Научная статья на тему 'Деонтология и этика в контексте развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции'

Деонтология и этика в контексте развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1015
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЦИЯ / DEONTOLOGY / ETHICS MORALITY / PROFESSIONAL AND MORAL CULTURE / POLICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Деккерт Д. В.

В статье обращается особое внимание на показатели развитости и сформированности профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции. Затрагивая понятия этики, как образца морали и деонтологии, как должного поведения, автором поднимается дискуссионный вопрос о степени соотношения этих понятий и их реализации в контексте вопроса о профессионально-нравственной культуре сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEONTOLOGY AND ETHICS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MORAL CULTURE OF POLICE OFFICERS

The article focuses on the indicators of the development and development of the professional and moral culture of police officers. Touching on the concepts of ethics, as a model of morality and deontology, as a due behavior, the author raises a debatable question about the degree of correlation of these concepts and their implementation in the context of the issue of professional and moral culture of police officers.

Текст научной работы на тему «Деонтология и этика в контексте развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ И ПРАВОПОРЯДОК

УДК 37.017 С. 55—59

ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ полиции

Деккерт Д. В.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России Email: dekkert@mail.ru

В статье обращается особое внимание на показатели развитости и сформированности профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции. Затрагивая понятия этики, как образца морали и деонтологии, как должного поведения, автором поднимается дискуссионный вопрос о степени соотношения этих понятий и их реализации в контексте вопроса о профессионально-нравственной культуре сотрудников полиции.

Ключевые слова: деонтология, этика, мораль, профессионально-нравственная культура, полиция.

DEONTOLOGY AND ETHICS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MORAL CULTURE

OF POLICE OFFICERS

Dekkert D. V.

Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia Email: dekkert@maii.ru

The article focuses on the indicators of the development and development of the professional and moral culture of police officers. Touching on the concepts of ethics, as a model of morality and deontology, as a due behavior, the author raises a debatable question about the degree of correlation of these concepts and their implementation in the context of the issue of professional and moral culture of police officers.

Keywords: deontology, ethics morality, professional and moral culture, police.

Введение

Вопросы морали и нравственности всегда занимали ведущее место при изучении проблем социальных отношений. Общество и государство, личность и социум, особенности их взаимодействия — были и остаются предметом острых дискуссий. Основой этого является формула «человек — человек».

Именно взаимоотношение на таком уровне является ключевым, поскольку и общество, и государство представлены конкретными субъектами, являющимися гарантами соблюдения прав и свобод человека и гражданина в государстве.

Сотрудник полиции России — представитель власти, наделенный определенными

полномочиями. Его деятельность многогранна и находится под постоянным, пристальным вниманием общества. В своей повседневной деятельности сотрудникам полиции приходится сталкиваться со множеством в том числе нравственных проблем. Обеспечение прав и свобод одних граждан зачастую бывает связано с ограничением прав других, использования мер принуждения, ограничения. В этой связи, предоставленные не только правовые, но и моральные санкции на осуществление такой деятельности возлагают большую степень ответственности на личность сотрудника полиции [1].

Деонтология — наука, учение о должном поведении. Основоположником данной науки — И. Бентам, изначально придавалось приоритетное значение проблемам «государственной нравственности», должному отношению государственных служащих к своим обязанностям. Ученым во многом отождествлялись понятия «этика» и «деонтология». Вместе с тем, разграничивая общефилософские понятия, связанные с этикой и опираясь на понятия базиса и надстройки, можно выделить в качестве первого аксиологию, представленную моральными ценностями, а в качестве второй — деонтологию, как следствия этих ценностей [7]. Таким образом, поведение человека не может регламентироваться только правилами и инструкциями, а во многом определяется еще и его внутренним миром, культурой, воспитанностью, осознанием чувства долга. Деонтологиче-ские аспекты любой деятельности приобретают еще большую актуальность, когда функционирование правовых, моральных и этических норм осложняется специфическими трудностями профессии. Именно поэтому, рассматривая вопрос о профессионал ьн о-нравствен ной культуре сотрудников полиции, обратим внимание на различие понятий этики и деонтологии в контексте профессиональной деятельности полицейского.

Однако прежде чем переходить к анализу, обратимся к понятию «Профессионал ьно-нравственная культура сотрудника полиции», под которым будем понимать «...совокупность норм,способов, форм взаимодействия людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения и деятельности» [4, с. 170]. Данный подвид профессиональной культуры выражается в готовности сотрудников полиции проявлять свои морально-нравствен-ные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, обстановке морального выбора.

Формирование профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции — процесс динамичный и непрерывный. Его основой являются обучение и воспитание, развитие и реализацию они получают в процессе профессиональной деятельности. Именно этот триумвират помогает определять перечень показателей развитости профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции.

К основным из них можно отнести следующие:

• профессиональные знания;

• профессиональные ценности и ценностные ориентации;

• профессиональная мотивация, нравственное содержание служебных поступков, их особенность.

Несмотря на психолого-педагогиче-скую природу, последний показатель является наиболее значимым и определяющим в вопросе сформированности профессионал ьно-нравственной культуры сотрудника полиции. Профессиональные ценности и ценностные ориентации тесно связаны с культурой поведения. Но механизм их реализации, степень осознания сотрудником будут ключевым значением. Отталкиваясь от этого, рассмотрим грани отличия этики и деонтологии в вопросе формирования профессионально-нравствен ной культуры сотрудников полиции.

Исследовательская часть

В качестве основной классификации особенностей деонтологии, опираясь на точку зрения С. А. Деханова [2] будем считать следующие:

1. Отличие деонтологии от индивидуальной морали.

2. Отличие деонтологии от этики.

3. Отличие деонтологии от любой модели тактического или стратегического поведения.

Отличие деонтологии от индивидуальной морали. По мнению исследователя (на примере работы судьи или адвоката), правоохранитель не должен быть моралистом. Мораль и право должны быть четко разделены. Долг судьи или адвоката четко следовать букве закона. В определенной степени с ученым следует согласиться. Специфика данной деятельности подразумевает в большей степени опираться на букву закона. Вместе с тем, следует заметить, что вопросы деонтологии и морали в контексте профессиональной деятельности сотрудников полиции более взаимосвязаны. Сотрудник полиции

призван заниматься разъяснительной, профилактической работой с населением, охранять законные интересы и общественный порядок. Большая часть сотрудников (участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД и др.) ежедневно взаимодействуют с населением по вопросам безопасности и соблюдения общественного порядка. Именно поэтому, каждый сотрудник должен быть неравнодушным, внимательно вникать в каждый проблемный вопрос граждан и стараться его решить. Деонтологической особенностью поведения сотрудника в вопросе професси-онально-нравственной культуры является оперативное, четкое реагирование на сообщения граждан, проведение работы с ценностных позиций, умение сочувствовать, ориентироваться на состояние человека, оказывать ему необходимую консультативную, моральную и психологическую помощь. Соглашаясь с мнением Г. В. Дубова [3], будем считать, что оценка личности сотрудника окружающими производится прежде всего на основании деятельности человека. Это же касается и форм, в которых находят свое выражение его поступки и поведение.

Еще более детально взаимосвязь деонтологии и морали можно увидеть у А. Д. Кузнецовой [Б]. Поднимая вопрос о нравственном воспитании сотрудника, исследователь говорит о процессе интериоризации, то есть переводе моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние, личностные убеждения и установки. Это впоследствии находит свое выражение в должном, неравнодушном и внимательном отношении сотрудника к гражданам. Более того, ученый связывает несколько факторов, влияющих на моральное сознание в вопросе формирования профессионально-нравственной культуры сотрудника полиции. Главным показателем нравственного воспитания по ее мнению как раз и являются деонто-логические основы, выраженные в служебной морали при выполнении как служебного, так и человеческого долга.

Таким образом, рассматривая первую деонтологическую особенность професси-онально-нравственной культуры сотрудников полиции приходим к выводу о тесной связи деонтологии и морали. Вместе с тем, следует заметить, что эта особенность зависима от специфики и рода деятельности (в т. ч. уровня социализации и степени взаимодействия с гражданами) и всегда требует серьезного дифференцированного подхода.

Отличие деонтологии от этики. В данном случае следует согласиться с автором такой классификации, поскольку, как юрист, ученый относит этику к факультативному понятию, а деонтологию — к обязательному элементу, порождающему определенные санкции. Действительно, если проанализировать нормативную основу деятельности полиции (требования к моральному облику сотрудника, положения ранее действовавших кодекса чести и кодекса профессиональной этики, действующего типового кодекса поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации). Несмотря на наличие в названиях документов термина «этика», здесь присутствует деонтологиче-ское начало. Реализация этических норм в конкретныхслужебных ситуациях и в быту, регламентация деятельности сотрудника со стороны морального аспекта являются главным отличительным фактором этики от деонтологии. Исследователь, анализируя практическую значимость деонтологии, подчеркивает, что она должна «дифференцированной восприниматься от этики: правильные чувства не всегда ведут к принятию законных актов» [2, с. 167].

В свою очередь, раннее К. М. Левитан указывал на двоякую природу деонтологии [6, с. 55]. С одной стороны им подчеркивалось, что она не имеет нормативного характера, с другой же, что ее нормативность относится только к дополнительным требованиям к ряду профессий.

Позволим себе не согласиться с данной точной зрения, применимо к анализу вопроса о профессионально-нравственной культуре сотрудников полиции и ее деонтологической составляющей. Требования, предъявляемые к моральному облику полицейского не являются дополнительными. Они находятся на одной параллели с профессиональными. Реализация норм этики на практике в конкретных ситуациях является важной деонтологической особенностью.

Отличие деонтологии от любой модели тактического или стратегического поведения. Деонтология — это наука, это искусство выполнять свой профессиональный долг. Нормы этики могут быть прописаны в документах, но либо слабо реализованы, либо не реализованы вовсе. Отсюда, нельзя не согласиться с мнением С. А. Деханова, что деонтология — это не стратегия, это не тактика, это выражение внутреннего мира сотрудника. При этом ученый употребляет такой термин, как «деонтологический механизм» либеральной профессии [2, с. 167]. Применительно

к профессии полицейского позволим себе не согласиться с такой трактовкой. Поскольку если говорить о деонтологических особенностях профессионально-нравственной культуры полицейского, то данный термин чужероден.

В связи с этим представляется достаточно интересной точка зрения Л. М. Яблонской [8]. Так, ученым выделяется категория долга и подчеркивается, что это является основой жизни и деятельности человечества, а на личностном уровне — каждого человека. Если же это касается выполнения рабочих функций, то здесь долг выступает деонтологическим фактором саморегуляции профессионала. Здесь речь не идет ни о какой стратегии в выборе линии поведения сотрудника полиции, о каких-то тактических основах. Долг сотрудника полиции заключается в квалифицированном и бескорыстном выполнении профессиональных обязанностей, предусмотренных не только моральными нормами, но и законом [8, с. 129].

Сотрудник полиции является олицетворением власти государства. Его моральный облик, его профессионально-нравственная культура должны находиться на самом высоком уровне, поскольку деятельность всей структуры направлена на оказание помощи гражданам, защиту их здоровья, жизни, интересов от противоправных посягательств. Долг, как основа деонтологии, выступает одним из главных «мерил» осознания сотрудником своей деятельности и своих поступков по отношению к людям, а кроме этого отражением тех знаний о профессиональных и личностных ценностях, умениях и способностях, которые человек получил в процессе не только служебной деятельности, но и всей жизни.

Вывод

Таким образом, рассмотрев особенности деонтологии и этики (морали) в контексте профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции, выделим следующие моменты:

• деонтология и индивидуальная мораль сотрудника полиции весьма тесно взаимосвязаны. Поведение сотрудника полиции при работе с гражданами должно базироваться не только на положениях законодательных актов, но и на нормах морали. Индивидуальный подход к человеку, внимание, неравнодушие, забота, сочувствие — вот только неполный перечень деонтологических проявлений морали;

• деонтология и этика не являются тождественно равными понятиями в контексте профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции. Нормы этики являются материальным элементом, а деонтология в свою очередь элементом процессуальным, находящим свое выражение в конкретных ситуациях, поступках и служебных моментах;

• основу деонтологии составляет профессиональный долг. Деонтология является реализацией норм этики, не имеет подсобой никакой стратегии и тактики, а является внешним выражением профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции, заключающейся в наличии этических знаний, умений, навыков, привитии профессиональных ценностей и ценностных ориентации.

Список литературы

1. Алиев, Я. Л. Нравственное значение профессии современного сотрудника полиции / Я. Л. Алиев // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2012. — № 4. — С. 89—91.

2. Деханов, С. А. Общие начала деонтологии / С. А. Деханов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2010. — № 1. — С. 165—168.

3. Дубов, Г. В. Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудника органов внутренних дел / Г. В. Дубов // Нравственные и эстетические основы совершенствования профессиональной культуры руководителя органов внутренних дел. Труды академии. —1990. — С. 51—67.

4. Душкин, А. С. Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел / А. С. Душкин, С. Н. Три путин, М. Е. Гурьев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 4 (76). — С. 168—171.

5. Кузнецова, А. Д. Нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел / А. Д. Кузнецова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 1 (49). — С. 232—241.

6. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособие для высш. шк. / К. М. Левитан. — М.: Наука, 1994. — 190 с.

7. Минаков, О. Д. Философские основы развития деонтологии как предметной области педагогической науки / О. Д. Минаков, Н. А. Фадюшина // Вестник Московского государственного областного университета. — 2013. — № 4. — С. 18—20.

8. Яблонская, Л. М. Деонтология полиции : монография / Л. М. Яблонская. — Челябинск : Энциклопедия, 2008. — 238 с.

References

1. Aliev, Ya. L Nravstvennoe znachenie professii sovremennogo sotrudnika politsii / Ya. L Aliev // «Chernye dyry» v Rossiyskom zakonodatelstve. — 2012. — № 4. — S. 89—91.

2. Dekhanov, S. A. Obshchie nachala deontologii / S. A. Dekhanov // «Chernye dyry» v Rossiyskom zakonodatelstve. — 2010. — № 1. — S. 165—168.

3. Dubov, G. V Vzaimosvyaz morali, kultuiy povedeniya i etiketa sotrudnika organov vnutrennikh del / G. V. Dubov 11 Nravstvennye i esteticheskie osnovy sovershenstvovaniya professionalnoy kultuiy rukovoditelya organov vnutrennikh del. Trudy akademii. — 1990. — S. 51—67.

4. Dushkin, A S. Professionalno-nravstvennaya kultura sotrudnikov organov vnutrennikh del / A. S. Dushkin, S. N. TViputin, M. Ye. Gurev // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2017. — №4(76). —S. 168—171.

5. Kuznetsova, A D. Nravstvennoe stanovlenie lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del / A. D. Kuznetsova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2011. — № 1 (49). — S. 232—241.

6. Levitan, К. M. Osnovy pedagogicheskoy deontologii: ucheb. posobie dlya vyssh. shk. / К. M. Levitan. — M.: Nauka, 1994. — 190 s.

7. Minakov, O. D. Filosofskie osnovy razvitiya deontologii kak predmetnoy oblasti pedagogicheskoy nauki / O. D. Minakov, N. A. Fadyushina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. — 2013. — № 4. — S. 18—20.

8. Yablonskaya, L. M. Deontologiya politsii : monografiya / L. M. Yablonskaya. — Chelyabinsk : Entsiklopediya, 2008. — 238 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.