МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Правовые особенности
участия Республики Армения в ЕАЭС
ХАЧАТРЯН ЭДГАР АРТУРОВИЧ
Магистр международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права
Аннотация: В статье анализируются правовые особенности участия Республики Армения в ЕАЭС. Отмечается, что участие Армении в ЕАЭС и Зоне свободной торговли СНГ способствует расширению и либерализации рынка, увеличению товарооборота и вытеснению монополий, а также является важным фактором развития экономики Армении в части повышения конкурентоспособности ее товаров и реализации существующих конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: особенности участия Республики Армения в ЕАЭС, таможенные правоотношения между Арменией и ЕАЭС.
Legal aspects of the participation of the Republic of Armenia in the EAEU
KHACHATRYAN EDGAR ARTUROVICH
Master of International Law Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, member of the Russian Association of International Law
Abstract: The article analyzes the legal features of the participation of the Republic of Armenia in the EAEC. It is noted that Armenia's participation in the EAEU and the CIS free trade zone contributes to the expansion and liberalization of the market, an increase in turnover and the displacement of the monopolies, as well as an important factor in the development of Armenia's economy in terms of improving the competitiveness of its products and the implementation of existing competitive advantages.
Key words: features the participation of the Republic of Armenia in the EAEU, customs relations between Armenia and the EAEU.
84
№3 2015
Изучение темы данной статьи целесообразно начать с истории вопроса, а именно с рассмотрения нормативно-правовой базы СНГ, так как сотрудничество именно в рамках данной организации стало благоприятной почвой для взращивания древа евразийской интеграции.
В 1994 г. был подписан Договор о свободной торговле, но не все государства - члены СНГ его ратифицировали. Этот договор фактически не работал.
В этой связи 18 октября 2011 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге в расширенном составе был подписан новый Договор о Зоне свободной торговли в рамках СНГ.
Вступление в силу Договора о Зоне свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ) расширило рынок сбыта для производителей государств-участников. Для армянских предпринимателей прежде всего появилась возможность выхода на внутренние рынки государств-участников и появились условия для более благоприятной и здоровой конкуренции и вытеснения монополий. Для самой Армении ЗСТ означало расширение и либерализацию рынка, увеличение товарооборота и вытеснение монополий. Наконец, самым важным для развития экономики Армении и других стран ЗСТ СНГ является повышение конкурентоспособности и реализация существующих конкурентных преимуществ. СНГ является общей, базовой платформой для интеграции государств-членов. Это выражается в том, что государства-члены вступают в интеграционные процессы сообща - в соответствии с Договором о зоне свободной торговли в рамках СНГ от 18 октября 2011 г., а также на базе СНГ создают иные виды и формы интеграции - Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., в которых, в частности, и Республика Армения принимает непосредственное активное участие.
1 января 2015 г., согласно подписанному 29 мая 2014 г. Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Дого-
вора о Евразийском экономическом союзе на Евразийском материке образовалось новое интеграционное экономическое объединение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В соответствии с ранее подписанным и ратифицированным Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, уже 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Республика Армения. С 2003 г. она является членом Всемирной Торговой Организации.
Членство Республики Армении в ЕАЭС имеет целый ряд особенностей, среди которых хотелось бы выделить следующие.
Армения - единственная страна в Союзе, у которой нет общих границ со странами - участницами ЕАЭС.
Временным правовым разрешением вопроса отсутствия единой государственной границы между Республикой Армения и членами ЕАЭС призвано служить Приложение № 5 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС, которым введены средства идентификации товаров ЕАЭС. Особенностью данного Приложения является то, что в соответствии с п. 5 товары Евразийского экономического союза, перемещаемые с таможенной территории ЕАЭС на таможенную территорию ЕАЭС посредством транзита по территории иностранных государств в соответствии с их таможенной процедурой таможенного транзита, не теряют статусы товаров ЕАЭС.
Статус идентификации товара ЕАЭС, перемещаемого с таможенной территории ЕАЭС на та-
85
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
моженную территорию ЕАЭС через территории третьих государств, определяется посредством нанесения на транспортные средства, контейнер или иной вид тары, убывающей с таможенной территории ЕАЭС, соответствующей маркировки. Ответственность за нанесение такой маркировки на товар несет ответственный таможенный орган в месте убытия. Также нужно упомянуть, что еще в марте 2002 г. в рамках ВТО между Грузией и Республикой Армения было подписано соглашение о свободной торговле, которое дает право Республике Армения почти беспошлинно осуществлять торговлю и транзит товаров через территорию Грузии. Нужно отметить, что при открытии железнодорожного пути между Грузией и Россией, грузоперевозки на территории ЕАЭС будут осуществляться значительно проще.
Другой особенностью правового характера является то, что у Республики Армении товары национального рынка меньше защищены от вмешательства внешних факторов, чем у других стран - участников ЕАЭС.
Разрешению вопроса наименьшей защищенности национального рынка от вмешательства внешних факторов в рамках ЕАЭС служат Приложения № 3 и № 4 к Договору о присоединении. В частности, Приложением № 3 к Договору о присоединении определены условия и переходные положения участия Республики Армения в ЕАЭС. Раздел III указанного Приложения регулирует вопросы таможенных правоотношений между Республикой Армения и другими государствами -участниками ЕАЭС. Лицам, занятых в сфере таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, лица осуществляющие хранение на таможенных складах, лица учреждающие магазины беспошлинной торговли), имеющие гражданство Армении, предоставляется особый правовой режим регулирования:
• таможенные брокеры, лица осуществляющие хранение на таможенных складах, лица, учреждающие магазины беспошлинной торговли, имеют право на протяжении 18-месячного срока с даты
вступления в силу Договора о ЕАЭС осуществлять свою деятельность в рамках ранее установленных нормативных предписаний и норм законодательства Республики Армения;
• таможенные перевозчики обладают тем же самым правом на осуществление своей деятельности, но в рамках шестимесячного срока1.
Определенного рода изъятия предусмотрены и для таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, а также уполномоченных экономических операторов, которые учреждаются в Республике Армения с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС. Данные изъятия выражаются в том, что названные лица не уплачивают таможенные пошлины и налоги, предусмотренные п. 3 ст. 13, п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса Таможенного союза, являющегося неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., равно как и (или) не предоставляют договор страхования риска своей гражданской ответственности, что предусмотрено п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 24 и п. 2 ст. 29 Таможенного кодекса Таможенного союза, в рамках определенных сроков:
• для таможенных представителей, владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения имеется возможность неисполнения вышеназванных требований Таможенного кодекса Таможенного союза в течение 18 месяцев с даты вступления Договора о ЕАЭС в силу;
• для таможенных перевозчиков и уполномоченных экономических операторов предусмотрены схожие изъятия сроком на шесть месяцев с даты вступления Договора о ЕАЭС в силу2.
1 Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014 г.) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 169854/?frame=3 // (дата обращения 01.04.2015 г.)
2 Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014 г.) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 169854/?frame=3 // (дата обращения 01.04.2015 г.)
86
№3 2015
Для определения круга вышеназванных лиц в соответствии с ч. 2 п. 4 Приложения № 3 к Договору о присоединении таможенные органы Республики Армения предоставляют в Евразийскую экономическую комиссию списки вышеуказанных лиц с целью последующего формирования их реестра1.
Помимо вышеназванного Приложением № 3 к Договору о присоединении предусмотрен ряд изъятий в части перевозки товаров под таможенным контролем соответствующих органов Республики Армения, что также является особенностью членства Республики Армения в ЕАЭС. Данная особенность выражается в том, что товары, на которые компетентными органами Республики Армения были приняты провозные листы до вступления Договора о ЕАЭС в силу, получают разрешение на таможенный транзит и перевозятся по территории Республики Армения на основе соответствующих нормативно-правовых актов Республики Армения, равно как и если перевозка данных товаров еще не была окончена до момента вступления Договора о ЕАЭС в силу.
Данное Приложение включает особенности таможенно-тарифного регулирования участия Республики Армения в ЕАЭС. Выражается это в том, что в п. 40 Приложения № 3 к Договору о присоединении установлен особый правовой режим применения ставок ввозных таможенных пошлин в рамках перечня товаров, предусмотренного Приложением № 4 к Договору о присоединении, отличных от ставок пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Ставка ввозных таможенных пошлин по перечню Приложения № 4 к Договору о присоединении в виде возрастающей шкалы в соответствии с таблицей № 1 в приложении к данной работе.
Республика Армения является «старейшим» среди членов ЕАЭС членом ВТО. В этой связи вопросы членства Армении в ЕАЭС по понятным
1 Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014 г.) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 169854/?frame=3 // (дата обращения 01.04.2015 г.)
причинам не отражены в Протоколе присоединения страны к ВТО.
Вопрос членства Республики Армения в ЕАЭС как члена ВТО урегулирован Разделом IV Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В соответствии с п. 38 указанного Раздела IV, ввиду присоединения Республики Армения к ЕАЭС должны быть проведены переговоры с членами ВТО по изменению тарифных обязательств Республики Армения в соответствии с правилами ВТО, а также п. 4 ст. 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 24 мая 2011 г. Переговоры будут проводиться уполномоченной делегацией на основании директив, которые утверждаются и корректируются Советом Евразийской экономической комиссии. При этом открытым остается вопрос о том, насколько будут результативными переговоры и положительны их результаты для интересов Республики Армения.
Обязательства Республики Армения, предусмотренные докладом рабочей группы о присоединении к ВТО, не являются частью нормативно-правовой системы ЕАЭС.
В этом состоит существенное отличие статуса обязательств Армении от обязательств Российской Федерации, которые являются частью правопорядка ЕАЭС.
Данный вопрос пока не разрешен в практическом плане. У Республики Армения с ВТО есть пока неразрешенная проблема относительно ввозных таможенных тарифов. Представляется, что следствием этого может быть следующая ситуация: в случае принятия Евразийской экономической комиссией решений, нарушающих обязательств Армении, как они предусмотрены Докладом, и в случае признания таких мер Органом по разрешению споров (ОРС) ВТО как неправомерных, Армения может столкнуться с проблемой имплементации решения ОРС ВТО в правопорядке ЕАЭС ввиду того, что у ЕЭК отсутствует юридическое обязательство по соблю-
87
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
дению обязательств Республики Армения по Докладу. Это может привести к фрагментации правопорядка ЕАЭС и проблемам выполнения Республикой Армения своих обязательств в рамках ВТО.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что правовой статус членства Республики Армения в ЕАЭС имеет ряд особенностей, оформленных в виде международно-правовых норм, при подписании Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В заключение хотелось бы отметить, что это немногие из тех проблем правового регулирования членства Армении в ЕАЭС, которые были предметом данного исследования. Тема глубока и широка, остается много неясностей, проблем как теоретического, так и практического характера.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в
г. Минске 10.10.2014 г.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_169854/?frame=3 // (дата обращения 01.04.2015 г.)
88