Научная статья на тему 'Правовые основы регулирования иностранных инвестиций в республике Узбекистан'

Правовые основы регулирования иностранных инвестиций в республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1260
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестор / иностранные инвестиции / объекты и субъекты инвестиционной деятельности. / инвестор / хорижий инвестициялар / инвестицион фаолиятнинг объект- лари ва субъектлари / меъёрий-ҳуқуқий тартибга солиш / investor / foreign investment / object and subject of investment activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелибаева Гульнара Ачиловна, Рахманов Баходир Бахтиярович

В статье основной акцент авторы делают на регулирование иностранных инвестиций в Республике Узбекистан. Под этим углом рассмотрены такие ключевые вопросы как выбор оптимальной формы организации бизнеса, налогообложение, льготы и преференции субъектам предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR FOREIGN INVESTMENT REGULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In this article the authors paid attention to foreign investment regulation in the Republic of Uzbekistan. From that point of view the issues of an optimal form of business organization, taxation, benefits and preferences to businesses are considered.

Текст научной работы на тему «Правовые основы регулирования иностранных инвестиций в республике Узбекистан»

МЕЛИБАЕВА Гульнара Ачиловна,

Ташкентский государственный институт востоковедения, заведующая кафедрой «Экономика Китая», кандидат экономических наук, доцент;

РАХМАНОВ Баходир Бахтиярович,

Ташкентский государственный институт востоковедения, старший научный сотрудник-исследователь

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

УДК: 339.9

МЕЛИБАЕВА Г.А., РАХМАНОВ Б.Б. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ХОРИЖИЙ ИНВЕСТИЦИЯЛАРНИ ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ ЦУЦУЦИЙ АСОСЛАРИ

Мак,олада Узбекистон Республикасида хорижий инвестицияларни тартибга солиш маса-лалари тах,лил этилган. Шу нуктаи назардан бизнесни ташкил этишнинг оптимал шаклла-рини танлаш, тадбиркорлик субъектларини соликка тортиш, уларга бериладиган имтиёзлар ва преференциялар урганиб чикилган.

Таянч иборалар: инвестор, хорижий инвестициялар, инвестицион фаолиятнинг объект-лари ва субъектлари, меъёрий-х,укукий тартибга солиш.

МЕЛИБАЕВА Г.А., РАХМАНОВ Б.Б. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

В статье основной акцент авторы делают на регулирование иностранных инвестиций в Республике Узбекистан. Под этим углом рассмотрены такие ключевые вопросы как выбор оптимальной формы организации бизнеса, налогообложение, льготы и преференции субъектам предпринимательства.

Ключевые слова: инвестор, иностранные инвестиции, объекты и субъекты инвестиционной деятельности.

MELIBAEVA G.A., RAKHMANOV B.B. LEGAL BASIS FOR FOREIGN INVESTMENT REGULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In this article the authors paid attention to foreign investment regulation in the Republic of Uzbekistan. From that point of view the issues of an optimal form of business organization, taxation, benefits and preferences to businesses are considered.

Keywords: investor, foreign investment, object and subject of investment activity.

Иностранные инвестиции играют существенную роль в экономическом развитии Республики Узбекистан на протяжении последних 15 лет. За этот период были приняты меры по либерализации экономики, созданию благоприятных нормативно-правовых условий для инвесторов.

Сегодня в нашей республике мы наблюдаем весьма интенсивные процессы либерализации экономики, которые направлены не только для привлечения иностранных инвесторов, но и в целом для улучшения делового климата, а вместе с тем, на новый уровень все чаще поднимаются вопросы эффективности нормативно-правовой базы для инвесторов. Не случайно, в своем выступлении Президент нашей страны Ш.М.Мирзиёев отметил, что «ключевым фактором является дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке, модернизация и диверсификация секторов и отраслей экономики, расширение экспортного потенциала, усиление инвестиционной активности»1.

Как известно, инвестиционные отношения между субъектами мирового хозяйства невозможны без нормативно-правового регулирования. Особую значимость этому вопросу придает тот факт, что законодательная база инвестиционного регулирования влияет на поведение инвесторов. В связи с этим, актуально рассмотреть взаимоотношения инвестора и государства через призму законодательства Республики Узбекистан.

Высокая эффективность вложенных инвестиций являются результатом оптимального взаимодействия двух главных составляющих: государства и инвестора. Государство, явля-

1 http://www.ut.uz/ru/eshyo/vybory-2016/shavkat-mirziyeev-prevratim-tashkent-v-odin-iz-samykh-krasivykh-i-komfortnykh-megapolisov-mira/

ясь главным реформатором экономических реформ в Узбекистане, устанавливает и регулирует инвестиционную политику, а инвестор, в свою очередь, обязуется выполнять свои обязательства перед государством. В результате данного взаимодействия, улучшается деловая и инвестиционная среда, осуществляется приток инноваций и капитала, проводятся модернизация и диверсификация отраслей, повышается уровень занятости и доходов населения.

Аналитические данные на рисунке 1 показывают динамику притока инвестиций в основной капитал Республики Узбекистан.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2697 от 23 декабря 2016 г. «Об инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2017 год», планируется освоить иностранных инвестиций на сумму 4,505 млрд. долл. США по 199 инвестиционным проектам2.

За счет иностранных кредитов под гарантии правительства в 2017 году планируется освоить 1854,4 млн. долл. США по 79 инвестиционным проектам и привлечь прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на сумму 2,65 млн.долл.США по 120 инвестиционным проектам. Наибольший объем иностранных инвестиций планируется освоить в топливно-энергетическом комплексе, химической и нефтехимической и металлургической про-

2 Согласно сайту: https://mfd.ru/news/view/?id = 2155982&сотрапук1=9

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 2

Рисунок 1. Объем инвестиций в основной капитал Республики Узбекистан в 2015 году

(млрд. долл. США)1

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

мышленности - 2,47 млрд. долл. США по 37 проектам. При этом, за счет ПИИ зарубежные компании планируют вложить. 1,97 млрд. долл. США в 20 проектов нефтегазовой отрасли2.

Вместе с тем, текущее состояние инвестиционной законодательной базы создает вокруг инвесторов ряд вопросов, среди которых:

1) централизация полномочий. Во многих развитых странах мира (Франция, Германия, США и др.) регулирование иностранных инвестиций, т.е. разработка, проведение инвестиционной политики и ее стимулирование осуществляется государственными органами на местах. В случае Узбекистана, такой процесс строго контролируются регуляторами, которыми и определяется инвестиционная политика, тогда как государственным органам на местах остается выполнять вопросы налогообложения, предоставлять гарантию и защиту для справедливой

1 Источник: составлено авторами на основе данных Госкомстата РУз. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. 2016 г., стр.7 http://91.206.121.217/TpApi/ Upload/7e2a6f39-1d69-4812-85ef-8fcd2956cd68/ Economics_Uzbekistan_2015.pdf

2 Согласно сайту: https://mfd.ru/news/view/?id = 2155982&со1ГфапуИ = 9

деятельности субъектов предпринимательства, а также информацию для инвесторов;

2) большое количество регуляторов создают в деятельности инвесторов определенные сложности, связанные с их деятельностью. К примеру, в Китае действуют всего два регулятора: Государственный комитет по развитию и реформам КНР и Министерство коммерции КНР, что намного упрощает взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности;

3) наличие административных барьеров, в частности усложненный порядок привлечения иностранной рабочей силы; отсутствие правовых норм, регулирующих деятельность филиала (возможность присуждения филиалам статуса юридического лица);

4) несовершенная процедура регистрации субъектов предпринимательства прямых иностранных инвестиций.

В процессе исследования и написания статьи использованы материалы нормативно-правовой базы Республики Узбекистан, в частности Законы Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. №609-1 «Об иностранных инвестициях»; от 24.12.1998 г. №719-1 «Об инвестиционной деятельности»; от 30.04.1998 г. №611- I «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»; от 30.08.1995 г. №110-1 «О концессиях» , а также ряд указов

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 2

Президента и постановлений Правительства Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»1, вопросы регулирования иностранных инвестиций в Узбекистане находятся в совместном ведении нескольких государственных органов: Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, Министерства юстиции Республики Узбекистан и др. и представлены в таблице 12.

Кабинет Министров Республики Узбекистан, как ведущий исполнительный орган правительства в сфере экономического и инвестиционного развития, разрабатывает политику оказания благоприятных условий инвестирования, создает соответствующий деловой климат, вместе принимает меры по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке; в сфере регулирования концессионных отношений разрабатывает программы в рамках эффективной концессионной деятельности и др3.

Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, в свою очередь, выполняет ряд задач в сфере регулирования внешнеэкономической и инвестиционной политики:

- нормативно-правовое регулирование;

- экспертиза и учет договоров, контрактов и соглашений; регистрация иностранных и международных организаций и их аккредитация;

- определение порядка выдачи лицензий на экспорт-импорт товаров;

- создание организаций по страхованию экспортных программ и иностранных инвестиций и др.

Регистрация предприятий с иностранным капиталом и регистрация изменений в предприятиях с иностранным капиталом утверждается Министерством юстиции Республики Узбекистан и управлениями на местах4.

На практике это означает, что предприятия с иностранным капиталом должны зарегистрироваться в уполномоченных органах республики, получить разрешение на осуществление своей деятельности. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах (общества с ограниченной ответственностью, товарищества, акционерного общества, дочернего предприятия, унитарного предприятия, совместного предприятия), не противоречащих законодательству Республики Узбекистан5.

В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы республики, дальнейшего укрепления системы гарантий и льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями принят Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10.04.2012 г.

Согласно данному документу предприятия с иностранным капиталом имеют ряд преференций. В частности:

1 Закон Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. №719-1 «Об инвестиционной деятельности».

2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться и в других формах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

3 Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1995 г.

№110-1 «О концессиях».

4 Приложение 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.08.2003 г. № 357 «Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов».

5 Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. №609-1 «Об иностранных инвестициях».

6 Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 г. №719-1 «Об инвестиционной деятельности».

Таблица 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности1

Регуляторы Вопросы регулирования

Кабинет Министров Республики Узбекистан, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан Разработка предложений по совершенствованию законодательной базы инвестиционной деятельности

Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан Применение налоговой системы, дифференцирующей налогоплательщиков и объекты налогообложения, ставки налогов и льготы по ним

Кабинет Министров Республики Узбекистан Применение ускоренной амортизации основных фондов

Уполномоченные органы Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам установления норм, правил и стандартов Установления норм, правил и стандартов

Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан) Применение антимонопольных мер

Центральный банк Проведение кредитной политики

Министерство экономики Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Узбекистан Проведение политики ценообразования

Кабинет Министров Республики Узбекистан Определение условий владения и пользования землей и другими природными ресурсами

Кабинет Министров Республики Узбекистан Установление механизмов экспертизы инвестиционных проектов

Кабинет Министров Республики Узбекистан Мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу Республики Узбекистан

1) при инвестировании не менее 5 млн. долларов США, в течение 10 лет, данный иностранный субъект имеет право уплачивать налоги и других иных отчислений по тарифам, действующим на дату их государственной регистрации;

2) при инвестировании более 50% от стоимости инвестиционных проектов эквивалентом 50 млн. долларов США, расходы на проведение соответствующих работ по установке внешних инженерно-коммуникационных сетей осуществляются за счет бюджетных средств и других источников финансирования.

С подробным перечнем льгот и преференций можно ознакомиться в приложении 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434. В этом Указе определен перечень основных гарантий, льгот и преференций, установленных для

иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями1.

Особые условия регулирования иностранных инвестиций существуют в специальных экономических зонах, функционирующих на территории Республики Узбекистан. В настоящее время на территории республики действуют 3 специальных экономических зон: СИЭЗ «Джизак»2, СИЭЗ «Ангрен»3, СИЭЗ «Навои»4, где действует особый правовой режим.

1 Указ Президента Республики Узбекистан от

10.04.2012 г. №УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций».

2 Указ Президента Республики Узбекистан от

18.03.2013 г. №УП-4516 «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак».

3 Указ Президента Республики Узбекистан от 13.04.2012 г. №УП-4436 «О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен».

4 Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 г. №УП-4059 «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области».

Свободная индустриально-экономическая зона «Джизак» создана в целях формирования благоприятных условий по привлечению инвестиций для создания высокотехнологичных продукций с высокой добавленной стоимостью. Данная СИЭЗ создана в рамках Меморандума взаимопонимания по реализации проекта создания Узбекско-Китайского промышленного парка в Узбекистане. На территории специальной зоны упрощен порядок создания предприятий, в том числе предприятий с иностранным капиталом1, а также субъекты освобождаются от уплаты налогов сроком от 3 до 7 лет в зависимости от объема инвести-ций2.

Свободная индустриально-экономическая зона «Ангрен» по форме, функциям и задачам похожа на СИЭЗ «Джизак», единственной отличительной особенностью СИЭЗ «Ангрен» является наличие центра логистики. Условия регулирования иностранных инвестиций те же самые.

Свободная индустриально-экономическая зона «Навои» отличается от двух предыдущих условиями регулирования, к примеру, здесь действуют особый валютный режим для инвесторов. Льготный период освобождения от уплаты налогов - от 7 до 15 лет. Местоположение данной СИЭЗ также имеет ряд преимуществ. Во-первых, СИЭЗ расположена вблизи от международного аэропорта, автомагистрали Е-40 и железнодорожных путей международного значения. Во-вторых, мультимодальный транспортно-логистический узел Навои дает возможность инвесторам эффективно осуществлять свою деятельность, выходить беспрепятственно на другие соседние международные рынки.

В перспективе также намечено создание 4 СИЭЗ на производственных площадках «Ургут», «Хазарасп», «Коканд» и «Гиджуван»3. Оче-

1 См. пункт 6 Указа Президента Республики Узбекистан «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак».

2 См. пункт 5 Указа Президента Республики Узбекистан «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак».

3 http://uza.uz

видно, что условия регулирования инвестиций различаются от территориальной принадлежности предприятия, от объемов инвестиций и направлений инвестиций.

В целом анализ нормативно-правового регулирования инвестиционных отношений позволил сделать следующие выводы и предложения.

Необходима, на наш взгляд, децентрализация полномочий по инвестиционной активности уполномоченных государственных органов. Государственное регулирование иностранных инвестиций должно осуществляться на региональном или территориальном уровне, тогда как мониторинг и контроль должен осуществляться центральной властью. Данные полномочия должны быть предоставлены государственным органам на местах, отражены в соответствующих нормативно-правовых актах и подкреплены ресурсной базой.

Упростить административные барьеры, в частности в вопросах привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы в отдельно взятых регионах, где уровень привлечения иностранных инвестиций очень низок по сравнению с другими регионами республики.

Внести поправки в нормативно-правовые акты, в части касающейся вопросов регистрации субъектов прямых иностранных инвестиций. Было бы целесообразно, на наш взгляд, сократить количество государственных органов по регистрации субъектов предпринимательства.

Предложенные меры, в свете осуществляемых экономических реформ, будут способствовать улучшению инвестиционного климата и прозрачной деятельности субъектов ПИИ, что, в конечном счете, повысит оценку нашей страны в глобальном рейтинге по бизнес регулированию «Doing business» за 2016 г. (82 место)4.

4 http://russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/uzbekistan

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 2

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 г. №719-1 «Об инвестиционной деятельности». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 10.

2. Закон Республики Узбекистан от 30.08.1995 г. №110-1 «О концессиях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 185.

3. Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. №609-1 «Об иностранных инвестициях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 г. №УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 15, ст. 167.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 18.03.2013 г. №УП-4516 «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 12, ст. 151.

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 13.04.2012 г. №УП-4436 «О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 16, ст. 17.

7. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 г. №УП-4059 «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 49, ст. 478.

8. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 г. № УП-4931 «О создании свободных экономических зон «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 3, ст. 40.

9. Приложение 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 г. №357 «Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.