И. В. ПОЛХОВСКАЯ
Ирина Вячеславовна Полховская — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2006 г. окончила Белорусский государственный экономический университет, в 2007 г. — магистратуру Полесского государственного университета.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — учет инновационной деятельности.
^ ^ ^
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ*
В Республике Беларусь принят курс на перевод национальной экономики на инновационный путь развития, что нашло отражение, в частности, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Инновации играют исключительно важную роль в обеспечении экономического развития государства, определяя уровень конкурентоспособности национальных белорусских товаров. В таких условиях государство за счет стимулирования высокого уровня новаторской активности посредством эффективной реализации инновационной политики способно выступать в роли двигателя развития белорусского народного хозяйства. Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов.
На данном этапе в Беларуси отсутствует единый комплексный закон, определяющий политику государства в сфере инноваций. А более полусотни действующих нормативных правовых актов, прямо регулирующих инновационную деятельность, а также ряд документов, имеющих отношение к ее организации, финансированию, налогообложению, бухгалтерскому учету, распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности, не соответствуют сегодняшним реалиям. Они, к примеру, не позволяют признать степень новизны используемых на предприятиях технологических процессов, определить интенсивность внедрения новых технологий, уровень наукоемкости продукции субъектов хозяйствования.
В связи с этим необходима разработка и принятие закона «Об инновационной деятельности», а впоследствии и Инновационного кодекса, которые бы ясно очертили указанные процессы и исключили существующие недостатки.
Анализ действующего законодательства Республики Беларусь позволяет выделить ряд ключевых проблем, которые должны быть решены с принятием закона «Об инновационной деятельности». В первую очередь необходимо законодательное определение самой инновационной деятельности. Понятие «инновационная деятельность» было введено в отечественное законодательство Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» [1], в соответствии с которым инновационной деятельностью является деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. В свою очередь инновации (нововведения) определены как создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Данное определение допускает расширительное толкование и не содержит четких критериев для отнесения тех или иных объектов к категории результатов инновационной деятельности.
По-разному можно толковать такие понятия, как «новое», «новшество», «нововведение», «новация» и «инновация». Этимология слова «инновация» указывает на создание чего-то совершенно нового, с последующим запуском в производство и реализацией готовой продукции. На практике же нередки случаи, когда любое усовершенствование (модернизация) на производстве, в том числе и устаревшей техники, рядовую научно-техническую или инженерную разработку относят к инновационной, хотя с точки зрения отчетности все выглядит корректно. В итоге эффективно применить такой инструментарий государственной поддержки инновационной деятельности, как налоговые и таможенные льготы, банковское кредитование, невозможно.
При рассмотрении дефиниций «инновационная деятельность» и «научно-техническая деятельность» возникает ряд противоречий. Недостаточно четкое определение термина «инновационная деятельность» позволяет отнести ее к разновидности научно-технической деятельности, чем занижается ценность первой.
ГРНТИ 06.35.01 © И. В. Полховская, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. В. Д. Рожкова.
Так, в Государственном стандарте ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность» (введен с 1 сентября 2005 г.) указывается, что инновационной называется «деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций» [2]. Ввиду того, что инновация предполагает реализацию новшеств, возникает вопрос о «создании инноваций». В п. 9 Стандарта говорится, что это процесс, «включающий в себя прикладные исследования, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций — научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность» [там же]. Возникает также вопрос о том, почему «создание инноваций» начинается именно с прикладных исследований, ведь пропущен этап опытно-конструкторских работ, к тому же неясно содержание подготовки и пуска производства, подготовки и переподготовки кадров, организационной и финансовой деятельности. Непонятно, в чем отличие научно-технических услуг от собственно научно-технической деятельности. При определении содержания научно-технической деятельности утверждается, что она включает «в себя проведение прикладных исследований», но в предыдущем определении они уже были включены в инновационную деятельность. Согласно п. 10 «к научно-технической деятельности отнесены работы по научно-методическому, патентно-лицензионному и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов» [там же]. Из данного определения неясно, к научно-технической деятельности относится «проведение научных исследований и разработок» либо лишь работы по его обеспечению. А «распространение и применение результатов» можно применить к любому виду деятельности.
Также в законодательстве целесообразно раскрыть смысл понятия «инновационный риск», основные подходы для его оценки и определить критерии отбора проектов. Одновременно необходимо четко обозначить механизмы учета и контроля расходования средств на инновации.
Безусловно, в законе «Об инновационной деятельности» должны быть определены особенности создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе особенности их финансирования. Действующее законодательство Республики Беларусь только называет отдельные разновидности субъектов инновационной инфраструктуры, такие как научно-технические (технологические) парки, инновационные центры,
центры трансфера технологий и бизнес-инкубаторы, однако не обеспечивает комплексного регулирования особенностей их создания и деятельности. Необходима поддержка всему инновационному циклу — от стадии разработки до реализации продукции. В настоящее время наблюдается перевес бюджетного финансирования в сторону проведения научно-исследовательских работ и практически отсутствует государственная поддержка на заключительных стадиях — этапах серийного освоения новой продукции и ее продвижения на рынок.
Закон должен облегчить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам банков. Сегодня таким субъектам хозяйствования сложно доказать свою платежеспособность, они относятся к категории высокого риска, требующего равноценного обеспечения (залог, поручительство и т. д.). Для запуска механизма кредитования необходимо разработать и внедрить меры, которые смогли бы заинтересовать в участии в инновационном процессе коммерческие банки. В частности, ввести льготное налогообложение таких доходов, а также решить проблемы по залоговому обеспечению займа. В закон важно включить специальные программы компенсации расходов (в случае неспособности заемщика вернуть долг), а также стимулирования венчурного финансирования.
Таким образом, эти и другие вопросы и правовые нормы в сфере инновационной деятельности должны быть пересмотрены, систематизированы и отражены в нормативных правовых актах более высокого юридического статуса — законодательных актах — для более эффективной организации учета и контроля инновационной деятельности на микроуровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1993. № 7. Ст. 43.
2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения». Издание официальное. Минск: Госстандарт Республики Беларусь, 2005.