https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11 -3-65-69 Оригинальные статьи / Original Articles
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 378
Фалькина Т. Ю.1
1 Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО "УралГУФК" 620146, Россия, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85
Аннотация.
Актуальность. В статье рассматриваются положения, связанные со стратегическим планированием в сфере физической культуры и спорта. Уделяется внимание анализу основных принципов в указанной сфере. Рассматривается миссия государства на основе основополагающих актов. Автор обращает внимание на целевые показатели реализации программных документов. В статье исследуются позиции ученых в рассматриваемой сфере.
Цель исследования - изучение особенностей стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта на уровне Свердловской области.
Методы и организация исследования. Автор анализирует проблемы формирования целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта и их воплощение в фундаментальных правовых актах. Отмечена необходимость учета отдельных положений стратегических актов с целью повышения эффективности политики государства в сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Механизмы реализации Стратегии строятся на основе достижения эффективности расходов при реализации мероприятий приоритетных направлений. Стратегия дополнена информацией о программах и проектах, их территориальной привязке. Отмечается, что определение основных направлений государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта и их обоснования во многом влияют на эффективность политики государства в сфере социально экономической жизни.
Выводы. Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы необходимо развивать в регионе инфраструктуру сферы ФК и С и обеспечить сохранение темпов за счет строительства и реконструкции малобюджетной спортивной инфраструктуры шаговой доступности, создаваемой с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Ключевые слова: стратегическое планирование, целевые показатели, нормативно-правовое обеспечение, правовая основа, образование, физическая культура и спорт.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Для цитирования Фалькина Т.Ю. Правовые основы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на примере Свердловской области // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023. Л1. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-65-69
Дата поступления статьи: 15.05.2023.
Дата принятия статьи к публикации: 28.08.2023
Дата публикации статьи: 03.09.2023
Информация для связи с автором: [email protected]
THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION
Tatyana Yu. Falkina 1
1 Еkaterinburg Institute of Physical Culture 85 Shaumyan str., Yekaterinburg, Russia 620146
Annotation.
Relevance. The article discusses the provisions related to strategic planning in the field of physical culture and sports. Attention is paid to the analysis of the basic principles in this area. The mission of the state is considered on the basis of fundamental acts. The author draws attention to the target indicators for the implementation of program documents. The article examines the positions of scientists in the field under consideration.
The purpose of the study is to study the features of strategic planning in the field of physical culture and sports at the level of the Sverdlovsk region.
Methods and organization of research. The author analyzes the problems of forming the goals of state policy in the field of physical culture and sports and their implementation in fundamental legal acts. It is noted that it is necessary to take into account certain provisions of strategic acts in order to increase the effectiveness of state policy in the field of physical culture and sports.
The results of the study and their discussion. The mechanisms for implementing the Strategy are based on achieving cost effectiveness in the implementation of priority areas. The strategy is supplemented with information about programs and projects, their territorial alignment. It is noted that the definition of the main directions of state regulation in the field of physical culture and sports and their justification largely affect the effectiveness of state policy in the field of socio-economic life.
Conclusions. In order to maintain positive dynamics and sustainable development of physical culture and sports in the coming years, it is necessary to develop the FC and C infrastructure in the region and ensure that the pace is maintained through the construction and reconstruction of low-budget sports infrastructure within walking distance, created taking into account the needs of people with disabilities and the disabled.
Keywords: strategic planning, targets, regulatory support, legal framework, education, physical culture and sports.
Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest
For citation: Falkina T.Y. The legal basis for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports on the example of the Sverdlovsk region // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2023. T11. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-65-69
Date of receipt of the article: 15.05.2023
Date of acceptance of the article for publication: 28.08.2023
Date of publication of the article: 03.09.2023 Information for contacting the author: [email protected]
Введение
Совершенствование стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта (далее - ФК и С) на региональном уровне имеет огромное значение для всей отрасли в целом.
В целом развитие ФК и С на всей территории Российской Федерации, так и ее субъектов подвержено влиянию глобализации. Позитивные характеристики интеграционных процессов в сфере ФК и С
связаны с популяризаций здорового образа жизни, улучшением качества жизни, развитием спортивной инфраструктуры и т.п.
Принятие Стратегии развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года стало логическим продолжением развития ФК и С на региональном уровне.
Основной целью нашего исследования является изучение особенностей
стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта на уровне Свердловской области.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использовались теоретико-правовой анализ и обобщение нормативных правовых актов и других источников.
Результаты исследования и их обсуждение.
В Стратегии развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года [1] намечены основополагающие пути совершенствования ФК и С, определены наиболее важные задачи его организации и управления. Стратегия рассматривает ФК и С как сферу социальной деятельности, которая требует особой системы правового регулирования и эффективной системы управления.
Стратегия основывается на указах Президента Российской Федерации, федеральном и региональном законодательстве.
В Стратегии определяются предпосылки, цели и задачи; дана оценка текущей ситуации в сфере ФК и С; анализируются вопросы организации физкультурно-спортивной работы с населением Свердловской области; раскрываются вопросы развития спортивной инфраструктуры; отражено развитие отдельных видов спорта; раскрыто развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений и т.д.
Особое внимание в Стратегии отводится технологии (механизмам) ее реализации на основе программно-целевого метода. Здесь особая роль отводится Совету стратегического развития Министерства физической культуры и спорта Свердловской области.
Механизмы реализации Стратегии строятся на основе достижения эффективности расходов при реализации мероприятий приоритетных направлений. Стратегия дополнена информацией о программах и проектах, их территориальной привязке.
Целью государственной политики в области физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в
том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта [4].
По мнению М.Г. Вулах, в разработке и принятии актов в сфере ФК и С активное участие должны принять региональные (государственные и муниципальные) спортивные органы [5].
Косова Ю.А. считает, что основными направлениями реформирования и развития ФК и С являются: выстраивание целой системы информационно-пропагандистской политики и создание новой национальной системы развития спорта [6].
Еще один важный акт на уровне рассматриваемого региона - это закон Свердловской области от 16.07.2012 № 70-ОЗ (ред. 19.04.2023) «О физической культуре и спорте в Свердловской области» [2].
При помощи данного нормативного акта регламентированы такие вопросы, как: принципы законодательства в сфере ФК и С; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; организация деятельности в области ФК и С; вопросы государственной поддержки и социальной поддержки в сфере ФК и С; финансовое и иное обеспечение ФК и С.
Среди важных принципов в сфере ФК и С обозначены такие положения, как: обеспечение права каждого на доступ к ФК и С; единство нормативной базы в сфере ФК и С; сочетание регулирования со стороны государства и саморегулирования в области ФК и С; обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан; непрерывность и преемственность физического воспитания граждан и т.д.
Среди полномочий государственных органов определяются правомочия Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области, областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере физической культуры и спорта. Широко представлены права и обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований.
Глава закона, посвященная организации деятельности в сфере ФК и С, раскрывает: 1) правовой статус спортивных федераций Свердловской области, обозначает особенности их государственной аккредитации; 2) юридическую природу спортивных сборных команд и специфику их формирования; 3) характеристику календарного плана официальных мероприятий в сфере ФК и С; 4) систему и организацию спортивной подготовки.
Особое внимание законодательный акт уделяет вопросам физической культуры и спорта в системе образования. Среди мер поддержки выделяются: 1) денежное содержание; 2) премии; 3) компенсации расходов на оплату обучения; 4) компенсация расходов на оплату заболеваний и трамв и другие меры.
Большое значение отводится подзаконному нормотворчеству, в частности, По-
становлению Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. № 1332-ПП (ред. от 30.03.2023) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2027 года» [3]. Данная программа содержит 9 подпрограмм.
Выводы. Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы необходимо развивать в регионе инфраструктуру сферы ФК и С и обеспечить сохранение темпов за счет строительства и реконструкции малобюджетной спортивной инфраструктуры шаговой доступности, создаваемой с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов..
© Татьяна Юрьевна Фалькина, 2023 © ЕИФК, 2023
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегии развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р// Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 30.09.2022).
2. Закон Свердловской области от 16.07.2012 № 70-0З (ред. 19.04.2023) «О физической культуре и спорте в Свердловской области» // СПС Гарант.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. № 1332-ПП (ред. от 30.03.2023) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2027 года» // СПС Гарант.
4. Бугаев Д.А. Правовые основы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Форум молодых ученых 2019. 6(34). С. 269/ [Электронный ресурс]. URL: http://forum nauka.ru (дата обращения: 30.09.2022).
5. Вулах М.Г. Проблемы совершенствования российского спортивного законодательства // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2010.
6. Косова Ю.А. Современное состояние отрасли физической культуры и спорта и пути ее реформирования // Транспортное дело в России. 2019.
REFERENCES
1. Strategies for the development of physical culture and sports in the Sverdlovsk region for the period up to 2035. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated November 24, 2020// Ministry of Sports of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030 / (date of application: 30.09.2022).
2. The Law of the Sverdlovsk region dated 07/16/2012 No. 70-0Z (ed. 04/19/2023) "On physical culture and sports in the Sverdlovsk region" // SPS Garant.
3. Resolution of the Government of the Sverdlovsk Region dated 10/29/2013 No. 1332-PP (as amended on 30.03.2023) "On approval of the state program of the Sverdlovsk region "Development of physical culture and sports in the Sverdlovsk region until 2027" // SPS Garant.
4. Bugaev D.A. The legal foundations of the implementation of state policy in the field of physical culture and sports // Forum of Young scientists 2019. 6(34). p. 269/ [Electronic resource]. URL: http://forum nauka.ru (date of application: 30.09.2022).
5. Vulakh M.G. Problems of improving Russian sports legislation // Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University. 2010.
6. Kosova Yu.A. The current state of the physical culture and sports industry and the ways of its reformation // Transport business in Russia. 2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Фалькина Татьяна Юрьевна
кандидат юридических наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» Екатеринбург, Россия Вклад в работу 100%
Tatyana Y. Falkina
Cand Sci., Assoc. Prof. Еkaterinburg Institute of Physical Culture Еkaterinburg, Russia Contribution to the work 100%