Научная статья на тему 'Правый радикализм в современной Испании'

Правый радикализм в современной Испании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1970
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Протасенко Станислав Валерьевич

Статья рассматривает различные идеологические течения в испанском праворадикальном дискурсе: франкизм, карлизм, испанский национализм, фалангизм. Причем делается это на примере идей представляющих их партий и движений в современной Испании. В статье также раскрываются методы их практической политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правый радикализм в современной Испании»

политология

Правый радикализм в современной Испании

С.В. Протасенко

Статья рассматривает различные идеологические течения в испанском праворадикальном дискурсе: франкизм, карлизм, испанский национализм, фалангизм. Причем делается это на примере идей представляющих их партий и движений в современной Испании. В статье также раскрываются методы их практической политической деятельности.

Режим Франко, существовавший в Испании с 1939 по 1975 гг., был основан на уникальном синтезе различных правых течений, подобного которому практически невозможно найти в истории. Иногда франкизм ошибочно отождествляют с фалангизмом. Однако, франкизм и фалангизм - вовсе не одно и то же. Фалангизм был лишь одной из составных частей идеологии франкизма.

Франкизм. Возникновение синтеза различных правых течений, приведшего к формированию нового идейного течения - франкизма, было обусловлено историческими условиями, в которых оказалась Испания в 30-е годы ХХ столетия и логикой событий, вызванных выступлением 17-18 июля 1936 г. правых сил этой страны против Республики Народного фронта и его леворадикальной политики. Известно, что советская и западная левая историография называла силы, выступившие против Республики, «фашистами», что, однако, не соответствует действительности. Против правительства Народного фронта в июле 1936 г. выступила широкая коалиция правых сил, из которых только Фаланга, и то с определенными оговорками, может быть рассматриваема как фашистское движение.

Остальные же участники этой коалиции: мо-нархисты-карлисты, монархисты-альфонсисты, сторонники партии СЭДА, члены различных католических организаций и пр. - фашистами не были. Сам Франко, возглавивший в сентябре 1936 г. силы, выступившие против Народного фронта, будучи человеком правых взглядов и монархистом, между тем, не принадлежал ни к одной партии; в Фаланге он никогда не состоял. Однако, он использовал представившуюся ему возможность и провел в апреле 1937 г. унификацию, то

есть объединение фалангистов и карлистов в единую Испанскую Традиционалистскую Фалангу (традиционалисты - другое название карлистов), к которым потом присоединились все остальные правые силы. С этого момента начинается деятельность Франсиско Франко непосредственно как политика и идеолога.

После победы в гражданской войне Франко не стал оказывать предпочтение идеологии какого-либо из движений, вошедших в «Испанскую Традиционалистскую Фалангу» (ИТФ) (переименованную позже в «Национальное движение» (НД)), а взял от них то, что представлялось ему наиболее правильным и полезным. В речи в городе Сеговия перед ветеранами гражданской войны 19 октября 1952 г. Франко отметил, что победа в этой войне была «победой всех» сил, выступивших против Народного фронта, поэтому ее плодами могут распоряжаться все1. Так для него возникла возможность синтезировать идеи различных течений испанской правой традиции, объединив их своим именем.

Новое идеологическое течение, таким образом, следует обозначить как франкизм. Более четко его суть можно понять из слов Франко, сказанных им в речи 17 июля 1956 г. в Мадриде перед Национальным советом Движения, где он, в частности, заявил: «В противовес политике, которая разрушала, необходимо начать другую, которая созидает и которая проявляется в общих принципах тех политических сил, которые с первого же часа солидарно выступили на стороне Движения и среди которых почетное место занимают Фаланга и Традиционализм, которые, мобилизовав свое руководство и организации, объединились с вооруженными силами нашей армии. Все [пра-

Протасенко Станислав Валерьевич - старший преподаватель факультета международных отношений СПбГУ E-mail: ehistory32@mail.ru

вые] политические силы нации дали крестовому походу своих лучших людей»2.

На примере этой речи можно увидеть, что среди предтеч Движения, чьи идеи стали составными частями идеологического костяка франкизма, названы, например, монархист-альфонсист Х. Кальво Сотело3, фалангист Х. А. Примо де Ривера4, карлист В. Прадера5. В социальной и экономической политике Франко сначала отдавал предпочтение идеям Фаланги, потом - идеям католической организации «Опус Деи»; в вопросе о форме правления он предпочел общую для карлистов и альфонсистов идею монархии; в вопросе о роли Католической церкви в различных областях жизни Франко опирался на идеи карлизма; в вопросе о престолонаследии предпочел представителя «альфонсистской» ветви династии Бурбонов и т.д.

Характерными чертами режима Франко были:

— антикоммунизм;

— большая роль католической церкви и католических моральных принципов и норм в общественной и культурной жизни;

— монархизм, корпоративизм, авторитарность власти;

— отрицание либеральной демократии;

— сочетание традиционных консервативных ценностей с праворадикальными методами и риторикой;

— приверженность концепции Испанидад Р. де Маэсту6;

— указание на наличие духовного, измерения человеческого существования и т. д. Верность не только этим базовым принципам,

но и подобной политике «равновесия» Франко сохранял почти до самой своей смерти, что можно увидеть на примере состава правительств франкистского периода, которые часто обозначаются в историографии как «кабинеты равновесия», так как они всегда состояли из представителей различных правых сил Испании, выступивших против Республики в 1936 г., а затем вошедших в НД, также как и из представителей влиятельных католических организаций - «Католического действия» и «Опус Деи». Консенсус между различными правыми силами Испании просуществовал вплоть до смерти Франко в 1975 г.

С его смертью франкизм не исчез, а, можно сказать, наоборот, окончательно сформировался как самостоятельное идеологическое течение. Наиболее яркие примеры политических организаций, отстаивающих франкистскую идеологию в сегодняшней Испании, это «Испанское католическое движение» (ИКД) и «Испанское молодежное действие» (ИМД). ИКД было основано в 1981 г. Хосе Луисом Корралем. 25 января 1982 г. ИКД было зарегистрировано как политическая партия и обрело полностью легальный статус7. Основной акцент в своей деятельности по привлечению сторонников ИКД делает на молодежь, для чего и было создано ИМД, которое ныне - наиболее активная часть этого движения. ИМД было зарегистрировано в 1996 г. как «молодежная ассо-

циация». Национальный глава ИМД, как и ИКД (на осень 2010 г.) - Х. Л. Корраль, генеральный секретарь - Роберто Сималь.

Движение выступает под лозунгом «За Бога, Родину и Справедливость». Члены ИМД говорят о себе, что они - национальные католики, национал-синдикалисты, традиционные консерваторы, иными словами - франкисты. Кроме того, это движение считает необходимым воплощать в жизнь принцип субсидиарности, почерпнутый из Социальной доктрины католической церкви. В декларации идеологических принципов ИМД говорится: «Мы воспринимаем франкистов как защитников всей нашей Истории, которая нашла свое высшее выражение в деле славного и эпохального Национального Крестового похода, когда все наши принципы были воплощены на практике в войне и в мире»8. Лидер ИМД утверждает, что со смертью Франко «кончилось Царство Христа в Испании»9.

Члены ИМД противопоставляют Конституцию франкистского режима современной Конституции 1978 г., подвергая последнюю жесткой критике. Одна же из главных бед современности, на взгляд членов ИКД, это - упадок института семьи и нравственного состояния современного испанского общества. Члены движения утверждают, что Испания сейчас переживает время морального упадка. Разводы, аборты, беспорядочная жизнь, порнография, проституция, наркомания, коррупция - вот свидетельства этому, утверждают в ИКД и ИМД. А государство, которое должно служить общему благу, вместо этого поощряет такой чудовищный и «дьявольский» акт, как аборты. Движение выступает убежденным противником абортов, которые с точки зрения его членов

- «омерзительное преступление», ибо, по мнению ИКД, «ничто не может оправдать смерть невинного»10. ИКД с самого начала своей деятельности организовывало манифестации против абортов, в которых ныне объединяются как члены ИКД и ИМД, так и карлисты и фалангисты.

ИМД активно выступает против иммиграции из исламских стран, против «исламской экспансии». Этой последней, в том числе и потому, что ислам - «гедонистическая» и либеральная религия11 - в отличие от традиционного католицизма, которого придерживаются они. Подобная точка зрения имеет под собой достаточные теологические основания, так как ислам с его многоженством, довольно гедонистической концепцией рая, отсутствием монашества и целибата, действительно по сути куда либеральнее традиционного католицизма. ИМД и ИКД участвуют в манифестациях против постройки в некоторых городах Испании мечетей и т.п., которые часто становятся очагами исламского экстремизма12.

ИКД и ИМД не остаются в стороне и от процессов, происходящих в международной жизни, особенно тех, что затрагивают проблемы, связанные с правыми силами других стран. ИКД и ИМД активно выступали в защиту генерала Ау-густо Пиночета во время его ареста в Великоб-

ритании в 1998 г. ИМД заявило, что арест был спровоцирован левыми, проводником желаний которых стал испанский судья Гарсон13, и был, по сути, «местью» человеку, спасшему Чили от коммунизма. Х. Л. Корраль логично удивлялся тому, что Фидель Кастро, находившийся во время ареста Пиночета тоже в Европе, арестован не был, хотя его действия также приводили ко многим жертвам. Кроме того, лидер ИМД напомнил, что в самой Испании на свободе находятся такие люди, как бывший глава испанской компартии С. Каррильо, на совести которого также множество жертв (имеется в виду причастность Каррильо к массовым убийствам, организованным республиканцами в местечке Паракуэльос близ Мадрида во время Гражданской войны 1936-39 гг.14). ИМД выразило соболезнования и в связи с трагической гибелью видного австрийского праворадикального политика Й. Хайдера в октябре 2008 г. и отметило в своем коммюнике по этому поводу подозрительные обстоятельства его смерти, намекая на то, что случившееся могло быть не просто несчастным случаем15.

Во время же президентских выборов во Франции в 2002 г., члены ИМД выступили с поддержкой кандидата от «Национального фронта» Ж.-М. Ле Пена. После этого движение усилило контакты с французскими ультраправыми (с НФ, с движением «Христианство, Солидарность» Б. Антони и др.). В то же время, ИМД имеет контакты и с французскими монархистами. Но ИКД и ИМД положительно смотрят отнюдь не на все противостоящие господствующей либеральнодемократической системе радикальные силы Европы. Они отрицают возможность какого-либо сотрудничества с левыми радикалами, национал-коммунистами и т.п. Члены ИМД говорят о том, что они остались верны идеалам франкизма. И, хотя они принимают участие в различных мероприятиях с другими движениями, которые могут иметь одинаковые с ними символы, - они с ними не то же самое. Они не будут самими собой, если будут ближе к анархистам, нежели к традиционалистам; или если будут восхищаться Че Геварой и другими марксистскими лидерами, исламизмом или язычеством.

Конечно, когда те, например, противостоят терроризму ETA, так же, как и мондиализму, это делает их ближе к ИМД. Однако, проводя аналогию, пишет Х. Л. Корраль, то, что протестанты говорят о боге, используя его слова, не делает их католиками!16 Наоборот, быть католиком означает исповедовать Символ Веры во всей своей полноте без изъятий. Во время выборов союз также возможен только с теми, кто на самом деле разделяет те же основные принципы, что и ИМД.

ИМД выступило с осуждением радикальной организации «Европейская альтернатива», которая участвовала в различных мероприятиях совместно с крайне левыми, язычниками, национал-большевиками; и против ее газеты за апологию Бакунина, Ленина, Мао и Троцкого, которых она превозносила в качестве борцов «антисистемы»17.

Это означает, вполне логично указывают в ИМД, голосовать за наследников Республики со всеми ее грабежами, разрушениями и убийствами, о которых «левые никогда не сожалели». Члены ИМД говорят, что они не имеют ничего общего с голосующими за тех, кто имеет в качестве своего символа Че Гевару и т.п. ИМД сотрудничает лишь с различными движениями, ассоциациями и издательствами чисто правой направленности.

Отделения ИМД уже существуют во многих городах и провинциях; постоянно открываются новые отделения, что свидетельствуют об определенной популярности идей движения. Сейчас, если судить по данным на Вэб-странице движения, ИМД имеет отделения в таких регионах Испании, как Кастилия, Галисия, Андалусия, Арагон, Эстремадура и др. Члены ИКД и ИМД также организуют различные манифестации, прежде всего в дни, связанные с памятными датами Гражданской войны 1936-39 гг., эпохой франкизма и испанской Традицией. Так, в день смерти Франко и Х.А. Примо де Риверы, 20 ноября, устраиваются манифестации перед Королевским дворцом на площади Ориенте в Мадриде, которые в последнее время собирали довольно большое количество человек. На этих манифестациях присутствуют и выступают такие гости, как дочь Ф. Франко, Б. Пиньяр, бывшие министры франкистских правительств и пр. Также 20 ноября проходили памятные службы в Долине павших, где похоронены Франко и Хосе Антонио (пока они не были запрещены социалистическим правительством Родригеса Сапатеро). Движение организует, кроме того, конференции на такие темы как «Негативные аспекты Конституции 1978 года», «Иммиграция и католическая идентичность Испании» и т.д.

В 2008 г. ИКД, впервые после многолетнего перерыва, приняло участие во всеобщих выборах в испанский парламент, выставив своих кандидатов на выборах в Сенат. Оно получило число голосов, сравнимое с отданными за кандидатов других праворадикальных сил Испании, а кое-где - и превосходящее их число18. Наибольшее количество голосов ИКД получило в Мадриде и Ла Корунье (Галисия). Таким образом, можно говорить об активизации этого движения.

Карлизм. Карлизм - одно из старейших политических движений Европы, возникшее еще в первой половине XIX в. В отличие от легитимистских движений иных стран, испанский карлизм всегда был явлением более значимым, нежели просто движением, направленным на монархическую реставрацию. Карлизм сумел разработать свою собственную политическую философию, обосновывающую монархическую форму правления, но включающую и другие обязательные принципы, в частности, приверженность традиционному католицизму и децентрализацию власти, без которых монархия в глазах карлистов теряла свою цену.

После трёх так называемых «карлистских» войн XIX в., карлизм не прекратил своего существования. Его сторонники создали политическую организацию «Традиционалистская община», а

также полувоенные формирования - «рекэтес». Антикатолическая политика Второй Республики вызвала резкое неприятие карлистов, в связи чем с началом Гражданской войны карлисты выступили против республики, а «рекэтес» (бойцы которых отличались глубокой религиозностью и высоким боевым духом) влились в ряды «Национальной армии» Ф. Франко. Карлизм был составной частью идеологии франкистского режима, а его представители занимали различные посты в правительстве и администрации.

В настоящее время испанский карлизм представляют две организации: «Традиционалистская карлистская община» (ТКО) и «Традиционалистская община» (ТО). В мае 1986 г. в Эскориале состоялся конгресс «За объединение карлизма», на котором было объявлено о начале активной деятельности ТКО. Карлизм в русле ТКО, по мнению участников конгресса должен был стать инструментом политической борьбы, а, следовательно, ТКО стала полноценным политическим движением. Глава ТКО в настоящее время (осень 2010 г.)

- Мария Куэрво-Аранго Сьенфуэгос-Ховельянос, а генеральный секретарь - Хавьер Гарисоаин Отеро.

ТО была зарегистрирована 20 декабря 2000 г., объединив еще более правые элементы карлизма19. Главой ТО в настоящее время является дон Сикст Генрих Бурбон-Пармский - второй сын Ксаверия (Хавьера) Бурбон-Пармского, считавшегося кар-листами испанским королем до своей смерти в 1977 г. ТО имеет также Политический секретариат, который играет роль ее руководящего органа. Первоначально его возглавил видный испанский философ профессор Рафаэль Гамбра, после его смерти во главе встал видный юрист и политолог, профессор Мигель Айюсо. Символами карлизма являются белое знамя с изображенным на нем красным крестом св. Андрея (который иногда называют «бургундским»), гимн карлистов «Ориа-менди», а также красный берет, который носят приверженцы карлизма.

Суть идеологии карлизма кратко выражается в девизе «Бог, Родина, Вольности, Король». Карлизм провозглашает веру в Бога-Творца, Властителя и Законодателя основой своего политического кредо, а католическую церковь рассматривает как единственно истинную. Власть Иисуса Христа считается фундаментом любой легитимной власти, поэтому, с точки зрения карлистов, законы государства следует согласовывать с «естественными христианскими принципами». Испания как Родина состоит из различных регионов, обладающих своими собственными особенностями, которые обогащают страну в целом и не должны игнорироваться в государственной политике. Вольность (fuero), согласно карлистской доктрине, «представляет собой признание приоритетного и неприкосновенного права человеческой личности и прав созданных ею естественных ассоциаций территориального или институционального характера, быть уважаемыми в своей «интимности» и атрибутах, необходимых для осуществления присущих им целей»20.

Проблема вольностей решается карлистами в двух отношениях: в контексте соотнесения прав личности и государства, а также центральной и региональной власти. Карлисты отвергают всеобъемлющую власть государства, которая является формой либо демократии (закон большинства), либо тоталитаризма (марксистского или фашистского). Карлисты, в отличие от ряда других праворадикальных движений Европы - убежденные противники государственного централизма. Традиционализм, который карлисты противопоставляют этатизму, представляет принцип «общественного суверенитета, который должен быть уважаем политической властью государства»21.

Согласно карлистской доктрине, политическая власть обладает тремя независимыми функциями, которые координируются королем: законодательной, судебной и административной. Законодательная функция осуществляется королем посредством созыва Кортесов, составленных по корпоративному принципу. Таким образом, карлисты отвергают современную систему представительной демократии. Административная (исполнительная) функция осуществляется правительством, глава которого свободно назначается и смещается королем. Однако карлисты - не сторонники абсолютной монархии! Как и, например, католические философы-традиционалисты Ж. де Местр и Л. де Бональд, они апеллируют к средневековым образцам, согласно которым король не должен идти против Бога, Родины и Вольностей, и если он предаёт эти идеалы, то теряет суверенитет и дает повод для восстания. С точки зрения карлистов, монархия должна обладать «двойной легитимностью» - то есть быть легитимной не только по своему происхождению, но также и по своему реальному воплощению в жизнь22.

Действующая в Испании Конституция 1978 г., это - лишь «пустая бумага», подсунутая «масонами узурпаторам трона и власти в Испании», утверждают представители ТО23. По их мнению, Конституция носит «сепаратистский, диворсист-ский, абортистский и капиталистский»24 характер, благодаря чему Испания разваливается «центра-листскими автономиями», а испанские семьи разрушаются из-за легализации разводов и абортов. Карлисты ставят под сомнение не просто технические моменты, а доктринальные положения нынешней Конституции. ТО провозглашает: «Да здравствует историческая Конституция Испании!, Смерть Конституции 1978 г.!». ТКО заявляет, что в настоящее время Испания - фактически не монархия, а «коронованная республика», сторонники же монархии Хуана Карлоса на самом деле, по сути, республиканцы25; ТО рассматривает существующий в настоящее время в Испании политический режим как «нелегитимный».

В религиозной сфере карлисты тяготеют к католическому традиционализму и критически воспринимают Второй Ватиканский Собор, либерализовавший католическую церковь. Если ТКО сегодня в целом лояльна по отношению к современному Ватикану, то ТО дона Сикста

предпочитает ориентироваться на «Братство св. Пия X». Это братство католических священников-традиционалистов отказывается принимать многие реформы Второго Ватиканского Собора и последовавшее за ним изменение литургии, а потому находится сейчас в сложных отношениях с Ватиканом. Как и члены этого братства, члены ТО открыто критикуют Второй Ватиканский Собор и его реформы26. 24 марта 2007 г. культурный кружок Антонио Молье Ласо совместно с ТО провел конференцию, на которой глава кружка профессор Хосе Мигель Гамбра выступил с докладом, посвященным знаменитой энциклике Папы св. Пия X «РазсепёЬ, направленной против католического модернизма27. Сам же дон Сикст Бурбон-Пармский в 1988г. присутствовал на знаменитой церемонии в Эконе (Швейцария), когда основатель «Братства св. Пия X» архиепископ М. Лефевр рукоположил в сан епископа четырех священников-традиционалистов без разрешения из Ватикана, считая, что действует «в состоянии необходимости».

Дон Сикст был первым, кто публично поздравил архиепископа Лефевра с совершенным рукоположением. Безусловно, ТО приветствовала решение нынешнего Папы Бенедикта XVI о возвращении к служению традиционной латинской мессы на широкой основе. Дон Сикст и члены Политического секретариата ТО также присутствовали 28 октября 2008 г. в Риме на церемонии беатификации 498 испанских мучеников - духовных лиц и мирян, ставших жертвами религиозных преследований со стороны Народного фронта и Второй Республики в 1930-х годах28. По мнению дона Сикста, политическая и общественная реальность современной Испании представляет собой «летальную комбинацию либерального капитализма, социалистического этатизма и морального индифферентизма»29. Современное общество «лишило женщин женственности», всё большее число молодежи употребляет наркотики. «Мир без Бога - это мир против человека» - заявляют карлисты. Они выступают за отмену законов, противоречащих праву на жизнь, таких, например, как законы, легализовавшие аборты. Кроме того, карлисты проводили манифестации против закона об однополых браках (2005 г.) и других подобных законов, принятых социалистическим правительством Родригеса Сапатеро.

Нынешнее испанское «государство регионов» карлистами отвергается как воплощение «автономистского централизма», они призывают заменить концепцию «статута» возрожденной концепцией «вольностей»30. В манифесте дона Сикста, утверждается, что вольности представляют собой «как выражение автономии, так и инструмент интеграции, воплощение христианской свободы посредством справедливо называемой нами федеративной и миссионерской, монархии» 31. Карлисты считают, что государство не должно вмешиваться в компетенцию регионов, оно должно иметь только те полномочия, которые не могут исполнять регионы. Регионы сами должны заниматься взима-

нием налогов и управлением налоговой системой. Кроме того, необходимо поддерживать политику, направленную на сохранение и развитие региональных языков и диалектов, конечно, в гармонии с основным языком Испании - «наследием всех».

На муниципальном уровне карлисты считают необходимым наделить городские советы теми полномочиями, которые они могут исполнять вполне самостоятельно, но которые сейчас принадлежат автономным сообществам. Муниципалитеты должны развивать экономическую самостоятельность, чтобы их жизнь не зависела от вмешательства вышестоящей администрации32. Таким образом, карлисты требуют проводить принцип субсидиарности на всех уровнях - от регионального до муниципального.

В то же время карлисты полагают, что их «средневековая» концепция Родины, подразумевающая, прежде всего, любовь к общине, сейчас, в условиях глобализации, гораздо более актуальна и реалистична, чем концепция территориального национализма33. Ранее территориальные границы формировали обычно привязанность к некоему гомогенному и постоянному пространству. Однако сегодня, с развитием автодорог, авиатранспорта и т.д., стали возможными «разрывы» в этом пространстве. Сейчас, как справедливо замечают карлисты, барселонский чиновник или бизнесмен может лучше знать Мадрид, нежели глубинку Каталонии, и в этом смысле он больше «мадридец». Поэтому средневековая концепция карлистов, апеллирующая к любви к общине, а не к географическому пространству, становится действительно актуальной.

Приверженцы карлизма считают, что европейское единство должно быть основано на духовных и культурных ценностях и требуют пересмотреть участие Испании в ЕС, ориентируясь на образование конфедерации с конкретными задачами и ограниченной компетенцией. По их мнению, следует децентрализовать органы принятия европейских решений, ибо централизация приводит к образованию «новой европейской касты бюрократов»34. Карлисты выступают также и против «империализма ООН».

Карлистские движения имеют отделения в различных регионах Испании - Наварре, Валенсии, Андалусии и др. ТКО имеет молодежную организацию «Бургундский крест». Традиционно у ТКО и ТО имеются женские отделения

- «Маргаритас». Карлисты осуществляют свою деятельность и посредством таких организаций, как культурный кружок Васкеса де Мельи в г. Хихон, который возглавил католик-лефеврист Л. Рубен Инфанте; культурный кружок А. Молье Ласо, сотрудничающий с ТО; кружок Апариси-и-Гихарро в Валенсии, примыкающий к ТКО и т. д. Карлисты имеют свои периодические издания. Уже много лет существует и Вэб-сайт ТКО. В последнее время появился и Вэб-сайт ТО. Кроме того, карлисты публикуют книги и сборники статей по истории карлизма и карлистских войн. Члены ТКО стремятся к участию в политических

институтах. Несмотря на, как они выражаются, «цензы» избирательной системы, они надеются провести в парламент своих депутатов, которые пропагандировали бы идеи карлизма.

Карлисты организуют и различные кампании, например, в поддержку китайских католиков, преследуемых коммунистическим режимом. К таковым можно отнести и кампании «за жизнь» (то есть против абортов) или кампанию ТО в поддержку арестованного экс-президента и экс-диктатора Уругвая Хуана Марии Бордаберри. Он симпатизировал карлистским идеям, за что ему был пожалован карлистский династический орден35. Следует отметить, что в Латинской Америке, прежде всего, в Аргентине, Уругвае, Перу, Чили и др., есть приверженцы идеалов карлизма. Так, симпатии к идеям карлизма выражали не только Х. М. Бордаберри, но и видный идеолог католических правых Чили Освальдо Лира36 и др. В Аргентине активно распространяется кар-листская литература.

Радикален ли карлизм? С одной стороны, его методы менее радикальны, нежели у представителей франкистов, фалангистов и националистов, в определенной степени карлизм более элитарен. Но, на уровне провозглашаемой идеологии нынешний испанский карлизм характеризуется радикальным отрицанием современности и реалий современной Испании. И отрицание это иногда более радикально, нежели у тех же франкистов и фалангистов. В этом смысле утверждения кар-листов о своем движении как об общине, представляющей себой убежище людей с чистыми и истинными идеалами посреди враждебного заблуждающегося мира, в наше время обретают новый смысл. На утверждения критиков, что карлизм не имеет смысла в современном мире, его сторонники отвечают, что он актуален именно потому, что он против такого мира.

Испанская Альтернатива. «Испанская альтернатива» (ИА) образована в 2003 г., но уже обрела определенную популярность, получая на выборах больше голосов, нежели некоторые из традиционных правых партий и движений37. Партия придерживается консервативной католической идеологии и выступает «за современную Испанию, не отказывающуюся от своих христианских корней»38.

Защита нравственных ценностей христианской западной цивилизации - приоритетная задача для этой партии. По мнению членов ИА, социалисты отказались от революционных преобразований в сфере экономики и приняли фактически экономическую модель правых, сменив вектор своей атаки - теперь они покушаются на традиционные христианские моральные ценности, стремясь разрушить их и создать новое, угодное им, общество. Цели социалистов идут вразрез с ценностями семьи, жизни и человеческого достоинства. Социалисты, отмечают в ИА, нападают на институт семьи, предлагая так называемые «новые семейные модели» (в том числе, однополые браки), а также еще более либерализуют аборты. ИА ви-

дит одной из своих главных целей защиту семьи от этих атак социалистов. Она намерена противостоять экспансии материализма и гедонизма в качестве новой философии и общественной морали. Члены этой партии ратовали за то, чтобы внести, например, в Европейскую конституцию пункт о том, что жизнь начинается с зачатия. Миллионы детей не появились на свет по причине абортов, указывают члены этой партии.

ИА считает невозможными какие-либо переговоры с террористами ETA. Она считает все переговоры, которые вело социалистическое правительство Х. Л. Родригеса Сапатеро с ETA, «унижением для испанского общества». ИА считает важными обеспечение единства всех политических сил в этом вопросе и отказ от какого бы то ни было компромисса с террористами и их пособниками (например, партией «Батасуна»). ИА выступает за то, чтобы обеспечить максимальное наказание лицам, совершившим особо тяжкие преступления. В частности, в ней считают необходимым ужесточить наказания за такие преступления, как терроризм, насилие в отношении женщин и детей, оборот наркотиков и т.д. Судебная система Испании, по мнению представителей ИА, также нуждается в реформировании с целью обеспечения независимой работы судебной власти.

Проблему иммиграции, по мнению членов ИА, необходимо решать на основе «милосердия, солидарности и национальных интересов». ИА выступает как против ксенофобии, так и против неконтролируемой массовой нелегальной иммиграции, полагая, что последняя наносит вред Испании и самим иммигрантам, приводя к появлению формы нового рабства и закладывая основу для появления конфликтов. Массовая нелегальная иммиграция, по мнению членов ИА, приводит к росту уровня преступности, снижению зарплаты неквалифицированных рабочих, трудностям в сфере здравоохранения и образования, отсутствию мест в школах и детских садах, перераспределению социальной помощи в пользу иммигрантов от беднейших коренных испанцев и т. д. ИА выступает только за контролируемую легальную иммиграцию. В ИА также указывают, что иммигранты неосознанно были превращены в своего рода «агентов глобализации», став главным звеном феномена мультикультурально-го общества, разрушая при этом однородность и культурную связь стран Запада.

Партия выступала за то, чтобы в Европейскую конституцию была включена отсылка к христианским корням Европы, а также является противником вступления в ЕС Турции, которую называет «историческим смертельным врагом Европы и европейцев». По мнению представителей ИА, возможна другая Европа, базирующаяся на христианских корнях.

Лидер ИА - Рафаэль Лопес-Дьегес, почетным же председателем ИА является ветеран испанского правого радикализма Блас Пиньяр. Следует отметить, что Р. Лопес-Дьегес женат на дочери Пиньяра. ИА имеет отделения в большинстве

регионов Испании. На выборах в Европарламент в 2009 г. наилучший результат ИА был достигнут в Мадриде, где она пришла на 6 месте. Также, она пользуется определенным влиянием и, например, в Валенсии, Аликанте, Севилье и Санта Крус де Тенерифе. ИА имеет связи на международном уровне с «Австрийской партией свободы» и др. Партия пытается активно участвовать в политической и общественной жизни страны. Например, в ноябре 2010 г. в Альмендралехо (Эстремадура) ИА поддержала манифестацию родителей в защиту права вывешивать распятия в общественных учреждениях, таких, как школы (правительство социалистов активно пытается запретить вывешивать распятия в школах и прочих учреждениях). Зимой 2011 г. ИА провела ряд манифестаций в защиту христиан в арабских странах от преследований.

Национальная демократия. Испанская партия «Национальная демократия» (ИНД) похожа по идеологии на французский «Национальный фронт» Ж.-М. Ле Пена, но пользуется гораздо меньшим влиянием, чем последний. ИНД основана в 1995 г.. Учредительный конгресс партии состоялся в 1996 г. в Мадриде. Главой ИНД сначала был Франсиско Перес Корральес, в настоящее время - Мануэль Кандуэла. В молодости Канду-эла был членом группировки скинхэдов, а затем вокалистом известного праворадикального рок-ансамбля «Division 250». До того, как стать главой партии, он также был руководителем ее молодежного отделения.

Партия выступает под лозунгом «Испанцы прежде всего!». В ее программе говорится, что испанский народ должен вернуться к своим корням, к своей национальной идентичности, «став снова нацией, которая имеет единую историческую судьбу, с целью построения своего будущего»39. ИНД выступает против мондиализации, заявляя, что основная цель мондиализации - это «нейтрализация национальной сущности народов, чтобы они потеряли свою идентичность». Партия также выступала против введения евро в Испании. ИНД предлагает в качестве альтернативы нынешнему ЕС Объединенную Европу, в которой сохранялась национальная идентичность входящих в нее народов, «Европа, которая гордится своей цивилизацией и историей», по словам членов ИНД, «есть Европа наций, Европа свободная, независимая и суверенная, занимающая подобающее ей место в мире».

ИНД также выступает против вступления в ЕС Турции из-за сильного в ней исламистских настроений и существующие в ней конфликтов, которые могут перенестись в Европу. Кроме того, вступление Турции в ЕС, по мнению членов этой партии, «прервет культурное единство и преемственность европейской федерации», так как «Турция построена на разрушении фундамента греко-латинской и христианской цивилизации». Также в партии утверждают, что вступление Турции наводнит Европу 70-ю миллионами потенциальных иммигрантов.

ИНД утверждает, что приток иммигрантов в Испанию размывает национальную идентичность испанской нации и способствует упадку национальной культуры. Члены партии говорят о кризисе идентичности испанского народа в настоящее время. Представители ИНД заявляют, что единственная гарантия политических и социальных прав испанского народа это - принцип «твоя нация - твои права». Партия проводит различные манифестация, связанные с тематикой иммиграции. Так, в ноябре 2010 г. ИНД провела, в ответ на избиение молодого испанца группой марокканских подростков, манифестацию в городе Овьедо (Астурия) под лозунгом «Без безопасности нет свободы»40.

Фалангизм. В конце XX - начале XXI вв. фа-лангизм в Испании переживает период раскола, размежеваний. Поэтому невозможно с точностью определить основную канву политического развития возникающих групп, находящихся в постоянных конфликтах друг с другом. В настоящее время в Испании фалангизм представлен такими организациями, как «Испанская Фаланга/Фаланга» (ИФ/Ф), «Фалангистское движение Испании» (ФДИ), «Испанская Фаланга и Хунты национал-синдикалистского наступления» (ИФ и ХНСН), «Подлинная Фаланга» (ИПФ) и, созданный выходцем из одной из этих организаций Х. Ф. Канталапьедрой, «Национальный Фронт» (ИНФ). Хотя каждая из них претендует на наследие существовавшей в Испании в 1930-х годах Испанской Фаланги, основанной Х.А. Примо де Риверой, нельзя назвать их в полной мере ее наследниками, так как в настоящее время у фалангистских движений есть целый ряд идей, которые не были свойственны для исторической Фаланги. Так, произошел поворот некоторых из них к левому фалангизму. Возможно, это связано с положением Фаланги при франкистском режиме, когда она находилась фактически в подчинении у франкистского государства, тогда как часть ее членов претендовали на независимость. Поэтому, некоторые из современных фалангисгских движений, в отличие от однозначно правых ИКД, ИМД, ТО, ТКО, ИА и ИНД, нельзя однозначно назвать ни правыми, ни левыми... В большей степени правую позицию среди крупных фалангистских движений сейчас занимают, по видимому, ИФ/ Фаланга и ФДИ.

Заключение. Подводя итоги, следует сказать, что Испания - страна с одной из наиболее богатых правых традиций в Европе. Однако, несмотря на это, после смерти Ф. Франко праворадикальные силы в Испании не имели достаточного влияния на политический процесс и в начале XXI в. не обладают большой силой. Это, думается, можно объяснить четырьмя основными причинами:

— во-первых, в Испании Ф. Франко и его соратники предполагали создание после смерти Каудильо особой «монархии Национального движения», основанной на идеологических принципах, изложенных в Законе о принципах НД 1958 г.41, а совсем не

переход к обычной либеральной демократии, что произошло в действительности. Из-за внезапной гибели от рук террористов премьер-министра адмирала Л. Карреро Бланко, который должен был стать ключевой фигурой в «франкизме без Франко», испанские правые и, в частности, представители НД, оказались не готовыми к неожиданному отказу короля Хуана Карлоса от планов Каудильо и его окружения и объявленному королем переходу к демократии с многопартийной системой общепринятого ныне типа;

— во-вторых, на Втором Ватиканском Соборе 1960-х гг. произошла либерализация Католической церкви, подорвавшая как сам режим Франко, так и правые силы Испании, взгляды которых всегда совпадали со взглядами наиболее консервативной части католиков;

— в третьих, как отмечает исследователь правого радикализма П. Игнази, в Испании лишь относительно недавно исчез авторитарный режим и историческая память людей даёт обратный эффект42;

— в-четвертых, из-за особенностей избирательной системы современной Испании, люди правых взглядов стоят перед выбором: голосовать ли за не слишком устраивающую их (по причине своей излишней умеренности и центризма) «Народную партию», которая, однако, имеет гарантию не только попасть в парламент, но и увеличить там свое представительство; или же голосовать за более правые, но мелкие, партии и движения, которые такой гарантии не имеют и чей шанс попадания в парламент сейчас низок. И большинство испанцев вынужденно предпочитает первый вариант, что снижает

представительство крайне правых.

Однако, именно сейчас можно говорить о том, что в испанском обществе появились факторы, которые могут способствовать усилению праворадикальных настроений. Мировой экономический кризис - один из них. В Испании существует и иной фактор - радикальная политика нынешнего социалистического правительства Х.Л. Родригеса Сапатеро, направленная против католической церкви, традиционных ценностей, а также всего того, что связано с наследием франкизма. Эта политика уже вызвала отторжение у многих секторов испанского общества. Например, католическая церковь, которая после смерти Франко практически не вмешивалась в политическую жизнь Испании, сейчас, под влиянием подобной политики социалистов, выливающейся порой в прямые оскорбительные выпады против католицизма и католиков43, вынуждена была вновь заявить о себе на политическом поле. С 2004 г. Испанию потрясают многомиллионные демонстрации противников нового, принятого по инициативе социалистов, законодательства об однополых браках и либерализации абортов, и эти манифестации возглавлялись кардиналами и епископами.

В таких условиях испанские праворадикалы, выступающие защитниками того, на что ведет наступление правительство социалистов, получают новый шанс заявить о себе на испанской политической арене.

Protasenko S.V. Right-Wing Radicalism in Modern Spain.

Summary: The article deals with different ideological currents in Spanish Right-radical discourse, such as Francoism, Carlism, Spanish Nationalism, Falangism on the example of ideas of parties and movements of modern Spain, which are adherents of such ideologies. The article is devoted also to methods of practical political activities of these organizations.

----------- Ключевые слова --------------

правый радикализм, крайне правые, Испания, франкизм, карлизм, фалангизм, национализм, католицизм, традиционализм, консерватизм, монархизм, антикоммунизм, регионализм.

-------------- Keywords -------

right-wing radicalism, Far Right, Spain, Francoism, Carlism, Falangism, Nationalism, Catholicism, Traditionalism, Conservatism, Monarchism, AntiCommunism, Regionalism .

Примечания

1. Pensamiento politico de Franco. T. I-II. Madrid, 1975. P. 53-54

2. Ibid. P. 55.

3. См. Примо де Ривера Х. А. Стрелы Фаланги. М., 2010.

4. См. Pradera V. Obra Completa. T. I-II. M., 1945.

5. См. Maeztu R., de. Defensa de la Hispanidad. M. 1934 — http:// hispanidad.tripod.com/maezt.htm

6. Formaciones politicas inscritas. Ministerio de Interior de Espana. Direccion General de Politica Interior — http://www.mir.es/DGPI/

Partidos_Politicos_y_Financiacion/Registro_Partidos_Politicos/registro_partidos_politicos.html

7. Ideario de Accion Juvenil Espanola. - http://www.ctv.es/USERS/aje/ favoritos

8. Ultima Hora. 1998. Noviembre — http://ajeantigua.iespana.es/

9. Ultimas Noticias. — http://www.ctv.es/USERS/aje/

10. Ortiz J. El Islam — http://perso.wanadoo.es/mce-aje/EL%20ISLAM%20-%20

11. Por%20Jesus%20Ortiz.htm

12. Gonzalez C. Democracia Nacional comienza en Talayuela una campana xenofoba.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. En unos panfletos asegura que "el Islam no es constitucional” // El Periodico. Extremadura,

14. 31. 12. 2006 — http:// www.elperiodico-extremadura.com/noticias/noticia.

C.B. np0TaceHK0

15. asp?pkid=277816

16. Ultima Hora. 1998. Octubre — http://www.ctv.es/USERS/aje/

17. Ultimas Noticias. 2008. Octubre — http://pepeluis53.iespana.es/octubre08.htm

18. Corral J. L. Apostillas de Jose Luis Corral // Apostillas 1999 — http://perso.wanadoo.es/mce-aje/Apostillas1999.htm

19. Ultima Hora. 1998. Octubre — http://www.ctv.es/USERS/aje/

20. Resultados provisionales. Senado. Ministerio de Interior de Espana. Elecciones a

21. Cortes Generales 2008 — http://www.generales2008.mir.es/99SN/FT0P.htm

22. Formaciones politicas... Op.cit.

23. Ideario de la Comunion Tradicionalista Carlista — http://www.carlistas.es/quienes_somos0.html

24. Ibid.

25. Manifiesto de S. A. R. Don Sixto Enrique de Borbon, 17 Julio 2001 — http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=4

26. Viva la constitucion historica de las Espanas! Muera la constitucion de 1978! // Tetralema -Bitacora Lealtad, 6 diciembre 2006 — http:// montejurra.blogspot.com/2006/12/viva-la-constitucin-histrica-de-las.html

27. Ibid.

28. Comunicado Oficial de CTC, 20 anos de nacional-ateismo, partitocracia y Republica coronada, 6 diciembre 1998 — http://www.ctcarlista. org/inicio.htm

29. Cm., Hanp., Intervencion de Jose Manuel Gambra en la cena de Cristo Rey. 2006 — http://mollelazo.blogspot.com/2006/11/intervencin-de-jos-miguel-gambra-en-la.html;

30. Conferencia sobre la Pascendi — http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=164

31. Casa Real realmente presente en beatificaciones — http:// www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=178

32. Manifiesto de S. A. R., Op.cit.

33. Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista — http://www.ctcarlista.org/inicio.htm

34. Manifiesto de S. A. R., Op.cit.\

35. Programa., Op.cit.

36. Objeciones Tipicas. Razones para ser Carlista — http://www.carlistas.es/por-quesoy-carlista.php

37. Programa., Op.cit.

38. Cm. Libertad para Juan Maria Bordaberry — http://www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=104; Se recrudece persecucion contra Bordaberry — http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=125

39. Lira O. Nostalgia de Vazquez de Mella. Fundamentos de la Tradicion Politica Hispanica.Buenos Aires, 2007.

40. Resultados provisionales. Congreso. Ministerio de Interior de Espana. Eleccionesa Cortes Generales 2008 — http://www.generales2008. mir.es/99SN/FTOP.htm

41. http://www.alternativaespanola.com

42. http://www.democracianacional.org/dn

43. Concentracion en Oviedo frente al centro de menores — http:// democracianacional.org/dn/modules.php?name=News&file=article& sid=3225

44. Ley de Principios del Movimiento Nacional de 1958 — http://www.cervantesvirtual.com/servlet/SirveObras/02449421981244052976613/ index.htm

45. Ignazi P. Extreme Right Parties in Western Europe. Oxford, 2003., P. 196.

46. Cm. Protasenko S. La politica del gobierno socialista de J. L. Rodriguez Zapatero desdeel punto de vista catolico / Coord. P. Yakovlev. Rusia y Espana en los tiempos deturbulencia. Moscu, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.