УДК 342.97
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-74-84
правовой статус саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда
Мхитарян Ю.И.
Международный институт качества бизнеса
123423, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 32, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуется, насколько правовой статус саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда способствует минимизации и исключению риска причинения вреда жизни и деятельности человека и каким он должен быть для обеспечения целей деятельности саморегулируемой организации. Приводится анализ правовых аспектов статуса саморегулируемой организации в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда на примере строительного комплекса. Автор приходит к выводу, что правовой статус исследуемых саморегулируемых организаций выполняет важную роль в регулировании предпринимательских отношений, минимизации и устранении рисков причинения вреда.
Ключевые слова: совокупность прав и обязанностей, правосубъектность, правоспособность, защита прав, законные права и обязанности.
LEGAL sTATUs of sELF-REGULAToRY oRGANIZATIoNs
in the spheres of economic activity with an increased risk of harm infliction
Yu. Mkhitaryan
The International Business Quality Institute
32, Narodnogo Opolcheniya ul, Moscow, 123423, Russian Federation
Abstract. The article studies how the legal status of self-regulatory organizations in the spheres of economic activity with an increased risk of harm infliction promotes minimization and elimination of the risk of inflicting harm to life and activity of a person and what kind of legal status is required for providing the purposeful activity of a self-regulatory organization. The analysis of legal aspects of the status of self-regulatory organization is provided in the spheres of economic activity with an increased risk of harm infliction by the example of a construction industry. The author comes to the conclusion that the legal status of self-regulating organizations in the sphere of economic activity with an increased risk of inflicting harm performs an important role in regulating entrepreneurial relationships, minimizing and eliminating harm infliction.
Key words: the aggregate of rights and duties, legal personality, legal capacity, protection of rights, legitimate rights and duties.
© Мхитарян Ю.И., 2017.
vzv
Государство и общество обязаны осуществлять меры по предупреждению причинения вреда здоровью, жизни и деятельности человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц, памятникам, охраняемым законом ценностям. Для минимизации и исключения риска в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда должно применяться саморегулирование как современное направление регулирования гражданско-правовых, предпринимательских отношений. Успешность деятельности саморегулируемых организаций определяется совокупностью прав и обязанностей, присущих их правовому статусу.
Регулирование предприниматель -ских отношений в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда должно находиться под особым контролем общества и государства. Развитие саморегулирования позволяет регулировать предпринимательские отношения на новом уровне. Но как определяется статус саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда? Способствует ли он регулированию предпринимательских отношений для минимизации или исключения риска причинения вреда здоровью, жизни человека, гражданина, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц, другим охраняемым законом ценностям?
Правовые вопросы совершенствования государственной политики исследовались в научных трудах М.Ю. Викторова, А.Н. Ларионова, А.Ю. Романова и др. [1; 2; 3; 7; 8; 9; 11; 13; 14; 15], но в них не исследовались
правовые аспекты, определение статуса саморегулируемой организации.
Экономическая деятельность в градостроении, в строительном комплексе относится к сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда по многим причинам, и прежде всего потому, что каждый второй смертельный случай в производстве происходит в строительном комплексе [12]. Строительная отрасль относится к числу самых коррумпированных отраслей национальной экономики [4] и т. д.
Требования к некоммерческой организации для приобретения статуса саморегулируемой указаны в основном в ст. 55.2 «Приобретение статуса саморегулируемой организации», ст. 55.4 «Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации» Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) [5].
Согласно ст. 55.2 ГрК РФ [5] статус саморегулируемой может приобрести некоммерческая организация в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных ст. 55.1 настоящего кодекса:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров) при условии и соответствии требованиям, установленным ст. 55.4 ГрК РФ [5].
Согласно ст. 55.4 ГрК РФ «Требования к некоммерческой организации» [5] требования для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования отличаются от требований, необходимых для ассоциаций (союзов) в сфере строительства, реконструкции, капитального строительства.
Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия её следующим требованиям:
• объединение в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации на основании договора подряда для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно выполняющими инженерные изыскания или осуществляющими подготовку проектной документации;
• наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном ст. 55.16 ГрК РФ [5];
• наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со ст. 55.5 ГрК РФ [5] являются обязательными (табл. 1).
Требования к некоммерческой организации, осуществляющей строительство, для приобретения статуса СРО существенно и необъяснимо отличаются от требований, предъявляемых к некоммерческой организации в целях приобретения статуса СРО в области проектирования и изысканий (табл. 2).
Таблица 1
Требования к ассоциации (союзу) для получения статуса СРО в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования
№№ п/п Требования к организации Номер статьи ГрК РФ Краткое содержание
1 Количество членов п. 1 ч. 1 ст. 55.4 < 50 членов индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц
1а Дополнительное требование ч. 2 ст. 47; ч. 4 ст. 48 Наличие 2 специалистов в области организации инженерных изысканий или проектирования
2 Компенсационный фонд возмещения вреда ч. 10 ст. 55.16 Размер устанавливается в зависимости от уровня ответственности по объёмам работ Уровень ответственности Размер взносов
< 25 млн руб. 50 тыс. руб.
< 50 млн руб. 150 тыс. руб.
< 300 млн руб. 1 млн руб.
> 300 млн руб. 1 млн руб.
3 Наличие стандартов и внутренних документов ст. 55.5 Наличие стандартов, внутренних документов
Таблица 2
Требования к ассоциации (союзу) для получения статуса СРО в области строительства
№№ п/п Требования к организации Номер статьи ГрК РФ Краткое содержание
1 Количество членов п. 1 ч. 3 ст. 55.4 Не менее 100
1а Дополнительные требования ч. 2 ст. 52 В каждой организации 2 специалиста по организации строительства
2 Компенсационный фонд возмещения вреда ч. 12 ст. 55.16 Уровень ответственности Размер взноса
< 60 млн руб. 100 тыс. руб.
< 500 500 тыс. руб.
< 3 млрд руб. 1,5 млн руб.
< 10 млрд руб. 2 млн руб.
>10 млрд руб. 5 млн руб.
3 Наличие стандартов и внутренних документов п. 4 ч. 3 ст. 55.4 Стандарты Требования
4 Отсутствие территориальных подразделений, обособленных филиалов, представительств п. 2 ч. 3 ст. 55.4 Отсутствие территориальных подразделений, обособленных филиалов, представительств
5 Требование к членам организации п. 1 ч. 3 ст. 55.4 Регистрация в том же субъекте РФ, что и СРО
Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии её соответствия следующим требованиям:
- объединению в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ;
- отсутствию у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;
- наличию у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном ст. 55.16 ГрК РФ;
- наличию у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соот-
ветствии со ст. 55.5 ГрК РФ являются обязательными [5].
Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии её соответствия следующим требованиям: объединению в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда; индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (п. 1.1 ст. 55.4 ГрК РФ) [5].
Проблема первая. Саморегулируемые организации контролируют деятельность своих членов. При выполнении работ в области инженерных изысканий организация может осуществлять 6 видов работ, при выполнении работ в области архитектурно-строительного проектирования - 13 видов работ, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта - 34 вида работ. Следовательно, трудоёмкость работ по регулированию и контролю в области строительства значительно выше, чем в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования - соответственно в 3,5 и 2,6 раза.
Требование о том, что для обеспечения безопасности и качества работ в строительные СРО должны входить вдвое больше членов, чем в СРО в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования, не имеет
логического обоснования. Для достижения законодательно установленных целей регулирования отношений по предупреждению причинения вреда в строительной СРО количество членов должно быть или такое же, как в СРО по инженерным изысканиям и архитектурно- стр оительному пр оектиро -ванию, или в два раза меньше.
Проблема вторая. Некоммерческие организации, которые могут получить статус саморегулируемой, - это ассоциации (союзы). А деятельность ассоциаций (союзов) регулируется не только законами, но и Конституцией Российской Федерации, международным правом.
Цели, которые решают ассоциации (союзы) в соответствии со ст. 121 ГрК РФ, - объединение юридических лиц и (или) граждан, координация их предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданскую ответственность в соответствии с целями создания и деятельности, установленными их уставами.
Определенная ст. 55.4 ГрК РФ [5] норма принципиально меняет координаты правовой системы Российской Федерации. Она лишает ассоциации (союзы) гражданских прав: в её состав не могут входить индивидуальные предприниматели, юридические лица, если они зарегистрированы в другом субъекте Российской Федерации, т. е. за пределами субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована саморегулируемая организация.
Членами саморегулируемой организации могут быть только юридические лица и индивидуальные предпри-
ниматели, зарегистрированные в том субъекте РФ, в котором зарегистрирована такая СРО. Очевидно, что это является нарушением гарантированного единства экономического пространства, свободы экономической деятельности, лишением предпринимателей права на свободу объединения, принуждением их к вступлению в объединение, имеющее статус саморегулируемой организации, по месту нахождения юридического адреса.
Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 87 от 09.07.1948 о свободе ассоциаций и защите права на организацию, в которой определено право предпринимателей создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации. Ст. 15 Конституции РФ [10] определено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные требования, чем предусмотрены федеральным законом, применяются правила международного договора.
В этой же статье указано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на территории всей страны, а принимаемые законы не должны противоречить Конституции РФ.
Предприниматели имеют гражданские права на объединение в ассоциации (союзы). Свобода объединений, которая рассматривается во всем мире как важный социальный механизм взаимодействия власти и предпринимателей, гарантируется Российской Феде-
vzv
рацией и охраняется международным правом. С введением ст. 55.4 ГрК РФ [5] эти достижения государственного управления обществом и экономикой становятся недоступными для реализации в строительной отрасли.
Многие ассоциации (союзы) получили статус объединений работодателей, деятельность и правовой статус которых регулируется отдельным федеральным законом [16]. Но для подтверждения получения статуса саморегулируемой организации в строительном комплексе их гражданские права также оказались ограниченными.
Тем самым нарушается основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст. 8 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, свобода экономической деятельности. Это одна из 16 статей Конституции РФ, определяющих основы конституционного строя.
Таким образом, ст. 55.4 ГрК РФ нарушены основные начала гражданского законодательства - равенство отношений участников, регулируемых ГрК РФ, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, свобода перемещения товаров и услуг на территории страны (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [6]), общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В ст. 7 Гражданского кодекса РФ [6] определено, что если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Ст. 9 Гражданского кодекса РФ [6] предоставляет юридическим лицам право по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права. Требования к членству индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в саморегулируемых организациях в пределах того субъекта РФ, в котором зарегистрирована такая СРО, приводит к роспуску специализированных (отраслевых) СРО, успешно функционирующих с 2009 г. по принципу единства отрасли (СРО строителей атомных объектов, СРО дорожных строителей, СРО строи -телей объектов связи и информационных технологий, СРО строителей нефтегазовых компаний и т. д.) и обеспечивающих безопасность на объектах капитального строительства с учётом их отраслевых особенностей.
Обязательства по обеспечению безопасности капитального строительства энергетических систем, систем ядерной энергетики, путей сообщения, связи и т. д., находящихся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ [10]), обеспечиваются деятельностью отраслевых саморегулируемых организаций на территории всей страны.
Нарушение гражданских прав ассоциаций (союзов), объединений работодателей, предпринимателей недопустимо. Необходимо восстановить нарушенные гражданские права ассоциаций (союзов), предпринимателей путём внесения соответствующих изменений в законодательство или на основе судебного решения.
Таким образом, важной составляющей совершенствования законодательства становится изменение нормы ГрК РФ, устанавливающей ограничения на право строителей на объединения в соответствии с Конституцией РФ и нормой международного договора. На законодательном уровне необходимо внести следующие изменения:
• предоставить право отраслевым (специализированным) ассоциациям, союзам, действующим в пределах нескольких субъектов Российской Федерации, получать статус саморегулируемых организаций в строительной отрасли и осуществлять деятельность на территории всех субъектов Российской Федерации;
• предоставить право индивидуальным предпринимателям и (или) юридическим лицам входить в состав отраслевых (специализированных) саморегулируемых организаций независимо от их юридического адреса.
Выводы
1. Правовой статус саморегулируемых организаций в сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда выполняет важную роль в регулировании предпринимательских отношений, минимизации и устранении причинения вреда.
2. Сложившийся способ определения правового статуса саморегулируемых организаций в многоотраслевом строительном комплексе не позволяет в полной мере решить правовую задачу по регулированию предпринимательских отношений, защите жизни и деятельности человека.
3. Требования к количеству членов в СРО и строительном комплексе должны быть такими же, как к количеству членов в СРО инженерных изысканий и архитектурного проектирования, или вдвое меньше. Требования к правовому статусу в строительном комплексе к членам СРО относительно места их юридической регистрации и к членам СРО инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства не могут отличаться друг от друга.
4. Применяемый способ установления правового статуса саморегулируемых организаций ограничивает гражданские права юридических и физических лиц, снижает возможность осуществления мер по предупреждению причинения вреда.
5. Правовой статус саморегулируемых организаций не может изменить гражданские права ассоциаций, союзов, объединений работодателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булдаков Д.О. К вопросу о саморегулировании в сфере строительства // Юрист. 2009. № 8. С. 50-56.
2. Бутаева Е.М. Совершенствование законодательства о саморегулировании - основной путь развития строительной отрасли // Современное право. 2011. № 11. С. 95-99.
3. Викторов М.Ю. и др. Саморегулирование в строительной отрасли: учебно-практическое пособие для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций / под ред. М.Ю. Викторова, А.Н. Ларионова. М.; СПб: ИМКА-Медиа, 2010. 507 с.
4. Глава МВД отметил коррумпированность госзакупок, строительства и медицины [Электронный ресурс] // Коммерсант: [сайт] URL: http://www.kommersant.ru/ doc/3107722 (дата обращения: 11.10.2017).
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Ершов О.Г. Саморегулируемые организации в строительстве: вопросы страхования ответственности участника по строительным подрядам // Правовые вопросы строительства. 2010. № 2. С. 7-12.
8. Замышляев Е.В. Имущественная ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов в случае причинения вреда третьим лицам // Правовые вопросы строительства. 2012. № 2. С. 16-22.
9. Иванов А.В. Саморегулирование строительной деятельности: развитие, вопросы, пути решения // Юрист. 2013. № 11. С. 18-22.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
11. Мхитарян Ю.И. Градостроительная политика Российской Федерации: новые подходы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9. С. 102-108.
12. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101-107.
13. Мхитарян Ю.И. Системный подход к совершенствованию имущественной ответственности в строительной отрасли // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 85-88.
14. Романов Ю.А. Правовое положение саморегулируемых организаций в строительной сфере по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.
15. Российская архитектурно-строительная энциклопедия / гл. ред. Е.В. Басин. Т. 14. Саморегулирование в строительной сфере России М.: Бумажная галерея, 2011. 400 с.
16. Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4741.
REFERENCES
1. Buldakov D.O. [The Issue of Self-Regulation in Construction Sector]. In: Yurist [Lawyer],
2009, no. 8, pp. 50-56.
2. Butayeva E.M. [Improving the Legislation on Self-Regulation is the Main Way of Construction
Industry Development]. In: Sovremennoepravo [The Modern Law], 2011, no. 11, pp. 95-99.
3. Viktorov M.Yu. et al. Samoregulirovaniye vstroitel'noy otrasli [Self-Regulation in Construction
Industry]. Moscow, St. Petersburg, IMKA-Media Publ., 2010. 507 p.
4. [The Head of the Ministry of Internal Affairs Claimed Corruption in Public Procurement,
Construction and Medicine]. In: Kommersant. Available at: http://www.kommersant.ru/ doc/3107722 (accessed: 11.10.2017).
5. [The Town-Planning Code of the Russian Federation dated 29.12.2004 no. 190-FZ (ed. from
29.07.2017) (revised, amended and enforced on 11.08.2017)]. In: Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii [Collection of the Russian Federation Legislation], 2005, no. 1 (p. 1), art. 16.
6. [The Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated 30.11.1994 no. 51-FZ (as amended on 29.07.2017) (revised, amended and enforced on 06.08.2017)]. In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of the Russian Federation Legislation], 1994, no. 32, art. 3301.
7. Yershov O.G. [Self-Regulatory Organization in Construction: Issues of Liability Insurance of
Participants under Construction Contracts]. In: Pravovye voprosy stroitel'stva [Legal Issues of Construction], 2010, no. 2, pp. 7-12.
8. Zamyshlyaev E.V. [The Liability of Self-Regulating Organizations in Construction Industry
for the Obligations of its Members in Case of Inflicting Harm to the Third Parties]. In: Pravovye voprosy stroitel'stva [Legal Issues of Construction], 2012, no. 2, pp. 16-22.
9. Ivanov A.V. [Self-Regulating Construction Activities: Development, Issues, Solutions]. In:
Yurist [Lawyer], 2013, no. 11, pp. 18-22.
10. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (as amended, Amended Laws of the Russian Federation on the Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 no. 6-FKZ, dated 30.12.2008 no. 7-FKZ, dated 05.02.2014 no. 2-FKZ, dated 21.07.2014 no. 11-FCL)]. In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of the Russian Federation Legislation], 2014, no. 31, art. 4398.
11. Mkhitaryan Yu.I. [Urban Development Policy of the Russian Federation: New Approaches]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [The Laws Of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2015, no. 9, pp. 102-108.
12. Mkhitaryan Y .I. [National Security in Information Society]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [The Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2016, no. 8, pp. 101-107.
13. Mkhitaryan Yu.I. [A Systematic Approach to Improve Property Accountability in Construction Industry]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [The Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2015, no. 6, pp. 85-88.
14. Romanov Yu.A. Pravovoye polozheniye samoreguliruyemykh organizatsiy v stroitel'noy sfere po zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The Legal Status of Self-Regulating Organizations in Construction Industry According To the Legislation of the Russian Federation: Abstract of PhD Thesis in Law] Moscow, 2012. 26 p.
15. Basin E.V., gen. ed. Rossiyskaya arkhitekturno-stroitel'naya entsiklopediya. T. 14. Samoregulirovaniye v stroitel'noy sfere Rossii [Russian Architecture and Construction Encyclopedia. Vol. 14. Self-Regulation in the Construction Sphere of Russia] Moscow, Bumazhnaya galereya Publ., 2011. 400 p.
16. [Federal Law dated 27.11.2002 no. 156-FZ (ed. by 28.11.2015) "On Associations of Employers" . In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of the Russian Federation Legislation], 2002, no. 48, art. 4741.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мхитарян Юрий Иванович - доктор экономических наук, ректор Международного института качества бизнеса, председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», академик Международной академии информатизации; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yury I. Mkhitaryan - Doctor of Economics, Principal of the International Business Quality Institute, Chairman of the Public Project "For the Effective System of Self-Regulation of Construction Branch", academician of the International Informatization Academy;
e-mail: [email protected].
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Мхитарян Ю.И. Правовой статус саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 3. С. 74-84 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-74-84
FOR CITATION
Mkhitaryan Yu.I. Legal Status of Self-Regulatory Organizations in the Spheres of Economic Activity with an Increased Risk of Harm Infliction. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2017, no. 3, рp. 74-84 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-74-84