Психологические науки
УДК 159.9
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКИХ НАУК В ТРУДАХ РУССКИХ БОГОСЛОВОВ XIX В.
А. А. Костригин, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Н.Новгород, Россия), e-mail: artdzen@gmail.com Л. Ф. Чупров, научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: leo-chuprov@yandex. ru
Аннотация. В статье обсуждается проблема определения места психологической науки в системе философских наук XIX в. Анализируются труды философов и богословов духовных академий. Показано изменение взглядов религиозных философов о психологии как науки в течение девятнадцатого столетия.
Ключевые слова: психология, философия, метафизика, духовные академии, XIX век.
В канун 500-летия введения в научный обиход понятия «Психология» самое время вспомнить ставшее уже классическим выражением. Это высказывание Г. Эббингауза (H. Ebbinghaus), немецкого философа и психолога, относящаяся к началу XX столетия, о том, что «психология имеет короткую историю и долгую предысторию». Вещи, предметы и явления обретают свой смысл и внутреннее содержание, лишь тогда, когда они наделяются именем. Именно эту задачу выполнил, подобно праотцу Адаму в шестой день творения, хорватский гуманист, поэт и писатель Marko Marulic (1450-1524)[5]. Именно благодаря этому великому сыну хорватского народа около 500-т лет назад наука, а позднее и практика, обрели свое название как «психология» и, вероятно, есть все основания считать с этого момента окончанием предыстории и началом истории психологии [14].
С момента обретения своего имени и вплоть до начала экспериментального исследования психических феноменов, начатого во второй половине XIX столетия, психология развивалась в рамках гуманитарной парадигмы. Среди плеяды гуманитарных психологов остается почти неизвестным имя выдающегося писателя и ученого Н.В. Гоголя (1809 — 1852). Взгляды на природу психических феноменов, сложились у него во многом под влиянием философов-богословов. Именно этим страницам истории российской психологической мысли посвящено наше сообщение.
Заслуживающей внимания проблематикой в истории психологии XIX века является участие богословов духовных академий в научной дискуссии по вопросам психологии [9, 10, 11]. Духовные академии всегда отличались обилием образованных людей, глубокими мыслителями и философами. И.В. Цвык отмечает, что в академиях осуществлялось качественное преподавание философских дисци-
плин, в том числе, и новейшая для того времени философия. «Философские труды профессоров-академистов XIX в., их преподавательская, переводческая, издательская, теоретическая деятельность способствовала не только модернизации православного сознания, но и развитию русской философии в целом» [12, с. 5].
Философские взгляды мыслителей духовных академий были различными: от абсолютно религиозных до открыто научных. Динамика взглядов в религиозной философии (или духовно-академической философии) проходила в этом направлении (от крайне религиозной до научной) от начала девятнадцатого столетия и до его конца. Так, суть религиозной философии первой половины XIX в. точно выразил император Александр I в уставе духовных академий, который был утвержден 30 августа 1814 г. Он писал, что основой «истинной» философии является Священное писание и учение Платона [1, с. 21-22]. Такой взгляд принято считать схоластическим.
Тех же позиций держались следующие богословы: профессор Киевской духовной академии И.М. Скворцов [2], философ и преподаватель богословия в Санкт-Петербургской духовной академии Ф.Ф. Сидонский [7], профессор Казанского университета по кафедре церковного права и кафедре философии и первый российский историк философии архимандрит Гавриил [1]. Анализируя философские начала, сформулированные указанными мыслителями, складывается понятие о духовно-академической философии как о сугубо религиозном размышлении. Более того, можно сказать, что такая философия является очень закрытой системой. Психология этими богословами не выделяется как часть философии, однако в их работах существует собственно психологические направления философствования: анализ законов функционирования ума и воли, развитие самосознания и познание человеческого духа. Очевидно, что для решения данных философских проблем необходим психологический метод.
Во второй половине XIX в. изменяется представление о положении психологической науки в философии. Так, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, известный философ и переводчик сочинений Платона В.Н. Карпов выделял философию мыслимо-субъективного (психология синтетическая и психология аналитическая) и философию мыслимо-объективного (философия природы, практическая философия, эстетика и философия религии) [4]. Профессор Киевской духовной академии П.М. Юркевич [13], критикую материализм, отмечал, что психология является средством, с помощью которого философия может познать внутренний опыт и обосновать нравственную деятельность. Профессор Казанской духовной академии В.А. Снегирев характеризует психологию как науку, которая является центральной среди гуманитарных наук, с помощью которой философ может познать субъективные процессы [8].
Профессор Московской духовной академии Ф.А. Голубинский относит эмпирическую психологию к философским наукам, т.к. она выделяет наиболее заметные, а значит общие (что является задачей философии) свойства человеческой души [3]. Ученик Ф.А. Голубинского, также профессор Московской
духовной академии В.Д. Кудрявцев-Платонов разделяет философию на пропедевтические науки (которые осуществляют введение в философию) и собственно философские дисциплины. Психология относится к пропедевтическим наукам и ее задача - «показать психологическое образование тех основных идей, коими определяется наша умственная, нравственная и эстетическая жизнь» [6, с. 253].
Проведенный анализ показал, что развитие значимости психологии в философии изменяется по возрастанию: если первая половина девятнадцатого столетия характеризуется слабым интересом к психологии со стороны духовно-академической философии, то уже с 40-х гг. XIX в. богословы не только переоценивают психологический анализ души, но и активно используют достижения психологии в богословии и философии.
Литература:
1. Архимандрит Гавриил. История философии. Часть 6. - Казань: Университетская типография, 1840. - 158 с.
2. Аскоченский В. История Киевской духовной академии. СПб., 1863. 290 с.
3. Голубинский Ф. А. Лекции философии. Вып. 1. - М.: Типография Л. Ф. Снегирева. - 1884 с. - 81 с.
4. Карпов В. Н. Система философских наук / Введение в философию. - Санкт Петербург: В Типографии И. Глазунова и Ко, 1840. - 136 с.
5. Кроник А. А., Чупров Л. Ф. (соредакторы). 500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic): материалы Международной (заочной) научной конференции (Черногорск, 12 января 2014 года) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 1.sr; URL: pem.esrae.ru/2-4 (дата обращения: 12.09.2015).
6. Кудрявцев-Платонов В. Д. Состав философии / Сочинения. Т.1. Вып.1. 1905. - 458 с. - С. 1-260.
7. Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.
8. Снегирев В. А. Психология и логика, как философские науки // Православный собеседник. - 1876. т. II. - С. 427-451.
9. Стоюхина Н. Ю., Костригин А. А. Методологические аспекты психологии в работах В.А. Снегирева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. -С. 11.
10. Стоюхина Н. Ю., Костригин А. А. Отечественные психологи конца XIX -начала XX вв. о снах и сновидениях // Психология и Психотехника. — 2015. - № 1. - С.63-69. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.1.13808
11. Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А., Костригин А. А. Вениамин Алексеевич Снегирев: богослов и психолог // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т.2. №3. С. 138-149.
12. Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в.: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03/ М.: РУДН, 2002.
13. Юркевич П. Д. Материализм и задачи философии / Философские произведения. - М.: Изд-во "Правда", 1990. - С. 193-245.
14. Krstic, K. Marko Marulic - The Author of the Term «Psychology» / K. Krstic // First published in Acta Instituti Psychologici Universitatis Zagrabiensis. - 1964. - №36. - p. 7-13. URL: http://psychclassics.yorku.ca/Krstic/marulic.htm.
Kostrigin A. A., Chuprov L. F.Mesto psihologii v sisteme filosofskih nauk v trudah russkih bogoslovov XIX v. /A. A. Kostrigin, L. F. Chuprov// Nauka. Mysl'. - № 2. - 2015.
© А. А. Костригин, Л. Ф. Чупров, 2015.
© «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The article discusses the problem of defining the place of psychology in the system of philosophical of the XIX century. The authors analyze the works of philosophers and theologians of theological academies. The attitudes of religious philosophers about psychology had been changing during the nineteenth century.
Keywords: psychology, philosophy, metaphysics, theological academy, XIX century
.— • — Сведения об авторах
Леонид Федорович Чупров, главный редактор. Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия)
Артем Андреевич Костригин, ассистент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
— • —
Подписано в печать 20.08.2015.
© Наука. Мысль, 2015.