Научная статья на тему 'Предисловие редакторов'

Предисловие редакторов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предисловие редакторов»

Философское антиковедение

И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Том 4 Выпуск 2 2010

Тема номера

Ямвлих Халкидский

EXQAH

Философское антиковедение

И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Издается «Центром изучения древней философии и классической традиции»

Главный редактор Е. В. Афонасин

Приглашенный редактор номера Хосе Молина (Мехико)

Ответственный секретарь А. С. Афонасина

Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины-Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), Люк Бриссон (Париж), В. С. Диев (Новосибирск), Доминик О’Мара (Фрибург), Теун Тилеман (Утрехт), В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса)

Учредители журнала Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2007 г. Периодичность - два раза в год

Данный выпуск подготовлен и опубликован благодаря поддержке Института «Открытое общество» (Будапешт)

Адрес для корреспонденции

Философский факультет НГУ, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090 Тексты принимаются в электронном виде по адресу: afonasin@gmail.com

Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/

ISSN 1995-4328 (Print) ISSN 1995-4336 (Online)

© Центр изучения древней философии и классической традиции, 2010

СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS

Предисловие редактора........................................ 208

Editorial.................................................... 209

СТАТЬИ / ARTICLES

Ars vitae in Iamblichus and in the Stoic Seneca.............. 210

Panos Eliopoulos

Virtues in Iamblichus and the Shift of Paradigm.............. 220

Charalampos Magoulas

Iamblichus’ Path to the Ineffable............................ 229

Jose Molina

Ямвлих о душе. Дополнение к переводу Писем Ямвлиха........... 239

Е. В. Афонасин

Ямвлих в Афинах.............................................. 246

Е. В. Афонасин

Библиография: Ямвлих Халкидский. Издания и переводы / Bibliography: Iamblichus of Chalcis. Editions and Translations 256

Аксиологические мотивы в поэмах Гомера....................... 260

С. С. Аванесов

Гносеологический анализ возможных решений древнегреческого

парадокса «Тяжбы Протагора с Эватлом»........................ 291

А. Н. Ахвледиани

Страбон против Посидония: полемика о влиянии солнца на климат . . . . 298

Д. А. Щеглов

измерение астрономических расстояний в древней Греции ....... 325

А. И. Щетников

ПЕРЕВОДЫ / TRANSLATIONS

Клеомед. Учение о круговращении небесных тел................. 349

А. И. Щетников, предисловие, перевод, примечания

РЕЦЕНЗИИ / REVIEWS........................................... 416

Аннотации.................................................... 418

Abstracts.................................................... 422

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ

Второй выпуск четвертого тома журнала состоит из двух разделов. Непосредственным поводом для подготовки первого раздела оказался двухдневный семинар, посвященный философу неоплатонику Ямвлиху Халкидскому и судьбе его наследия, который нам удалось провести в марте 2009 г. в Афинах при поддержке Ирландского центра эллинистических исследований (директор - всемирно известный антиковед проф. Джон Диллон). Программу семинара см. по следующему адресу: http://www.nsu.ru/classics/reset/Jamblichus-Athens-2009.pdf. в раздел включено четыре статьи, посвященные изучению наследия Ямвлиха в широком историческом контексте, а также небольшая заметка, которая дополняет перевод Писем сирийского неоплатоника, вошедший в предыдущий выпуск журнала (ХХОЛН 4.1, 166-193). Статьи сопровождаются библиографией изданий и переводов сочинений Ямвлиха на основные европейские языки.

во второй раздел вошло несколько статей, в основном по истории античной науки, а также перевод астрономического трактата клеомеда, подготовленные специально для участников семинара по истории античной науки, который пройдет в Сибирском научном центре в начале мая 2011 г. при поддержке Института «Открытое общество».

Сердечно благодарим всех коллег и друзей, принявших участие в наших встречах, и напоминаем, что все предыдущие выпуски можно найти на собственной странице журнала www.nsu.ru/classics/schole/, а также в составе следующих электронных библиотек: www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека) и www.ceeol.com (Central and Eastern European Online Library).

в заключение замечу, что почтовый адрес редакции изменился. Теперь всю корреспонденцию следует направлять на имя редактора на философский факультет НГУ по адресу: ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия.

Евгений Афонасин (Академгородок), Хосе Молина (Мехико) 25 декабря 2010 г. afonasin@gmail.com josemolina@correo.unam.mx

Панос Элиопулос

Олимпийский центр философии и культуры, Афины, Греция

ksatriya@tri.forthnet.gr

Ars vitae у Ямвлиха и стоика Сенеки

Язык: английский

Выпуск: ZXOAH 4.2 (2010) 210-219

Ключевые слова: мудрость, ars vitae, индивидуальные различия, воспитание, желание, душа, разумное суждение

Аннотация. Сенека развивает теорию о терапии и воспитании, конечной целью которых должны стать самопознание и мудрость. Некоторые из этих техник основаны на пифагорейских принципах или восходят к ним, прежде всего те, которые касаются постоянного упражнения и самоконтроля. Ямвлих в своем трактате De Vita Pythagorica также обращает пристальное внимание на то обстоятельство, что для достижения мудрости человеку достаточно хороших природных задатков и подобающего образования. Оба мыслителя считают овладение знанием через действие (практическим знанием) одним из важнейших философских условий для благой жизни. Создавая и осваивая новый образ жизни (ars vitae), человек приближается к своему предназначению и вечному счастью (eudaimonia, bene vivere). Признание индивидуальных различий в способности к изменению у учеников требует от наставника дифференциации усилий по очищению их разума и формированию их стремлений, однако ни в коей мере не исключает самой возможности их исправления.

Харалампос Магулас

Отделение социологии, Национальная школа публичного здравоохранения, Афины magba05@yahoo.com

Добродетели у Ямвлиха и изменение парадигмы

Язык: английский

Выпуск: ZXOAH 4.2 (2010) 220-228

Ключевые слова: типы добродетелей, благочестие, умеренность, теургия, любовь Аннотация. В статье исследуются различия в восприятии добродетелей Платоном (Протагор и Пир) и Ямвлихом. Оба мыслителя согласны с тем, что добродетели можно научить, то есть она есть разновидность социального действия. Платон настаивает на социальной роли добродетели и принципиальной важности любви как того чувства, которое приводит к умеренности. Напротив, Ямвлих признает философскими лишь иератические добродетели, считая умеренность той способностью, которая ведет к единению с богом. Учитывая то обстоятельство, что теургия является скорее личностным, нежели социальным действием, данные характерные черты философской мысли двух эпох показывают основные мировоззренческие изменения, произошедшие в период поздней античности.

ZXOAH Vol. 4. 2 (2010)

www.nsu.ru/classics/schole

Аннотации / ZXOAH Vol. 4. 2 (2010) 419

Хосе Молина

Центр классических исследований, Институт философии, Национальный независимый университет Мехико, josemolina@correo.unam.mx Путь Ямвлиха к непостижимому Язык: английский Выпуск: ZXOAH 4.2 (2010) 229-238

Ключевые слова: метафизика, теургия, душа, поздний платонизм, Плотин, мистицизм Abstract. Ямвлих Халкидский постулировал теургию на метафизическом уровне в качестве единственного средства коммуникации с высшим принципом всего сущего. Этот принцип представляет собой совершенно трансцендентную реальность, непостижимую для разума, но, в то же время, отличается от Плотина, который постулировал абсолютное удаление от всего и рассматривал ассимиляцию с Единым как бегство от единственного к единственному. Ямвлих предлагает рассматривать материальный мир в качестве инструмента для восхождения души к этому принципу, и эксплицитно ратует за мистическое единение с космосом и другими душами.

Евгений Васильевич Афонасин

Центр изучения древней философии и классической традиции,

Новосибирский государственный университет Институт философии и права СО РАН, afonasin@gmail.com Ямвлих о душе. Дополнение к переводу Писем Ямвлиха Язык: русский

Выпуск: ZXOAH 4.2 (2010) 239-245

Ключевые слова: платонизм, нисхождение души, эсхатология, судьба, промысел Аннотация. Письма философа неоплатоника Ямвлиха Халкидского (ок. 242-325 н. э.), сохранившиеся во фрагментарной форме в Антологии Иоанна Стобея и опубликованные в предыдущем выпуске журнала (ZXOAH 4. 1 (2010) 166-193), дополняются двумя небольшими свидетельствами неоплатоников (Олимпиодора и Дамаския) и заметкой о нисхождении души в позднем платонизме.

Евгений Васильевич Афонасин

Центр изучения древней философии и классической традиции,

Новосибирский государственный университет Институт философии и права СО РАН, afonasin@gmail.com Ямвлих в Афинах Язык: русский

Выпуск: ZXOAH 4.2 (2010) 246-255

Ключевые слова: афинский неоплатонизм, интеллектуальные центры, Либаний, Ги-мерий, Сопатр

Аннотация. Опираясь на ранние исследования Raubitschek 1964 и Cameron 1969, автор рассматривает литературные и эпиграфические свидетельства о жизни афинского философа по имени Ямвлих, который, по-видимому, сыграл важную роль в возрождении интереса к философии своего знаменитого тезки в начале пятого века. Статья подготовлена благодаря поддержке Фонда Онассиса в Афинах (зима 2008/9) и основана на выступлении на конференции «Ямвлих: его источники и влияние» (Ирландский институт эллинистических исследований в Афинах, март 2009 г.).

Сергей Сергеевич Аванесов

Томский государственный университет, iskiteam@yandex.ru Аксиологические мотивы в поэмах Г омера Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 4.2 (2010) 260-290

Ключевые слова: античность, Гомер, эпос, ценности, аксиология

Аннотация. Аксиология как сфера ценностных ориентаций и предпочтений является базисом всякой культуры. Анализ поэм Гомера даёт возможность эксплицировать ценностный базис архаической средиземноморской культуры. На позитивном полюсе этой культуры находятся такие ценности, как честь, слава, верность, самопожертвование, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, справедливость-равенство и справедливость-возмездие. На негативном полюсе - гнев, оскорбление, обман, жадность, трусость, дерзость, надругательство над телом врага. Позитивные ценности закреплены в санкционированных «стандартах» социального поведения.

А. Н. Ахвледиани

Международное научное общество «INCOL» (Израиль), alexanderakhvlediany@yandex.ru Гносеологический анализ возможных решений древнегреческого парадокса «Тяжбы Протагора с Эватлом»

Язык: русский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск: 2ХОЛН 4.2 (2010) 291-297

Ключевые слова: парадокс, формальная и неформальная логика, разрешение конфликта

Аннотация. По легенде Протагор заключил договор со своим учеником Эватлом, согласно которому он должен был заплатить за свое образование только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Поскольку Эватл не платил и не участвовал в судебных тяжбах, Протагор сам подал на него в суд и привел следующую аргументацию: «Каким бы ни было решение суда, Эватл должен будет заплатить. Он либо выиграет свой судебный процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит по договору, если проиграет, то заплатит по решению суда». Эватл возражал: «Ни в том, ни в другом случае я не должен платить. Если я выиграю, то я не должен платить по решению суда, если проиграю, то не заплачу по договору». Парадокс не может быть разрешен как средствами классической логики, так и при помощи формальной логики нулевого порядка. Однако можно показать, что существует эпистемологическое решение парадокса средствами метода непротиворечивого урегулирования конфликтных ситуаций.

Дмитрий Алексеевич Щеглов

Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, shcheglov@yandex.ru Страбон против Посидония: полемика о влиянии солнца на климат Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 4.2 (2010) 298-324

Ключевые слова: география, климат, полемика, ошибочное истолкование Аннотация. Фрагмент 223 ЕК Посидония всегда считался чрезвычайно сложным для интерпретации. В этом тексте Страбон рассматривает некую теорию Посидония о

влиянии солнца на климат. В данной статье показывается, что Страбон неверно истолковывает высказывания Посидония, приписывая ему откровенно абсурдные идеи. Соответственно, зависящие от Страбона современные комментаторы также представляют теорию Посидония в неверном свете. Далее предлагается альтернативное истолкование этой теории, которое позволяет лучше объяснить смысл высказываний Посидония и спасти его от ложных обвинений в приверженности абсурдным идеям.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Измерение астрономических расстояний в Древней Греции Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 4.2 (2010) 325-348

Ключевые слова: античная наука, техники измерения, солнечные и лунные затмения Аннотация: Статья основана на курсе лекций по античной астрономии, прочитанных на международном семинаре “TEXNH. Теоретические основания искусств, наук и технологии в греко-римском мире” (август 2010, Новосибирск), организованном Центром древней философии и классической традиции при финансовой поддержке Института «Открытое общество». Приложения посвящены аль-Бируни и первым точным измерениям расстояния до Солнца и Луны, сделанным в XVIII веке.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Клеомед. Учение о круговращении небесных тел.

Предисловие, перевод, комментарий Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 4.2 (2010) 349-415

Ключевые слова: античный учебник, история астрономии, техники измерения Аннотация: Впервые переведенный на русский язык трактат Клеомеда представляет собой элементарный учебник астрономии в двух частях. Его автор критикует эпикурейцев и одобряет стоиков. Трактат ценен тем, что в нем пересказываются многие положения утраченных астрономических сочинений Посидония. Клеомед аккуратно обсуждает лунные затмения и отмечает, что размер многих звезд превосходит Солнце. Книга является источником знаменитой истории об измерении окружности Земли Эратосфеном.

ЕХОЛН

Философское антиковедение и классическая традиция 2010. Том 4. Выпуск 2 Новосибирск: Ред.-изд. центр Новосиб. гос. ун-та, 2010. 224 с.

ISSN 1995-4328 (Print) ISSN 1995-4336 (Online)

ТЕМА НОМЕРА: ЯМВЛИХ ХАЛКИДСКИЙ

в первый раздел данного выпуска включено четыре статьи, посвященные изучению наследия Ямвлиха в широком историческом контексте, а также небольшая заметка, которая дополняет перевод Писем сирийского неоплатоника, вошедший в предыдущий выпуск журнала (ZXOAH 4.1, 166-193). Статьи сопровождаются библиографией изданий и переводов сочинений Ямвлиха на основные европейские языки. Во второй раздел вошло несколько статей, в основном по истории античной науки, а также перевод астрономического трактата Клеомеда, подготовленных специально для участников семинара по истории античной науки, который пройдет в Сибирском научном центре в начале мая 2011 г. при поддержке Института «Открытое общество». Тексты можно найти на собственной странице журнала www.nsu.ru/classics/schole/, а также в составе следующих электронных библиотек: www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека) и www.ceeol.com (Central and Eastern European Online Library).

ЕХОЛН

Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2010. Volume 4. Issue 2 Novosibirsk: State University Press, 2010. 224 p.

ISSN 1995-4328 (Print) ISSN 1995-4336 (Online)

Special issue: Iamblichus of Chalcis

The first part of the issue contains four articles presented at Iamblichus’ seminar which took place in the Irish Institute of Hellenic Studies at Athens on March 8-10, 2009. The papers discuss Iamblichus’ heritage against the background of the greater Platonic and Pythagorean tradition in Late Antiquity. The second part consists of a series of studies, mostly dedicated to Ancient science, and a translation of an astronomical treatise by Cleomedes. These texts are prepared for the participants of the international school “Texnh. Theoretical Foundations of Arts, Sciences and Technology in the Greco-Roman World” (May 2011, Siberian Scientific Centre) organized by the “Centre for Ancient philosophy and the classical tradition” and sponsored by the “Open Society” Institute (Budapest). The journal is available on-line at the following addresses: www.nsu.ru/classics/schole/ (journal’s home page); www.elibrary.ru (Russian Index of Scientific Quotations); and www.ceeol.com (Central and Eastern European online Library).

Компьютерная верстка и корректура Е. В. Афонасина

Подписано в печать 25.12.2010. Заказ №

Формат 70 х 108 1/16. Офсетная печать. Уч.-изд. л. 11,8 Редакционно-издательский центр НГУ,

630090, Новосибирск-90, ул. Пирогова, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.