Научная статья на тему 'Особенности международного права Республики Армения в контексте ее участия в евразийском экономическом Союзе'

Особенности международного права Республики Армения в контексте ее участия в евразийском экономическом Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ИНТЕГРАЦИЯ АРМЕНИИ В ЕАЭС / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL TREATY / THE INTEGRATION OF ARMENIA TO THE EEU

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масесов Артем Николаевич

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования отношений Армении с иностранными государствами средствами международного права и особенности интеграционных процессов Армении и ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of International Law of the Republic of Armenia in the Context of its Participation in the Eurasian Economic Union

Candidate of law, associate Professor the Department of criminal law disciplines of the Institute of Economics and entrepreneurshipAbstract: the article considers the peculiarities of international legal regulation of the relations of Armenia with foreign countries by means of international law and especially the integration processes of Armenia and the EAEU.

Текст научной работы на тему «Особенности международного права Республики Армения в контексте ее участия в евразийском экономическом Союзе»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Особенности международного права Республики Армения в контексте ее участия в Евразийском экономическом союзе

МАСЕСОВ АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института экономики и предпринимательства, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования отношений Армении с иностранными государствами средствами международного права и особенности интеграционных процессов Армении и ЕАЭС.

Ключевые слова: международное право, международный договор, интеграция Армении в ЕАЭС

Features of International Law of the Republic of Armenia in the Context of its Participation in the Eurasian Economic Union

MOSESOV ARTEM NIKOLAEVICH

Candidate of law, associate Professor the Department of criminal law disciplines of the Institute of Economics and entrepreneurship

Abstract: the article considers the peculiarities of international legal regulation of the relations of Armenia with foreign countries by means of international law and especially the integration processes of Armenia and the EАЕU.

Key words: international law, international Treaty, the integration of Armenia to the EEU

92

№2 2015

С 1 января 2015 г. Армения вошла в состав Евразийского экономического союза, а Соглашение об этом было подписано еще в октябре прошлого года. Общих границ с Таможенным союзом у Армении нет. С Россией, например, она разделена Грузией и Азербайджаном. По этой причине в договоре о присоединении оговаривается особый порядок прохождения грузов и товаров между иностранными государствами и членами союза. Переходный период для адаптации законодательства, унификации таможенных правил и техрегламентов рассчитан на восемь лет. Кроме того, в этом году к ЕАЭС присоединилась и Киргизия, которая подписала соответствующий договор в конце декабря 2014 г.

Международное право Армении является гарантом ее внешнеполитической стабильности. Закон Республики Армения от 22 февраля 2007 г. «О международных договорах Республики Армения» № 3Р-123-Н (в ред. 2014 г.) регулирует отношения, связанные с заключением международного договора Республики Армения: его подготовкой, ведением по нему переговоров и согласованием текста, подписанием, внесением на ратификацию и утверждение, присоединением к международному договору, вступлением в силу, регистрацией и учетом, выполнением международного договора, приостановлением, прекращением его действия или денонсацией, а также другие связанные с этим отношения. Его действие распространяется на договоры, заключенные между Республикой Армения и другими субъектами международного публичного права, а также образованиями, к которым относятся международные межправительственные организации.

Вступление Армении в ЕАЭС является важным этапом расширения международного евразийского экономического сотрудничества государств.

История армянского народа может быть выражена в следующем формате: после первых веков, окутанных туманом, наступил «непрочный расцвет», а все последующее представляет собой

непрерывную череду успехов и драматических переживаний. И между тем никогда Армения не поддавалась «отчаянию», всегда умела пользоваться обстоятельствами, чтобы интенсифицировать международную торгово-экономическую деятельности и находить наибольшее применение для развития своей государственности. И сейчас вступление в ЕАЭС можно рассматривать как новую веху истории Армении. Но международное право Армении и России требует сближения понятий и принципов в интересах стабильности участия в ЕАЭС.

Международный договор Республики Армения - это письменное соглашение, подписанное в порядке, установленном Конституцией Республики Армения, нормами международного публичного права между Республикой Армения и субъектом международного права, а также международной организацией или объединением, предусмотренным законом о международных договорах, вступившее в силу и ставшее обязательным для Республики Армения, которое в связи с определенным международным договором предметом регулирования устанавливает для сторон договора права и обязанности, изменяет или прекращает их.

Он имеет несколько признаков:

1. Международным договором Республики Армения считается также вступивший в силу международный договор, к которому Республика Армения присоединилась в порядке, установленном нормами международного права.

2. Международным договором Республики Армения считается также заключенный в установ-

93

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ленном порядке договор о внесении изменений или дополнений в международный договор.

3. Международным договором Республики Армения считается любое письменное соглашение, оформленное в виде договора, соглашения, конвенции, меморандума, протокола или в виде документа с другим наименованием, или которое выражено обменом нотами либо письмами.

4. Международный договор может быть оформлен в виде одного общего документа или двух и более взаимосвязанных и неотделимых друг от друга документов.

Однако международным договором не считается договор, регулирующий административные, технические либо организационные или какие-либо другие аналогичные вопросы, который хотя и заключен между субъектами международного договора и устанавливает для них права и обязанности, изменяет или прекращает их, однако, вследствие преследования цели его разового применения либо применения в течение определенного срока, немедленно прекращает свое действие либо преследует цель осуществления подготовительных работ, направленных на заключение конкретного международного договора, и который не содержит положений, противоречащих законам Республики Армения, нормативным правовым актам Президента Республики Армения, Правительства Республики Армения или Премьер-министра Республики Армения либо положений о внесении изменений и (или) дополнений в эти действующие акты, либо о при-

нятии новых актов, либо о ратификации или об утверждении этого договора.

К разряду международных организационных договоров, относится, в частности, договор, который:

1) предусматривает проведение конференций, семинаров, курсов и других аналогичных мероприятий, включая предоставление информации, проведение исследования по какому-либо вопросу или группе вопросов;

2) заключается как предварительный договор для подготовки к заключению соответствующего международного договора в целях предоставления иностранными государствами, их кредитными организациями или международными кредитными организациями кредитных средств, предусмотренных в части бюджетных поступлений, установленных законом Республики Армения о государственном бюджете на данный год;

3) преследует цель подготовки Республики Армения к членству в международной организации и, по существу, не решает вопроса членства в подобной организации юридически.

Президент Армении Серж Саргсян рассматривает ЕАЭС как основной формат развития предсказуемых и максимально выгодных для участников объединения отношений, основанных на принципах свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Он отмечал, что у членства Армении есть своя специфика - это отсутствие общей границы с другими членами ЕАЭС. Однако это не помешает интеграции Армении в единые системы регулирования, системы транспорта, энергетики, телекоммуникаций, финансов, формируемые на общем экономическом пространстве. Армения, опираясь на свой опыт и конкурентные преимущества, в том числе и посредством продолжения институциональных и структурных реформ, внесет свою лепту в дело укрепления евразийского интеграционного пространства.

В феврале 2015 г. Президент Армении Серж Саргсян подписал Указ о реализации единой экономической политики в рамках международного

94

№2 2015

экономического сотрудничества. Решение было принято исходя из необходимости координации и гармонизации сотрудничества армянских госструктур с ЕАЭС, международными экономическими структурами, а также Европейским союзом. Указом предусмотрено, что все работы по координации сотрудничества государственных органов с международными финансовыми и экономическими организациями, объединениями и союзами будет осуществлять Министерство международной экономической интеграции и реформ. В частности, министерство будет координировать деятельность государственных органов со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, ЕАЭС, а также с региональными и международными экономическими структурами и союзами. На министерство возложены полномочия по координации экономических вопросов с ЕС, программе действий политики Европейского соседства, экономическим вопросам в рамках обязательств страны перед ЕС.

Армения защищает свою безопасность, участвуя в международном сотрудничестве. В январе 2015 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения. Согласно этому Соглашению спорные вопросы разрешают военные суды и органы военной прокуратуры, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, создаваемые для обслуживания воинских формирований, а также военные коменданты, командиры воинских частей (как органы дознания), находящиеся на российской военной базе. В Республике Армения подобные вопросы разрешают суды, органы прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности, органы дознания Министерства обороны Республики Армения, другие административные органы, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые Договором.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.