^ Образование в сфере культуры
Эстетическое воспитание участников
духовых оркестров в условиях праздника
УДК 37.013:78.07 Т. В. Исаева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье определяются структура и содержание педагогического процесса, направленного на эстетическое воспитание участников духовых оркестров в условиях праздника (на примере праздника «Фанфары первого салюта»). Выявляются целевые установки и задачи этого процесса. Эстетико-воспитательная работа носит этапно-последовательный, системно-образующий, целостно-содержательный характер.
Представленный теоретико-методический материал тесно связан с фактологическим, раскрывающим эмпирическую составляющую праздника «Фанфары первого салюта», проводимого в г. Орле.
Ключевые слова: праздник, эстетическое воспитание, участники духовых оркестров.
The article defines the structure and content of the teaching process to the aesthetic education of members of brass bands in the holiday (for example holiday "Fanfare for the first salute"). Identified targets and objectives of the process. Aesthetic and educational work is a landmark-to-serial, system-forming, holistically-informative.
The presented theoretical and methodological material is closely related to factual, revealing the empirical component of the holiday "Fanfare for the first salute" to be held in the city of Orel.
Keywords: holiday, aesthetic education, members of brass bands.
Орловский край, являющий собой величие ратных подвигов, гармонию мира и труда, красоту творчества, обладает мощным воспитательным потенциалом. С другой стороны, богатое культурное наследие региона часто остается на обочине мироощущения молодого поколения, не входит в предмет эстетического освоения окружающей действительности, родного края. Организация и проведение 5 августа (в день освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков) праздника «Фанфары первого салюта» — настоящая школа педагогического мастерства. Его организационно-содержательная основа зиждилась «на трех китах», имела три составляющие: празднование освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков
и присвоения ему почетного звания «Город первого салюта» (1943), присвоения почетного звания «Город воинской славы» (2007), проведение «Праздника города» в целом.
Духовые оркестры как участники праздничного действия во многом являют собой связь времен, ратные подвиги и мирные, трудовые будни, гармонию и красоту русской души, в какой-то мере потенциал государства российского. Не случайно первое знакомство с Россией любого почетного зарубежного гостя (президента, министра, дипломата) начинается с приветствия оркестра духовых и ударных инструментов (исполнение гимна, торжественных маршей). Духовые оркестры — настоящие спутники войны и труда, носители лучших образцов
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 219-223 219
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
музыкальной, художественной культуры в целом. Поэтому праздник, олицетворяющий ратный подвиг и красоту мирного труда, вершину творческой мысли Орловского края, получил название «Фанфары первого салюта» и стал ежегодно (с 2009 года) проводиться 5 августа. Лейтмотивом праздника стали духовые оркестры (торжественное прохождение по проспектам и улицам города, возложение венков лучшим сынам России, оркестровая фестивальная программа (концерты, конкурсы), парад сводного оркестра на центральной площади города, шоу-дефиле, театрализованное зрелище, салют и финальное исполнение всех оркестров-участников совместно с многотысячной зрительской аудиторией песни Д. Тухманова «День Победы»). Следует заметить, что, помимо оркестровых коллективов из г. Орла, в проведении праздничных мероприятий участвуют профессиональные филармонические и детские духовые оркестры из различных городов и регионов России (гг. Москва, Истра, Озеры, Белгород, Нижний Новгород, Тула; Тыва) и зарубежных стран (например, Латвия) и др. Подобная организация оркестровой практики явилась действенным положительным примером для формирования ценностных ориентаций участников коллективов и широкой зрительской аудитории.
Этапы работы оркестровых коллективов в условиях праздника «Фанфары первого салюта»:
• поисково-аналитический;
• моделирующий;
• репетиционный;
• демонстрационно-публичный;
• итогово-образующий.
Задачи, которые ставились на этапах работы экспериментальных оркестровых коллективов в условиях праздника «Фанфары первого салюта», следующие:
поисково-аналитический:
• анализ положительного опыта праздничных публичных выступлений (собственного, других оркестровых коллективов);
• разработка собственной исполнитель-
ской концепции;
• нахождение действенных форм учебно-творческой и культурно-просветительной работы на уровнях (внутри оркестрового коллектива; оркестр — публика);
моделирующий:
• определение плана выступлений (порядок проведения шествий, театрализованных представлений, концертов, конкурса, шоу-дефиле и др.);
• определение структуры каждого публичного выступления;
• формирование содержательной основы оркестрового комплексного репертуара;
репетиционный:
• освоение оркестрового комплексного репертуара;
• включение полихудожественных элементов в репетиционную практику;
• выявление акустических возможностей мест публичных выступлений;
• соединение художественных компонентов праздника в общую стройную композицию выступлений оркестра;
демонстрационно-публичный:
• развитие эстетического сознания и эстетически направленной деятельности как оркестрантов-духовиков, так и зрительской аудитории;
• участие в конкурсной программе оркестровых коллективов;
• участие в фестивальной программе оркестровых коллективов;
• проведение всего комплекса запланированных праздничных мероприятий оркестров;
итогово-образующий:
• подведение итогов участия в комплексе праздничных мероприятий;
• выявление положительных и негативных факторов в работе духовых оркестров;
• определение перспектив (ближней, средней, дальней) участия в праздничных мероприятиях.
Применяемая методика была направлена на совершенствование эстетического воспитания участников духовых оркестров. Придать этому процессу всесторонний це-
$
222
^ Образование в сфере культуры
лостный характер и одновременно наполнить его содержательно значимым — целевая установка комплекса мероприятий. Для осуществления целевой установки последовательно учитывались особенности оркестрового исполнительства на духовых и ударных инструментах.
1. В основе экспериментальной модели эстетического воспитания лежал принцип формирования эстетико-воспитательной среды через расширение мотивационно-го поля, включающего в себя одновременно предмет эстетического интереса и предмет нового эстетического знания, предмет широкого чувственного восприятия и эстетического развития в целом. Такая организация эстетико-воспитательного процесса позволяла осуществлять сдвиг мотива в сторону целевой установки и направлять участников духовых оркестров по пути развития их эстетического сознания и совершенствования эстетически направленной исполнительской деятельности.
2. Применялся разнообразный по стилям, Ф жанрам и направлениям музыкальный материал (отечественная и зарубежная классика; сочинения на фольклорной основе, тематический спектр которых Россия — народы мира; оригинальные сочинения; произведения, относящиеся к современным стилям и направлениям). Подобный комплексный репертуар являл собой полистилистическую основу, которая одновременно соответствовала предмету эстетического интереса и предмету эстетического развития участников духовых оркестров.
3. Предмет эстетического интереса и предмет эстетического развития в значительной степени расширялся на основе полихудожественного подхода. Процесс освоения комплексного репертуара сочетался с использованием элементов смежных с музыкой искусств (литературы, хореографии, театра).
4. Экспериментальная методика предполагала освоение следующих форм учебно-творческой работы: индивидуальная и целостно-коллективная, репетиционная
(групповая, корректурная, рабочая, сводная, прогонная, генеральная), мастер-класс и концертная.
5. Экспериментальная методика предполагала освоение следующих форм культурно-воспитательной работы: концерт-встреча, концерт-лекция, концерт-беседа, концерт-реквием, ревю, шоу, шоу-дефиле, праздничное шествие, сводный хор оркестров.
Подобный подход естественным образом вытекал из структуры и содержания эстетического воспитания участников духовых оркестров.
Художественные руководители духовых оркестров и их участники внимательно изучали видеоматериалы праздников Победы с участием духовых оркестров, шоу-дефиле, шоу-представлений, праздничных шествий, лекций-концертов, концертов-встреч, концертов-бесед отечественных и зарубежных оркестровых коллективов. Выявлялись положительные и отрицательные стороны публичных выступлений различных духовых оркестров. Анализировался собственный положительный опыт разнообразных публичных выступлений.
Велась разработка собственной исполнительской концепции, которая основывалась на применении комплексного оркестрового репертуара с использованием элементов литературы, хореографии, театрализации. Был обозначен круг предмета интерпретации. Предмет интерпретации составляли: идея, замысел музыкального сочинения, его эмоционально-чувственное «прочтение», стиль, исполнительские традиции, форма и содержание.
Выявлялись наиболее эффективные, продуктивные формы оркестровой практики (учебно-творческая и культурно-просветительная) в условиях праздника «Фанфары первого салюта».
Выяснилось, что индивидуальные занятия по специальному инструменту могут включать в себя элементы камерного ансамбля, олицетворяя методы «урок-дуэт», «урок-трио», «урок-квартет» и т.д. В процессе анализа подобных занятий на основе прямо-
$
221
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
го и опосредованного наблюдения опреде- широкого освоения разнообразных форм
лилась их учебно-творческая и эстетико-воспитательная значимость. Такие формы учебно-творческой работы стали впоследствии применяться чаще.
Духовые инструменты по своей природе являются одноголосными, позволяют на индивидуальных занятиях активно развивать мелодический слух, мелодическое мышление. В свою очередь, музыканту-исполнителю, а тем более — оркестранту необходим развитый гармонический слух: его особенно «требует» игра в оркестровом коллективе. Такие методы художественно-педагогической работы, как «урок-дуэт», «урок-трио», «урок-квартет», позволили сбалансировать развитие у обучающихся оркестрантов-духовиков мелодического и гармонического слуха, а также тембрально-го слуха. Вместе с тем эти методы способны постепенно, последовательно, по правилу от простого к более сложному включать оркестрантов-духовиков в ансамблевую практику.
В рамках организации подобного учебно-творческого процесса обучающийся в индивидуальном классе «Специального духового инструмента» получал возможность играть, например, вместе с педагогом в ансамбле, меняясь при этом первой и второй партией, исполняя то аккомпанемент, то мелодию, то противосложение. Педагог, ученик, концертмейстер создавали трио, превратив занятие в «трио-урок». Например, для полноценного аккомпанемента, более подробного фактурного исполнения педагог может пригласить в класс еще одного или нескольких исполнителей (учеников, педагогов), превращая занятие в «квартет-урок», «квинтет-урок» и т.д. Возможные инструментальные составы, например, в классе трубы: труба, альт, тенор, баритон (квартет); первая труба, вторая труба, тенор, баритон, туба (квинтет) и др.
Подобные занятия позволяли организовывать разнообразные ансамбли, различные и интересные по составам. Наличие ансамблей внутри оркестра позволяет сделать его более мобильным, что создает условие для
культурно-просветительной работы.
Важное направление культурно-просветительной работы художественных руководителей и участников духовых оркестров в рамках поисково-аналитического этапа представляет музыкальное краеведение. Оно включает в себя теоретико-аналитическое направление (поиск, сбор нотного материала композиторов-орловцев, музыковедческой литературы, изучение их авторского творческого наследия в целом). Увлекателен процесс инструментовки, аранжировки сочинений орловских композиторов для различных составов ансамблей, входящих в оркестр, и для самого духового оркестра.
Подобная работа плавно перетекала в практическое русло. Организовывались разнообразные авторские концерты композиторов-орловцев, которые принимали различные формы (академический концерт, концерт-встреча, лекция-концерт, концерт-беседа, музыкально-поэтический вечер) и др.
Поисково-аналитический этап полностью отвечал педагогическому механизму, заложенному в методике: формирование эстетико-воспитательной среды через расширение мотивационного поля, включающего в себя одновременно предмет эстетического интереса и предмет нового эстетического знания, предмет широкого чувственного восприятия и эстетического развития в целом.
Произведенный анализ результатов выступлений оркестровых коллективов на празднике «Фанфары первого салюта» позволил обратить внимание на ряд положительных и негативных факторов в работе и в последующем оптимизировать ее организационно-содержательную часть.
Проведенная работа позволила системно и последовательно осуществлять планирование концертной, культурно-массовой деятельности оркестровых коллективов. Ближняя, средняя и дальняя перспективы концертной практики стали реальностью,
$
222
^ Образование в сфере культуры
которая способствовала воплощению эстетико-воспитательного потенциала духовых оркестров. Сам процесс деятельности, результаты деятельности, итоговый художественный продукт, перспективы освоения нового участка знаний и художественного продукта увеличивали спектр эстетиче-
ских интересов участников (оркестрантов-духовиков). Вследствие этого они (интересы) интенсивнее начинали «питать» мотивационно-образующую среду, которая, в свою очередь, вывела на качественно новый деятельностный уровень обучающихся музыкантов-оркестрантов.
Примечания
1. Блох, О. А. Педагогика и психология музыкального творчества / О.А. Блох. — Москва : МГУКИ, 2012.
2. Диментман, Б. С. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях / Б.С. Диментман. — Москва : Просвещение, 1986.
3. Жарков, А. Д. Продюсирование и постановка шоу-программ / А.Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2009.
А
ртистизм музыканта-инструменталиста:
сущность и структура
УДК 78.07
Л. С. Майковская, Н.-Э. Буаттура
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена осмыслению феномена артистизма музыканта-инструменталиста. Особое внимание уделяется структуре данного качества личности. Поднимается проблема о возможности развития артистизма на основе изучения инструментальной музыки устной традиции.
Ключевые слова: артистизм, сущность и структура артистизма, музыкант-инструменталист, музыкально-исполнительская деятельность.
The article covers the comprehension of the music performer's phenomenon. Special attention is given to a structure of such a special feature of a personality. The problem which is posed covers a possibility of the development of artistry on the basis of acquirement of oral tradition in instrumental music.
Keywords: artistism, essence and structure of the artistism, musician-instrumentalist, musical and performing activity.
$
Артистизм, выявляя и обогащая ресурсы, заложенные в творческой природе человека, содержит исключительные предпосылки для целостного раскрытия его неограниченных и не до конца изученных возможностей, актуализации его индивидуально-художественного опыта. Культивирование
важных духовных ценностей путем «погружения» в зону активного творчества предполагает полную самоотдачу со стороны любого артиста, самозабвенное служение излюбленному делу, когда, выражаясь словами К.С. Станиславского, «... каждый приход на сцену не будет пустым ремеслом, а будет
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 223-227
223