2 апреля 1996 г. было положено начало интеграционным процессам Республики Беларусь и Российской Федерации на основе сосуществования двух суверенных государств. Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в Москве был подписан Договор о Сообществе Беларуси и России [1]. Этот день вошел в историю как День единения народов Беларуси и России. С этой даты началась целенаправленная работа по строительству нового союза этих двух государств.
2 апреля 1997 г. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России [2]. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики [3, с. 16].
25 декабря 1998 г. были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России [4], а также Договор о равных правах граждан [5], Соглашение [6] о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему, что, по мнению экспертов, явилось важным шагом на пути дальнейшего развития союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации.
В названных выше документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.
28 апреля 1999 г. в Москве президенты России и Беларуси Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали 14 решений Высшего совета Беларуси и России [7, с. 62], в том числе: о завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России; о концепции безопасности Союза Беларуси и России; о концепции пограничной политики Союза Беларуси и России. Два последних решения закрепляли концептуальные направления в сфере функционирования границы Союзного государства.
8 декабря 1999 г. были подписаны Договор о создании Союзного государства [8] и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России - создание Союзного государства.
По мнению А.Л. Дашкевича, предусматривается принципиально новый механизм межгосударственного управления. Государства декларировали намерение добровольно передать Союзному государству ряд своих полномочий с целью осуществления единой политики, в основном в области формирования единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. При этом Республика Беларусь и Российская Федерация сохраняли государственный суверенитет и право свободного выхода из Союзного государства [9].
В статье 7 Договора о создании Союзного государства закреплены важные положения, регулирующие территориальные и пограничные отношения России и Беларуси. Так, в частности, в ней говорится, что территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников. При этом государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Внешней же границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников.
До принятия нормативно-правового акта Союзного государства о государственной границе охрана внешней границы Союзного государства осуществляется в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания настоящего Договора.
Важным документом, которым определен порядок проведения единой пограничной политики Союзного государства, является Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства (далее - Программа). В статье 18 названной Программы записано, что государства-участники будут осуществлять согласованную пограничную политику, разработку и реализацию совместных программ по пограничным вопросам на
основе принятой Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России, которая определяет единые подходы к решению проблем не только на границах Союза, но и в их пограничном пространстве.
Сегодня можно констатировать, что основы Союзного государства созданы. Вместе с тем дальнейшее продвижение строительства Союзного государства затормозилось [10, с. 8-12]. В основе этого процесса, как представляется автору, лежат политические причины. Поэтому ограничимся констатацией лишь того факта, что Россия готова к сближению по строительству Союзного государства ровно настолько, насколько к этому готова Беларусь.
В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 г. функционируют Высший государственный совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства.
Широкий круг интеграционных проблем, в том числе и по вопросу охраны границы Союзного государства, рассматривается и решается Союзным правительством. В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты. По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.
Практика показывает, что министерства и ведомства государств-участников на совместных коллегиях успешно решают вопросы по выполнению положений Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Достаточно эффективно работают совместные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного комитета, Таможенного комитета и ряда др.
Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере. Вместе с тем предстоит еще унифицировать отдельные нормы административного и уголовного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области регулирования пограничных отношений в рамках Союзного государства, а также принять Конституционный акт Союзного государства.
Отсутствие Конституционного акта Союзного государства не позволяет в полной мере осуществлять дальнейшее развитие государственного образования. Принятие такого важного правового документа предусмотрено Договором о создании Союзного государства 1999 г.
На основании базового нормативного документа, которым должен являться принятый Конституционный акт Союзного государства, имелась бы полная возможность России и Беларуси развивать законодательство Союзного государства, т.е. осуществлять нормотворчество, в том числе и в пограничной сфере, и тем самым продвигаться по пути единения братских народов. При этом вопросы обеспечения безопасности Союзного государства, в том числе и в пограничной сфере, в нем были бы первостепенными и решались бы на должном уровне. Такого мнения придерживаются многие авторы [11, с. 73; 12, с. 134; 13, с. 128; 14, с. 23-25].
Будучи созданным, Союзное государство имеет свои границы. И если о государственной границе Российской Федерации, которая является самой большой частью Союзного государства, имеется достаточное количество публикаций и комплексных научных исследований, то вторая часть границы Союзного государства, расположенная в рамках территории Республики Беларусь, фактически до сего времени открыто не исследовалась, имеются лишь отдельные публикации.
Всю внешнюю границу Беларуси условно можно разделить на две части. Первая часть - это та часть границы, которая прежде была государственной границей СССР и оформлена в международно-правовом отношении. Она отделяет Республику Беларусь от Республики Польша. Вторая часть - это та часть границы, которая отделяет Республику Беларусь как составную часть Союзного государств -от Литвы, Латвии и Украины.
Помимо этого, существует также государственная граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Она проходит по бывшей административной границе между БССР и РСФСР. На данный момент ей не придан международно-правовой статус. Это объясняется тем, что между Россией и Беларусью не заключено соглашение (договор) о государственной границе.
В период до 1991 г. все вопросы о границах решались только на основе взаимного согласия между СССР (Белорусской ССР) и сопредельными государствами путем заключения соответствующих
договоров, которые подлежали ратификации Верховным Советом БССР. Декларация «О государственном суверенитете Республики Беларусь» [15] стала актом определения нового статуса белорусского государства, продолжателя союзной республики (БССР) и правопреемника СССР, в том числе и в отношении территории и границ. Формально союзные республики считались суверенными государствами, но они не заключали никаких соглашений о своих административных границах.
Статус государственных границ административным границам между сопредельными государствами был придан Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь «О придании границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой правового статуса Государственной границы» от 11 июня 1993 г., в котором говорилось, что «...в целях защиты политических и экономических интересов и до заключения соответствующих договоров о государственной границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой придать границе с этими государствами правовой статус государственной границы Республики Беларусь» [16].
Когда встал вопрос о границах между новыми субъектами международного права, бывшие республики СССР обратились к так называемому хельсинскому принципу, причем применен этот принцип был к линиям разграничения, которые никогда государственными границами не были.
В ходе делимитации белорусско-литовской государственной границы белорусским представителям удалось отстоять интересы своей страны, и переговоры были завершены подписанием 6 февраля 1995 г. между Республикой Беларусь и Литовской Республикой договора «О белорусско-литовской государственной границе» [17]. Спустя 14 лет, 16 сентября 2009 г., в Вильнюсе был подписан договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой «О режиме белорусско-литовской государственной границы» [18].
Таким образом, никаких спорных вопросов между Беларусью и Литвой по вопросам установления государственной границы не существует.
12 мая 1997 г. был подписан договор о государственной границе между Украиной и Республикой Беларусь [19], которым было регламентировано прохождение белорусско-украинской границы. Верховная рада Украины ратифицировала данный договор 18 июля 1997 г. В апреле 2010 г. названный договор был ратифицирован также Национальным собранием Республики Беларусь.
Государственная граница Республики Беларусь в настоящее время подходит к своему окончательному оформлению в международно-правовом отношении, т.к. признание границ Беларуси соседними государствами является одним из факторов стабильности в Европе, а также она устанавливает границы Союзного государства России и Беларуси.
21 февраля 1995 г. в Минске между Республикой Беларусь и Российской Федерацией был подписан Договор о совместных усилиях по охране белорусской государственной границы [20] вместе с «Положением о Координационном совете», «Положением об Оперативной группе пограничных войск Российской Федерации», «Протоколом о порядке финансирования Оперативной группы пограничных войск Российской Федерации при Главном управлении пограничных войск Республики Беларусь». В том же году Договор был ратифицирован Россией и Беларусью.
В соответствии с данным договором Беларусь взяла на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей государственной границе с Польшей, Латвией, Литвой и Украиной, а Россия -осуществлять охрану своего участка внешней границы Союзного государства, соблюдая интересы Беларуси. Договор неукоснительно соблюдается обеими сторонами. На его основе была разработана и успешно реализовалась очередная пятилетняя Программа обустройства внешних границ Союзного государства на 2007-2011 гг.
Граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией открыта, между двумя государствами нет никаких пограничных барьеров. Поэтому граждане двух стран имеют возможность беспрепятственно пересекать границу, для этого не нужны ни визы, ни какие-либо приглашения или иные специальные документы.
Важным шагом в развитии правовых основ пограничных отношений в рамках Союзного государства является заключение в г. Москве 3 февраля 2009 г. Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны
России и Беларуси [21]. Данное Соглашение ратифицировано законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. [22].
Основными задачами Единой региональной системы противовоздушной обороны являются: непрерывное ведение разведки, своевременное вскрытие подготовки и начала воздушного нападения противника; охрана и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве; контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Сторон в регионе; принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений или пресечение таких полетов; непосредственное прикрытие наиболее важных объектов в регионе силами противовоздушной обороны.
Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и Республики Беларусь, его реализация позволит повысить надежность охраны внешних границ Союзного государства в воздушном пространстве.
12 мая 2009 г. в г. Санкт-Петербурге Российской Федерации был подписан Протокол между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Федеральной службой безопасности Российской Федерации о сотрудничестве оперативных подразделений в интересах охраны внешней границы Союзного государства [23]. На основании указанного Протокола разработан механизм осуществления взаимодействия между Пограничной службой ФСБ России и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь.
Развитие пограничных отношений в Союзном государстве должно осуществляться на основе специально разработанного концептуального правового документа, который должен содержать основные принципы, задачи и направления согласованной пограничной политики; взаимные обязательства государств-участников Союзного государства в области согласованной пограничной политики, ее материально-техническое и финансовое обеспечение. До настоящего времени такой документ не принят. Этим документом могла бы стать Концепция согласованной пограничной политики Союзного государства Беларуси и России, которая направлена на построение единой системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников, охрану и защиту их государственных границ.
В Союзном государстве приняты и действуют правовые основы развития пограничных отношений, которые базируются на вышеупомянутых соглашениях и других правовых документах.
Вместе с тем отсутствие Конституционного акта в Союзном государстве не позволяет в полной мере углублять развитие государственного образования, в том числе разрабатывать и принимать правовые акты, основываясь на конституционных принципах базового документа Союзного государства - Конституционного акта. В связи с этим представляется оправданным ускорить согласование и принятие этого важного документа, тем более, что его проект уже давно разработан (и не один) и ждет своего часа, чтобы быть реализованным.
Литература
1. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (Москва, 2 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5300.
2. Договор о Союзе Беларуси и России (подписан в г. Москве 2 апреля 1997 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3596.
3. Гигин В. Союз России и Беларуси: история длиною в столетия // Беларуская думка. 2009. № 11.
4. Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России (принята 25 декабря 1998 г., г. Москва) // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1123.
5. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г.) // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 2625.
6. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования (Москва, 25 декабря 1998 г.) // Российская газета. 1998. 26 декабря.
7. Россия - Белоруссия: визит А.Г. Лукашенко в Россию // Дипломатический вестник. 1999. № 5.
8. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // КонсультантПлюс.
9. Дашкевич А.Л. Союзное государство: правовые основы белорусско-российской интеграции: Комментарии законодательства // КонсультантПлюс.
10. Бородин П. Союзное государство: состояние и перспективы // Государственная служба. 2009. № 1.
11. Трахименок С.А. Союзное государство: проблемы государственного управления и правового регулирования // Проблемы управления. 2007. № 2.
12. Шутов А.Д., Копоть А.Н. Проблемы становления Союзного государства: состояние и перспективы // Проблемы управления. 2005. № 4.
13. Ярмак Ю.В. Совместимость социально-политических систем России и Белоруссии как общеевропейская проблема // Новая экономика. 2009. № 34.
14. Козик А. Правовые аспекты разработки Конституционного акта Союзного государства // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 1.
15. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1991. № 31. Ст. 536.
16. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь 11 июня 1993 года № 2379-Х11 «О придании границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой правового статуса государственной границы» // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1993. № 21. Ст. 264.
17. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе (Вильнюс, 6 февраля 1995 г.) // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1996. № 15. Ст. 194.
18. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о режиме белорусско-литовской государственной границы (Вильнюс, 16 сентября. 2009 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 158.
19. Договор между Республикой Беларусь и Украиной о государственной границе (Киев, 12 мая 1997 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 146.
20. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь (Минск, 21 февраля 1995 г.) // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1995. № 24-25. Ст. 350.
21. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации (Москва, 3 февраля 2009 г.) // КонсультантПлюс.
22. Закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 года № 369-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь» // СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6445.
23. Протокол между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Федеральной службой безопасности Российской Федерации о сотрудничестве оперативных подразделений в интересах охраны внешней границы Союзного государства // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 132.