8.4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Ильин Павел Олегович, полковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: Pavel_uur@mail.ru
Аннотация: Важнейшим направлением деятельности государственных органов и их должностных лиц в современный период является надлежащее решение вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения участия граждан в охране общественного порядка и анализируются законодательные основы процесса оказания содействия правоохранительным органам со стороны общественных организаций.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, участие граждан в обеспечении общественной безопасности, казачьи объединения, общественные организации правоохранительной направленности, народная дружина.
THE LEGAL FRAMEWORK OF ATTRACTING COSSACK SOCIETIES FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER
Ilin Pavel Olegovich, police colonel. Position: senior lecturer. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of services of providing public order chair. E-mail: Pavel_uur@mail.ru
Annotation: The most important direction of activities of state agencies and officials in contemporary period is due solution of issues of protection of public order and ensuring public security. The article the questions of legal support of citizens' participation in the protection of the pub order and analyses the legislative basis of the process of assisting law enforcement agencies with the public organizations.
Keywords: protection of public order, participation of citizens in ensuring public safety, legal regulation, Cossack association, national team.
Эффективное сотрудничество полиции с казачьими объединениями в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во многом зависит от правового обеспечения этого взаимодействия. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 5
декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе
i
российского казачества» правовую основу деятельности казачьих обществ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.
По нашему мнению нормативные правовые акты, образующие правовую основу привлечения народных дружин из числа членов казачьих обществ к охране общественного порядка можно разделить на три группы. Первую группу составляют нормативные правовые
1 О государственной службе российского казачества: Федеральный закон от 5.12.2005 г. № 154-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Рос. газ., 08.12.2005, № 276; далее - ФЗ «О государственной службе российского казачества».
акты, определяющие общие условия привлечения указанных субъектов к охране общественного порядка. К ним относятся международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, определяющие основные принципы участия казачьих обществ в охране общественного порядка. Во вторую группу входят нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных субъектов. В данную группу, например, входят Федеральный закон № З-ФЗ от 07 февраля 2011г. «О полиции»2 и законы субъектов Российской Федерации, определяющие вопросы организации деятельности объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка. Третью группу составляют конкретные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взаимодействия народных дружин из числа членов казачьих обществ с органами внутренних дел.
В системе нормативных правовых актов, определяющих порядок привлечения казачьих обществ к охране общественного порядка важнейшее место занимает Конституция Российской Федерации, ст. 30 которой гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
В соответствии с ФЗ «О полиции» обязанность по обеспечению общественного порядка возложена на полицию. В этой связи необходимо указать, что основополагающей нормой, регламентирующей сотрудничество полиции с казачьими объединениями, является ст. 10 ФЗ «О полиции», в которой сказано, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с общественными объединениями.
В Федеральном Законе «О государственной службе российского казачества» закреплены основные принципы несения российским казачеством государственной службы, порядок образования и деятельность казачьих объединений. В соответствии с данным законом российское казачество наравне с гражданской и военной службой проходит правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, в п. 4 ст. 5 ФЗ «О государственной службе российского казачества» указано, что российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной
2 О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 7 (в ред.
Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. 2011.
№ 7. Ст. 900.
1-2016
Пробелы в российском законодательстве
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФЗ «О государственной службе российского казачества» приравнял войсковое казачество к системе государственной службы. Вместе с тем, за казачьими обществами остается право организовывать общественные организации по охране общественного порядка.
В ходе рассмотрения вопроса о правовых основах привлечения казачьих обществ к осуществлению деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности необходимо раскрыть содержание установленного на законодательном уровне понятия «казачье общество». Так, согласно ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3 казачьими обществами признаются «формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юр-товых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». В то же время данный закон не раскрывает административно-правовой статус указанных объединений, не определяет круг их прав и обязанностей в сфере обеспечения охраны общественного порядка, не предусматривает виды и формы взаимодействия указанных объединений с органами государственной власти по охране общественного порядка.
Порядок принятия казачьими обществами обязательств по несению государственной службы определяется положением «О порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы», утвержденным Указом Президента РФ от 07 октября 2009г. № 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы»4.
Согласно указанному Положению, члены казачьих объединений на основании письменных заявлений на общем собрании принимают решение о принятии обязательств по несению службы, которое оформляется в письменной форме, после чего подписывается атаманом казачьего общества, а затем согласуется с атаманом вышестоящего казачьего общества. Принятые казаками обязательства, согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г № 554 «Об утверждении порядка согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной
3 О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 236-Ф3) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
4 Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы: Указ Президента РФ от 07.10.2009 г. № 1124 // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4734.
службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления»5, должны быть согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, после чего отражены в уставе казачьего общества.
Порядок привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы регламентирован Постановлением Правительства № 806 от 8 октября 2009 г. «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами»6. Согласно указанному постановлению, одним из видов деятельности членов казачьих обществ является прохождение в том числе и правоохранительной службы. Члены казачьих обществ оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти и (или) их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в осуществлении установленных задач и функций на основании договоров, которые оформляются в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 554 согласование обязательств по несению службы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляет атаман казачьего общества, который предоставляет в указанные органы письмо с просьбой о согласовании указанных обязательств с приложением решения высшего представительного органа казачьего объединения о принятии казаками указанных обязательств, сведений о количестве казаков, готовых нести службу. Не позднее чем через 30 дней со дня принятия документов, компетентные органы сообщают атаману казачьего общества решение о согласовании обязательств по несению службы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ»7 члены казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению фе-
5 Об утверждении порядка согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2.12.2009 г. № 554 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 8.
6 О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами: Постановление Правительства РФ от 8.10.2009 г. № 806 // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 479.
7 О видах государственной или иной службы, к которой привле-
каются члены хуторских, станичных, городских, районных (юрто-
вых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ: По-
становление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 93 // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1081.
деральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы.
В целях создания правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка 02 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон РФ «Об участии граждан в охране общественного порядка» № 44-ФЗ8. В соответствии со ст. 23 положения данного закона распространяются на деятельность народных дружин из числа казачьих обществ.
На региональном уровне деятельность казачьих обществ, регламентируется соответствующим законодательством. Например, деятельность казачьих объединений на территории Воронежской области регулируется Законом Воронежской области от 24 января 2011 г. № 8-ОЗ «О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области»9. В данном законе раскрывается понятие «муниципальная казачья дружина», которое определяется как «объединение граждан Российской Федерации из числа членов Воронежского отдельского казачьего общества, состоящих в станичных, хуторских, городских, юртовых казачьих обществах, входящих в его состав, способных по своим личным и деловым качествам выполнять поставленные перед казачьей дружиной задачи и принявших на себя обязательства по несению службы». Кроме того, в рассматриваемом законе отражены: правовая основа и основные виды деятельности казачьей дружины, права и обязанности членов казачьей дружины, а также порядок приема и выход из казачьей дружины.
На территории Кемеровской области деятельность казачьих объединений регламентирует Закон Кемеровской области от 28 мая 2013 года № 66-ОЗ «О развитии российского казачества»10. В п. 3 ч. 2 ст. 3 данного закона указано, что казачьи объединения содействуют охране правопорядка, участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в обеспечении экологической и пожарной безопасности, противодействии терроризму и экстремизму.
Аналогичные нормы содержатся в законах других субъектов Российской Федерации, на территории которых действуют казачьи объединения.
Необходимо отметить, что на территории субъектов Российской Федерации, где в охране общественного порядка участвуют казачьи объединения, деятельность последних регламентирована нормативными актами соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обязанность по участию в обеспечении общественного порядка прямо закреплена в уставах казачьих объединений закреплена. Например, данная обязанность закреплена п. 25 ч. 16 Устава ВКО «Всевеликое войско Донское», утвержденного Приказом Минреги-онразвития РФ от 10 мая 2011 г. № 205 «Об утверждении устава войскового казачьего общества «Всевели-
8 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон РФ от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газ. 04.04.2014. № 77: далее - ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
9 О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области: Закон Воронежской области от 24.01.2011 № 8-ОЗ // Собрание законодательства Воронежской области. 2011 № 1 Ст. 8.
10 О развитии российского казачества: закон Кемеровской области от 28 мая 2013 года № 66-ОЗ // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2013. № 133. II часть.
кое войско Донское»11, п. 26 ч. 16 Устава ВКО «Сибирское войсковое казачье общество», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 20 июня 2011 г. № 288 «Об утверждении устава Сибирского войскового казачьего общества»1 и т.д.
В настоящее время развитию сотрудничества полиции с казачьими объединениями уделено особое внимание. Так, 15 сентября 2012 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-2789 была утверждена «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года»13. В соответствии со Стратегией, к числу основных направлений деятельности государственных и негосударственных органов публичного управления относится, привлечение российского казачества в первую очередь к участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Сроки реализации настоящей Стратегии свидетельствуют о том, что вектор развития отечественного казачества способствует более эффективному взаимодействию полиции с членами казачьих объединений в процессе реализации правоохранительной функции государства.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что правовую основу привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Существующими нормативно-правовыми актами четко установлен порядок создания и функционирования казачьих обществ, основные направления их деятельности, процедура привлечения членов казачьих обществ к деятельности по охране общественного порядка и безопасности. Представляется, что для повышения эффективности совместной деятельности полиции и казачьих объединений на законодательном уровне необходимо закрепить за полицией обязанность по систематическому повышению уровня профессиональной подготовки представителей казачества, участвующих в охране общественного порядка, что поспособствует не только повышению уровня правовой культуры представителей казачества, но и улучшению профилактики правонарушений среди населения.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 № 7 (в ред. ФЗ РФ от 15.09.2015) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон РФ от 02 апреля 2014 № 44-ФЗ // Рос. газ. 2014. 4 апреля.
3. О государственной службе российского казачества: Федеральный закон от 5 декабря 2005 № 154-ФЗ (в ред. ФЗ от 13.07.2015) // Рос. газ. 2005. 8 декабря.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
5. Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы: Указ Президента
11 Документ опубликован не был.
12 Документ опубликован не был.
13 Документ опубликован не был.
1'2016
Пробелы в российском законодательстве
РФ от 07 октября 2009 № 1124 // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4734.
6. О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами: Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 № 806 // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 479.
7. О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 № 93 // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1081.
8. О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области: Закон Воронежской области от 24 января 2011 № 8-ОЗ // Собрание законодательства Воронежской области. 2011 № 1 Ст. 8.
9. О развитии российского казачества: закон Кемеровской области от 28 мая 2013 № 66-ОЗ // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2013. № 133. II часть.
10. Об утверждении порядка согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 № 554 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 8.
11. Галуева В.О. Правовое положение казачества на рубеже веков (ХХ - XXI век) // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 33-35.
12. Ерохин И.Ю. Актуальные вопросы казачьего законодательства в свете проблемы государственного регулирования жизни и деятельности казачьих сообществ (ХХ-ХХ1 вв.) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 43-45.
Рецензия
на статью старшего преподавателя кафедры УДПОООП Академии управления МВД России Ильина П.О. «Правовые основы привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка»
Представленная на рецензию статья «Правовые основы привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка» затрагивает весьма актуальную тему, а именно участие казачьих объединений в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Несомненно, в условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных функций остро стоит задача привлечения к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности общественных формирований правоохранительной направленности. В то же время можно утверждать, что участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности правоохранительных объединений повышает уровень правосознания общества.
Автор умело представляет собственное мнение о том, что данная проблема требует теоретического осмысления, необходимо её развивать и исследовать. Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический интерес. Она написана простым и доступным языком, читать её интересно.
Представленная для рецензии статья старшего преподавателя кафедры УДПОООП Академии управления МВД России, Ильина П.А. «Правовые основы привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть представлена к опубликованию в открытой печати.
Доцент кафедры УДПОООП Академии управления МВД России, доцент, полковник полиции А.С. Ускова