145
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015
УДК 371.011 Д.В. Деккерт
I). Dekkert
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТОВ
В статье рассматривается такой важный элемент в структуре профессиональной культуры юриста как правовые ценности. Анализируется феномен категории «профессиональная культура» в отечественной науке. Рассматриваются структурные компоненты, составляющие содержание правовых ценностей для юриста, а именно право, как регулятор общественных отношений, правовые знания, взгляды, установки. Отдельное внимание уделяется такому аспекту, как ценностные ориентации юриста.
Ключевые сюва: профессиональная культура, право, правовые ценности, юрист.
LEGAL VALUES AS LAWYERS’ PROFESSIONAL CULTURE ELEMENT
The article deals with such an important element in the structure of the lawyers ’ professional culture as legal values. It analyzes the phenomenon of «professional culture» category in domestic science. The structural components making up the content o f legal values for lawyers, namely, law as a regulator of public relations, legal knowledge, altitudes, orientations. Special attention is paid to the aspect of the lawyers value orientations.
Keywords: '. professional culture, law, legal values, lawyer.
Современное развитие Российской Федерации вот уже на протяжении нескольких десятилетий характеризуется активными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности. В этой ситуации очень важным моментом является нормативное сопровождение динамичных процессов как в экономике, так и в социальной сфере, помноженное на соблюдение определенных правовых норм и устоев. Состояние законности и правопорядка, реализация и функционирование правовых норм на практике являются важными качественными характеристиками правового государства. На первый план в такой ситуации выходит субъективный фактор. Соблюдение законов, норм, правил и предписаний гражданами является главным лейтмотивом идеи становления правового государства. Но, он был бы неполным без указания особой роли профсссио-налов-правоведов, а именно - юристов. От того, насколько качественно юрист-теоретик разработает тот или иной закон, от того, как юрист-практик его исполнит, реализует, воплотит его в жизнь и передаст его разъяснение людям будет зависеть уважение населения к закону. Именно поэтому вопросы воспитания и становления юриста-про-фсссионала, формирование его профессиональной культ\ры и се отдельных элементов приобретают на сегодняшний день очень большую значимость.
Термин «профессиональная культура» получил широкое распространение в советской науке в 80-х гг. двадцатого столетия, что было связано с разработкой культурологического подхода.
Данная дефиниция понималась как интегративное качество личности профессионала, а также условие и предпосылка эффективной профессиональной деятельности |6|. В процессе дальнейшей работы над исследованием данного феномена, ряд ученых 12: 5: 7|, подчеркивают, что это сугубо атрибутивное свойство профессиональной группы людей, выделяющееся в отдельные направления с появлением специальной деятельности. Таким образом, число видов кульллр зависит от числа видов профессиональной деятельности.
Вместе с тем, сравнивая структуры понятий профессиональной компетентности (совокупности знаний, умений, навыков, личностных качеств) и профессиональной культуры, основой которой, помимо относящихся к компетентности, является обязательное наличие профессиональных ценностей, можно прийти к выводу, что присвоение человеком профессиональных ценностей, является высшей характеристикой развития его личности и определения правильности профессиональной направленности.
Опираясь на мнение профессора Н.Я. Соколова 1101, хотелось бы выделить правовую составляющую. поскольку, говоря о профессиональной культуре юристов, нельзя забывать об их правовой культуре. В данном случае эти две категории применительно к специфике деятельности, можно объединить в единое целое - «профессиональная правовая культура юриста». Однако для рассмотрения такого важного элемента профессиональной культуры юриста, как правовые
146
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
ценности, мы посчитали целесообразным использовать классическую терминологию.
Важным качественным структурным элементом профессиональной культуры юриста являются правовые ценности. Под ценностью в общем значении этого слова в литературе понимают конкретные, значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы, его окружающие |4|. Обращая внимание на правовые ценности в структуре профессиональной культуры юристов, можно выделить как само право, так и в целом систему правовых знаний, взглядов, правовые установки, а также ценностные ориентации |8, с. 30; 1()|. Проанализируем данные составляющие более подробно.
Рассматривая право как «ядро» правовых ценностей и соглашаясь с мнением профессора Т.Н. Радько, будем считать, что право - это система (совокупность) норм (правил поведения общего характера) которые: выражают волю государства: устанавливаются или санкционируются государством; поддерживаются принудительной силой государства: воздействуют на общественные отношения в целях закрепления правопорядка |9|. Таким образом, мы видим, что право является своего рода регулятором государственного механизма. Право выносит определенные ценности в общество и делает их общеобязательными для исполнения. В данном случае, разделяя взгляды профессора В.И. Майорова и профессора А Н. Бабенко 111, можно всецело говорить о правовых ценностях в масштабах страны, о их роли в социально-нормативном регулировании и воспитании населения.
Отдельным блоком в структуре правовых ценностей юристов хотелось бы выделить систем} правовых знаний, взглядов и правовые установки. Объединение данных компонентов обусловлено педагогической направленностью. Формирование личности юриста происходит в стенах учебных заведений, как ведомственных, так и гражданских. Дальнейшее развитие личности служащего, либо сотрудника происходит непосредственно на практической работе. При этом каждый юрист выступает параллельно в отношении общества еще и педагогом. В той или иной мере специалистом передаются правовые знания гражданам в форме консультаций, разъяснений, правовой пропаганды. Это приводит к коррекции гражданами своего поведения, повышению образованности, социальной зрелости, ответственности. Законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем институтов воспитания, образования. обучения и развития, оказывающих влияние
на массовое и индивидуальное поведение граждан, понимающих или отрицающих значение правопослушного поведения и соответствующим образом относящихся к его нормам 1111.
Важно заметить, что формирование личности профессионального юриста - процесс нс прекращающийся. Специфика современного законодательства. с его динамичной системой функционирования и объемностью, коллизионностью, подразумевает, что специалист должен постоянно совершенствоваться. Развитие правового сознания, педагогическая составляющая в общении с гражданами, обратная связь, умение анализировать и синтезировать как отдельные законодательные положения в теории, так и реализовывать их в деятельности - вот далеко неполный перечень мировоззренческого восприятия юристом своей роли. О высокой значимости такого компонента правовых ценностей, как взгляды и установки говорит то, что, например, в странах англосаксонской системы права в случае пробелов в законодательстве они являются частью правовой системы.
Ценностные ориентации, как компонент правовых ценностей профессиональной культуры юристов, имеют определенные особенности. Если рассматривать ценность, как некое воплощение общественных идеалов, то ценностные ориентации - это прежде всего результат усвоения социального опыта |3|. То есть, применительно к личности - более «приземистые» идеалы Ценностные ориентации юристов выражаются в процессе правотворчества, разработке нормативной базы, обсуждении законопроектов, «чистоты» проведения антикоррупционных экспертиз нормативных актов и т.д. Ценностные ориентация являются прямым показателем уровня сформированное™ правовой культуры юриста.
Формирование правовых ценностей как элемента профессиональной культуры юристов -процесс творческий, интеллектуальный и постоянный. Особенностью юридической профессии, вне 'зависимости от ее профильной направленности является то, что она сама по себе является «автономной» правовой ценностью. Уровень правовой культуры юристов определяет уровень их профессиональной культуры. Правовые ценности юристов, как структурные компоненты профессиональной культуры, объединяют в себе все остальные - знания, умения, качества, навыки. Они являются своего рода связующим звеном, определяющим уровень подготовленности специалиста. Но, главную и, пожалуй, самую объективную оценку профессиональной культуры юриста, отталкиваясь от правовых ценностей. ставит общество.
147
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015
----------------X-------------------------
Примечания
1. Бабенко А. Н., Майоров В. И. Ценности в государствен но-правовом измерении : моногр. -Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2010.
2. Б\сва Л. П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. - 1994. - № 2. -
С. 25-27."
3. Днепров С. А., Каднсвский В. М. Педагогика в терминах и понятиях. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2006.
4. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 4-36.
5. Лурье Л. И. Формирование культуры военного образования в процессе реформирования армии // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 56-59.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Междунар. гуманист, фонд «Знание», 2002.
7. Модель И. М. Профессиональная культура муниципального депутата. - Екатеринбург, 1993.
8. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. - Львов, 1985.
9. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. - М. : Проспект, 2011.
10. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание : учеб, пособие. - М. : Проспект, 2014.
11 Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» : Издательство «ЭКМОС», 2000.
ДЕККЕРТ Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры правовых дисциплин, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске. E-mail: dckkcrt tv/nail.ru
DEKKERT Dmitry, Candidate of Pedagogy, lecturer. Chair of Legal Disciplines, South Ural State University (National Research University), Ozersk Branch.
E-mail: dekkert^mail.m