Петрова Г. В.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
8. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
8.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Петрова Галина Владиславовна, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО (Университет) МИД России, заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук Место работы: МГИМО (Университет) МИД России; Институт проблем безопасности СНГ
Аннотация: В статье отмечено, что международное платежно-расчетное право взаимодействует с интеграционным платежным, расчетным, валютным правом, когда возникают наднациональные нормы о платежных отношениях, платежные и валютные союзы государств в рамках интеграционных союзов, партнерств, сообществ. Показано, что большинство международных расчетов регулируется унифицированными и договорными нормами, обычаями, стандартами и принципами международного финансового оборота, которые все чаще упоминаются как lex finanziaria. Ключевые слова: международное платежно-расчетное право, национальные платежные системы, международные платежные системы.
INTERNATIONAL PAYMENT AND SETTLEMENT LAW: MODERN
DEVELOPMENT TRENDS
Petrova Galina V., Professor of the Department of Administrative and Financial Law of MGIMO University (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Deputy Director of the Institute for Security Issues of the CIS, Doctor of Law
Work place: MGIMO University (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia; Institute for Security Issues of the CIS
Annotation: The article notes that international payment and settlement law interacts with integration payment, settlement, currency law, when there are supranational norms on payment relations, payment and monetary unions of states within the framework of integration unions, partnerships, communities. It is shown that most international settlements are regulated by unified and contractual norms, customs, standards and principles of international financial turnover, which are increasingly referred to as lex finanziaria.
Keywords: international payment and settlement law, national payment systems, international payment systems.
Исследование современных механизмов правового регулирования международных платежных и расчетных отношений представляет значительный практический и теоретический интерес, как в связи с развитием клиринговых, электронных расчетов, национальных платежных систем, валютно-платежных союзов государств, так и в связи с формированием теории международного финансового права, его институтов, понятий и принципов, основанных на мировых доктринах международных расчетов и платежей в торговле, переводов инвестиционных средств и капиталов.
Международное платежно-расчетное право, как часть международного финансового права, взаимодействует и вступает в коллизии с интеграционным платежным, расчетным, валютным правом, когда возникают наднациональные нормы о платежных отношениях, платежные и валютные союзы государств в рамках интеграционных союзов, партнерств, сообществ, нацеленных на повышение эффективности национальных платежных систем и правового регулирования работы конфиденциальной информации. Платежно-расчетные отношения на национальном и международном уровне рассматриваются как «финансовые услуги» публичного и частного характера, направленные на обеспечение безналичных расче-
тов путем переводов денежных средств внутреннего и трансграничного характера.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»1.
Одной из основных форм безналичных расчетов является клиринговая форма, представляющая собой в соответствии со
1 Статья 4 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Нацио-
нальной платёжной системе»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» «определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления нет-тинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств, а также обеспечение исполнения таких обязательств»2.
Преимущественно клиринг представляет собой безналичные расчеты (платежи) на основе зачета взаимных обязательств и требований сторон сделки, когда клиринговые расчеты применяются в трансграничных клиринговых и платежных союзах, создаваемых на основе межгосударственных соглашений.
Использование клиринговых межгосударственных расчетов приняло массовый характер в связи с реформой мировой ва-лютно-финансовой системы и стремлениями государств выйти из под «долларового» влияния в международных расчетах.
Все чаще межнациональный валютный клиринг осуществляется на основе двусторонних и многосторонних соглашений между странами региональных интеграционных сообществ и союзов Азиатско-Тихоокеанского региона (АСЕАН, АТЭС, ШОС др.), Южно-Американского континента (МЕРСОСУР и др.), Африканского континента (Африканский Союз), Европейско-Азиатского региона (ЕАЭС, СНГ) и других, когда государства развивают клиринговые соглашения, погашая задолженности по внешним долгам клиринговыми расчетами, пользуясь ими фактически как выгодной формой международного кредитования.
В качестве многосторонних клиринговых союзов можно привести примеры Многостороннего клиринга Карибского сообщества, Западно-Африканскую клиринговую палату, Банк международных расчетов в Базеле. Международный клиринг как разновидность платежно-расчетных отношений непосредственно связан с рынком ценных бумаг и видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, такими как брокерская, дилерская, депозитарная, доверительное управление ценными бумагами.
Создании международных расчетно-клиринговых центров в ЕС является примером функционирования таких крупнейших центров как Euroclear и Clearstream. Система Euroclear функционирует в Брюсселе с 1968 года. Она была создана для осуществления клиринга по сделкам с ценными бумагами в соответствии с принципом DVP (поставка против платежа) без перемещения сертификатов ценных бумаг. Система была создана как дочернее отделение банка Morgan Guaranty Trust Company of New York. Система предоставляет 4 вида услуг: мультивалютный клиринг; расчеты по ценным бумагам; обычное кредитование и кредитование ценными бумагами3.
Влиятельным международным депозитарно-клиринговым центром является Clearstream, в 1995 году преобразованная в Cedel Bank, а в 2000 году действующая в качестве Cedel International слившийся с Deutsche Borse Clearing. В состав данной группы также входит LuxClear - Центральный депозитарий Люксембурга4. Clearstream зарегистрирована ЕЦБ как международная система расчетов по ценным бумагам, удовлетворя-
2 Федеральный закон « О клиринге и клиринговой деятельности» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625
3 Euroclear Bank https://www.euroclear.com/en/about/Our-clients/becoming-a-client/Euroclear-Bank.html
4 Deutsche Börse Group's clearing house / http://deutsche-boerse.com/dbg-en/about-us/deutsche-boerse-group/business-areas/clearing
ющая стандартам финансовой политики для центральных банков зоны евро.
По аналогии с Принципами международных коммерческих договоров УНИДРУА, называемыми «Lex mercatoria» в международной практике формируются Принципы регулирование трансграничных банковских расчетно-платежных операций, называемые «Lex finanziaria»5.
Как пишет В.М.Шумилов: «В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение «публичного» уровня отношений с уровнем «частным». Международные правоотношения, начинающиеся на «публичном» уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе «выходить» на «публичный» уровень. В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются в целях обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также при помощи транснационального права, обычаев делового оборота»6.
Следует отметить, что большинство международных расчетов приходится на расчетно-платежные операции коммерческих банков, деятельность которых регулируется национальным законодательством, международно-правовыми унифицированными и договорными нормами, обычаями, стандартами и принципами международного финансового оборота, которые все чаще упоминаются как lex finanziaria. Такие принципы-нормы формируются самим международным банковским бизнесом, создающим наиболее выгодные стандарты и типовые формы ведения международных сделок.
Современный этап развития платежно-расчетного права характеризуется оформлением Унифицированных правил для банковских платежных обязательств (Uniform Rules for Bank Payment Obligations), принятых Исполнительным комитетом МТП, вступивших в силу с 1 июля 2013 года. (Публикация МТП № 750) [URBPO/BPO]7. Материальное выражение ВРО заключается в специальной межбанковской электронной системе загрузки, извлечения и обработки в виде автоматического сопоставления данных по торговым операциям — «Trade Services Utility» (TSU).
BPO разработаны совместно Банковской комиссией Международной торговой палаты и Сообщества международных межбанковских финансовых телекоммуникаций - SWIFT, в результате чего под банковским платежным обязательством понимается безотзывное и независимое обязательство «обязывающего» банка уплатить по отложенному платежному обязательству по наступлению срока установленную сумму в пользу «банка-получателя» в соответствии с условиями, согласованными банками в утвержденном «базисе поставки», в том случае, если представленные в межбанковскую систему для
5 Принципы международных коммерческих договоров http://mchpravo.ru/principy-mezhdunarodnyh-kommercheskih-dogovorov.html
6 Шумилов В.М. Международное финансовое право: понятие, предмет, система // Внешнеторговое право. - 2005.- № 2
https://www.lawmix.ru/comm/1507
7 Унифицированные правила для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https://iccwbo.org/
Петрова Г. В.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
сопоставления данные по поставке соответствуют ранее установленным условиям в «базисе поставки».8 Этот новый платежно-расчетный инструмент показывает, как современные информационные технологии способны ускорять денежные переводы, изменять и усовершенствовать традиционные формы международных расчетов, упрощая мировой финансовы оборот.
Динамика развития информационных технологий становится многоаспектной, много вариантной, когда электронные ресурсы подразумевают договорную аналогию дистанционным цифровым формам, а расчетно-платежные стандарты все чаще обязывают банки к исполнению банковских платежных обязательств дистанционным образом, независимо от нахождения покупателя и продавца9.
Электронная коммерция, электронные платежи, электронное посредничество, электронные обеспечительные меры по сделке и другие коммерческие операции на «виртуальном» рынке наделяется всеми признаками «эффективного оптимизирующего способа» реализации преимущественно трансграничных торговых отношений между субъектами, подчиненны-10
ми различным юрисдикциям .
23 июля 2014 года создано акционерное общество «Национальная система платёжных карт», а с 1 апреля 2015 года платежи внутри России по всем пластиковым картам, включая Visa и MasterCard, проходят через Национальную Систему Платежных Карт (НСПК), оператора платежной системы «Мир»11.
Согласно Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» целью создания Национальной системы платежных карт (НСПК) является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. НСПК заключила несколько соглашений с MasterCard, Japan Credit Bureau и American Express о выпуске совместных карт, которые в российской инфраструктуре будут работать как «Мир», а в зарубежной как карты соответствующих платёжных систем12.
Для понимания современных особенностей международного платежно-расчетного права следует выделить несколько признаков деятельности его субъектов:
1. транснациональных характер деятельности международных клиринговых корпораций, палат, банков, их объединений;
2. международный масштаб оказания платежно-расчетных услуг денежными переводами, клирингом, поставкой ценных бумаг, финансовыми инструментами включая электронные расчеты;
3. обеспечение гарантий информационной безопасности, конфиденциальности, скорости, достоверности электронных баз данных при оказании платежных услуг;
8 Унифицированные правила для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https://iccwbo.org/
9 Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-2017.- №1 С. 42
10 Там же. С. 43
11 Национальная Система Платежных Карт (НСПК). Платежная система «Мир» http://www.nspk.ru/cards-mir/
12 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» http://www.consultant.ru/document/
cons doc LAW 115625
4. повышенные меры управления финансовыми и информационными рисками;
5. разработка унифицированных стандартов и правил поведения участников рынка международных рынков платежных услуг.
Особое место в формировании «lex finanziaria» как свода стандартов и принципов международных расчетов и платежей занимает Оэобщество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication - Система SWIFT), созданное в 1973 году в форме акционерного общества 293 банками из 15 стран. Стандартизированные межбанковские финансовые телекоммуникации становятся частью национальных платежных систем и включаются в национальное финансово-информационное регулирование государств. Эффективность норм платежно-расчетного права государств напрямую зависят от качества электронных платежных систем, их надежности, достоверности и безопасности.
Хотя Система SWIFT зарегистрирована по бельгийскому праву, штаб-квартира организации находится в Брюсселе. Это -транснациональное общество корпоративного типа, члены которого являются владельцами долей, непосредственно участвуя в управлении.
Нормы и стандарты международных денежных переводов имеют различную юридическую силу. Особенно это касается международных стандартов, которые не имеют правовой природы и должны санкционироваться государством и его центральным банком. То есть построение единой международной платежно-расчетной системы правового регулирования услуг в сфере финансовых коммуникаций на базе SWIFT направлено на минимизацию рисков расчетно-платежных операций, их удешевление и повышение эффективности. Одновременно усиливаются тенденции расширения мер ответственности за злоупотребления международным и национальным правом в этой области.
Например, в ЕС Директивами ЕС 2014-2017 годов принимаются меры защиты прав потребителей финансовых услуг и участников финансовых рынков от рисков и кризисов. Хотя в ЕС переводы платежей осуществляются как через платежные системы государств-членов, так и через общеевропейские платежные системы, общеевропейские платежные системы, как правило, ориентированы на осуществление крупных платежей и включают защиту от рисков и несостоятельности.
Одной из наиболее известных общеевропейских клиринговых систем является система TARGET (Trans-European Automated Real-time Gross Settlement Express Transfer System -Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени. Она позволяет осуществлять перевод крупных сумм евро из разных стран зоны евро в течение одного дня в целях обеспечения надежности и безопасности трансграничных платежей, содействия в становлении единой денежно-кредитной политики ЕЦБ13.
Использование системы TARGET является обязательным для всех государств, являющихся членами зоны евро. В отличие от системы EURO-1, оператором TARGET является Европейский центральный банк. Таким образом, данная система включает в себя платежный механизм ЕЦБ и национальные платежные
13 Международная платежная система TARGET https://uchebnikionline.com/finansu/platizhni_sistemi_pirig_so/mizhnarod na_platizhna_sistema_target.ht
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
системы государств-членов ЕС. В 1999 году она включала в себя ЕЦБ и 16 национальных систем государств.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О национальной платежной системе» операторы услуг платежной системы не вправе передавать информацию, связанную с переводом денежных средств, имеющего место на территории РФ, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к этой информации с территории иностранного государства (при этом, под данную норму не подпадают трансграничные переводы денежных средств). Кроме того, в соответствии с указанием Банка России от 16 декабря 2014 г. № 3493-У «Об организации взаимодействия и получении операционных услуг и услуг платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт» кредитные организации, входящие в платежные системы международных платежных карт при осуществлении переводов на территории РФ с помощью этих карт обязаны сотрудничать с операционным центром Национальной системы платежных карт и ее клиринговым центром.
Такие меры позволят обеспечить независимость внутренних платежей от внешнего влияния, а также обеспечить конфиденциальность операций на территории РФ. Важным плюсом создания независимой национальной карточной системы является и получение прибыли от платежных транзакций, до недавнего времени практически монополизированного иностранными карточными системами.
Развитие международного платежно-расчетного права идет по пути принятия международных унифицированных норм, правил, стандартов, законов государств о национальных платежных системах. Это стимулирует создание общих правовых основ функционирования зарубежных, национальных, трансграничных платежных систем, когда государства и их интеграционные объединения (ЕАЭС, ЕС) стремятся «обладать» собственной международной платежной системой, независимой от мировых систем расчетов и действующей по правилам межгосударственных соглашений в рамках платежных союзов.
Наиболее развитые трансграничные платежные системы расширяют свое влияние на зарубежные рынки, позволяя получать национальным банкам прибыль за рубежом и занимать доминирующее положение на определенных рынках. Участники международных платежных отношений получают доступ к информационным ресурсам стран, где они осуществляют транзакции и оказывают унифицированные платежные услуги. В таких условиях для каждой страны остро возникает вопрос о создании собственной платежной инфраструктуры, защищающей информационное пространство и создающей благоприятные расчетно-платежные условия для своих лиц.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85%.
Список литературы:
1. Унифицированные правила для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https://iccwbo.org/
2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_115625
3. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base
4 Национальная Система Платежных Карт (НСПК). Платежная система «Мир» http://www.nspk.ru/cards-mir/
5. Федеральный законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности и о центральном контрагенте" (последняя редакция).
6. Мансуров Г.З. Новая редакция Унифицированных правил и обычаев по документарным аккредитивам / Г.З. Мансуров // Журнал международного частного права. - 2008. - № 1.
7. Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-2017.- №1 С.36-46
8. Шамраев А. В. Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках / А. В. Шамраев; Центр исслед. платеж. систем и расчетов. М. : КноРус, 2010
9. Шумилов В.М. Международное финансовое право: понятие, предмет, система // Внешнеторговое право. - 2005.- № 2 https://www.lawmix. ш/сотт/1507
10. Платёжные и расчётные системы. Международный опыт. Выпуск 17. Прогресс в снижении расчётного риска конверсионных операций. (рус.) (Материалы Банка международных расчётов). Центральный банк Российской Федерации, 2009.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Петровой Г.В. «Международное платежно-расчетное право: современные тенденции развития» В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования норм, стандартов, принципов международного платежно-расчетного права. Показаны тенденции развития международного платежно-расчетного права, как части международного финансового права, которое взаимодействует с интеграционным платежным, расчетным, валютным правом. Отмечено как актуальны наднациональные нормы о платежных отношениях, платежные и валютные союзы государств в рамках интеграционных союзов, партнерств, сообществ, нацеленных на повышение эффективности национальных платежных систем и правового регулирования работы конфиденциальной информации.
Показано, что платежно-расчетные отношения на национальном и международном уровне рассматриваются как «финансовые услуги» публичного и частного характера. Материалы подкреплены ссылками на документы международного уровня. Высказанные выводы аргументированы теоретическими основами. Анализ проблем проведен системно и отвечает требованиям научной статьи. Статья представляет научный и практический интерес для развития науки международного финансового права и может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.
Текст статьи проверен на информационно-аналитической системе «Антиплагиат», оригинальность составляет 85%. Все необходимые ссылки на цитируемых авторов имеются.
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор, Профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина ( МГЮА)
Андреева Л.В.