УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
Инна Сергеевна БАРЗИЛОВА,
профессор кафедры теории государства и права
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор isbarzilova@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Правовые системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ правовой системы Китайской Народной Республики и правовой системы Российской Федерации. Особое внимание уделено источникам права, системе права и системе законодательства. В работе выделяются такие компоненты правовых систем, как право, правовые механизмы, юридическая практика, господствующая правовая идеология и др. В рамках анализа правовой системы Китайской Народной Республики рассматриваются особенности правовых систем административных районов Гонконга и Макао, а также провинции Тайвань. Обращается внимание на смешанный характер правовой системы континентального Китая, влияние норм традиционного права. Проведение сравнительно-правовых исследований позволит усилить интеграционные процессы, повысить значимость Российской Федерации на международной арене, эффективность ее взаимодействия с иностранными государствами, в том числе по линии БРИКС.
Ключевые слова: сравнительно-правовые исследования, правовые системы, юридическая карта мира, система права, система законодательства, механизм правового регулирования, источники права.
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.104.4.166-173
© Барзилова И. С., 2023
Inna S. BARZILOVA, Professor of the Department of theory of state and law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor isbarzilova@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal System of the Russian Federation and the People Republic of China Legal System: Comparative Legal Analysis Abstract. The article provides a comparative analysis of the legal system of People Republic of China and the Russian Federation legal system. Special attention is paid to the sources of law, the system of law and the system of legislation. The work highlights such components of legal systems as law, legal mechanisms, legal practice, prevailing legal ideology, etc. As part of the analysis of the legal system of the People's Republic of China, the features of the legal systems of the administrative regions of Hong Kong and Macau, as well as the province of Taiwan, are considered. Attention is drawn to the
"Т^ЕСТНИК варзилова И. С. л С7
я УНИВЕРСИТЕТА Правовые системы Российской Федерации |ц/
имени o.e. кугафина(мгюа) и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
mixed nature of the legal system of mainland China, the influence of the norms of traditional law. Conducting comparative legal studies will strengthen integration processes, increase the importance of the Russian Federation in the international arena, and the effectiveness of its interaction with foreign countries, including through BRICS. Keywords: comparative legal studies, legal systems, the legal map of the world, the system of law, the system of legislation, the mechanism of legal regulation, sources of law.
Повышение взаимодействия стран БРИКС ставит перед современной юридической наукой задачи, связанные с более глубоким исследованием особенностей правовых систем государств — участников данного межгосударственного объединения. Особое внимание хотелось уделить специфике правовых систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Правовая система как объект сравнительно-правовых исследований выбрана неслучайно. Именно национальная правовая система позволяет рассмотреть право как элемент социокультурной системы общества, явление мировой цивилизации, учитывающее особенности географического положения государства, историческое время его существования, внешние формы выражения, происходящие в нем политические процессы.
Правовая система как центральная категория юридической компаративистики позволяет проанализировать право с точки зрения национальных особенностей проживающего на территории государства населения, закрепленных в нем традиций, проявления специфики национального менталитета, создания механизмов согласования интересов различных социальных групп в рамках общества.
С помощью сопоставления правовых систем различных государств выявляются основные закономерности их развития, тенденции в формировании отдельных институтов, юридических норм, правовых механизмов, что позволяет с определенной долей вероятности делать прогнозы относительно дальнейшего пути их развития, основных направлений взаимодействия стран по линии БРИКС.
Правовая система выступает своего рода элементом «периодической системы» мирового права, позволяющим более основательно проанализировать глубинные свойства права, его природу, социальную роль, тенденции развития в рамках как отдельного общества, так и человеческой цивилизации в целом. Изучение правовых систем дает возможность рассмотреть как взаимосвязь элементов (институтов, отраслей) внутри системы права, так и взаимоотношение права с другими социальными явлениями и регуляторами (моралью и религией).
Сопоставление правовых систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики позволяет определить их общие и отличительные черты, выявить щ их исторические, культурные, идеологические особенности. Это позволит сформировать более оптимальные механизмы взаимодействия данных государств по линии БРИКС, определить дальнейшие пути преобразования национального
права в плане заимствования опыта иностранных государств. Н
□
Среди элементов национальной правовой системы, согласно получившему наибольшее распространение подходу в отечественной юридической доктрине,
МНЕНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
можно выделить право в его конкретно-исторической обусловленности, юридическую практику и господствующую правовую идеологию, существующие в рамках отдельного государства1. Правовая система включает, по сути, все юридические явления и средства, позволяющие сформировать особый правовой порядок, правовые режимы2. На формирование национальной правовой системы оказывают влияние и общественное сознание, культура, традиции, религиозные нормы, менталитет проживающих на той или иной территории народов, что необходимо учитывать в процессе создания механизмов взаимодействия государств в рамках БРИКС.
Правовую систему Китайской Народной Республики в отечественной литературе, посвященной проблемам юридической компаративистики, традиционно относят к семье социалистического права3. Вместе с тем многие исследователи отмечают специфику социалистической правовой системы КНР, обусловленную влиянием традиционного права Китая, форм (источников) права, присущих ро-мано-германской, англосаксонской, социалистической правовым семьям, особенностями правового статуса административных районов Гонконга и Макао, провинции Тайвань4. В этой связи правовую систему КНР можно отнести к системам смешанного типа, включающих нормы и институты, относящиеся к разным правовым системам.
На формирование правовой системы КНР значительное влияние оказали история и культура китайского народа, его менталитет, религиозные и этнические особенности жизни различных социальных слоев китайского общества, специфика их традиций и обычаев.
Национальная правовая система Китайской Народной Республики характеризуется рядом отличительных особенностей.
В современной правовой системе КНР широко используются нормы традиционного права Китая. Согласно сформировавшимся правовым традициям на протяжении длительного времени нормы морали имели главенствующее значение по отношению к нормам права. Значительную роль в этом сыграло конфуцианство как этико-философское учение. Подобная ситуация была характерна для правовой системы Китая до начала XX в. С позиции конфуцианства для
1 См. подробнее: Чиркин В. Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4 ; Лукьянова Е. Г. Правовая система России: современные тенденции развития // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 6 ; Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003 ; Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. 1998. № 4—5.
2 См. подробнее: Барзилова И. С. Понятие и юридическая природа правовых режимов // Lex russica. 2013. № 11 ; Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. М., 2012.
3 Лафитский В. И. Миры права в теории и практике сравнительного правоведения : монография : в 2 т. М., 2021.
4 См., например: Трощинский П. В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 5.
в
ЕСТНИК варзилова И. С. СО
УНИВЕРСИТЕТА Правовые системы Российской Федерации
имени o.e. кугафина(мгюа) и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
поддержания порядка и всеобщей гармонии необходимо соблюдение моральных норм, традиций, а не норм юридических; обращение в суд рассматривалось как исключительное средство; должно быть стремление к гармонии в государственном управлении и организации общественной жизни; «совершенный муж» должен ставить общественные интересы выше личных5.
Вместе с тем в правовой системе древнего Китая широкое распространение получили идеи легизма. Согласно концепции «Школы законников» власть должна ориентироваться на подчинение законам, которые являются едиными для всего государства; получили распространение идеи права и закона6. Со временем произошел синтез норм конфуцианской морали и норм права; юридические правила поведения запрещали отклоняться от стереотипов поведения, установленных в конфуцианстве. Это оказало существенное влияние на формирование правовой системы современного Китая, правового сознания и правовой культуры его граждан, правотворчество. С позиций этико-религиозных норм конфуцианства и политико-правовых идей легизма жизнь китайского общества основывалась на принципах справедливости.
В рамках правовой системы Китайской Народной Республики можно выделить правовые системы особых административных районов Гонконга и Макао. Правовые системы указанных территорий отличаются от правовой системы континентального Китая, что согласуется с принципом «одно государство — две системы»7.
На формирование правовой системы Гонконга оказали влияние, с одной стороны, англосаксонское право, где основным источником права является судебный прецедент, что связано с ранее осуществлявшимся британским колониальным правлением; с другой — нормы традиционного права периода Цинской империи. Кроме того, в систему источников права Гонконга включаются нормативные акты Китайской Народной Республики и самого Гонконга, которые постепенно приводятся в соответствие с континентальным законодательством. Таким образом, до 2047 г. в рамках социалистической правовой системы КНР будет существовать система общего права, предусматривающая особые источники и судебные процедуры.
Согласно ст. 1 Основного закона Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики специальный административный район Гонконг является неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. К числу национальных законов, подлежащих применению в специальном административном районе Гонконг, относятся: Резолюция о столице, календаре, государственном гимне и государственном флаге Китайской Народной Республики; Резолюция о Национальном дне Китайской Народной Республики; приказ о Государственном гербе Китайской Народной Республики, провозглашенный Центральным народным правительством; Декларация Правительства Китайской Народной Республики о территориальном море; Закон о гражданстве Китайской щ
К
п
5 См. подробнее: Шуцкий Ю. К. Чжоуская Книга перемен // Конфуций. Уроки мудрости. М., Е 1998 ; Лунь Юй. XII, 13 // Конфуций. Уроки мудрости. М., 2000.
6 См.: Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. I
7 См.: Ван Чжэньминь. Отношения между центром и особыми административными рай- Е онами: анализ одной правовой конструкции. Пекин, 2002. МНЕНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Народной Республики; положения Китайской Народной Республики о дипломатических привилегиях и иммунитетах8.
Для правовой системы специального административного района КНР Макао характерно преобладание черт континентального португальского права. Согласно законодательству сохраняют силу действовавшие раньше в Аомэне законы, указы, административные регламенты и другие нормативные акты, за исключением тех положений, которые идут вразрез с Основным законом либо которые законодательные органы ОАР Аомэнь или другие соответствующие органы найдут необходимым пересмотреть согласно законодательной процедуре. В Макао основным источником права является закон, используются кодифицированные нормативные акты (Гражданский кодекс, Торговый кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и др.).
Особой спецификой обладает и правовая система Тайваня, на формирование которой оказали существенное влияние традиционное, романо-германское и англосаксонское право.
Правовая система континентального Китая тоже носит смешанный характер, в ней присутствуют черты романо-германского, англосаксонского, традиционного и советского права. Свой современный облик данная правовая система стала приобретать с конца 70-х гг. прошлого века. В 1978 г. была принята Конституция КНР9, обозначившая курс на социально-экономические и правовые преобразования. Принятая позднее Конституция КНР 1982 г. в своей 13-й поправке обозначает Китай как «социалистическое правовое государство»10.
Ведущим источником права в правовой системе КНР является нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты). Среди источников права КНР, обладающих разной юридической силой, можно выделить следующие: Конституцию КНР; законы, принимаемые Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей; административные постановления, решения и распоряжения Государственного совета; постановления Правительства КНР; местные подзаконные акты и решения органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и др. К числу источников права КНР можно отнести правовой обычай и локальные (корпоративные) подзаконные нормативные акты.
Согласно ст. 58 Конституции КНР Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей осуществляют законодательную власть в стране.
В современной правовой системе КНР по сравнению с Российской Федерацией небольшое количество законов (Законы КНР «Об авторском праве», «Об административных наказаниях», «О векселе», «О договорах»)11, регулирование
8 URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/187158 (дата обращения: 13.04.2022).
9 Гудошников Л. М. Конституция 1978 г. и начало правовосстановительного процесса в Китае // Публично-правовые исследования. 2008. № 3. С. 119—129.
10 Жэньминь жибао. 1982. 5. XII / пер. с кит. Л. М. Гудошникова // Конституции социалистических государств. М., 1987. Т. 1 ; Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права Китайской Народной Республики (1988—2004 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. С. 47—52.
11 URL: https://chinalawinfo.ru/all (дата обращения: 10.03.2022).
™^ЕСТНИК варзилова И. С.
я УНИВЕРСИТЕТА Правовые системы Российской Федерации 1/1
имени o.e. кугафина(мгюа) и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
осуществляется, как правило, на уровне подзаконных нормативных правовых актов, например актов Государственного совета КНР.
В Законе КНР от 15 марта 2000 г. «О законодательстве Китайской Народной Республики» предусмотрена возможность делегирования полномочий Государственному совету. По вопросам, по которым Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом не приняты законы, Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет вправе вынести решение о делегировании Государственному совету в связи с реальной необходимостью полномочия на первоочередное принятие по указанным вопросам административных узаконений12.
Широкое распространение в Китае получило и локальное правотворчество.
Среди нормативных правовых актов КНР можно выделить государственные (партийные) программные документы, принимаемые по вопросам социально-экономического и политического развития страны (Резолюция ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии, принятая 11 ноября 2021 г.13; решение ЦК КПК относительно углубления курса реформ и прочих важных вопросов, принятое в 2013 г.14).
Среди нормативных правовых актов кодифицированные акты занимают небольшое место (Уголовно-процессуальный кодекс КНР15; Административно-процессуальный кодекс КНР16; Гражданско-процессуальный кодекс КНР17). Предпочтение отдается обычным нормативным актам подзаконного характера. Значительная роль принадлежит локальным актам местных органов власти.
Специфику правовой системе КНР придает и практика использования экспериментальных нормативных правовых актов, результативность которых проверяется в ходе их практической реализации. Окончательную редакцию подобные нормативные акты приобретают только после их экспериментальной проверки (Закон КНР «О лесах», Закон КНР «Об охране окружающей среды»)18.
Специфику имеет и юридическая техника составления нормативных правовых актов: формулировки носят обобщенный характер, предусматривается возможность расширительного толкования в процессе применения права. В связи с небольшим количеством законов для правовой системы КНР характерна значительная роль традиционализма в правовом сознании.
Среди особенностей правовой системы КНР можно выделить и существование «белых книг», которые периодически публикуются в официальной печати
12 URL: https://chinalawinfo.ru/all (дата обращения: 01.03.2022).
13 URL: http://russian.news.cn/2021-11/16/c_1310314781.htm (дата обращения: 01.03.2022).
14 Агентство Синьхуа. 2013. 15 ноября. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2013-11/ 15/c_118164235.htm (дата обращения: 01.03.2022).
15 URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus/rus/zfhz/zgflyd/t1330729.htm (дата обращения: Щ 01.03.2022). С
16 URL: https://chinalaw.center/procedure_arbitration/china_administrative_procedure_law_2017_ Е russian(дата обращения: 01.03.2022).
17 URL: https://chinalawinfo.ru/procedural_law/law_civil_procedure (дата обращения: J 01.03.2022). Е
18 URL: https://chinalawinfo.ru/all (дата обращения: 01.03.2022). МНЕНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Информационным бюро Государственного совета Китайской Народной Республики. «Белые книги» — это программные заявления, поясняющие и обосновывающие политику государства в определенной области («Арктическая политика Китая», «Прогресс Китая в борьбе с бедностью и соблюдении прав человека», «Судебная реформа в Китае»19).
Правовая система Российской Федерации тоже характеризуется рядом особенностей. Так, основными источниками права здесь являются, как известно, нормативные правовые акты. В зависимости от юридической силы данные акты подразделяются на законы, обладающие высшей юридической силой (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) и подзаконные нормативные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т.д.).
К источникам права следует отнести правовые обычаи, договоры с нормативным содержанием и судебные прецеденты. Споры об обоснованности использования судебных прецедентов в качестве источников права в правовой системе Российской Федерации ведутся до сих пор как учеными-теоретиками, так и представителями отраслевых юридических наук20.
Правовая система Российской Федерации относится к числу моноядерных правовых систем. Это система континентального типа, более близка к ее германской части. Система права и система законодательства в российской правовой системе тоже имеют свои особенности. Система российского законодательства предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей между нормативными правовыми актами, в рамках же системы права можно говорить о наличии только горизонтальных связей.
С точки зрения объема российская система законодательства значительно больше, чем система права, так как включает помимо нормативных правовых актов еще и акты неюридического характера (технические правила и регламенты и т.д.). В правовой системе Российской Федерации отрасли права и отрасли законодательства не всегда совпадают В последнем случае речь идет об отраслях законодательства, выделяемых в зависимости от сфер государственного управления экономикой и т.д.
В заключение хотелось отметить, что российские ученые-компаративисты обращают пристальное внимание на особенности права, его системы, механизма правового регулирования и других составляющих правовых систем.
Для усиления интеграционных процессов, повышения значимости Российской Федерации на международной арене важно более досконально анализировать специфику компонентов национальных правовых систем стран, с которыми наше государство сотрудничает по линии БРИКС; изучать опыт регулирования вопросов
19 URL: http://www.china.org.cn/e-white/index.htm (дата обращения: 11.04.2022).
20 См. подробнее: Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право : учебное пособие. М., 2016 ; Бошно С. В. Формы правового регулирования государственно-служебных отношений. М., 2008 ; Верещагин А. Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. М., 2004 ; Суд как субъект правовой политики / под ред. А. В. Малько. М., 2014 ; Гук П. А. Судебный прецедент как источник права. Пенза, 2003.
™^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Барзилова И. С.
Правовые системы Российской Федерации
и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
173
в экономической, политической, социальных сферах; выявлять проблемы, мешающие успешному взаимодействию. Поэтому значимость компаративных исследований в подобном направлении нельзя приуменьшать.
1. Лафитский В. И. Миры права в теории и практике сравнительного правоведения : монография : в 2 т. — М., 2021.
2. Лукьянова Е. Г. Правовая система России: современные тенденции развития // Труды Института государства и права РАН. — 2016. —№ 6. — С. 6—23.
3. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. — М., 2012.
4. Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. — 1998. — № 4—5. — С. 7—14.
5. Трощинский П. В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 5. — С. 99—117.
6. Чиркин В. Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — № 4. — С. 18—30.
БИБЛИОГРАФИЯ
ш
К
п
П гп Р
ч
I
□
гп
МНЕНИЕ