Научная статья на тему 'Правовые воззрения старожилов и переселенцев Сибири и их реализация в поземельных отношениях пореформенного периода (1861-1914 гг. )'

Правовые воззрения старожилов и переселенцев Сибири и их реализация в поземельных отношениях пореформенного периода (1861-1914 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуркин M. K.

The issues of legal culture and legal ideas of the peasantry population of Russia in the process of agrarian colonization of the regions behind the Urals are analyzed in the article. M.K. Churkin, generally accepting the thesis of the predominant role of the regular legal grounds in the mentality of peasants, still believes that the measures taken in the post-reformation period couldnt help influencing legal mentality of the peasants of European Russia. New ideas of law predominance in the social and economical life (mainly in agriculture) were transferred by the Russian settlers in 70th 90th of the 19th century and at the beginning of 20th century to the colonized regions of Siberia. At the same time the legal ideas of the peasants settlers and native residents of Siberia (whose mentality was formed in the condition of state remoteness and land expanse) often differed greatly which caused the land conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Ideas of the Native Residents and Settlers of Siberia and their Embodiment in Land-relation in the Period after the Reform (1861-1914)

The issues of legal culture and legal ideas of the peasantry population of Russia in the process of agrarian colonization of the regions behind the Urals are analyzed in the article. M.K. Churkin, generally accepting the thesis of the predominant role of the regular legal grounds in the mentality of peasants, still believes that the measures taken in the post-reformation period couldnt help influencing legal mentality of the peasants of European Russia. New ideas of law predominance in the social and economical life (mainly in agriculture) were transferred by the Russian settlers in 70th 90th of the 19th century and at the beginning of 20th century to the colonized regions of Siberia. At the same time the legal ideas of the peasants settlers and native residents of Siberia (whose mentality was formed in the condition of state remoteness and land expanse) often differed greatly which caused the land conflicts.

Текст научной работы на тему «Правовые воззрения старожилов и переселенцев Сибири и их реализация в поземельных отношениях пореформенного периода (1861-1914 гг. )»

М.К. Чуркин

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СТАРОЖИЛОВ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА

(1861-1914 ГГ.)

Омский государственный педагогический университет

Менталитету' русского крестьянства в полной мере было свойственно отсутствие представлений о естественном праве, которые компенсировались представлениями о правопорядке, укорененном в обычае. Наиболее рельефно обычно-правовые воззрения, и отношение крестьян к писанному праву представлены в пословицах русского народа, собранных В.И. Далем: «Законы святы, да законники супостаты», «Где закон, там и обида», «Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили» [1, с. 473]. О специфическом понимании русским народом права говорили и исследователи. Так, А.Н. Энгельгардт констатировал: «Мужик не знает законов, он уважает какой-то “божий закон”» [2, с. 109]. О нелюбви к законности и праву - в противовес приверженности к «справедливости» - писал в 1861 г. Н.Г. Чернышевский: «Основное наше понятие, упорнейшее предание-то, что мы во все вносим идею произвола... Мы хотим все сделать силой прихоти, бесконтрольного решения» [3, с. 666]. К издаваемым правительством указам народная масса относилась не как к законам, а как к единовременным распоряжениям. Добровольные корреспонденты этнографического бюро князя В.Н. Тени-шева отмечали, что в народе устойчиво распространено мнение, согласно которому правосудие вершат лица, поставленные для того по повелению самого государя и действующие на основании законов, им утвержденных [4, с. 56].

Преобладание обычно-правовых установок в крестьянской среде носило объективный характер, было детерминировано спецификой ментальности крестьянского сословия (общинность, конкретность мышления), низким уровнем грамотности, стремлением

коронной администрации сохранять правовую обособленность сельского населения в интересах поддержания в крестьянской среде общественного порядка и распространялось на основные правовые сферы - уголовную и гражданскую.

Так, на рубеже Х1Х-ХХ вв. базовые понятия в уголовном обычном праве трактовались как в законах ХУ-ХУИ вв., а в некоторых случаях уголовное преступление соотносилось со статьями первых отечественных обычно-правовых актов, таких как, например, Русская Правда. В крестьянской правовой культуре, формировавшейся в условиях религиозного синкретизма, понятие о преступлении выглядело крайне запутанным. Причина подобного положения вещей заключалась в особом прочтении христианства первыми русскими религиозными подвижниками, которые полагали главной своей целью плотский аскетизм как средство преодоления греховности. В ранней русской православной культуре особое место принадлежало таким понятиям, как мораль и моральная норма, постепенно распространившимся на общество и юриспруденцию. В результате в крестьянском менталитете преступление воспринималось либо как нарушение моральной нормы, грех, либо как обида, причиненная физическому лицу. Характерно то, что грех, с точки зрения великороссийского крестьянства, считался важнее преступления, наказуемого в соответствии с официальным законодательством. Далеко не все проступки, понимаемые крестьянством как греховные, преследовались в законодательном порядке, как то: работа в праздники, отказ от подачи милостыни, нарушение обещания участвовать в помо-

М.К. Чуркин. Правовые воззрения старожилов и переселенцев Сибири и шреализация.

чи и т.д. С другой стороны, преследуемые по закону преступления: обман, кражи, мошенничество, нарушение интересов казны, с позиции крестьянства, не были связаны с грехом и таковыми не считались: «Не обманешь - не продашь», «Казна нашими деньгами не разбогатеет, итак она матушка богата» [4, с. 57], Исследователь народного обычного права в XIX в. А.Н. Филиппов отмечал, что на волостных судах дела о кражах и мошенничестве заканчивались обычно примирением, так как крестьяне видели в преступлении не нарушение интересов общества, а лишь деяние, направленное против обиженного, а «прощенное дело чего судить» [5, с. 65]. Аналогичное указание встречаем и у В.Н. Те-нишева: «Обычая мстить виновному нет, но “отплатить” за неприятность стараются многие, считая высшим возмездием возможность привлечь к суду. Если же за совершенный проступок виновный, по мнению обиженного, получил достаточное наказание, то обида забывалась очень скоро» [4, с. 58].

Немаловажным фактором, ускорившим обособление крестьян от общего правопорядка, стал процесс модернизации традиционного общества и инициированные государством попытки включения России в общеевропейский контекст. Расхождение закона и обычая в России отчетливо проявилось в ХУП-ХУШ вв., когда официальное право стало развиваться по пути формализации, казуистики, утверждения сословных принципов судопроизводства. В этих обстоятельствах обычное право крестьянства все более замыкалось в себе и слабо воспринимало трансформации, происходившие в законе. В пореформенную эпоху властные структуры проводили прежнюю политику правовой обособленности крестьянства, сохраняя в великорусских, белорусских и украинских губерниях, например, волостные суды, выведенные за пределы общей системы судоустройства [6, с. 77].

Тем не менее эпоха Великих реформ оказала воздействие на крестьянское правосознание, равно как и обычное право испытало корректирующее влияние закона. Особенно ярко это влияние проявилось в процессе массового аграрного переселения крестьян Европейской России за Урал. Интенсификация переселенческих потоков в Зауралье совпала по времени с проведением в Европейской России серии либеральных реформ 1861-1874 гг. Реформы 1861, 1864, 1866 гг., при всей их ограниченности и непоследовательности, существенно изменили правовое положение крестьян. Впервые в российской истории крепостной крестьянин получил право владения собственностью, ведения торговли, заключения сделок, вступления в брак без согласия помещика и пр.

Наиболее продуманной в серии либеральных реформ стала Судебная реформа 1864 г., оказавшая ощутимое влияние на народное правосознание. Ре-

форма 1864 г. впервые в России утверждала четыре принципа современного права: независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. В результате проведенных мероприятий в России, во второй половине XIX в. произошли глобальные изменения в культурной и правовой сферах, затронувшие цивилизационные основы социально-политической жизни. Правовые инновации, предполагающие не только создание принципиально нового законодател ьства, но и его универсальный характер, постепенно внедрялись в массовое сознание, в том числе и в сознание крестьян европейских губерний России - потенциальных переселенцев. К концу XIX в. значительная их часть, успевшая пожить и сформироваться, с известными оговорками, в условиях гражданского общества, переносила его постулаты в районы колонизации.

Различие в правовой культуре сибиряков-старо-жилов, хозяйствовавших в Сибири во втором, третьем, четвертом поколениях, и переселенцев из Европейской России пореформенного периода проявлялось прежде всего в поземельных отношениях. Старожильческий хозяйственно-культурный комплекс формировался в период абсолютного земельного простора и, как следствие, неограниченных вольно-захватных мероприятий в отношении сельскохозяйственных угодий. Кроме того, слабость инфраструктуры (отсутствие путей сообщения, регулярно связывающих Европейскую и Азиатскую части ойкумены) превращала сибирские населенные пункты в замкнутые, автономные анклавы. Государство, не имея индустриальных возможностей проникновения и закрепления в регионе, ставило препоны переселенческому движению и формированию в колонизуемом районе гражданско-правовых начал. Статистик Словцов, характеризуя сложившуюся ситуацию, справедливо констатировал: «Юриспруденция дошла до Урала и повернулась к Сибири спиной» [7, с. 38]. Действительно, сибирское старожилое крестьянство до 80-90-х гг. XIX в. не знало никаких законодательных актов по землеустройству и земельной собственности.

Именно в этот период правовая ситуация в Зауралье начинает видоизменяться. Ряд государственных законодательных инициатив, «Секретные правила о переселении государственных крестьян в Сибирь» и «Закон о переселении», способствовал подъему переселенческой волны и увеличению количества крестьян, направлявшихся в Сибирь легитимно. Данная часть переселенцев, знакомая с аграрным законодательством, стремилась применять свои представления в новых условиях. Во многом в связи с большей правовой культурой претензии переселенцев на землю являлись обоснованными, поскольку подтверждались соответствующими законодательными актами. Старожилы, в свою оче-

Вестник ТГПУ 2003. Выпуск 5 (37). Серия: ЭКОНОМИКА (СПЕЦВЫПУСК)

редь, испытывали по меньшей мере недоумение, не могли взять в толк, почему землю, которой они пользуются несколько поколений, вложили в нее свой труд, у них отбирают и отдают переселенцам. В газете «Барнаульский листок» отмечалось, что растет неприязнь между переселенцами и старожилами. Особенно много столкновений с осевшими на землях, «отрезанных» от старожильческих селений. Не имея законных оснований отказать переселенцам в пользовании этими «отрезками», старожилы прибегали к испытанному «обычноправовому» способу решения проблемы: «...Приемные приговоры достигают 150 рублей с мужской души, и многолюдные семьи переселенцев вынуждены платить по 600-800 рублей за одну приемку» [8, с. 126]. Другой показательный эпизод, иллюстрирующий правовую обособленность старожилов, содержался в докладе заведующего землеустройством и переселенческим делом Забайкальской области, который сообщает военному губернатору, что «старожилы не считаются с законом о землеустройстве и пользуются сенокосами, отошедшими под переселенческие участки» [9, л. 44-45]. В годы Столыпинской аграрной политики, правовой водораздел между переселенцами и старожилами, стал еще более ощутимым, что выразилось в консервации старожильческой частью крестьянского сообщества Сибири

общинно-корпоративных принципов хозяйственной деятельности в противовес индивидуалистическим устремлениям наиболее прогрессивных переселенцев. Так, в д. Анисимово Кузнецкого уезда Томской губернии в 1910 г., по разрешению крестьянского начальника, 11 переселенцев решили переместиться на отруба, но 10 старожилов, вооруженных вилами и топорами, не дали выделиться и разогнали переселенцев [10, л. 41-48]. В той же Томской губернии, в с. Баево Барнаульского уезда, 986 переселенцев высказались за внутринадельное межевание, но 300 человек старожилов отстаивали общинное пользование и категорически отказались получать наделы [11].

Таким образом, в процессе массового аграрного переселения в Сибирь во второй половине XIX в. крестьянство европейских губерний России приносило в колонизуемые районы правовые представления, испытавшие воздействие официального законодательства. Поземельные столкновения между переселенцами и старожилами в рассматриваемый период являли собой конфликт двух правовых начал: обычного, носителями которого выступали старожилы, и писанного (гражданского), представленного переселенцами. Правовая культура и правовые нормы были в большей степени присущи переселенцам.

Литература

1. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. Т. 1. М., 2000.

2. Энгельгардт А.Н. Письма из деревни. М., 1987.

3. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1950.

4. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993.

5. Филиппов А.Н. Народное обычное право как исторический материал // Русская мысль. 1886. № 9.

6. Миронов Б.Н. Социальная история России: В 2 т. Т. 2. СПб., 2000.

7. Утков ВТ. Предвестники: связь времен. М., 1982.

8. Самосудов В.М. Революционное движение в Западной Сибири (1907-1917 гг.), Омск, 1970.

9. ГАЧО. Ф. 20. Ол. 1. Д. 3349.

10. ГАТО. Ф. 3. Оп. 45. Д. 965.

11. Жизнь Алтая. 1911. 18 авг. № 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.