ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
5.1.1 Теоретико-исторические правовые науки
(юридические науки)
Theoretical and Historical Legal Sciences
DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-2-11-16 УДК: 342 ГРНТИ: 10.09 EDN: FCOEFB
Правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности современной России в условиях глобализации и взаимных ограничительных мер
Х.У. Белхароев ©
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (РУДН), г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения продовольственной безопасности современной России в условиях глобализации и взаимных ограничительных мер. Исследуется правовые документы, формирующие сферу государственной политики в области обеспечения продовольственной независимости. Рассмотрены вопросы создания условий бесперебойного обеспечения населения доступными доброкачественными продуктами питания в физическом и экономическом смысле. Раскрыто, что продовольственная безопасность на глобальном уровне, отражается на социально-экономическом развитии, здравоохранении и экологии. Показано, что, продавливая свои геополитические интересы, страны золотого миллиарда угрожают продовольственной стабильности целых континентов, а мировое сообщество в целом, отдаляется от решения проблем продовольственного обеспечения на глобальном уровне. Отсутствие законодательного акта прямого действия, регулирующего важнейшее направление национальной безопасности, препятствует обеспечению продовольственной самодостаточности нашей страны. Рекомендуется в кратчайшие сроки разработать и принять Федеральный закон «О продовольственной безопасности».
Ключевые слова: глобализация, регулирование, безопасность, мониторинг, ограничительные меры, обеспечение, импортоза-мещение
DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-2-11-16
Legal Problems of Ensuring Food Security in Modern Russia in the Context of Globalization and Mutual Restrictive Measures
Kh.U. Belkharoev ©
St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, Saint Petersburg, Russian Federation
Institute of World Economy and Business of the Peoples' Friendship University, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the problems of ensuring food security in modern Russia in the context of globalization and mutual restrictive measures. Legal documents forming the sphere of state policy in the field of ensuring food independence are studied. The issues of creating conditions for uninterrupted provision of the population with affordable good-quality food, in the physical and economic sense, are considered. It is revealed that food security at the global level affects socio-economic development, health and ecology. It is shown that by pushing through their geopolitical interests, the countries of the golden billion threaten the food stability of entire continents, and the world community as a whole is moving away from solving the problems of food security at the global level. The absence of a direct legislative act regulating the most important area of national security hinders the food self-sufficiency of our country. It is recommended to develop and adopt the Federal Law "On Food Security" as soon as possible.
Key words: globalization, regulation, security, monitoring, restrictive measures, provision, import substitution
FOR CITATION: Belkharoev Kh.U. Legal Problems of Ensuring Food Security in Modern Russia, in the Context of Globalization and Mutual Restrictive Measures. Lobbying in the Legislative Process. 2024. Vol. 3. No. 2. Pp. 11-16. (In Rus.). DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-2-11-16. EDN: FCOEFB
ВВЕДЕНИЕ
Страны Ближнего Востока, Азии и Африки, после небольшой передышки от изнурительной пандемии СОУГО-19, которая оказала негативное воздействие по всем логистическим маршрутам мирового продовольственного рынка, вновь столкнулись с угрозой нехватки продовольствия, из-за антироссийских санкций, обратный эффект которых не проработан, а последствия еще необходимо оценить на глобальном уровне.
Продавливая свои геополитические интересы, страны золотого миллиарда угрожают продовольственной стабильности целых континентов, а мировое сообщество в целом, отдаляется от решения проблем продовольственного обеспечения на глобальном уровне. Ликвидация голода в мире становится недостижимой рукотворной проблемой мирового сообщества.
Л.С. Ревенко отмечает, что «являясь важнейшей гуманитарной, экономической и политической проблемой, обеспечение глобальной продовольственной безопасности на современном этапе становится регулируемым процессом в рамках международного политического и экономического сотрудничества» [1].
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Поэтапно нагнетаемая Западной коалицией с 2014 г. целенаправленная эскалация вокруг Российской Федерации, вводя все новые ограничительные меры, отражается на проблеме обеспечения продовольственной безопасности развивающихся государств.
Развивающиеся страны, в процессе разработки и реализации планов национальной продовольственной независимости, сталкивается с проблемами нехватки земельных ресурсов, истощением почв, повышенной уязвимостью аграрной сферы природно-климатическому воздействию. Зависимость от импорта химических удобрений, техники и технологий, недостаточность ресурсного обеспечения, отсутствие собственного семенного материала, общая отсталость в технологическом развитии АПК, способствуют спаду урожайности и утрате порога продовольственной безопасности.
С.С. Солдатова, отмечает, что «наша страна обладает природными и трудовыми ресурсами, которые используются в процессе производства агропромышленной продукции, а также огромной территорией, на которой можно развивать сельское хозяйство - все это по своей совокупности формирует стратегический
Белхароев Х.У.
потенциал для обеспечения продовольственной безопасности государства в современных условиях, невзирая на действие экономических санкций и ограничений» [2:1831].
Продовольственная безопасность на глобальном уровне, отражается на социально-экономическом развитии, здравоохранении и экологии. При этом, в настоящее время, как никогда обострилась проблема доступности продовольствия и сельскохозяйственного сырья, особенно в бедных странах, которым жизненно необходимы поставки зерна из России.
По формальным признакам, западная коалиция заявляет, что продовольствие может экспортироваться, оно выведено из-под антироссийских ограничительных мер. По факту ограничения наложены на межгосударственные платежи и морские порты, через которые осуществляется практически весь экспорт хлеба. Публично звучат заявления, что ограничений нет, на практике оплатить и вывести не представляется возможным, все ранее существовавшие механизмы и возможности закрыты.
Реализация непродуманной агрессивной политики, привела к небывалому повышению цен на мировом продовольственном рынке. Особенно дорожают зерновые, которые являются основной пищей малообеспеченных слоев населения по всему миру.
РОЛЬ РОССИИ
В последние годы Россия выступает ключевым игроком мирового продовольственного рынка, являясь крупнейшим поставщиком зерна, и подсолнечного масла, при этом, по некоторым товарным позициям зависима от внешних поставок. Надежность продовольственной независимости государства обуславливается показателем уровня производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья и степенью самостоятельности относительно иных товарных позиций. Особенно необходимо учитывать степень самообеспеченности и наличие товарных запасов в достаточном объеме.
K.P. Бостанджян отмечает, что «показатели демонстрируют успехи политики импортозамещения, так как налицо сокращение зависимости от определенных крупных поставщиков. Но в то же время мы видим, что по факту одни направления импорта заменились дру-гими»[3:2593].
Несмотря на значительную диверсификацию поступавшей импортной продукции, по некоторым категориям товаров по-прежнему сохраняется существенная зависимость. Невозможность удовлетворить спрос населения внутренним производством, способствует росту импорта низкокачественной продукции, что в последующем сказывается на экономической нецелесообразности внутреннего производства.
М.Н. Дудин отмечает, что «в качестве возможного решения проблемы следует пересмотреть приоритеты государственных программ и расширить круг участников за счет КФХ и субъектов малого и среднего предпринимательства, которые за счет своей мобильности и адаптивности обладают более высоким инновационным потенциалом» [4:40].
ЗАВИСИМОСТЬ
Наша страна сохраняет зависимость от импортных поставок мясомолочной продукции, овощей и фруктов, что, в свою очередь, сказывается на доброкачественности и безопасности ввозимой продукции.
В Российской Федерации понятие, цели, задачи национальной продовольственной безопасности отражены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации1 и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2.
Основными целями и задачами являются: устойчивое развитие АПК;
своевременный мониторинг и прогнозирование; обеспечение доступности продовольствия (физической и экономической);
безопасность пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья;
производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья в необходимом количестве; достижение положительного торгового баланса; реализация экспортного потенциала; совершенствование инфраструктуры сельских поселений:
повышение качества и уровня жизни населения в сельских поселениях;
развитие современных сетей розничной торговли; своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами;
реализация принципов государственной политики здорового образа жизни; сохранение и развитие семенного материала; подготовка кадров (внедрение современных образовательным программам). Правовое регулирование устойчивого развития сельского хозяйства осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства»3, закон регулирует основу взаимоотношений, которые возникают между сельскохозяйственными товаропроизводителями, юридическими лицами, гражданами и органами государственной власти всех уровней. Реализация государственной аграрной политики, осуществляется с учетом мер:
• выделения бюджетных средств товаропроизводителям;
• прямые закупки для государственных нужд продовольствия и сырья;
• особые (благоприятные) налоговые режимы;
• регулирование продовольственного рынка;
• таможенно-тарифное регулирование;
• антимонопольное регулирование продовольственных рынков;
1 Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 4. Ст. 345.
2 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Ч. II// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27. Ст. 5351.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства. Ч. I // Собр. за-конодательстваРос. Федерации. 2007. № 1. Ст. 27.
• закупочные и товарные интервенции;
• информационное обеспечение;
• оказание консультационной помощи.
Основу обеспечения продовольственной независимости, составляет детально проработанный процесс самообеспечения населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, за счет использования ресурсов внутреннего производства. Базисом продовольственной самодостаточности является агропромышленный комплекс, оснащенный современными технологическими и материально-техническими ресурсами, управляемый высококвалифицированными специалистами.
В.Ф. Шушарин отмечает, что «обеспечение продовольственной безопасности государства включает в себя принятие программы защиты внутреннего рынка продуктов питания, оказание финансовой поддержки крупным товаропроизводителям, фермерам и личным подсобным хозяйствам» [5].
ПЛАНИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ
Продовольственную безопасность необходимо выстраивать с использованием методов государственного стратегического планирования, при котором, первичными элементами будут выступать правовое обеспечение и межрегиональное взаимодействие. Своевременное формирование правовой базы по регулированию региональных систем обеспечения продовольственной безопасности, положительно отражается на обеспечении общей системы национальной безопасности.
Основным доступным индикатором анализа продовольственной независимости страны является мониторинг, объектами которого выступают регионы, в которых необходимо проводить систематизированный, детально проработанный процесс, регулярного сбора, хранения и обработки первичной информации.
М.П. Беликова отмечает, что «объем данных по продовольственной безопасности в России формируется ведомственной статистикой, которая включает в себя таможенную статистику, статистику Минсельхоз России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, а также отчетность органов государственной власти и органов местного самоуправления» [6: 25].
Своевременный мониторинг состояния продовольственной безопасности, позволит вырабатывать необходимые управленческие решения, выявит возможности регионов и федерального центра. Насыщение отечественного рынка продукцией собственного производства, станет индикатором экспортоориентиро-ванного агропромышленного комплекса.
Л.В. Лукиенко отмечает, что «повысить экономическую эффективность работы хозяйства в условиях санкций можно за счет применения технических систем отечественного производства» [7: 31].
Качественная оценка бюджетных возможностей государства, предпочтения внебюджетных инвестиций, взаимные интересы государства и сельхозтоваропроизводителей, необходимо определять, проводя регулярные исследования, с целью определения всех параметров продовольственной безопасности, экспортных возможностей аграрной сферы и предпочтений населения страны.
В рамках основного направления органам государственной власти необходимо использовать все доступные механизмы правового регулирования сельскохозяйственной отрасли на всех уровнях. При этом необходимо прорабатывать экономическую целесообразность производства продукции и сельскохозяйственного сырья, в каждом субъекте страны с учетом природно-климатических условий.
Е.И. Артемова отмечает, что «между уровнем инновационного развития национального АПК, состоянием системы государственного регулирования отрасли и обеспечением продовольственной безопасности страны существует тесная взаимосвязь» [8:11].
Импортозамещение является объективным процессом развития народного хозяйства на современном этапе, который затрагивает все положительные и негативные стороны формирования экономической модели развития государства в предыдущие постсоветские годы.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Продовольственная безопасность региона, страны в целом тесно взаимосвязана и взаимозависима с продовольственной самодостаточностью мирового сообщества. Затрагивая жизненно важные потребности населения в питании, она становится мощным геополитическим фактором.
Глобализация в современном мире имеет положительные и отрицательные стороны, которые сказываются на ускорении интеграционных процессов между странами. Доминирование транснациональных корпораций, использование методов открытого демпинга, заставляет производителей на национальном уровне бороться за выживание. Конкурентоспособность на мировом товарном рынке, является достижением технологий и техники, которые наращиваются с увеличением поставляемых товаров и услуг.
В.Г. Шарифов отмечает, что «к ключевым конкурентным преимуществам сельского хозяйства относят: природные ресурсы, квалификацию кадров, уровень развития технологии и качества производства сельскохозяйственной продукции, материальные и финансовые ресурсы, наличие государственной поддержки ихарактер конкуренции» [9: 14].
Продовольственная безопасность на глобальном уровне требует от государств и международных гуманитарных организаций создания условий бесперебойного обеспечения населения доступными доброкачественными продуктами питания, в физическом и экономическом смысле. Недостаток или отсутствие экономической доступности продовольствия и сельскохозяйственного сырья, провоцирует обострение социальных конфликтов на общемировом уровне, обострению гуманитарных катастроф и риску военных столкновений.
И.В. Шетинина отмечает, что «риски утраты продовольственной безопасности среди 123 обследованных стран, по данным ФАО, распределились следующим образом: более 72% стран испытывали нехватку продуктов питания из-за природно-климатических факторов и дефицита воды и около 28% страдали от низкого уровня развития местного сельского хозяйства» [10: 55].
Белхароев Х.У.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плодотворная реализация долгосрочной государственной политики по обеспечению продовольственной независимости России, в сложных условиях санк-ционного противостояния, безумных антироссийских настроений и их постоянного нарастания за рубежом, требует от органов государственной власти эффективного и своевременного принятия правовых и экономических мер развития и поддержки агропромышленного комплекса. Учитывая, что ограничительные меры против нашей страны будут только нарастать, необходимо разрабатывать и поэтапно внедрять меры антикризис-
ного характера, направленные защиту отечественного продовольственного рынка. Своевременное принятие законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу обеспечения продовольственной безопасности, будут способствовать развитию и социально-экономической поддержки агропромышленного комплекса в целом. Отсутствие законодательного акта, регулирующего важнейшее направление национальной безопасности, препятствует обеспечению продовольственной самодостаточности нашей страны, исходя из этого, в кратчайшие сроки необходимо разработать и принять Федеральный закон «О продовольственной безопасности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ревенко Л.С., Пантелеева О.И., Исаченко Т.М. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности в Европе // Современная Европа. 2019. № 2. С. 129.
2. Солдатова С.С., Кондрашева С.Р. Специфика обеспечения продовольственной безопасности России в современных экономическихусловиях// StudNet. 2022. № 3. С. 1825-1834.
3. Бостанджян K.P. Анализ современного состояния системы продовольственной безопасности в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № U.C. 2589-2605.
4. Дудин М.Н.,Анишенко А.Н. Концептуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в контексте цифровой реформации отрасли // Продовольственная политика и безопасность. 2021. № 1. С. 23-48.
5. Шушарин В.Ф., Вышенский М.Ю. Продовольственная безопасность России: направления обеспечения // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 117.
6. Беликова М.П. Статистическое исследование продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации: дис. ... канд. экон. наук. 08.00.12. М., 2019.260 с.
7. Лукиенко Л.В., Молотков Л.Н. Повышение экономической эффективности работы хозяйства в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности: сб. науч. трудов. Кинель: РИО СГСХА, 2019. С. 31-32.
8. Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Государственное регулирование АПК: основа продовольственного суверенитета страны в условиях пандемии // Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения: сб. ст. по матер. XVI Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАУ, 2021.438 с.
9. Шарифов В.Г., Пенькова И.В. Применение инноваций в АПК как способ повышения продовольственной безопасности России Ц Инновации и продовольственная безопасность. 2018. №3(21). С. 7-20.
10. Щетинина И.В., Калугина З.И., Фадеева О.П., Чупин Р.И. Продовольственная безопасность России в условиях глобализации и международных ограничений: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. 264 с.
REFERENCES
1. Revenko L.S., Panteleeva O.I., Isachenko T.M. Issues of ensuring food security in Europe. Modern Europe. 2019. No. 2. P. 129. (In Rus.)
2. Soldatova S.S., Kondrasheva S.R. Specifics of ensuring food security of Russia in modern economic conditions. StudNet. 2022. No. 3. Pp. 1825-1834. (In Rus.)
3. Bostanjyan K.R. Analysis of the current state of the food security system in the Russian Federation. Economics, Entrepre-neurship andLaw. 2021. No. 11. Pp. 2589-2605. (In Rus.)
4. Dudin M.N.,AnishenkoA.N. Conceptual issues of ensuring food security of the Russian Federation in the context of the digital reformation of the industry. Food Policy and Security. 2021. No. 1. Pp. 23-48. (In Rus.)
5. Shusharin V.F., Vyshensky M.Yu. Food security of Russia: Directions of provision. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1(85). P. 117. (In Rus.)
6. Belikova M.P Statistical study of food security of the Russian Federation in the context of globalization. Dis.... of Cand. Sci. (Econ.). Moscow, 2019. 260 p.
7. Lukienko L.V., Molotkov L.N. Improving the economic efficiency of the economy in terms of ensuring food security. In: Modern economics: Ensuring food security. Collection of scientific papers. Kinel: RIO SGSHA, 2019. Pp. 31-32.
8. Artemova E.I., Plotnikova E.V. State regulation of the agro-industrial complex: the basis of the country's food sovereignty in a pandemic. In: Food security: Problems and solutions. Collection of articles based on the materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. Krasnodar: KubGAU, 2021.438 p.
9. Sharifov V.G., Penkova I.V. Application of innovations in agriculture as a way to improve food security in Russia. Innovation andFoodSecurity. 2018. No. 3 (21). Pp. 7-20. (In Rus.)
10. Shchetinina I.V., Kalugina Z.I., Fadeeva O.P., Chupin R.I. Food security of Russia in the conditions of globalization and international restrictions. Monograph. Novosibirsk: IEOPP SB RAS. 2019. 264p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 70%
Рецензент: Иванов Н.Г., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ; профессор, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России)
Статья поступила в редакцию 14.01.2024, принята к публикации 16.02.2024 The article was received on 14.01.2024, accepted for publication 16.02.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, кандидат юридических наук, доцент; доцент, кафедра теории и истории государства и права; Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии E.H. Зиничева; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; доцент, программа «Международная экономическая безопасность»; Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (РУДН); г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0009-0002-3262-0274; SPIN-код: 4483-3853; E-mail:[email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Khadzhimurad U. Belkharoev, Cand. Sci. (Law), Associate Professor; associate professor, Department of Theory and History of State and Law; St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev; Saint Petersburg, Russian Federation; associate professor, program "International Economic Security"; Institute of World Economy and Business of the Peoples' Friendship University; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0009-0002-3262-0274; SPINcode: 4483-3853; E-mail:[email protected]