Научная статья на тему 'Испанский карлизм: идеология и практика'

Испанский карлизм: идеология и практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1014
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Протасенко С. В.

Статья посвящена исследованию карлистского движения в Испании, исторически возникшего в XIX в. с двойственной цельюоказывать всемерную поддержку реставрации легитимной монархии и в то же время не допускать абсолютизации власти центра по отношению к личности и регионам. Рассматриваются основные принципы, лежащие в основе карлистской доктрины, а также практическая деятельность двух карлистских движений современной Испании: Карлистской Традиционалистской общины и Традиционалистской общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Spanish Carlism: ideology and practical activity

The article deals with the Carlist movement, which was created in Spain in the 19th century and has a dual goal to support the restoration of the legitimate monarchy and at the same time to prevent the central power absolutism towards person and regions. The main principles of the Carlist doctrine and the practical activity of two Carlist movements of today's Spain Comunion Tradicionalista Carlista and Comunion Tradicionalista are considered.

Текст научной работы на тему «Испанский карлизм: идеология и практика»

С. В. Протасенко

ИСПАНСКИЙ КАРЛИЗМ: ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Карлизм — одно из старейших политических движений Европы, возникшее в первой половине XIX в., когда после смерти в 1833 г. короля Испании Фердинанда VII престол был передан в нарушение салического принципа престолонаследия его дочери Изабелле, а не брату Карлосу. В отличие от легитимистских движений иных стран, испанский карлизм всегда был явлением более значимым, нежели просто движение, направленное на монархическую реставрацию. Испанский карлизм сумел разработать свою собственную политическую философию, обосновывающую монархическую форму государственной власти, но в то же время включающую другие обязательные принципы, в частности, приверженность традиционному католицизму и децентрализацию власти, без которых монархия в глазах карлистов теряла свою цену. Карлистским претендентом на престол мог быть только тот, кто разделял идеологические принципы карлизма — именно отсюда происходит идея карлистов о возможности сопротивления королю, предавшему эти принципы, а также отказа признать право претендента на престол, если он придерживается других взглядов. Такое случалось и на практике. Так, в XIX в. очередной наследник от карлистской ветви Бурбонов был отвергнут карлистами на том основании, что он не разделял традиционные идеалы. В современный период традиционные карлисты отвергают Карлоса-Уго Бурбон-Пармского из-за его симпатий к социализму.

После поражения в трех т. н. «карлистских» войнах XIX в. карлизм не прекратил своего существования. Его сторонники создали политическую организацию «Традиционалистская община», а также полувоенные формирования — requetes. Антикатолическая политика Второй Республики вызвала резкое неприятие карлистов, поэтому с началом гражданской войны (1936 г.) карлисты выступили против республики, а requetes (бойцы которых отличались глубокой религиозностью и высоким боевым духом) влились в ряды «Национальной армии» Ф. Франко. Они сыграли значительную роль в победе над республиканцами (особенно на севере Испании — в Наварре, которая была «колыбелью» карлизма, и в Арагоне). В 1937 г. Франко объединил карлистов с Фалангой, создав Испанскую Традиционалистскую Фалангу, позднее переименованную в Национальное движение. С тех пор карлизм стал составной частью идеологии франкистского режима, а его представители занимали различные посты в правительстве и администрации (особенно в 40-50-е гг.). Однако Франко и его советники в конце концов предпочли возвести на престол представителя «альфонсистской» ветви династии Бурбонов — Хуана Карлоса. После смерти Франко карлизм пережил кризис, связанный с вышеназванным событием, а также с конфликтом внутри самого карлистского движения.

Кризис был вызван тем, что карлистский претендент на престол дон Карлос-Уго Бурбон-Пармский фактически перешел на левые позиции, создав собственную т. н. Карлистскую партию, которая провозгласила курс на построение «самоуправляющегося социализма». Карлисты-традиционалисты вполне обоснованно сочли этот дрейф Карлоса-Уго влево неоправданным «разрывом с Традицией»1. Позиция традиционалистов

© С. В. Протасенко, 2008

нашла поддержку у младшего брата Карлоса-Уго — дона Сиксто Энрике Бурбон-Парм-ского, который остался верен их идеалам и, наоборот, стал склоняться в сторону правого радикализма. Конфликт выплеснулся наружу во время традиционной встречи карлистов в Монтехурре (1976 г.), на которой произошло открытое столкновение между «прогрессивными карлистами» Карлоса-Уго и традиционалистами дона Сиксто. Последних приехали поддержать представители других праворадикальных движений Испании (в частности, «Новой силы» Бласа Пиньяра и «Национального Испанского союза»), а также представители ультраправых из Франции, Италии и Аргентины (!)2. В результате столкновения были убиты два человека, что привело к окончательному размежеванию между двумя группами. Карлисты-традиционалисты, в полном соответствии с карлистской доктриной, отказались считать Карлоса-Уго «своим» претендентом. После смерти в 1977 г. отца Сиксто и Карлоса Уго — Хавьера, считавшегося карлистами королем, дон Сиксто был объявлен регентом и принял титул «знаменосца Традиции»3.

В предлагаемой статье исследуется деятельность только тех карлистов, которые остались верными традиционным идеалам. В настоящее время их представляют две организации: Карлистская Традиционалистская община (Comunion Tradicionalista Carlista — CTC) и Традиционалистская община (Comunion Tradicionalista — CT). Это разные организации, возникшие в результате уже другого конфликта (дона Сиксто с некоторыми «традиционными» карлистами), который в отличие от предыдущего не носил идеологического характера, а был скорее столкновением интересов лидеров традиционных карлистов.

Символами карлизма являются суковатый крест св. Андрея красного цвета на белом фоне (иногда называемый «бургундским») и двуглавый орел карлистской династии, а также красный берет, который носят приверженцы карлизма. Гимном служит маршевая песня «Ориаменди», а суть идеологии выражает старинный карлистский девиз «Бог, Родина, Вольности, Король» (Dios, Patria, Fueros, Rey), который карлистами интерпретируется следующим образом.

Бог. Карлизм провозглашает веру в Бога-Творца, Властителя и Законодателя основой своего политического кредо, а католическую церковь рассматривает как единственно истинную. Власть Иисуса Христа считается фундаментом любой легитимной власти, поэтому, с точки зрения карлистов, государственные законы и правительственные акты следует согласовывать с «естественными христианскими принципами».

Родина. Испания состоит из различных регионов, обладающих своими собственными особенностями, которые обогащают страну в целом и не должны игнорироваться в государственной политике. Именно поэтому важную роль в испанском государстве должны играть т. н. fueros (вольности) регионов, т. е. их права и привилегии.

Вольности (Fueros)4. Проблема вольностей решается карлистами в двух отношениях: в контексте соотнесения прав личности и государства, а также централизованной и региональной власти. Личные права человека объявляются незыблемым фундаментом его свободы. Всеобъемлющая власть государства является формой либо демократии (закон большинства), либо тоталитаризма (марксистского или фашистского). Карлисты, в отличие от ряда других праворадикальных движений Европы, являются убежденными противниками государственного централизма. Традиционализм, который карлисты противопоставляют этатизму, представляет принцип «социального суверенитета, который должен быть уважаем политической властью государства»5.

Король. Согласно карлистской доктрине, политическая власть обладает тремя независимыми функциями, которые координируются королем: законодательной, судебной

и административной6. Законодательная функция осуществляется королем посредством созыва Кортесов, составленных по корпоративному принципу. Административная (исполнительная) функция осуществляется правительством, глава которого свободно назначается и смещается королем. Однако карлисты не являются сторонниками абсолютной монархии. Как и католические философы-традиционалисты Ж. де Местр и Л. де Бональд, они апеллируют к средневековым образцам, согласно которым король должен соблюдать принципы Бога, Родины и Вольностей, и если он предает эти идеалы, то теряет суверенитет и дает повод для восстания. С точки зрения карлистов, монархия должна быть легитимной не только по своему происхождению, но также и по своему реальному воплощению в жизнь7. В этом заключается основное отличие карлизма от многих других легитимистских движений.

Карлисты объявляют себя политическим, католическим, испанским, традиционалистским, контрреволюционным, антилиберальным, регионалистским, монархическим и легитимистским движением, для которого одной из главных задач является участие католиков в политике. В политическую программу обоих карлистских движений в настоящее время включен пункт о конституционной реформе, без которой, как говорится в программе CTC, не могут быть осуществлены в полной мере все их предложения8. Действующая в Испании Конституция 1978 г. является лишь «пустой бумагой», предоставленной «масонами узурпаторам Трона и власти в Испании», — утверждают уже представители CT9. По их мнению, конституция носит «сепаратистский, диворсистский, абортистский и капиталистский»10 характер, благодаря чему Испания разваливается «централистскими автономиями», а испанские семьи разрушаются из-за легализации разводов и абортов. Карлисты ставят под сомнение не просто технические моменты, а доктринальные положения нынешней конституции. Традиционалистская община провозглашает: «Да здравствует историческая конституция Испаний!»11, «Смерть конституции 1978 г.!» Карлисты заявляют, что в настоящее время Испания является фактически не монархией, а «торжествующей республикой», а сторонники нынешней монархии Хуана Карлоса на самом деле никто иные, как республиканцы12.

Являясь приверженцами традиционного католицизма, карлисты критически воспринимают реформы Второго Ватиканского Собора. Если CTC сегодня в целом лояльна по отношению к Ватикану, то CT дона Сиксто предпочитает контактировать с Братством св. Пия Десятого. Это братство католических священников-традиционалистов, признавая Папу, в то же время отказывается принимать реформы Второго Ватиканского Собора и изменение литургии, а потому находится в сложных отношениях с современным Ватиканом. Как и члены этого братства, члены CT так же открыто критикуют Второй Ватиканский Собор и его реформы13. Сам дон Сиксто Бурбон-Пармский в 1988 г. присутствовал на знаменитой церемонии в Эконе (Швейцария), когда основатель Братства св. Пия X Архиепископ М. Лефевр рукоположил в сан епископа четырех священников-традицио-налистов без разрешения Ватикана. Дон Сиксто был первым, кто публично поздравил архиепископа Лефевра с совершенным рукоположением. Безусловно, CT приветствовала решение нынешнего Папы Бенедикта XVI о возвращении к служению традиционной латинской мессы на широкой основе.

Карлисты подвергают резкой критике состояние современного общества. По мнению дона Сиксто, политическая и общественная реальность современной Испании представляет собой «летальную комбинацию либерального капитализма, социалистического этатизма и морального индифферентизма»14. Современное общество «лишило женщин

женственности», все большее число молодежи употребляет наркотики. «Мир без Бога, это мир против человека», — заявляют карлисты. Они выступают за отмену законов, противоречащих праву на жизнь, таких, например, как легализация абортов. Вместе с представителями других правых организаций Испании карлисты участвуют в манифестациях против абортов. Они выступают за модификацию семейного законодательства с целью «стабилизации семьи» (для этого, по их мнению, необходимо усложнить процедуру разводов). Кроме того, в недавнем времени карлисты проводили манифестации против различных законов, касающихся сферы семейного законодательства, принятых социалистическим правительством Родригеса Сапатеро.

Большой интерес представляют взгляды карлистов на административно-территориальное устройство Испании, которые в целом выражают стремление «к региональной автономии без ущерба солидарности между Испаниями» (las Espanas — так карлисты называют регионы, составляющие Испанское Королевство, часто предпочитая употреблять это слово вместо слова Espana). Нынешнее испанское «государство регионов» карлистами отвергается как воплощение «автономистского централизма». Они призывают заменить концепцию «статута» возрожденной концепцией «фуэрос» (вольностей), чтобы достичь «единства в разнообразии»15. В манифесте дона Сиксто утверждается, что вольности представляют собой «как выражение автономии, так и инструмент интеграции, воплощение христианской свободы посредством, справедливо называемой нами федеративной и миссионерской, монархии»16. Карлисты считают, что государство не должно вмешиваться в компетенцию регионов; за ним следует закрепить только те полномочия, которые не могут исполнять регионы. Регионы сами должны заниматься взиманием налогов и управлением налоговой системой. Кроме того, необходимо поддерживать политику, направленную на сохранение и развитие региональных языков и диалектов, конечно, в гармонии с основным языком Испании — «наследием всех».

Карлисты являются противниками баскского национализма в той форме, которую он приобрел в организации ЭТА, прежде всего потому, что идеология ЭТА носит леворадикальный характер, а также из-за разногласий по поводу Наварры. Центром карлизма всегда была провинция Наварра (отчасти заселенная басками, но всегда выступавшая, в отличие от трех других населенных басками провинций, за союз с Испанией при условии соблюдения ее «вольностей»). Баскские же националисты представляют Наварру частью «будущего» баскского государства, что вызывает неприятие со стороны карлистов.

На муниципальном уровне карлисты считают необходимым наделить городские советы теми полномочиями, с которыми они могут справляться вполне самостоятельно, но которые сейчас принадлежат Автономным сообществам. Муниципалитеты должны развивать экономическую самостоятельность, чтобы муниципальная жизнь не зависела всецело от вмешательства вышестоящей администрации17. Таким образом, карлисты проводят принцип субсидиарности на всех уровнях — от регионального до муниципального.

Приверженцы карлизма требуют защищать «индивидуальность Испании» в Европе. Они считают, что европейское единство должно быть основано на духовных и культурных ценностях, и требуют пересмотреть участие Испании в Европейском Союзе, ориентируясь на образование конфедерации с конкретными задачами и ограниченной компетенцией. Следует децентрализовать органы принятия решений в рамках Европейского Союза, ибо централизация приводит, по мнению карлистов, к образованию «новой европейской касты бюрократов»18. Карлисты выступают также и против «империализма ООН».

Один из лозунгов карлистов звучит так: «Больше общества, меньше государства!» По их словам, необходимо, чтобы «государство было на службе общества, а не общество на службе государства». Они ратуют за прямое участие всех «естественных» общностей и организаций (семей, муниципалитетов, синдикатов, университетов и т. д.) в политической жизни. Кроме того, например, карлисты из CTC предлагают вообще ликвидировать министерство юстиции, чтобы обеспечить большую независимость судебных органов19.

Следует отметить организации, примыкающие к карлистским движениям. Так, при CTC имеется молодежная организация «Бургундский крест». Традиционно в прошлом и настоящем у CTC и CT имеются женские отделения — «Маргаритас». Карлисты осуществляют свою практическую деятельность и ведут пропаганду посредством отделений в различных регионах, культурных кружков, периодических изданий и вэб-сайтов20. Испанские карлисты сотрудничают с правыми движениями других стран. Например, CTC сотрудничает с французскими роялистами. CT поддерживает контакты и с более радикальными организациями. Так, дон Сиксто поддержал на президентских выборах 2002 г. во Франции кандидатуру Ж-М. Ле Пена. В 200б г. у CT состоялись встречи с посетившими Испанию представителями движения «Лига польских семей» — депутатом Европарламента М. Гер-тыхом и депутатом сейма и лидером молодежного крыла «Лиги» К. Босаком.

Карлисты из CTC стремятся к активному участию в политических институтах. Несмотря на «цензы» избирательной системы, они надеются провести в парламент своих депутатов, которые пропагандировали бы идеи карлизма. CT дона Сиксто не участвовала в парламентских выборах 2004 г., хотя он и призывал карлистов двух организаций объединиться перед выборами. Однако, по его словам, представители CTC отказались это сделать. Впрочем, дон Сиксто все же призвал избирателей поддержать кандидатов CTC на выборах в Сенат, поскольку многие из них, несмотря на разногласия, действительно «являются приверженцами карлистского Дела»21.

С точки зрения историка карлизма Ж. Каналя, движение карлизма в Испании в настоящее время утратило былую силу. В качестве подтверждения он приводит тот факт, что популярность карлизма упала в традиционном его бастионе — Наварре. По его мнению, карлистское движение утратило организационное единство и скорее представляет собой группы сторонников, распыленные по всей Испании. Каналь замечает, что карлистов в настоящее время интересуют не столько политика, сколько общественные и культурные вопросы, защита своего видения мира; они больше заняты борьбой с абортами и порнографией, нежели попытками утвердить своего короля на испанском престоле22. Однако именно нравственные вопросы стали сейчас на Западе одной из главных тем политических дебатов, поэтому не следует столь однозначно говорить об исчезновении карлизма из политической жизни. По словам другого историка карлизма Х. Балансо, в отличие от Карлистской партии, дрейфующей влево и не имеющей значительного влияния, карлисты, придерживающиеся традиционных принципов, имеют больше потенциальных сил, чем кажется на первый взгляд. Они сумели обновить свои кадры и воспитать новое поколение активистов23.

1 Brioso y Mayral J. V. El Carlismo en la Postguerra y en la transicion // Identidad y Nacionalismo en la Espana contamporanea: El Carlismo 1833-1975 / Dirigido por S. G. Payne. Madrid, 1996. P. 170-171.

2 Canal J. El Carlismo. Madrid, 2000-2004. P. 382-383.

3 Полное имя и титул дона Сиксто звучат так: Его Королевское Высочество дон Сиксто Энрике де Бурбон и Бур-бон-Буссе, герцог Аранхуэсский, инфант Испании, принц Пармы и Пьяченцы, регент Традиционалистской общины, знаменосец Традиции.

4 Вольности представляют собой в общих чертах права или привилегии, признанные королем за человеком, сословием, общиной, городом, провинцией, регионом и т. д., осуществлять какую-либо специфическую деятельность (например, преимущественно перед другими) или жить в соответствии со своими собственными местными законами в обмен на верность и признание его власти (подробнее, см., например: http://es.wikipedia.org/wiki/Fuero или http://en.wikipedia.org/wiki/Fuero). Вольности Наварры, о которых, прежде всего, идет речь, были предоставлены этому королевству при его присоединении к Кастилии и Арагону и давали ему возможность продолжать жить по своим законам, в то же время обеспечивая верность испанской короне. Со времени Французской революции началось наступление на вольности — эта тенденция к образованию полностью централизованного государства получила на испанском название «унитарианизм». Лозунг вольностей был возрожден карлистами. При Франко Наварра пользовалась автономией, которой не было у других частей Испании.

5 “Que queremos?”, / “Ideario”, / “Fueros” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

6 “Que queremos?”, / “Ideario”, / “Rey” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

7 Manifiesto de S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon, 17 Julio 2001 // http://www.carlismo.es/modules.php?name=Ne-ws&file=article&sid=4.

8 “Que queremos?”, / “Programa politica”, / “Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista”, “Reforma Constitucional” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

9 “Viva la constitucion historica de las Espanas! Muera la constitucion de 1978!” // “Tetralema -Bitacora Lealtad”, 6 diciembre 2006 // http://montejurra.blogspot.com/2006/12/viva-la-constitucin-histrica-de-las.html.

10 Ibid.

11 Никакой опечатки — именно Испаний (мн. ч.), а не Испании (ед. ч.) — подробнее см. далее по тексту статьи.

12 “Que queremos?”, / “Comunicados Oficiales”, / Comunicado Oficial de CTC, “20 anos de nacional-ateismo, partitocracia y Republica coronada”, б diciembre 1998 // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

13 См., например: Gambra R. XIV Centenario III Concilio de Toledo. Toledo, 1989 // http://www.carlismo.es/modules. php?name=News&file=article&sid=71 ; Intervencion de Jose Manuel Gambra en la cena de Cristo Rey.2006 // http://mollelazo. blogspot.com/2006/11/intervencin-de-jos-miguel-gambra-en-la.html.

14 Manifiesto de S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon.

15 “Que queremos?”, / “Programa politica”, / “Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista”, “5. Para hacer realidad la autonomia regional sin olvidar la solidaridad entre “LAS ESPANAS”” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

16 Manifiesto de S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon.

17 “Que queremos?”, / “Programa politica”, / “Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista”, “Para potenciar la Vida Municipal” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

18 “Que queremos?”, / “Programa politica”, / “Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista”, “11. Para defender nuestra personalidad en Europa” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

19 “Que queremos?”, / “Programa politica”, / “Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista”, “9. Para mejorar la Justicia y la Seguridad de todos” // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm.

20 Официальный сайт CTC: http://www.ctcarlista.org/ ; официальный сайт CT: http://www.carlismo.es/.

21 S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon, “Ante las elecciones generales del 14 de marzo 2004”, 20 febrero de 2004 // http:// es.geocities.com/faroagencia/amisecretariaelecciones14marzo2004.html.

22 Canal J. Op. cit. P. 399-400.

23 Balanso J. La Familia Rival. Barcelona, 1994. P. 245. Цит. по: Brioso y Mayral J. V. Op. cit. P. 170-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.