Научная статья на тему 'Модернизация сотрудничества полиции, общественных объединений и средств массовой информации как фактор укрепления конституционного правопорядка в России'

Модернизация сотрудничества полиции, общественных объединений и средств массовой информации как фактор укрепления конституционного правопорядка в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
571
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / УКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА / CONSTITUTIONAL ORDER MAINTENANCE / SOCIAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Викторович

Рассматриваются организационно-правовые основы и ведущие направления сотрудничества органов внутренних дел и общественных формирований, включая средства массовой информации, в условиях укрепления конституционного правопорядка. Вырабатываются оптимальные формы и направления сотрудничества полиции и общественности в сфере обеспечения правопорядка посредством совершенствования законодательного регулирования их взаимодействия, стимулирования участников такого сотрудничества на эффективное взаимодействие в сфере обеспечения конституционного правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of cooperation between police, social associations and mass media as a factor of strengthening constitutional order in Russia

The article considers the organizational and legal basis and leading types of cooperation between the Interior agencies, social associations, including mass media, under the constitutional law and order maintenance. The author develops optimal forms and directions of police public cooperation in public order maintenance through the improved legislative regulation of their interaction, stimulation of participants of this cooperation to effectively interact in providing constitutional law and order.

Текст научной работы на тему «Модернизация сотрудничества полиции, общественных объединений и средств массовой информации как фактор укрепления конституционного правопорядка в России»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

УДК 342 © А. В. Безруков, 2016

Модернизация сотрудничества полиции, общественных объединений и средств массовой информации как фактор укрепления конституционного правопорядка в России

А. В. Безруков

Рассматриваются организационно-правовые основы и ведущие направления сотрудничества органов внутренних дел и общественных формирований, включая средства массовой информации, в условиях укрепления конституционного правопорядка. Вырабатываются оптимальные формы и направления сотрудничества полиции и общественности в сфере обеспечения правопорядка посредством совершенствования законодательного регулирования их взаимодействия, стимулирования участников такого сотрудничества на эффективное взаимодействие в сфере обеспечения конституционного правопорядка.

Ключевые слова: конституция, законодательство, сотрудничество, полиция, общественные объединения, средства массовой информации, правопорядок, укрепление конституционного правопорядка.

Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка включает в себя множество субъектов его обеспечения, в том числе государственные и негосударственные структуры правоохранительной направленности, эффективность функционирования которых обусловлена конструктивным и организационно выстроенным сотрудничеством

Признавая человека, его права и свободу высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), органы внутренних дел занимают важнейшее место в государственном механизме, выполняют важнейшие правоохранительные функции по обеспечению конституционной законности и правопорядка . В соответствии со ст. 30, ч . 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в работе государственных органов, в деятельности общественных формирований, в том числе правоохранительной направленности

Конституция РФ возлагает на Правительство РФ функцию по обеспечению и охране общественного порядка (п . «е» ч . 1 ст . 114), а на органы местного самоуправления — непосредственное осуществление охраны общественного порядка (ч . 1 ст. 132) . Вместе с тем Конституция РФ (п . «б» ч . 1 ст . 72) защиту прав

и свобод человека и гражданина и обеспечение правопорядка относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает взаимное осуществление федеральными и региональными органами государственной власти деятельности по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка . Такая деятельность должна эффективно осуществляться во взаимодействии государственных органов, в первую очередь правоохранительных структур, с общественными объединениями, в том числе правоохранительной направленности

Модернизация органов внутренних дел предполагает наличие действенного механизма обеспечения правопорядка, в котором полиция занимает важнейшее место, выполняя одну из ключевых задач по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ) .

Целевое предназначение правопорядка включает в себя обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, что предполагает участие в конституционно-правовом механизме его обеспечения как государственных, так и негосударственных структур . Поэтому обоснованно мнение, что государственная система обеспечения правопорядка не

может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан 1 . Перед ними стоит задача занять собственное место среди политико-правовых институтов, отвечающее, с одной стороны, внутренним потребностям и интересам, а с другой — потребностям и интересам всего общества. Такая двойственная задача позволяет отнести деятельность общественных объединений к политической системе, которая устанавливает рамки взаимодействия государственных органов с участниками общественно-политических отношений 2 .

Взаимодействие полиции с общественностью преследует цель расширить социальную базу правопорядка, активизировать различные формы самоуправления граждан в правоохранительной деятельности, расширить круг субъектов обеспечения правопорядка и способствовать снижению криминальных проявлений Предметом взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере обеспечения правопорядка является организационно-правовое регулирование совместной деятельности данных структур по его обеспечению 3 .

Таким образом, эффективность обеспечения правопорядка правоохранительными органами (в первую очередь полицией) достигается посредством их конструктивного сотрудничества с общественными формированиями. Для установления такого эффективного взаимодействия необходима соответствующая правовая база, которая в целом достаточно сформирована . В числе таких нормативных правовых актов — Конституция РФ; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции»; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 21 июля 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»; Федеральный закон от 4 апреля 2005 г «Об Общественной палате Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 4 апреля 2006 г. «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»; Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» и др

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (ст. ст. 5-7) общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей в различных организационно-правовых формах

(общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия) . Заметное место среди них занимают общественные организации правоохранительной направленности, которые по своей природе призваны активно сотрудничать с правоохранительными органами, в том числе в сфере обеспечения правопорядка

При этом законодатель общественные объединения, участвующие в обеспечении правопорядка, подразделяет на две группы: 1) общественные объединения правоохранительной направленности, не имеющие членства общественные объединения, сформированные по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка; 2) народные дружины, основанные на членстве общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»)

На современном этапе в деятельности полиции одним из важнейших принципов, обеспечивающих ее поворот к общественности и человеку, его правам и свободам, выступает общественное доверие и поддержка граждан (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О полиции») Реализация данного принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции в целом и имиджа органов внутренних дел

Таким образом, законодатель ориентирует полицию на взаимодействие с общественными объединениями, что находит отражение в законодательно установленной системе принципов участия граждан в охране общественного порядка (ст. 4 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка») В их числе: принципы добровольности; законности; приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными государственными, правоохранительными органами, органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий полиции, иных правоохранительных, государственных и местных органов власти Кроме того, органы внутренних дел в состоянии инициировать создание новых, развитие действующих общественных объединений, а также координировать объединение их усилий 4 .

К принципам взаимодействия полиции с общественными структурами в системе обеспечения правопорядка можно отнести принципы: систем-

ности и регулярности; открытости и доверительности; взаимопонимания, уважения и ответственности участников взаимодействия; паритета, согласованности и координации в совместной работе; научной обеспеченности, плановости и законности; взаимопомощи, сотрудничества и поддержки при решении задач по обеспечению правопорядка . Из перечисленных принципов магистральными являются доверие и партнерство, которые в комплексе формируют идеальную модель конструктивного сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений 5 . Следовательно, полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться к формированию общественного доверия, поддержки ее населением, сохраняя правопорядок, соблюдая и обеспечивая конституционные права граждан, продуктивно осуществляя сотрудничество с общественными институтами

Вопросам взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями уделено значительное внимание в научной литературе, где большинство авторов приходит к выводу о значимости взаимодействия как условия эффективного осуществления своих функций правоохранительными органами и общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка Причем создание общественных объединений правоохранительной направленности, активное привлечение граждан к охране общественного порядка (добровольные народные дружины, патрулирование и обход территории и пр ) и эффективное взаимодействие полиции с общественными формированиями различной направленности способствуют как повышению профилактики противоправных проявлений и преступности, так и минимизации условий и сокращению количества правонарушений в целом

Исследователи зарубежного опыта взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями приходят к еще более категоричным выводам о роли общественности в деятельности полиции Например, исследователь опыта Кыргызстана К . И . Усенов отмечает, что органы внутренних дел Кыргызстана без опоры на общественность не в состоянии эффективно осуществлять служебную деятельность 6 .

Есть основания утверждать, что совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в определенной степени позволяет достичь положительного результата при комплексной оценке ситуации С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой — сотрудники полиции с учетом всех обстоятельств дают конструктивную, компетентную оценку произошедшему 7.

В литературе предлагается множество форм и направлений сотрудничества органов внутренних дел с общественными формированиями В числе оптимальных направлений и форм такого взаимодействия можно выделить следующие:

— совместный анализ состояния правопорядка и динамики правонарушений;

— оперативный обмен информацией и положительным опытом, содействие по информированию и повышению юридической грамотности населения;

— участие в подготовке и экспертизе документов, аналитических обзоров и проектов правовых актов;

— разработку и реализацию совместных целевых программ в сфере обеспечения правопорядка;

— создание специальных советов, комитетов, комиссий, информационно-аналитических центров по взаимодействию полиции и общественных структур в сфере обеспечения правопорядка;

— планирование и проведение совместных мероприятий (в том числе семинаров, конференций, круглых столов) по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений;

— координацию усилий при выполнении программ по защите прав и свобод граждан;

— обучение членов общественных объединений формам и методам охраны правопорядка;

— привлечение общественных формирований к выполнению программ и проведению мероприятий по обеспечению правопорядка;

— мониторинг общественного мнения о деятельности полиции;

— содействие полиции в охране общественного порядка (проведение совместных рейдов, патрулирования, дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов), пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений;

— осуществление общественного контроля за работой полиции (например, общественные советы при территориальных органах внутренних дел);

— информирование граждан о деятельности полиции и общественных объединений в сфере борьбы с нарушениями правопорядка, в том числе с использованием возможностей сети Интернет;

— взаимодействие с религиозными, национальными организациями и средствами массовой информации;

— профилактику экстремизма, проведение профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально-негативной среде;

— участие в правовой и воспитательной работе с сотрудниками полиции, профилактике нарушений

законности среди личного состава, комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей;

— поощрение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка;

— отчет полиции перед населением о проделанной работе и др. 8

В определенной мере обозначенные направления сотрудничества нашли отражение в ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Среди направлений содействия гражданам полиции и иным правоохранительным органам законодатель устанавливает: информирование полиции и иных правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участие в мероприятиях по охране общественного порядка и в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий; участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в соответствующих правоохранительных органах

На практике складываются различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы, студенческие отряды охраны общественного порядка и др , которые формируются и функционируют во многих субъектах РФ 9 . Именно с их помощью ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных правонарушений 10 . Органами внутренних дел в России осуществляется тесное сотрудничество с почти 1000 общественных объединений, что обусловливает актуальность систематизации таких формирований общественных объединений п.

Некоторые авторы обращаются к перспективности форм взаимодействия общественных формирований с органами внутренних дел посредством местного самоуправления, подчеркивая подчинение правоохранительных структур органам местного самоуправления 12. Однако в современных условиях такой посыл вряд ли возможен с учетом централизации полиции и сомнительности перспектив создания муниципальной милиции . Другие исследователи, делая акцент на взаимодействии органов внутренних дел и средств массовой информации, обоснованно замечают, что они ориентированы на выполнение главной задачи — обеспечение правопорядка 13 .

Действительно, роль средств массовой информации весьма значима в механизме их взаимодействия с органами внутренних дел, поскольку первые во многом оказывают влияние на формирование общественного мнения населения о полиции Средства массовой информации выступают инструментом профилактики преступности и правонарушений, информируют органы государственной власти, правоохранительные структуры и общественность о состоянии законности и правопорядка 14 . Механизм взаимодействия органов внутренних дел со СМИ определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов управления: принципов, методов, организационной структуры и кадрового управления 15 . Специфика ведомственного нормативно-правового регулирования такого взаимодействия отмечена смещением обязанностей к ОВД, а правомочий — к СМИ, что не позволяет вести речь о сбалансированном взаимодействии 16 .

Среди направлений взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации выделяются:

— организация своевременного информирования общественности и сотрудников ОВД о результатах служебной деятельности и важнейших событиях жизни Министерства;

— формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел;

— организация и координация работы ведомственных средств массовой информации, оказание им методической помощи;

— информирование руководства Министерства об освещении в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел 17.

Оптимизация взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации зависит от отношений сотрудничающих сторон, наличия знаний, опыта, умений и навыков, и, главное, понимания сути и значимости такого сотрудничества Исследователи правосознания молодежи предлагают активнее включать в механизм такого сотрудничества молодежь, отмечая, что подразделения ОВД должны эффективнее использовать возможности СМИ, способствуя повышению участия молодежи в деятельности по охране правопорядка 18 .

Важную роль в механизме взаимодействия полиции и общественных формирований в сфере обеспечения правопорядка играют общественные советы . В соответствии с ч . 2 ст. 20 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» и ч . 8 ст. 9 Федерального закона «О полиции», Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» Общественный совет при МВД России и обществен-

ные советы при территориальных органах МВД России образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных формирований и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции

Часть 7 ст. 9 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции

Между тем в ст. 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» закреплено, что общественный контроль осуществляется за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, других правоохранительных органов Среди форм общественного контроля законодатель устанавливает осуществление общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, иные формы, а также предусматривает его проведение в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др Субъектами общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел в соответствии со ст 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля» являются Общественная палата Российской Федерации; общественные пала-

ты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных и региональных органах, включая МВД России и его территориальные органы

Однако представляется необходимым включить в перечень таких субъектов (ст 9) также общественные объединения и граждан, что следует из содержания и целей общественного контроля, а название закона, учитывая его достаточно детальное содержание, уточнить, исключив из него слова «основы» Например, Федеральный закон от 7 мая 2013 г. «О парламентском контроле», регламентирующий такой контроль на федеральном уровне, вовсе не исключает осуществление этого контроля в субъектах РФ, которые принимают соответствующие законы и закрепляют подобные вопросы в регламентах своих законодательных органов, развивая положения федерального закона Следует расширить и объекты общественного контроля, включить в их число не только публичные институты, а также коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых может причинить общественный вред

Таким образом, современные тенденции общественно-государственного развития ориентируют публичную власть и общественность находить точки соприкосновения и вырабатывать эффективные формы и модели конструктивного сотрудничества, тем самым модернизируя механизм их взаимодействия Для этого необходимо создать условия посредством законодательного регулирования вопросов сотрудничества органов внутренних дел и общественных организаций, установления четких критериев эффективности их сотрудничества, стимулирования сторон для повседневного совместного решения задач и осуществления функций, направленных на качественное обеспечение конституционного правопорядка в России

1 Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы) : автореф. дис .... канд. юрид. наук. М. , 2008. С. 14.

2 Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013 . № 12. С. 1139-1140.

3 Герасименко А. Н. Указ . соч. С. 15-21.

4 Ревин И. А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении безопасности в СевероКавказском регионе : автореф . дис . ... канд . юрид . наук . М. , 2004 С 8-9

5 Сходные соображения высказывались в литературе. См . , напр. : Овчинников О. А., Овчинникова Л. И. Осущест-

вление охраны общественного порядка негосударственными субъектами правоохранительной направленности. М. , 2008. С. 85-87 ; Усенов К. И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка : дис . ... канд. юрид. наук. М. , 2014. С. 161-162.

6 Усенов К. И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка : авто-реф . дис . ... канд . юрид . наук. М . , 2014 . С. 14 .

7 Киричёк Е. В. Указ . соч. С. 1141-1142.

8 Многие из таких форм взаимодействия в том или ином виде предлагались в литературе . См . , напр . : Герасименко А. Н. Указ . соч . С. 15-17, 46-47, 73-74 ; Стахов Я. Г. Организационно-правовой механизм взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в городе, районе : автореф . дис . ... канд. юрид . наук. М . , 1991 . С. 7-8, 13-15 ; Калюжный А. Н. Административно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации : дис . ... канд. юрид. наук. М. , 2008. С. 118-123 ; Киричёк Е. В. Указ . соч . С. 1145-1147 ; Маслов А. Е. Взаимодействие негосударственных объединений граждан правоохранительной направленности с органами внутренних дел в охране общественного порядка . М . , 2011 . С. 64-68 ; Павловский В. В. Взаимодействие общества и полиции в обеспечении правопорядка: теоретический и историко-правовой анализ : дис . ... канд юрид наук Краснодар, 2010 С 18

9 Щелкунова М. В. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики : сб . ст. (по мат-лам междунар. науч. -практ. конф . в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.) . М. , 2009. С. 350-351.

10 О статистических данных и разновидностях таких общественных формирований подробнее см . : Герасименко А. Н. Указ . соч . С. 13-14 ; Киричёк Е. В. Указ . соч . С. 1142-1144 ; Иванова В. С. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России : автореф дис . канд юрид наук Рязань, 2007 С 18-19

11 Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал . 2012. № 1. С. 22-23.

12 Ревин И. А. Указ . соч. С. 21-22.

13 Калюжный А. Н. Указ . соч . С. 38 .

14 Там же. С. 111-112.

15 Сочнев Д. В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи : дис . д-ра социол наук М , 2004 С 7-8

16 Там же С 20-21

17 Благоразумный А. А., Коробов В. Б. Организация общественных связей органов внутренних дел М , 2003 С. 76-77.

18 Сочнев Д. В. Указ соч С 267-272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.