AS. KUZNETSOVA
LEGAL BASICS OF NATIONAL POLITICS OF HIV (AIDS) PREVENTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВИЧ (СПИДа) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательство о ВИЧ (СПИДе), с одной стороны, направлено на обеспечение интересов общества, здоровья населения в целом, а с другой - служит гарантией соблюдения прав ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и других граждан, чье положение в обществе делает их подверженными дискриминации.
«Международные руководящиепринципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека»1, основанные на нормах и стандартах в области прав человека, явились важным этапом в правовом осмыслении ВИЧ (СПИДа). Соответствие национальных законов в области ВИЧ (СПИДа) этим принципам является одним из критериев оценки таких законов, прежде всего равенства интересов общества и личности. Хотя на практике для эффективной борьбы с эпидемиями различных инфекционных заболеваний интересы общественного здоровья ставятся впереди интересов личности, тем не менее необходимы усилия для установления баланса этих интересов.
Первый законодательный акт по контролю за распространением ВИЧ-инфекции в России -Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. № 7612-XI «О мерах профилактики и заражения вирусом СПИД» - носил ограничительный характер в отношении прав личности. В соответствии с положениями данного Указа вводилось обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию для отдельных категорий граждан2 с принудительным доставлением в медицинские учреждения в случаях уклонения от такого освидетельствования. Для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалась возможность выдворения за пределы СССР. Устанавливалась и уголовная ответственность, сохранившаяся в УголовномкодексеРФ, когдалицо заведомо под-
вергают опасности заражения ВИЧ-инфекцией. У каз больше был направлен на защиту интересов общественного здравоохранения.
Права лиц, живущих с ВИЧ (СПИДом), впервые признаны в Законе СССР от 23 апреля 1990 г. № 1447-1 «О профилактике заболевания СПИД»3, принятом после выявления случаев заражения детей. Впервые ВИЧ-инфицированные получили права на медицинскую и социальную помощь: бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении, а также пенсионное обеспечение.
Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», вступивший в действие с 1 августа 1995 г., стал третьим законодательным актом, специально посвященным ВИЧ (СПИДу).
Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции - обязанность государства В ст. 41 Основ законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в отношении социально значимых заболеваний предусматривается бесплатное или льготное оказание медико-социальной помощи и обеспечение диспансерного наблюдения в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях. Виды и объем такой помощи устанавливаются Минздравсоцразвития России, а определение мер социальной поддержки в ее оказании и лекарственном обеспечении относится к компетенции субъектов Российской Федерации. На них же ложится и финансирование мероприятий по оказанию медико-социальной помощи, за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными
А.С. КУЗНЕЦОВА
(Медицинскоеуправление ФСИН России)
медицинскими учреждениями по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для общества, медико-социальная помощь оказывается в специализированных учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для таких граждан меры социальной поддержки, в том числе при оказании медико-социальной помощи. Они же осуществляют финансовое обеспечение такой помощи, за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями по утверждаемому Правительством РФ перечню (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации).
Обязанности государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в России определены в Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»4:
- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
- эпидемиологический надзор за ее распространением на территории страны;
- производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, конт-роль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;
- доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение его безопасности как для освидетельствуемого, так и для лица, его проводящего.
Государство также гарантирует:
- предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам России в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- социально-бытовую помощь ВИЧ-инфици-
рованным гражданам России, получение ими образования, их переквалификацию и трудоустройство;
- обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях и федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, устанавливаемом правительством РФ, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Г осударство обязуется
- развивать научные исследования по проблемам ВИЧ-инфекции;
- готовить специалистов для реализации мер по предупреждению ее распространения;
- включать в учебные программы образовательных учреждений тематические вопросы по нравственному и половому воспитанию;
- развивать международное сотрудничество и регулярный обмен информацией в рамках соответствующих международных программ.
Осуществление перечисленных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (п. 2 ст. 4 данного Федерального закона). Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а финансирование мероприятий, проводимых учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, - к расходным обязательствам субъектовРоссийской Федерации (п. 1 и 1.1 ст. 6 упомянутого Закона). С учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке (п. 3 ст. 6 указанного Закона).
Для реализации установленных в ст. 4 данного Федерального закона гарантий государства по предупреждению распространения ВИЧ (СПИДа) Постановлением Правительства РФ
от 26 ноября 2004 г. № 6905 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 8566 утверждены Правила обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфицированных в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях. В соответствии с Правилами бесплатными медикаментами обеспечиваются ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, находящиеся под диспансерным наблюдением в указанных медицинских учреждениях, а также ВИЧ-инфици -рованные граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения. Бесплатные медикаменты назначаются врачом федерального специализированного медицинскогоучреж-дения с момента установления диагноза при наличии показаний к проведению лечения ВИЧ-инфицированных на весь период диспансерного наблюдения.
Государствоконкретизируетгарантии в подпрограмме «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. № 7907.
Целью федеральных программ является установление общефедеральных стандартов в определенных областях развития страны и закрепление объемов их финансирования в федеральном бюджете.
В ст. 5 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» установлено, что ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Права и свободы граждан в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции могут быть ограничены только федеральным законом.
Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ст. 17). Применительно к трудовым правам Международной организацией трударазработан и в 2001 г. принят Свод практических правил по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда»8. Целью этого документа является определение основных подходов к проблеме ВИЧ (СПИДа) в сфере труда с выделением следующих ключевых направлений действий: профилактика ВИЧ (СПИДа), управление последствиями ВИЧ (СПИДа) в сфере труда и смягчение их влияния, обеспечение ухода и помощи для работников, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, борьба со стигматизацией и дискриминацией в связи с действительным или приписываемым инфицированием ВИЧ.
Среди мер социальной поддержки лиц с ВИЧ (СПИДом) и членов их семей упомянутым Федеральным законом предусмотрено совместное пребывание родителей с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию. Кроме того, одному из родителей или иному законному представителю несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет сохраняется непрерывный трудовой стаж в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста (ст. 18 данного Закона).
До 1 января 2005 г. в ст. 18 этого Федерального закона предусматривалось право на бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно, а также право родителей и иных законных представителей, если несовершеннолетний с ВИЧ (СПИДом) проживает совместно с ними, на внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального или
общественного жилищного фонда, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако эти права были отменены.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами меры социальной поддержки дополнительно к предусмотренным на федеральном уровне (п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона). На практике реализация положения данного Федерального закона зависит от экономических и финансовых возможностей конкретных регионов, поскольку финанси -рование таких мер они должны будутпринять на себя. У казанный Федеральный закон устанавливает также гарантии в области труда для работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также для лиц, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ (ст. 22 данного Закона). Они имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общегосударственная политика по предупреждению ВИЧ (СПИДа) в Российской Федерации в целом носит комплексный характер и охватывает проблемы, связанные с эпидемией ВИЧ (СПИДа). В практике применения законодательства о ВИЧ (СПИДе) в уголовно-исполнительной системе существуют проблемы. Уголовно-исполнительная система страны, выполняя важные государственные задачи, неуклонно преобразуется и реформируется. Наступающие изменения создают условия для более полной реализации прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан лечебно-профилактические учреждения федеральных органов исполнительной власти отнесены к государственной системе здравоохранения, то есть пенитенциарное здравоохранение является частью национальной системы здравоохранения.
При этом в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения медицинской службе ФСИН России принять участие не удается. Общие принципы, закрепленные в национальных программах борьбы с ВИЧ (СПИДом), долж-ны распространяться и на лечебно-профилактические учреждения. Вместе с тем не везде в полной мере реализуются положения Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части бесплатности и доступности медицинского освидетельствования лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Центры по профилактике и борьбе со СПИДом в субъектах Российской Федерации, финансируемые преимущественно за счет средств Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)», продолжают требовать с учреждений ФСИН России плату за обследование подозреваемых, обвиняемых и осужденных. При этом в подпрограмме «Неотложные меры по предупреждению распространения в Россий-ской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» участие уголовно-исполнительной системы было предусмотрено. Реальных средств в УИС никогда не поступало. Объемы ежегодных бюджетных ассигнований на медицинские расходы неадекватны существующим потребностям.
Не разработаны механизмы взаимодействия центров по профилактике в борьбе со СПИДом на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и учреждений ФСИН России, что препятствует исполнению требований законодательства и реализации как федеральных, так и совмест-ных международных программ в учреждениях ФСИН России.
Учитывая актуальность и социальную значимость проблемы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией, следует предусмотреть комплексный подход к решению проблемы обеспечения своевременного и качественного антиретровирусного лечения ВИЧ-инфицированных, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России. С этой целью при внесении изменений в законодательную базу по данному разделу необходимо предусмотреть целевое финансирова-
ние ФСИН России для проведения указанных мероприятий. Минздравсоцразвития России во исполнение функции по определению государственной политики в установленной сфере деятельности нужно разработать нормативную правовую основу предполагающую включение указанной категории лиц в общий перечень лиц, живущих с ВИЧ-инфицированными (больными СПИДом), права и интересы которых защищены федеральным законодательством.
1 См.: ВИЧ/СПИД и права человека Междунар. руководящие принципы ООН. Нью-Йорк; Женева, 1998. С. 13.
2 См.: Правила медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита): Утв. приказом министра здравоохранения СССР от 28 августа 1987 г.
3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
4 См.: О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”»: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Ст. 4, 6 // Собрание законодательстваРФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
5 См.: Там же. № 48. Ст. 4809.
6 См.: Там же. № 52. Ст. 5520.
7 См.: Там же. 2001. № 49. Ст. 4620.
8 См.: Свод практических правил МОТ по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда» // Междунар. бюро труда Женева, 2002. С. 1.