Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе субъекта, осуществляющего образовательную деятельность'

К вопросу о правовом статусе субъекта, осуществляющего образовательную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВО НА ВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT CONDUCTING THE EDUCATIONAL ACTIVITY / RIGHT TO CONDUCT THE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадаян Е. В., Сторожева А. Н.

В настоящей статье поднимается вопрос о субъектах, осуществляющих образовательную деятельность. Дается сравнение норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании» и законов «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Отмечается, что новым законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE LEGAL STATUS ISSUE OF THE SUBJECT THAT IS CONDUCTING THE EDUCATIONAL ACTIVITY

The issue of the subjects that are conducting the educational activity is set forth in the given article. The standard comparison of the Federal law of 29.12.2012 № 273 "About education" and the laws "About Education" of 1992 and "About the higher and postgraduate professional education" of 1996 is given. It is noted that the new law expands the circle of the subjects having the right to conduct the educational activity; the legal opportunities of access of "non-educational" organizations to the educational activity are fixed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе субъекта, осуществляющего образовательную деятельность»

Ґ

Л

Л

ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 34

Е.В. Дадаян, А.Н. Сторожева

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СУБЪЕКТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящей статье поднимается вопрос о субъектах, осуществляющих образовательную деятельность. Дается сравнение норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании» и законов «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Отмечается, что новым законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Ключевые слова: субъект, осуществляющий образовательную деятельность, право на ведение образовательной деятельности.

TO THE LEGAL STATUS ISSUE OF THE SUBJECT THAT IS CONDUCTING THE EDUCATIONAL ACTIVITY

The issue of the subjects that are conducting the educational activity is set forth in the given article. The standard comparison of the Federal law of 29.12.2012 № 273 "About education" and the laws "About Education" of 1992 and "About the higher and postgraduate professional education" of 1996 is given. It is noted that the new law expands the circle of the subjects having the right to conduct the educational activity; the legal opportunities of access of "non-educational" organizations to the educational activity are fixed.

Key words: subject conducting the educational activity, right to conduct the educational activity.

С 1 сентября 2013 года вступил в действие новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании» (далее ФЗ № 273). До вступление в действие Федерального закона в России параллельно действовало два базовых закона: «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является определение правового положения участников отношений в сфере образования.

В ФЗ № 273 введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность». К ним относятся собственно образовательные и иные организации, осуществляющие обучение. Таким образом, законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности1. В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

1 Киселев А.Ф. Новое образовательное законодательство//Вестник образования России. 2013. № 4. С. 15.

E.V. Dadayan, A.N. Storozheva

В отличие от образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность, организации, осуществляющие обучение, имеют различный статус и направления деятельности. Обучение не является их профилирующим видом деятельности и осуществляется попутно с основными функциями и назначением юридического лица. Реализация программ обучения в таких организациях требует создания в их структуре специального подразделения, на которое возлагаются функции по реализации обучающих программ. Правовой статус образовательного подразделения регулируется на основании положения, разрабатываемого и утверждаемого организацией, осуществляющей обучение (ст. 31 Закона № 273-ФЗ). Кроме того, законодательство (ст. 32 Закона № 273-ФЗ) допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением педагогических работников. Круг видов образовательной деятельности ограничен реализацией основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Фактически речь идет о легализации деятельности по репетиторству и некоторым учебным курсам, не входящим в обязательные государственные стандарты общего и профессионального образования.

Одной из значительных новаций Закона является упорядочение типологии образовательных органи-заций2. В Законе № 273-ФЗ реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. С учетом этого в Законе закреплено деление образовательных организаций на типы3 - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.

Предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психоло-го-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании). Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании и указывается в ее уставе.

Одновременно Закон предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях - на третьей ступени общего образования.

Статья 32 Закона № 273-Фз посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями4. В частности, с 1 сентября 2013 года данная деятельность может осуществляться индивидуальным предпринимателем как самостоятельно, так и с привлечением наемных педагогических работников.

Как и действующая ст. 48 Закона № 3266-1, ст. 32 Закона № 273-ФЗ допускает осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности только в случае его государственной регистрации в ФНС России (в территориальном подразделении). На ФНС России новым Законом возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации такого предпринимателя (ч. 2 ст. 32 Закона № 273-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 32 Закона № 273-ФЗ не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей физи-

2 Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации //Адвокат. 2013. № 2.С. 10.

3 Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф; Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.; Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

4 Усанова В.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / отв. ред. В.Е. Назаренко. М.: Юрист, 2013. С. 75. С. 24.

ческие лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. В частности, к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области здравоохранения.

Частями 3, 4 ст. 32 Закона № 273-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения.

Из этого следует, индивидуальный предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность с привлечением педагогических работников в случае, если он откроет образовательное учреждение и получит на данный вид деятельности лицензию либо будет осуществлять образовательную деятельность в образовательной организации непосредственно. В этом случае ему не нужно получать лицензию. Согласно пункту 2 статьи 48 Закона об образовании в Российской Федерации, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

При этом до начала оказания платных образовательных услуг индивидуальный предприниматель обязан предоставить обучающемуся и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию5:

- о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;

- об уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы наемных педагогических работников (в случае их привлечения).

Следует отметить, что сходные положения содержатся также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (далее - Правила).

Так, исполнителями, оказывающими платные образовательные услуги, помимо государственных, муниципальных образовательных учреждений, научных и других организаций, могут быть и граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ и программ профессионального образования6.

Из п. 6, пп. «б» п. 10 Правил следует, что эти услуги должны оказываться исполнителем в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а также на основании лицензии. Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - организации) 7.

5 Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

6 Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» // Информ.- поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

7 Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

Действие настоящего Положения не распространяется на лицензирование образовательной деятельности:

а) образовательных учреждений, находящихся в ведении Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

б) образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»;

в) негосударственных образовательных учреждений, действующих на территории инновационного центра «Сколково» в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99 (в ред. от 25.06.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности»8 с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Положением.

Федеральный лицензирующий орган осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное. В ст. 23 Закона № 273-ФЗ указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по определенным образовательным программам, реализация которых либо является, либо не является основной целью их деятельности. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся, на них в силу ч. 2 ст. 21 Закона № 273-ФЗ распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона № 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

В то же время законодатель не указывает, в какой части положения ст. 28 и 48 Закона № 273-ФЗ распространяются на индивидуальных предпринимателей9.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, заключает договор об оказании услуг с обучающимся. В случае если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно в образовательной организации, то договор на оказание услуг заключается между обучающимся и образовательной организацией.

Таким образом, представляется, что такое положение норм не совсем позволит усовершенствовать порядок предоставления образовательных услуг, так как процесс получения лицензии и повышенные требования Рособрнадзора к подготовке обучающихся будут тормозить данный процесс.

8 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

9 Усанова В.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / отв. ред. В.Е. Назаренко. М.: Юрист, 2013. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.