6. Sherbacheva S.A. The communicative aspect of the formation of civil culture of students: [Text] synopsis. Dis..PhD in Sociology - Rostov-on-Don, 2004. - p. 23.
УДК: 378
ИЮ.Кочнев
ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье представлены результаты анализа преимуществ праздника над другими массовыми формами досуга курсантов вузов МВД России. Подчеркивается тесная взаимосвязь праздника и игры, обусловливающая специфику поведения человека в праздничное время. Приводится определение празднично-игровой технологии, ее структуры и видов.
Ключевые слова: празднично-игровые технологии, праздник, игра, курсанты
Ivan Yu. Kochnev FESTIVE AND GAME TECHNOLOGIES OF FORMING OF CULTURE OF LEISURE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
In article analysis results of benefits of a holiday over other mass forms of leisure of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are provided. The close interrelation of a holiday and a game causing specifics of behavior of the person in festive time is emphasized. Definition of festive and game technology, its structure and types is given.
Keywords: festive and game technologies, holiday, game, cadets
Рассматривая вопрос о формах досуга, реализуемых курсантами вузов МВД России, можно говорить о широком спектре досуговых занятий как массового и индивидуального характера. Индивидуальные формы досуга в педагогическом смысле можно считать малозначительными, поскольку досуговая культура их участников, очерченная границами индивидуальных занятий и не имеющая притока необходимой и объективной информации извне, в общем случае будет развиваться замедленными темпами и не всегда верно. Большинства этих проблем удается избежать при использовании массовых форм досуга, предполагающих гораздо более высокий уровень коммуникации курсантов в свободное время. К таким формам досуга относятся, прежде всего, парады, фестивали, конкурсы, концерты и др., активно применяемые в практике воспитательной работы вузов МВД России. На таких мероприятиях курсанты имеют возможность не только продемонстрировать свои личные достижения в той или иной деятельности, но и что немаловажно получить их объективную оценку, а также обменяться необходимой информацией в целях формирования культуры досуга. Кроме того, занятия многими массовыми формами досуга позволяют развивать навыки построения межличностных отношений, как на деловом, так и на дружеском уровнях. Официальный характер большинства массовых форм досуга, накладывает массу ограничений на условия осуществления, используемые приемы, способы, средства и результаты досуговой деятельности, которые должны четко соответствовать определенным требованиям. Больше всего таких требований предъявляется к участникам парадов, на которых от курсанта требуется максимальное сосредоточение на своем внешнем виде и движениях, которые должны быть не только четкими, но и синхронными. Поэтому, несмотря на свою зрелищность, на парадах практически отсутствуют элементы творчества, столь необходимые для успешности досуговой деятельности. Сходная ситуация имеет место и при организации других используемых в вузах МВД России массовых форм досуга, где деятельность курсантов ограничивается правилами, сценарием, программой и т.д. И хотя концерты, конкурсы и фестивали предоставляют их участникам большую свободу и возможность проявления творчества на выступлениях, их успешность детерминирована в большей мере количеством репетиций и отсутствием импровизации, а не оригинальностью выполняемых действий. Свобода деятельности, выбора ее направления и способов осуществления, столь характерная для досуга, на таких мероприятиях не реализуется в полной мере, ограничиваясь сугубо официально принятыми формами самовыражения. Поэтому можно утверждать, что большинство вышеперечисленных массовых форм досуга, несмотря на их распространенность и общепризнанность не соответствуют некоторым принципам свободного времяпровождения. Досуг - это инициатива, развлечение, творчество, игра и т.д. присутствие которых на концертах, фестивалях и т.д., дозировано и ситуативно, а в некоторых случаях и противоречиво. В тоже время другие виды массовые формы досуга позволяют преодолеть такие противоречия и наполнить культурно-досуговую деятельность ее специфическими элементами: активностью, интересом, проявлениями подлинных чувств... Речь ведется, прежде всего, о празднике, роль которого в жизни человека сложно переоценить. Исключительность праздника обусловлена уникальностью и особенностями данной формы досуга, изучением которой ученые активно занимаются уже более двух веков. Среди отечественных исследователей праздника необходимо выделить М.М.Бахтина, И.М.Снегирева, В.Я.Проппа, А.А.Потебня и других видных ученых, заложивших основы в изучении праздника, как феномена общественной жизни. Наиболее известной зарубежной работой посвященной данной проблеме, можно считать труд нидерландского культуролога Й. Хейзинге «Человек играющий», в котором представлена игровая концепция праздников. Изучение научного наследия уже только этих ученых, позволяет получить представление о празднике как о «свободе от будничных тру-
дов, соединенной с весельем и радостью», «очень важной первичной форме человеческой культуры», «способе поддержания мирового порядка» и др. В работах более современных авторов можно обнаружить сходное видение праздника как значимого аспекта культурной жизни общества. Так, например, Д.В.Шамсут-динова и Р.И.Турханова видят праздник как средство социально-культурной интеграции личности, способствующее расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной идентичности [5]. Е.А.Каверина понимает под праздником коммуникационную технологию, прием консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных и коммерческих идей [2]. В научной литературе можно найти и другие определения праздника, подчеркивающие его важность и исключительность для человека, чего не встретить при описании других массовых форм досуга.
Приоритетное значение и преобладающая роль праздника над другими массовыми формами досуга очевидна и бесспорна, ввиду максимальной масштабности, распространенности и смысловой наполненности этого явления общественной жизни, обусловленного его специфическими функциями. Функции праздника реализуется во всех его видах, классификаций которых насчитывается более десятка. В целом, вопрос выделения вузовских праздников системы МВД России в отдельную категорию пока не получил серьезной проработки. Большая часть этих праздников носит государственное значение. Другая часть представлена профессиональными праздниками. Для вузов МВД России - это День полиции, День работника прокуратуры, следственных органов и т.д. А.М.Макарова разделяет вузовские праздники на три сходные группы: профессиональные (празднуется всеми вузами, подготовка в которых осуществляется по одним и тем же направлениям], собственно вузовские (празднование памятных дат конкретного вуза] и личные праздники, проводимые в условиях вуза (дни рождения педагогов, свадьбы и т.д.] [3].
Тем не менее, все зависимости от выбора типа классификации, вузовские праздники должны обладать всеми основными атрибутами подобного вида досуга. Вузовский, как и любой другой праздник, должен иметь временные границы, предусматривать определенные ритуалы и осуществляться в игровой форме. Игра это основное содержание праздника, когда его участники ощущают себя в иной атмосфере и в необычной роли, а ритуал - это его форма, границы которой строго определены и должны быть выдержаны. Четкость праздничных ритуалов, их последовательность и линейность во многом близки принципам того или иного технологического процесса, когда получение конечного продукта сопряжено с точным выполнением ряда процедур. По сути, технологические процедуры и праздничные ритуалы - это набор действий человека, причем и в том и в другом случае строго регламентированный.
В настоящее время в научной литературе можно встретить рассуждения о многих видах технологий культурно-досуговой деятельности. К ним относятся рекреационно-оздоровительные (В.А. Водолажский, Ж.В. Муравьева], информационно-просветительские (О.Бубукина), интернет-технологии (О.Н. Фаблинова] и многие другие виды.
Одним из важных видов технологий культурно-досуговой деятельности можно считать праздничные технологии, сочетающие преимущества технологического подхода и особенности праздничной деятельности.
Технологические аспекты праздника можно описать игровыми правилами, предполагающими последовательность действий участников? приводящих к определенным результатам, соответствующим характеру праздничного действа. Такие игры чаще всего проходят в виде конкурсов и соревнований? сопровождающих практически каждый народный праздник, отмечаемые и вузах МВД России. К ним относятся Новый год, Масленица, Сабантуй и другие праздники, в каждом из которых можно проследить определенные технологические цепочки и алгоритмы деятельности участников. В тоже время необходимо учитывать, что и сам праздник представляет собой игровой действие в целом, когда, даже не участвуя в тех или иных играх, человек ощущает необычную атмосферу несерьезности происходящего. Поэтому понятие празднично-игровой технологии нельзя сводить лишь к узкому пониманию игровой последовательности действий. В широком значении, празднично-игровая технология осуществления досуга человека видится как последовательность шагов по его включению, освоению и дальнейшему развитию праздничной деятельности в целом, где игра есть способ существования праздника. В ходе праздника и праздничной игры осуществляется последовательное разделение отдельных действий ее участников на отдельные этапы, что соответствует сменяющим друг друга операциям в технологии. Кроме того, важно завершать каждый из этих этапов праздника достижением каких-либо запланированных результатов, зафиксированных не только материальными объектами, но и эмоциями, настроением, чувством радости удовлетворенности и т.д.
Рассматривая вопрос о видах празднично-игровых технологий, представляется целесообразными при-вести рассуждения Т.Э. Мангер, осуществившей их классификацию и систематизацию по целям, по областям деятельности, по предметной области, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по игровой среде. При этом особый интерес для нашего исследования представляет классификация празднично-игровых технологий по характеру педагогического процесса, в которой ученым разграничиваются познавательные, обучающие, развивающие, творческие, репродуктивные, продуктивные, контролирующие, обобщающие, воспитательные, коммуникативные, диагностические и др. [4].
При изучении структуры празднично-игровой технологии, вновь уместно было обратиться к научным разработкам известного исследователя социально-культурной деятельности А.Д.Жаркова, достаточно подробно освятившего этот вопрос на общем уровне [1]. Применяя выводы этого ученого к понятию празднично-игровой технологии, обозначим ее основные этапы:
- целевой, предполагающий анализ обстановки и формулировку цели празднично-игрового действа;
- содержательный, в ходе которого осуществляется разработка плана, программы, сценария праздника, осуществляется сбор и обработка необходимой информации и ресурсов, репетиции и др.;
- процессуальный, на котором собственно осуществляется проведение праздника;
- рефлексивный, позволяющий выявить как положительные результаты, так и недостатки всей проведенной работы и разработать меры, которые устранили бы их повторение.
Такая структура празднично-игровой технологии, может использоваться при подготовке и проведении любого вузовского праздника, поскольку каждый из них предполагает как подготовительный, художественный, так и аналитический аспекты. Тем не менее, в каждом конкретном случае содержательное наполнение этапов празднично-игровой технологии будет существенно разниться в зависимости от специфики праздничной тематики.
Необходимо отметить, что использование празднично-игровых технологий при формировании культуры досуга курсантов, пока не нашло широкого применения в вузах МВД России, что связано, прежде всего, с ее сложностью в практическом применении. Задача подготовки массового праздника, его проведение на высоком уровне, способствующем получению необходимых педагогических результатов, не может быть решена лишь силами педагогического состава образовательных организаций МВД России, особенно на первых порах использования празднично-игровых технологий. Безусловно, специалистами отделов морально-психологического обеспечения вузов МВД России в своей работе применяются отдельные элементы этой технологии, и, прежде всего, в процессуальной ее части. Однако говорить о целостном использовании празднично-игровых технологий, сопряженном с разработкой сценария, контролем полученных результатов и т.д. в большинстве случаев проведения праздников в вузах МВД России было бы неправомерно. В связи с этим требуется разработка вопросов управления процессом формирования культуры досуга курсантов вузов МВД на основе празднично-игровых технологий, предполагающая, в том числе и распределение функциональных обязанностей по организации и проведению праздников.
Литература
1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. -М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
2. Каверина Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен / / Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. - С. 119
3. Макарова А.М. Роль праздника в формировании личности молодого специалиста в вузе / / Культура. Наука. Образование. 2010. № 3 (16). - С. 168-171.
4. Мангер Т.Э. Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников средствами празднично-игровых технологий в системе непрерывного воспитания / / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-3 (63). С. 211-213.
5. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Интеграционная природа праздника / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3. - С. 30-31.
Referenses
1. Zharkov A.D. Teorija i tehnologija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: Uchebnik dlja studentov vuzov kul'tury i iskusstv [Theory and technology of cultural and leisure activity: The textbook for students of higher éducation institutions of culture and arts]. -M.: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2007. - 480 s.
2. Kaverina E.A. Prazdnik kak jesteticheskij i social'nyj fenomen [Holiday as esthetic and social phenomenon]/ / Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 324. - S. 119.
3. Makarova A.M. Rol' prazdnika v formirovanii lichnosti molodogo specialista v vuze [Holiday role in formation of the identity of the young specialist in higher education institution] // Kul'tura Nauka Obrazovanie. 2010. № 3 (16). - S. 168-171.
4. Manger T.Je. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury doshkol'nikov sredstvami prazdnichno-igrovyh tehno-logij v sisteme nepreryvnogo vospitanija [Formation of spiritual and moral culture of preschool children means of festive and game technologies in the system of continuous education] / / Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 93 (63). S. 211-213.
5. Shamsutdinova D.V., Turhanova R.I. Integracionnaja priroda prazdnika [Integration nature of a holiday]/ / Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2010. № 3. - S. 30-31.
УДК 378
СЛНефедов
НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье обосновывается положение о непрерывности процесса формирования социокультурной компетентности личности. Описываются различные аспекты данного процесса, реализуемые на всех ступенях отечественной системы образования. Раскрывается важность и необходимость последовательного становления социокультурной компетентности человека, обусловленного его возрастными особенностями.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, непрерывность
Sergey А. Nefedov CONTINUITY AS THE MOST IMPORTANT CHARACTERISTIC OF PROCESS OF FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF THE PERSONALITY
The provision on a continuity of process of formation of sodocultural competence of the personality is proved in article. Various aspects of this process realized at all steps of a domestic education system are described. Importance and need of consecutive formation of socioculttural competence of the person caused by his age features reveals.
Keywords: socioculttural competence, continuity
Проблема формирования социокультурной компетентности в наши дни приобретает все большую актуальность в связи с процессами глобализации и соответствующей им интеграции человека в мировое образовательное, а затем и профессиональное пространство. Понимая под социокультурной компетентностью личностное качество человека, позволяющее ему осознавать себя активным участником социального действия, обладать умениями и навыками анализа и понимания ценностей различных культурных сред, а также иметь опыт ее освоения и преобразования, необходимо отметить, что ее развитие носит долгосрочный характер. В связи с этим говорить о формировании социокультурной компетентности с процессуальной точки зрения можно лишь в значительном временном диапазоне, насчитывающем до нескольких десятков лет. Социокультурная компетентность не может возникнуть одномоментно, даже в условиях полного погружения человека в иную культурную среду и при отсутствии языковых барьеров. Это личностное качество нечто большее, и предполагает, помимо наличия только лишь навыков межкультурной коммуникации, толерантное осознание особенностей иной культуры, видение исторического пути ее развития, способность преодолевать межкультурные противоречия и др.
В ходе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается как с образцами, так и с носителями той или иной культуры, посредством которых осуществляется интериоризация культурных ценностей, идей и т.д. Такие встречи происходят как в детском, подростковом, юношеском, так и в более взрослых периодах жизни человека, итогом каждой из которых являются те или иные аспекты социокультурной компетентности. Однако часто такие встречи носят стихийный характер, поэтому их результаты являются не только не запланированными, но и в некоторых случаях отрицательными. Кроме того, несоответствие сенситивного периода человека объему и смыслам культуры, снижает эффективность процесса формирования социокультурной компетентности.
Поэтому только постепенное, а не резкое, только педагогически целесообразное, систематичное и последовательное, а не спонтанное, погружение человека в иную культуру, способно сформировать столь необходимую сегодня социокультурную компетентность, а не отвратить представителей различных народов друг от друга. Это в свою очередь обусловливает такую важную характеристику педагогического процесса, направленного на формирование социокультурной компетентности личности, как его непрерывность. Постоянно развиваясь личностно в ходе своей жизнедеятельности, совершенствуя свои профессиональные качества, формируя мировоззрение, человек переосмысливает, переоценивает свои ценности, идеалы, меняет структуру потребностей т.д. В свою очередь результаты этих постоянно осуществляющихся процессов оказывают в той или иной мере влияние и на социокультурную компетентность, вызывая изменения этого личностного качества и обусловливая необходимость постоянной педагогической работы для его поддержания в заданных параметрах. Такая работа, требующая систематичных и последовательных действий возможна только в условиях постоянства педагогического вмешательства. Другой важной причиной осуществления непрерывности педагогического процесса, направленного на формирование социокультурной компетентности личности, является еще один общепедагогический принцип природосообразности, необходимость опоры на который продиктована исключительной сложностью рассматриваемой проблемы. Дело в том, что понятие той или иной культуры, ее структурных компонентов складывается из многих идей, событий и явлений и т.д., осмысление и понимание которых оказывается возможным только в определенные возрастные периоды человека. Таким образом, процесс формирования социокультурной компетентности личности не может считаться достаточным и завершенным в тот или иной период жизнедеятельности человека, поскольку каждый из которых предоставляет специфическую основу для развития ее сотвествую-щих компонентов. Он должен осуществляться непрерывно, систематично и последовательно, знакомя человека с необходимой социокультурной информацией, соответствующей его возрастному развитию.