Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС
ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России
Аннотация: В статье говорится, что переход в России и государствах — членах ЕАЭС к цифровой экономике и электронной коммерции потребует высокой степени защиты безопасности участников национальных товарных и финансовых рынков, корректировки законов. Это связано с изменением способов и приемов реализации государственными органами, финансовыми учреждениями, коммерческими организациями управленческих функций в рамках цифровой экономики. Отмечено, что имеет место недостаточная правовая регламентация как Интернет-сети в целом, так и электронной торговли в частности. В российском законодательстве отсутствуют нормативные акты о сети Интернет, непосредственное нормативное регулирование способов, форм электронной торговли, регламентация электронных документов. Отмечена роль государственно-частных партнерств в секторе информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: обеспечение безопасности в процессе формирования цифровой экономики, единое цифровое пространство промышленности ЕАЭС, государственно-частные партнерства в секторе информационно-коммуникационных технологий.
Legal security issues in the formation of a "digital economy" and a single "digital space industry " EAEU
PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA
Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia
Abstract: The article said that the transition in Russia and member States of the EEU to the «digital economy» and «e-Commerce» will require a high degree of protection of security of participants of the national commodity and financial markets, adjustments of laws. This is due to changes of the methods and techniques of implementation of the state bodies, financial institutions, commercial organizations management functions within the framework of the «digital economy». Noted that there is insufficient legal regulation as the Internet in General and electronic Commerce in particular. In the Russian legislation there are no regulations on the Internet, there is no direct regulation methods, forms of electronic Commerce regulation of electronic documents. The role of public-private partnerships in the sector of information and communication technologies.
Key words: security in the process of formation of the digital economy, a single «digital space industry» EАEU, public-private partnerships in the sector of information and communication technologies.
Проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой экономики и предотвращение угроз разрушения государственного управления
В начале декабря 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил начать масштабную Программу развития экономики нового технологического направления, так называемой цифровой экономики. В ее реализации необходимо опираться именно на российские компании, на исследовательские и инжиниринговые центры страны, поскольку это вопрос национальной безопасности и технологической независимости страны1.
Электронные компоненты российской цифровой экономики будут внедряться в первую очередь в такие отрасли, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, торговля, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика, рынок финансовых услуг, коммунальные услуги (телемедицина, онлайн-обучение, беспилотный транспорт, электронные расчеты, электронная коммерция и др.).
Разработка Программы «Цифровая экономика» ведется с участием Минсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфина, Минпромторга, Минобрна-уки, Открытого правительства, Экспертного совета при Правительстве РФ по Программе «Цифровая экономика» и должна быть закончена к 1 июня 2017 г.2 В документе должны быть предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств -членов Евразийского экономического союза.
Складывается устойчивое мнение, что сеть Интернет формируется как свободное информационное, правовое, финансовое, социально-культурное
пространство, свободное от государственного регулирования и контроля. Особенно привлекательными для населения являются простые и быстрые способы и формы обмена информацией, включая установление договорных отношений в сфере электронной торговли, покупки ценных бумаг, учета и отчетности за доходами и движением капитала.
Однако опасности бесконтрольного цифрового общества сети Интернет очень велики, поскольку в значительной степени рассматриваются США как информационные приемы глобального доминирования американских транснациональных корпораций в цифровом пространстве без участия других государств.
Раньше других государств США под влиянием крупных корпораций в сфере военно-технической продукции и информационно-коммуникационных технологий продвигали идеи постепенного отстранения государства от управления экономикой и обществом на законодательном уровне3.
Еще в 1997 г. Президентом Клинтоном были подписаны «Основы глобальной электронной коммерции», которые представляли, по сути, универсальные основы международной и национальной регламентации электронной торговли и стали наиболее активно применяться к коммерческим организациям и финансовым институтам, включая банки и небанковские организации, предоставляющие электронные платежные услуги. Однако не все операции электронной коммерции являются безопасными.
Идеи открытого мирового общества и реформы современного государства, давно раз-
1 Президент РФ Владимир Путин предложил начать реализацию Программы цифровой экономики Российской Федерации в 2017 г. http://tass.ru/ekonomika/3830997
2 Открытое правительство - Экспертный совет по Программе «Цифровая экономика». 2017 г. http://open.gov.ru/ events/5515775/
3 См.: Основы глобальной электронной коммерции. США, 1997 г.; Закон США об охране авторских прав в цифровом тысячелетии (DMCA), 1998 г.; Закон США об унифицированных электронных сообщениях, 1999 г.; Закон США об электронных подписях в международной и внутренней торговле, 2000 г.
виваются американскими учеными, например, Джорджем Соросом4.
Продвижение идей об ограничении участия государства в управлении экономикой и обществом, базируется на тезисе о неэффективности государственного управления в эпоху ошибок. Поэтому под воздействием таких идей цифровое общество и цифровая экономика могут выступать доминирующим цифровым анклавом управленческих процессов через Интернет, если только государство не установит жесткий контроль над цифровым пространством.
Государство, согласно третьему принципу Основ глобальной электронной коммерции США 1997 г., должно лишь создавать то минимальное правовое поле, которое позволило бы упростить электронную коммерцию и обеспечить безопасность пользователей. В случае когда власти осуществляют минимальное воздействие на отношения, возникающие в Сети, такое воздействие должно быть направлено на обеспечение конкурентной среды, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защиты основ частной жизни и персональных данных, предотвращение мошенничества, обеспечение прозрачности операций, поддержку коммерческих отношений и транзакций, а также на упрощение процедур разрешения споров, вытекающих из отношений, возникающих в сети Интернет5.
В этом контексте следует сказать, что так называемое в праве электронной коммерции США минимальное воздействие государства может рассматриваться и как ограничение роли государства в управлении и контроле за коммерческой деятельностью.
Американская система прецедентного права давно и небезуспешно продвигает идеи доминирования в правовом пространстве решений судебных органов, частных и транснациональных коммерческих арбитражей над законодательными актами. В результате, как показывает практика, все риски электронной коммерции, платежей, цифровых инвестиций и других интернет-операций американское транснациональное электронное коммерческое право старается фактически или условно застраховать, максимально взвалив на партнеров из других юрисдикций ответственность, манипулируя двойными и прочими гибкими международными стандартами поведения участников электронной коммерции и операторов электронных платежных систем.
Таким образом, уже 1997 г. в США была нормативно закреплена второстепенная роль государства, задачей которого было лишь обеспечение безопасной среды для свободной реализации электронной коммерции6.
На основании вышесказанного можно подчеркнуть, что переход к цифровой экономике и электронной коммерции потребует высокой степени защиты безопасности участников национальных товарных и финансовых рынков, корректировки
4 См.: Джорж Сорос. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса. М.: Инфра-М, 2014; Джорж Сорос. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., Инфра-М, 2001 и др. https://www.livelib.ru/author/28426/top-dzhordzh-soros.
5 См. подробнее об этом: Козинец Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 194-202. Козинец Н.В. Проблемы коллизионно-правового регулирования отношений, возникающих в сфере трансграничной электронной торговли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 65-70. Козинец Н.В. Эволюция правового регулирования трансграничной электронной торговли в законодательстве США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 195-202.
6 Козинец Н.В. Эволюция правового регулирования трансграничной электронной торговли в законодательстве США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 195-202.
многих россииских законов в связи с изменением способов и приемов реализации государственными органами, финансовыми учреждениями, коммерческими организациями управленческих функций в рамках цифровой экономики.
Также следует отметить недостаточную правовую основу регламентации Интернет-сети в целом и электронной торговли в частности. В российском законодательстве отсутствуют нормативные акты о сети Интернет, которые определяли бы правовой статус Сети, понятие сайта, формы интернет-отношений, кроме того, отсутствует непосредственное нормативное регулирование способов, форм электронной торговли, регламентация электронных документов.
Одновременно возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной собственности при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений против прав собственности становятся все изощреннее.
Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.
Государственно-частные партнерства и инвестиционные фонды в проектах развития цифровой экономики
Программа «Цифровая экономика» будет скоординирована с Государственной программой «Информационное общество», с Программой по формированию «Цифрового пространства ЕЭС», системным Проектом «Электронное правительство» в целях формирования комплексной цифровой среды жизнедеятельности граждан и организаций, обеспечения постоянного роста качества электронных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек органов власти и оптимизации их взаимодействия.
Евразийская экономическая комиссия активно разрабатывает стратегии и аналитические прогнозы в области электронных средств телекоммуникаций, отмечая, что доля цифровой экономики в ВВП стран ЕАЭС достигнет не менее 30% к 2025 г. в процессе реализации совместных и национальных инновационных, проектных, нормативно-правовых инициатив в ЕАЭС7.
С 18 по 21 апреля 2017 г. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь совместно с заинтересованными государствами
7 ЕЭК: Увеличение на треть доли «цифровой» экономики в ВВП стран ЕАЭС может произойти к 2025 г. http://eurasiancenter. ru/news/20170419/1004445021.html
и организациями провело XXIV Международный специализированный форум по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБ0-2017». Форум «ТИБО» проводится с 1994 г. и является одним из крупнейших выставочных мероприятий по обмену опытом выпуска и торговли продукцией и услугами в сфере электронных телекоммуникационных технологий в странах СНГ и Балтии. Форум ежегодно посещают ведущие белорусские и зарубежные производители телекоммуникационного оборудования, компьютеров и программного обеспечения, средств и систем безопасности, поставщиков разнообразных ИКТ-услуг8.
Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде прямых инвестиций» (ФЗ РФПИ) устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества «Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций» (Общество) и особенности порядка осуществления Обществом деятельности по доверительному управлению инвестиционными фондами, в том числе закрытым паевым инвестиционным фондом «Российский фонд прямых инвестиций», предназначенным для квалифицированных инвесторов. Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ
«Об инвестиционных фондах», от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другие федеральные законы, касающиеся деятельности Общества, распространяются на деятельность Общества в части, не противоречащей Федеральному закону № 154-ФЗ.
Совершенствование нормативно-правового регулирования в рамках цифровой экономики включает развитие норм электронной торговли, защиты данных и интеллектуальной собственности, передачи технологий, коммуникаций с национальными и международными электронными платежными системами, включая надзор за транснациональными цифровыми компаниями. Особое значение имеет использование в цифровой экономике государственно-частных пар-тнерств, концессий по развитию евразийских цифровых активов, частных и публичных средств Российского фонда прямых инвестиций.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления до-
8 XXIV Международный специализированный форум по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2017». http://www.tc.by/exhibitions/tibo/В выставке «ТИБО-2016» приняли участие более 100 компаний из 18 стран мира (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Литва, Латвия, Польша, Чехия, Германия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Турция, Китай, Южная Корея, Япония, США).
ступности товаров, работ, услуг и повышения их качества9.
Публичным партнером в разработке и реализации проектов государственно-частных пар-тнерств в области цифровых коммуникаций, телекоммуникационных и информационных технологий может выступать Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Частным партнером проекта цифровой инициативы может быть российское юридическое лицо, а финансирующим лицом - юридическое лицо либо объединение двух и более юридических лиц, предоставляющих заемные средства
частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности.
Практика использования организационно-правовой формы государственно-частных партнерств в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) пока невелика, но для проектов построения цифровой экономики очень перспективна. Центр развития государственно-частных партнерств и Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» создана для консолидации усилий участников рынка, направленных на развитие общественной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП, расширения компетенций по вопросам ГЧП в России для осуществления научно-исследовательской деятельности в области ИКТ.
Комитет по государственно-частному партнерству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации организовал в апреле 2017 г. VI Инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частных партнерств», на котором обсуждался вопрос о создании Национального центра государственно-частного партнерства10.
Типовые законы, унифицированные международные правила электронной коммерции и национальная платежная система России как элементы цифровой экономики
Международные процессы формирования цифрового пространства как на уровне суверенных государств, так и на уровне интеграционных союзов и сообществ, с одной стороны, стимулируют развитие мировой экономики, а с другой -создают новые непредсказуемые риски для экономического, торгового, финансового развития, угрожая эффективности регулятивного воздействия правовых норм.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О правовых аспектах электронного обмена данными» 1995 г. направлен на развитие в национальном законодательстве государств условий правового регулирования процессов связанных с электронной коммерцией. Данный закон устанавливает юридическую значимость баз данных и записей, хранящихся в памяти ЭВМ, но условия распределения риска и определения ответственности
9 Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201066&fld
10 Комитет по государственно-частному партнерству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации VI Инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частных партнерств». Апрель 2017 г. http://tpprf.ru/ru/ interaction/committee/komghp/
при несоблюдении обязательств обозначенных в договорах определяются в каждой стране индивидуально. Государство включает процедуры, установленные Законом об ЭОД, в национальное законодательство, для того чтобы создать необходимые для регулирования коммерческих отношений с использованием любых электронных средств передачи данных.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г. стал следующим шагом к формированию правовой базы коммерческих сделок, происходящих в Интернет-пространстве. Он действует по тому же принципу, что и предыдущий акт, представляя собой модель законодательного акта в области электронной торговли, которым должны руководствоваться государства.
Этот документ дал мощный импульс развитию электронной коммерции, так как создал серьезную базу для ее правового регулирования. Он содержит четкие определения основополагающих понятий законодательного регулирования в этой области. Закон обеспечил коммерческим операциям в Интернет-торговле юридическую и информационную силу. Он базируется на принципе функциональной эквивалентности, которая предполагает, что если национальное гражданское законодательство допускает заключение сделок посредством электронных документов или сообщений, то режим электронных сделок приравнивается к режиму нормативно-правового регулирования режима внешнеэкономических и иных сделках, заключенных в письменном виде.
Положения Типового закона ЮНСИТРАЛ 2001 г. «Об электронных подписях» имплемен-тированы в российское законодательство через Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».11
Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений
промышленников и предпринимателей
Рабочая группа по НСПК
Создание Национальной Системы Платежных Карт
МуБИагес!
в международных договорах (Нью-Йорк, 2005)12 применяется ко всем электронным сообщениям, осуществляемым по международных договорам или по внешнеэкономическим сделкам между сторонами, если коммерческие организации находятся в разных государствах. Конвенция не применяется к договорам, заключенным в личных, семейных целях, т.е. к сферам семейного и наследственного права, а также к некоторым финансовым сделкам.
Конвенция определяет критерии установления функциональной эквивалентности: между электронными сообщениями и бумажными документами, между электронными методами удостоверения подлинности и подписями физического лица, время и места отправления и получения электронных сообщений. Конвенция устанавливает общий принцип, что сообщения не могут быть лишены юридической силы, если они были составлены в электронной форме (ст. 8); предусматривает признание исковой силы договоров, заключенных с помощью электронным систем сообщения (ст. 12); определяет, что предложение заключить договор, сделанное посредством использования электронных средств и не адресованное конкретным сторонам, следует считать приглашением представлять оферты, а не офертой (ст. 11); устанавливает средства правовой за-
11 Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=201066&fld
12 Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005). http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce.htm
щиты в случае ошибок, допущенных физическими лицами при вводе информации в автоматизированные системы сообщений (ст. 14)13.
Внешнеэкономические сделки с использованием элементов электронной коммерции и электронных платежей содействуют внедрению информационно-правовых способов исполнения банковских платежных обязательств, ускоряющих трансграничную торговлю дистанционным способом передачи как волеизъявления сторон договора для оформления договорных отношений, так и информационных данных по сути сделки.
Ярким примером цифровой торговли являются нормы регулирования трансграничных сделок с оказанием электронных финансовых услуг под названием «Унифицированные правила для банковских платежных обязательств № 750» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 01.07.2013 г.14
Международная Торговая Палата на протяжении уже более 30 лет принимает унифицированные правила и руководящие принципы мировой торговли, финансовых услуг, электронной коммерции, которые устанавливают для банков и других финансовых организаций правила финансирования торговли при снижении рисков. Торговое финансирование является особенно важным для того, чтобы импортировать или экспортировать ценные товары самостоятельно. Ежегодный форум МТП по банковскому делу и финансам прошел в Джакарте с 3-7 апреля 2017 г.
BPO - это электронная операционная база для операций финансирования цепочек поставок, которая обслуживает банковские платежные обязательства по трансграничным сделкам банков во всем мире. Из текста Унифицированных правил МТП №750 следует, что BPO - инно-
вационный способ обеспечения и финансирования торговых операций за счет обслуживающих их банков с применением стандартов обращения и использования значительного массива персональных и коммерческих электронных данных для исполнения банковских платежей.
Информационные данные по банковским платежным обязательствам ВРО находятся в специальной межбанковской электронной системе загрузки, извлечения и обработки данных с целью автоматического сопоставления электронных данных по торговым операциям «Trade Services Utility» (TSU) с договорными.
Процедура электронной коммерческой сделки и финансовой услуги таковы, что банк, обслуживающий импортера, по его просьбе «закачивает» в систему TSU данные (базу) о документах, необходимых покупателю для производства платежа. Банк, обслуживающий экспортера, по запросу экспортера извлекает «базу» и предоставляет ее данные экспортеру. После представления экспортером обслуживающему банку документов по факту отгрузки, банк экспортера данные документов загружает в систему путем «набора» данных. Если данные базы и набора данных совпадают, система рассылает отчет всем вовлеченным в операцию банкам, согласно которому банк-эмитент BPO должен платить - кредитовать экспортера (ст. 10 BPO)15.
Однако национальное законодательство об электронной коммерции, национальных информационных платежных системах, банковских телекоммуникационных технологиях не успевает за развитием международных обычаев электронных сделок и финансовых услуг, что угрожает финансовой безопасности государства и его лиц. Таким образом, возрастают риски потери ликвидности валюты и активов, манипулирования государственными ценными бумагами, риски разорения
13 Там же.
14 Унифицированные правила для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations -ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 01.07.2013 г. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO https://iccwbo.org/
15 Там же.
суверенных фондов развития и публичных инвестиционных фондов и др.
Динамика развития информационных технологий становится многоаспектной, многовариантной, когда электронные ресурсы подразумевают договорную аналогию дистанционным цифровым формам, а расчетно-платежные стандарты все чаще обязывают банки к исполнению банковских платежных обязательств дистанционным образом, независимо от нахождения покупателя и продавца.
Транспортные, логистические компании становятся самостоятельными участниками дистанционной торговли, обеспечивая завершение цепочки электронных коммерческих операций по поставке товаров непосредственно покупателю в любой части Земного шара.
То есть электронная коммерция, электронные платежи, электронное посредничество, электронные обеспечительные меры по сделке и другие коммерческие операции на виртуальном рынке наделяются всеми признаками эффективного оптимизирующего способа реализации преимущественно трансграничных торговых отношений между субъектами, подчиненными различным юрисдикциям.
Образцами российской цифровой экономики с элементами внедрения информационных технологий в работу органов власти по осуществлению государственного контроля и надзора являются новые технологии Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Государ-
ственного пенсионного фонда, Государственного земельного кадастра и ряда других ведомств, где информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности выступают как одно из направлений реформы государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках проектов Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам16.
23 июля 2014 г. создано акционерное общество «Национальная система платежных карт», а с 1 апреля 2015 г. платежи внутри России по всем пластиковым картам, включая Visa и MasterCard, проходят через Национальную Систему Платежных Карт (НСПК), оператора платежной системы
«Мир»17.
Согласно Федеральному закону от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе» целью создания Национальной системы платежных карт (НСПК) является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. НСПК заключила несколько соглашений с MasterCard, Japan Credit Bureau и American Express о выпуске совместных карт, которые в российской инфраструктуре будут работать как «Мир», а в зарубежной как карты соответствующих платежных систем18.
С 2017 году начался массовый выпуск карт «Мир» с технологией бесконтактной оплаты товаров и услуг. АО «НСПК», оператор платежной системы «Мир», также выступает процессором для международных платежных систем.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Конвенция Организации Объединенных На- 2. Унифицированные правила для банковских пла-ций об использовании электронных сообщений в тежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment международных договорах (Нью-Йорк, 2005). http:// Obligations - ВРО), принятые Исполнительным ко-www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_ митетом Международной Торговой палаты (МТП) и commerce.htm
16 Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проектный офис Правительства. http://government.ru/department/361/events/
17 Национальная Система Платежных Карт (НСПК). Платежная система «Мир» http://www.nspk.ru/cards-mir/
18 Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115625
вступившие в силу с .01.06.2013 г. Публикация МТП № 750. иЯВРО/ВРО. https://iccwbo.org/
3. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625
4. Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base
5. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, о муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
6. Национальная Система Платежных Карт (НСПК). Платежная система «Мир». http://www.nspk.ru/cards-mir/
7. Ступаков В.И. Перспективы сотрудничества евразийских государств в развитии информационного
общества: новые векторы сотрудничества стран СНГ, БРИКС в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 3.
8. Ступаков В.И. Проблемы международной информационной безопасности в СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2014. № 1.
9. Козинец Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016 № 4.
10. Козинец Н.В. Проблемы коллизионно-право-вого регулирования отношений, возникающих в сфере трансграничной электронной торговли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015 № 6.