца Варнавы, схваченного в конце декабря 1665 г. стрельцами на озере Юхра: «А про Капитона де старца, он слыхал, что в тех пустынях он жил и прикован к цепи и умер давно. А сам Варнава его Капитона не видел»38.

Инок Капитон прожил яркую, до предела насыщенную событиями жизнь. Угроза ареста заставляла его постоянно перемещаться в поисках спокойного места, в котором он мог бы основать идеальный, с его точки зрения, монастырь. Он, без сомнения, имел собственный, отличный от канонического взгляд на роль и место церкви в жизни общества. Однако церковным иерархам не удалось задержать и допросить мятежного инока. Все, что было известно о его учении, фиксировалось лишь «со слов» лиц, объявивших себя его учениками. Поэтому учение старца Капитона не было осуждено на церковных соборах, а сам он лишь разыскивался властями. Однако образ, который он оставил после себя, был столь значителен, что долгое время все противники новых обрядов светскими властями и РПЦ именовались «капитонами».

Примечания

1 Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе семнадцатого века. СПб., 1898. С. 3-5.

2 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VI. Т. 11-12. М., 1991. С. 185.

3 Шульгин B.C. «Капитоновщина» и ее место в расколе // История СССР. 1969. № 4. С. 130-131.

4 Гумилев JI.H. От Руси к России. М., 1992. С. 269.

5 Богданов А.П. Старообрядцы // Старообрядчество: история, культура, современность. 1994. № 1. С. 16.

6 Пулъкин М.В. Самосожжение старообрядцев в конце XVII-XVIII в. // Новый исторический вестник. 2006. № 1. С. 5-13.

7 Юхименко Е.М. Каргапольские гари 1683-1684 гг.: К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве // Старообрядчество в России. М., 1997. С. 64-85.

8 Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 37.

9 Игнатии, митр. Три послания против Сибирских раскольников // Православный собеседник. Казань, 1855. С. 96-99; Журавлев А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. М., 1890. С. 83.

10 Житие инока Корнилия // Рассказы по истории старообрядчества. СПб., 1861. С. 3; Российская государственная библиотека (РГБ). Ф. 37 (Собрание Т.Ф. Большакова). Д. 312.

11 Житие инока Корнилия... С. 5.

12 Шульгин В.С. «Капитоновщина» и ее место в расколе XVII века // История СССР. 1969. № 4. С. 139.

13 Игнатии, митр. Указ. соч. С. 96-99; Журавлев А. Указ. соч. С. 83.

14 Денисов С. Виноград Российский или описание пострадавших в России за древнецерковное благочестие. М., 1906. С. 46.

15 Румянцева В.С. Народные антицерковные движения в России XVII в. М., 1986. С. 73.

16 Ярославские губернские ведомости. 1890. № 12. С. 3-4.

17 Лобачев С.В. Указ. соч. С. 37.

18 Преображенский А.А. Неизвестный автограф сибирского летописца Саввы Есипова // Советские архивы. 1983. № 2. С. 63-65.

19 Титов А. Калясниковский синодик. М., 1895. С. 41-43; Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем Старообрядчество. СПб., 1994. С. 243-244.

20 Ярославские губернские ведомости. 1890. № 14. С. 7.

21 Румянцева В.С. Указ. соч. С. 72.

22 Некрасов А.А. Старец Капитон: К вопросу о начале церковного раскола XVII в. в Ярославском крае // Минувших дней связующая нить. Ярославль, 1995. С. 80.

23 Бычков Ф. Заметка о хронографе Ярославского священника Ф. Петрова. Ярославль, 1890. С. 8-9.

24 Румянцева В.С. Указ. соч. С. 76.

25 Государственный архив Костромской области (ГАКО).Ф. 558. Оп. 2. Д. № 748. Л. 193об.

26 Титов А.А. Указ. соч. С. 48-50.

27 Архипастыри Тобольской епархии: Тобольская епархия. Омск, 1892. С. 9.

28 Миловидов И. Содержание рукописей, хранящихся в Ипатьевском монастыре в Костроме. Кострома, 1887. С. 58.

29 Денисов С. Указ. соч. С. 46.

30 Житие инока Корнилия... С. 5-7.

31 Ефросин. Отразительное описание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. СПб., 1895. С. 10.

32 Третье окружное послание Игнатия, митрополита сибирского // Православный собеседник. 1855. Кн. 2. С. 98; Ростовский Д. Розыск о расколничей Брынской вере. М., 1762. С. 570-573.

33 Третье окружное послание Игнатия... С. 98.

34 Цит. по: Бычков Ф. Указ. соч. С. 8-9.

35 Ярославские губерские ведомости. 1890. № 12. С. 4.

36 Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Редкий фонд. Оп. 2. Д. 1406, 1434, 1435, 1442.

37 Румянцева В.С. Указ. соч. С. 79.

38 ГАЯО. Редкий фонд. Оп. 2. Д. 1434. Л. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.