УДК 930.9
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ФРГ (1990-е гг.)
© Евгений Михайлович Родин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры всеобщей истории, e-mail: rodin@list.ru
В статье рассматриваются правовые аспекты государственной молодежной политики после объединения Германии, анализируется законодательная база, которая стала не только регулировать положение молодых людей в обществе, но и защищать их от разного рода негативных воздействий. Особое внимание уделяется изучению правовых положений и работы специального ведомства, контролирующих средства массовой информации.
Ключевые слова: правовая защита молодежи; негативное воздействие СМИ на молодежь; списки запрещенных фильмов и литературы.
С введением специального законодательства по охране молодежи, после Второй мировой войны в Федеративной Республике Германии сформировалась определенная система защиты молодых людей от внешнего воздействия.
Правовые положения, касающиеся защиты молодежи, стали содержаться во многих законах и предписаниях, в т. ч. в «Кодексе социального права» («8о21а^е8е12ЬисЬ», далее: КСП), принятом в 1969 г.
«Закон об оказании помощи детям и молодежи» от 1985 г. [1] со своей основной частью был включен в Кодекс социального права в качестве восьмой книги, которая вступила в силу в 1990 г. (КСП VIII). Он содержал многочисленные положения, которые позволяли осуществлять защиту молодежи в воспитательном и профилактическом аспектах.
Согласно этому Закону, помощь как несовершеннолетним (лица, моложе 16 лет), так и молодым людям в возрасте от 16 до 26 лет включительно, имеет целью «охранять детей и молодежь от опасности ради их блага» [1]. В то время как данное определение объявляло охрану молодежи основополагающим принципом помощи несовершеннолетним, конкретное определение задач в свете воспитательных аспектов охраны молодежи осуществлялось согласно §14 КСП VIII. В данном случае адресатами являлись, с одной стороны, сами молодые люди, которых необходимо научить «защищаться от вредных влияний» и которым следовало «привить здоровый критицизм, способность принимать решения и нести личную ответственность» (§ 14, абз. 2, № 1) [1]. С другой стороны, здесь называются родители и лица, пра-
вомочные на опеку, которые получают больше возможностей по защите детей и подростков от вредных влияний (§ 14, абз. 2, № 2). Указанные правовые нормы были предметом разъяснительных бесед с молодыми людьми, их родителями, учителями и воспитателями.
С точки зрения Уголовного кодекса (81ха1£е8е12ЬисЬ) [2], действовавшего в 1990-е гг., обеспечение охраны детей и молодежи касалось социально вредного поведения в крайних формах его проявления. Большинство уголовно-правовых определений в этом плане касались сферы половых преступлений (§ 174-184с). Центральным являлось понятие «сексуального самоопределения». Так, § 176 Уголовного кодекса касается сексуального насилия над детьми, § 180 преследует поощрение несовершеннолетних на совершение сексуальных действий (пособничество проституции), что должно, в частности, препятствовать распространению проституции. Сексуальное насилие над несовершеннолетними, под которыми понимались лица моложе 16 лет, являлись предметом § 182 Уголовного кодекса. Кроме того, следует указать на § 184, который преследует распространение порнографической литературы и других носителей информации. Порнографией при этом считалось «грубое изображение сексуальных действий, которое низводит человека до объекта сексуальных притязаний или сексуальных действий» [2].
К преступлениям против общественного порядка относились разжигание национальной розни (§ 130 Уголовного кодекса), - например, разжигание ненависти к отдельным группам населения, а также изображение насилия (§ 131 Уголовного кодекса), которое
нашло более широкое распространение через средства массовой информации при помощи музыкальных компакт-дисков или же через Интернет.
В силу особенностей своего исторического опыта «немецкое общество 90-х гг. особенно чувствительно реагировало на связь таких тем и действий с экстремальными политическими явлениями, как правило, с крайне правыми группировками» [3]. В этой связи следует назвать § 86 и 86а Уголовного кодекса, которые преследовали распространение пропагандистской литературы и использование символики организаций, запрещенных конституцией.
Учитывая значительное количество случаев, когда органы по делам молодежи были вынуждены брать под надзор несовершеннолетних из-за уже наступившей или потенциальной угрозы их благу, следует указать на § 171 Уголовного кодекса, который касается нарушения обязанности опеки и обязанностей по воспитанию лиц моложе 16 лет.
Охрана молодежи в общественных местах нашла отражение в:
- положениях, касающихся ограничений отпуска табачных изделий и алкогольных напитков;
- определениях, регулирующих пребывание несовершеннолетних в местах общественного питания и на танцевальных мероприятиях с учетом возраста несовершеннолетних и времени посещения;
- индексации фильмов для общественных просмотров, видео, компьютерных игр и игровых автоматов - урегулирована в «Законе об охране молодежи в общественных местах» [4], который действовал вплоть до 2003 г. Фильмы и игры, в соответствии с этим законом делились на несколько категорий:
- без возрастных ограничений,
- разрешенные с 6 лет,
- разрешенные с 12 лет и
- разрешенные с 16 или 18 лет.
В германском законе педантично были прописаны и размер соответствующей маркировки на видеокассете или видеодиске - на лицевой стороне упаковки слева внизу площадью не менее 1200 квадратных миллиметров, и условия, при которых, например, десятилетнего ребенка родители могут взять с собой в кино на фильм с 12 лет.
«Закон об охране труда несовершеннолетних» [5] ставил задачу защищать детей и подростков от психических и физических перегрузок и от потенциальных производственных травм. Данный закон, действовавший без изменений с 1976 по 2000 г., регламентировал время работы, отдыха, содержал перечень работ, исключенных по причине специфических условий труда и производственных рисков. «Закон об охране труда несовершеннолетних» регулировал также условия участия детей в театральных и музыкальных представлениях и в съемках фильмов.
Важнейшей проблемой считалась защита несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия средств массовой информации. Пункт 2 ст. 5 «Основного закона» (Grundgesetz) [6] Федеративной Республики Германии устанавливает гарантии охраны интересов молодежи. В отношении детей и подростков это основное право означает, что их следует защищать от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления. Государство призвано предпринимать соответствующие действия.
В 1990-е гг. эти вопросы частично регулировались «Законом о распространении вредной для молодежи печатной литературы и информации на прочих носителях», принятом в 1985 г. [7], в котором была прописана работа Федерального органа контроля над носителями информации, оказывающими негативное влияние как на детей, так и на молодежь.
По мнению некоторых специалистов в области детской психологии Германии, причинами многих преступлений, совершаемых детьми, являлось спровоцированное насилие. «У ребенка стирался барьер между реальностью и выдумкой. Экранная фантазия воплощалась в жизни в форме насилия по отношению к окружающим, в том числе по отношению к родственникам и близким. Культ силы, эгоизма, вседозволенности, безнравственности, пренебрежительного отношения к человеку и общечеловеческим ценностям, национальной культуре и ментальности становился краеугольным камнем «гуманитарной интервенции» в отношении традиционных обществ» [8].
Следует отметить, что одним из аргументов, которые выдвигались противниками
правовой защиты детей и молодежи от наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию молодежи информации, являлась невозможность в случае введения ограничений на деятельность СМИ осуществлять объективное информирование граждан, а это, заявляли оппоненты, противоречило нормам международного права.
С принятием данного Закона бундестаг преследовал цель ужесточить ограничения доступа подростков к фильмам, пропагандирующим насилие. Парламентарии расширили перечень критериев, согласно которым та или иная продукция считалась опасной для подростков. Таким образом, защита молодежи стала более зримой.
Министр по делам семьи и молодежи в 1994-1998 гг., член партии ХДС Клаудия Нольте первоначально планировала привлекать подростков для контрольных закупок товаров, подпадающих под данный закон. «Проверки должны были выявить, как продавцами соблюдались правила, касающиеся продажи алкогольных напитков, сигарет и видео лицам «после 18-ти» [9]. После резкой критики со стороны находившихся в оппозиции социал-демократов это предложение было вычеркнуто из законопроекта.
Относительно распространения любых средств массовой информации действовали определенные ограничения. «Закон о распространении вредной для молодежи печатной литературы и информации на прочих носителях» с некоторыми изменениями и в сочетании с Государственным соглашением о правовой защите молодежи от вредного воздействия СМИ вошел в состав «Закона об охране молодежи». Защита молодежи от вредного воздействия в сфере телевидения и радиовещания регулировалась Государственным соглашением между федеральными землями о вещании.
От пагубного влияния СМИ в 1990-е гг. ограждало специальное ведомство по контролю над вредной для молодежи информацией (Bundesprufstelle fur Jugendgefahrdende Schriften). Расположенное в Бонне ведомство было создано в ФРГ в 1954 г. Вначале оно входило в состав МВД, а затем относилось к министерству по делам семьи и молодежи. Его предшественником можно считать службу контроля, учрежденную еще в Веймарской республике, когда в середине 1920-х гг.
на немецком печатном рынке стали появляться «вольные» издания. В 1926 г. был принят закон «О защите молодежи от дрянных и распутных журналов».
Послевоенное боннское ведомство начало свою деятельность с детских комиксов, рассказывал в интервью «Немецкой волне» («БеШзсЬе Welle») его представитель Вильфрид Шнайдер. Так, первыми оказались занесенными в «черный список» журналы о приключениях Тарзана. По словам Шнайдера, «речь шла об изданиях, которые «вызывают у детей нервное возбуждение и ожесточение» [10].
Наряду с комиксами про Тарзана «ожесточающими» были признаны популярные в 90-е гг. комиксы о «Маленьком шерифе» и «Моряке Джехабе». В этом случае критиковался показ детям продукции больной фантазии. Боннские «контролеры» стали уделять основное внимание нравственности молодежи. С объединением Германии началась сексуальная революция, и нравы стали более раскованными.
Деятельность ведомства по контролю над вредными для молодежи носителями информации в Германии была не бесспорна. Некоторые обвиняли его в излишнем патернализме, ограничении свободы слова и прессы. По закону наименования, внесенные в запретный для детей и подростков список, нельзя было рекламировать, что, с точки зрения оппонентов, «подрывало их конкурентоспособность на рынке и делало недоступными и для взрослых» [11].
Критиковали боннских «контролеров» и с противоположной стороны - за их чрезмерный либерализм и запаздывающее реагирование. Руководившая боннским ведомством с 1991 г. Эльке Монссен-Энгбердинг, однако, с такой критикой не соглашалась и отстаивала существовавший порядок. «Мы имеем право начинать действовать лишь после того, как объект появился на рынке, -поясняла она. - В противном случае мы были бы и в самом деле запрещенной в Германии предварительной цензурой» [10, 8. 46].
Работа «контролеров» строго регламентировалась Министерством внутренних дел Германии (Bundesinnenministerium). Они не имели право начинать экспертизу по инициативе частных лиц или по собственному желанию. Следовало дождаться соответствую-
щего заявления, право подать которое имели федеральное министерство по делам семьи и молодежи, земельные и местные управления по молодежным делам, а также центральный орган медианадзора субъектов германской федерации, в компетенции которого находился контроль над содержанием программ общественно-правового и коммерческого телерадиовещания, а также интернет-сайтов.
В порядке работы боннского ведомства тщательно прописана процедура принятия решения о внесении того или иного носителя информации в «черный список». Вотум выносился комиссией в составе 12 человек, в которую, наряду с председателем, входили заседатели от федеральных земель, церковных и общественных организаций, а также людей, представляющих искусство, литературу, издательское дело, книготорговлю и учителей.
Решение об «индексации», как это было принято называть в Германии, должно было приниматься большинством в две трети голосов. В некоторых случаях допускалось упрощенное делопроизводство, когда решение принималось всего тремя членами комиссии единогласно. В таком случае оно могло быть опротестовано владельцем авторских прав, и тогда комиссия созывалась в полном составе [12].
В «черный недетский список» могли заносить периодические издания на срок от 3 до 12 месяцев. Так было, например, в конце 1990-х гг. с бульварным журналом «Молодые и свободные» («Jung und frei»). Однако в законе было сделано исключение для ежедневных газет и политических журналов. Запрещалось также «индексировать» носители информации, посвященные искусству и науке. Не допускалась индексация носителей информации сугубо по причине их политического, социального, религиозного или мировоззренческого содержания.
Занесенные в список фильмы, книги или игры запрещалось импортировать и экспортировать, выставлять в витринах, продавать через систему посылочной торговли и с прилавка лицам, не достигшим 18 лет, а продавать совершеннолетним разрешалось только в специальных взрослых магазинах «для взрослых».
Срок пребывания в «черном списке» составлял 25 лет, после этого носитель инфор-
мации из него автоматически исключался и для повторной его «индексации» требовалась новая процедура. В случае изменения правовых норм владелец авторских прав мог ходатайствовать и о досрочном исключении того или иного продукта из «черного списка». Выступать с такой инициативой имел право и сам председатель комиссии, если условия изменялись и отпадали предпосылки для включения того или иного носителя информации в «недетский» список [13].
Таким образом, на страже интересов молодежи в 1990-е гг. стоял целый свод законов. Однако не стоит забывать, что в эти годы в Германии здоровьем и нравственностью детей и подростков занимались также десятки государственных, общественных, в т. ч. добровольных, организаций, которые финансировались предпринимательскими союзами и прилагали усилия к тому, чтобы подрастающее поколение смотрело фильмы и играло в игры, соответствующие его возрасту.
1. Sozialgesetzbuch (SGB) Achtes Buch (VIII) -Kinder- und Jugendhilfe. URL: http://www. kin-dex.de/pro/index~mode~gesetze~value~kjhg.aspx. Загл. с экрана.
2. Strafgesetzbuch: Kinder- und Jugendschutzrele-vante Auszuge. URL: http://www.kindex.de/pro/ index~mode~gesetze~value~stgb.aspx. Загл. с экрана.
3. Nikles B.W. Jugendschutz: Kommentar zum Ju-gendschutzgesetz (JuSchG) und zum Jugendme-dienschutz-Staatsvertrag (JMStV) mit Erlaute-rungen zur Systematik und Praxis des Jugend-schutzes. Neuwied, 2003. S. 67.
4. Gesetz zum Schutz der Jugend in der Offentlich-keit. URL: http://www.aufrecht.de/gesetze/ ge-setz-zum-schutze-der-jugend-in-der-oeffentlich keit-joeschg.html. Загл. с экрана.
5. Jugendarbeitsschutzgesetz. URL: http://www. kindex.de/pro/index~mode~gesetze~value~ jarbschg.aspx. Загл. с экрана.
6. Grundgesetz. URL: http://www.bundestag.de/ dokumente/rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg. html. Загл. с экрана.
7. Gesetz uber die Verbreitung jugendgefahrdender Schriften und Medieninhalte. URL: http://www. online-jugendschutz.de/gjsm.htm. Загл. с экрана.
8. Neue Medien - neue Gefahren? (hrsg. v. der Bundesprufstelle fur Jugendgefahrdende Schrif-ten (Bonn). Koln [u.a.]. 1998. S. 39.
9. Jansen M.M. Das Claudia-Nolte-Phanomen. Bonn, 1997. S. 117.
19б
1Q. BPS-Report: Informationsdienst zum Jugendme-dienschutz // Bundesprufstelle fur Jugendgefahrdende Schriften (Bonn). Baden-Baden. 19781991. S. 29.
11. URL: http://www.infobitte.de/free/lex/wpdeLex Q/online/b/bu/Bundespruefstelle_fuer_jugendgef aehrdende_Medien. htm#Bundespr%C3%B Cfs telle%2Qf%C3%BCr%2Qjugendgef%C3 %A4hr dende%2QMedienKritik
12. URL: http://www.infobitte.de/free/lex/wpdeLex Q/online/b/bu/Bundespruefstelle_fuer_jugendgef aehrdende_Medien.htm
13. URL: http://www.bundespruefstelle.de/bpjm/Ju gendmedienschutz/Indizierungsverfahren/ausna hmetatbestaende.html
Поступила в редакцию 12.Q4.2Q11 г.
UDC 930.9
LAW BASES OF YOUTH POLICY IN GERMANY (1990S)
Yevgeniy Mikhailovich Rodin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General History Department, e-mail: rodin@list.ru
In the article the law problems of the state youth policy after reunion of Germany are taken under consideration, the legislation, which began not only regulate the place of youngsters in society but also protect from several of negative external influences, is analyzed. Special attention is paid to revising the juridical situation and the work of special offices which control mass media.
Key words: juridical protection of young people; negative influence of Mass Media on youth; list of prohibited movies and literature.