теграции; повышение национальной и международной безопасности. Успехи в создании ЕИП во многом определят облик Европы в ХХ1 в.
О.Л.Алферов
2004.01.022. В.Н.ГИРЯЕВА. ИНТЕРНЕТ И МОЛОДЕЖЬ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (Обзор).
Настоящий обзор посвящен правовым проблемам Интернета, в первую очередь проблемам защиты молодежи и их решению в Германии.
Практически все статьи по этой теме начинаются с констатации факта бурного развития компьютерных технологий. Стираются национальные границы, продукция, представленная в Сети, может быть заказана и доставлена в любой уголок мира. Развитие современных средств связи в последние годы кардинально изменило жизнь. Не только в географическом, но и в экономическом и коммуникативном смысле стало правильным утверждение: «Мы все живем в одной большой деревне». Передвижение и мобильность товаров, капиталов и информации с помощью компьютерных технологий приобретают все большее распространение. «Скорость» с каждым днем становится все более значимым экономическим фактором (6, с. 23).
Интернет делает возможным общение большого количества людей и работает интерактивно. В 2001 г. к Интернету был подключен каждый третий житель Германии, во всем мире количество пользователей выросло с 202 млн. в 1999 г. до 500 млн. в 2002 г. (6, с. 24). По другим данным, в настоящее время более чем в 160 странах к Интернету подключено около 150 млн. пользователей (4, с. 28).
Общие юридические проблемы
Не знающий границ Интернет вместе с новыми техническими возможностями принес абсолютно новые юридические проблемы. Пути их решения пока только обозначены. Интернет-коммерция, и в частности такие ее звенья, как безопасность оплаты, электронная подпись, признание договоров, защита информации, пока практически не имеет законодательства и судебной практики. Кроме того, требуют специального регулирования авторские права, защита конкуренции, налоговые вопросы
(6, с.24). Серьезно встает вопрос преступления в Сети. Некоторые авторы уже дают общее понятие интернет-деликтов, к которым относятся либо специфические для Интернета (интернет-деликты) или генеральные деликты, в которых Интернет выступает только коммуникативным средством. Специфическими интернет-деликтами являются: компьютерный шпионаж; компьютерный саботаж; манипуляции с информацией на чужих компьютерах; разрушение компьютерных программ. Генеральные деликты - это распространение порнографии; угрозы по электронной почте; распространение изъятого программного обеспечения (особенно игр); мошенничество; торговля людьми; подготовка уголовнопротиво-правных деяний; запрещенные игры; рассылка инструкций по применению взрывчатых и иных опасных веществ, их изготовлению; пропаганда расовой розни, нацистской символики; оскорбление и клевета; нарушение законодательства о защите права интеллектуальной собственности; пиратство в области компьютерного обеспечения и музыки; сбыт наркотических веществ и медицинских препаратов, отпускающихся по рецепту врача; торговля оружием и пр. (4, с. 29).
Уголовный кодекс Германии содержит ряд правовых предписаний о противоправности следующих действий: использовании символики антиконституционных организаций (§86а); травли групп населения (§130); культа насилия (§131); порнографии с участием детей, животных или применением насилия (абз. 3 §184). Внутреннее законодательство Германии признает противоправными средства массовой информации с таким содержанием, что относится и к Интернету (1, с. 55-56).
Интернет и защита молодежи
Все возрастающее количество предложений в Сети - явление позитивное, однако его оборотной стороной становится необходимость защищать детей и молодежь от неконтролируемых опасных предложений. Наиболее угрожающие «предложения» Интернета - порнография и экстремистские секты (6, с. 25). Немецкие юристы обращают внимание на два аспекта порнографии: детскую порнографию как таковую и доступность сайтов порнографического содержания для несовершеннолетних. Порнография так привлекательна, потому что в этой области есть возможность зара-
ботать «быстрые деньги». В этой связи фразы типа «Если Вам больше 18 лет, нажмите сюда, если Вам меньше 18 лет, нажмите на EXIT» или просьба ввести номер кредитной карты не являются серьезной защитой несовершеннолетних от опасной для них информации. К тому же остаются рассылки спама и рекламы, 50% которых также содержат порнографические предложения. После прочтения такого электронного послания достаточно щелкнуть мышкой, чтобы оказаться на порнографическом сайте (4, с. 30-31).
Средства контроля с точки зрения защиты молодежи и достоинства человека
Несмотря на отсутствие должного правового регулирования информационных отношений в Интернете, существуют некоторые общие правовые предписания, касающиеся этой области. К ним относятся такие основные принципы как свобода мнения; защита частной сферы; защита человеческого достоинства. Эти принципы закреплены и в праве ЕС. Они входят в «Зеленую книгу». Поэтому в странах ЕС существуют требования к содержанию предоставляемой информации, санкции за их нарушения: денежные штрафы и лишение свободы, которые закреплены в УК или специальных законах. В большинстве стран ЕС законодательно закреплены запреты на информацию, содержание которой ущемляет человеческое достоинство, противоречит традициям или является непристойным. Такие запреты действуют для детской и некоторых других видов порнографии, подпадающих под общее понятие «непристойности» (4, с. 32). Несмотря на то что абз. 1 ст. 5 Основного закона Германии гарантирует свободу мнений и право распространять свои мысли и мнения, это право может быть ограничено законодательными предписаниями, например, о защите молодежи (5, с. 41).
Здесь, как и во многих других сферах, обнаруживается разница во внутреннем праве государств. То, что в Германии является противоправным, в других странах может быть абсолютно правомерным. Многие авторы в данном случае приводят в пример США, где не возбраняется публикация на сайте информации расистского или нацистского содержания, продажа соответствующих компьютерных игр (4, с. 33; 6, с. 25,). Именно поэтому немецкие правые радикалы выбирают американские серверы, чтобы разместить на них свои домашние страницы, зная,
что с точки зрения законодательства США их действия защищаются принципом «свободы мнения» (4, с. 33).
По данным социологов, каждый четвертый ребенок в возрасте 1214 лет уже побывал в виртуальном мире; в первую очередь дети этого возраста ищут в Интернете игры с элементами насилия или видео такого рода; 80% опрошенных считают, что в Интернете доступны такие «прикольные вещи», которые недоступны в реальной жизни.
Еще более интересны результаты опросов родителей. По данным одного из американских журналов, 60% опрошенных в США родителей сказали, что они не знают, какие сайты в Интернете посещают их дети в возрасте 13-17 лет. В то же время на телепередаче, в которой приняли участие примерно 1100 родителей, 90% из них утверждали, что абсолютно точно знают интернетинтересы своих чад. Эти высказывания, по мнению авторов, симптоматичны и в одинаковой степени справедливы как для американского, так и для немецкого обществ (4, с. 33).
По мнению специалистов, доступность порнографических сайтов и сайтов, посвященных насилию, уже воспитала в детях и подростках готовность к насилию, привела к этикоморальной деградации.
Несмотря на то что в Германии существует организация, проверяющая выпуск программных продуктов и печатных изданий для лиц моложе 18 лет, у производителя остается возможность предложить свою опасную игру on-line. Научившись убивать в виртуальном мире, дети и подростки могут захотеть убить в реальности. Так, 1 ноября 1999 г. в Бад-Райхенхалле 16-летний стрелок убил четырех человек, затем застрелился сам; 20 апреля 1999 г. в Колорадо 17- и 18-летние школьники убили учителя, 12 одноклассников, затем свели счеты с собственной жизнью. Что общего между этими случаями: подростки были заядлыми игроками в Qake и Doom. Исследования, проведенные еще в 1988 г., показали, что до 30% пережитого во время компьютерной игры насилия переносится в реальную жизнь, также было установлено, что дети с повышенной агрессивностью после игр, связанных с насилием, демонстрируют еще большую агрессивность.
Обобщая ресурсы Интернета, которые могут оказать отрицательное влияние на развитие детей и подростков, специалисты выделяют три наиболее опасных категории: компьютерные игры с элементами насилия, антидемократическая пропаганда, порнография (5, с. 41).
В качестве защиты несовершеннолетних от опасной для них информации предлагаются несколько вариантов: с одной стороны, владель-
цы сайтов могут классифицировать находящуюся у них информацию по критериям «секс» и «насилие» и ограничить доступ к ней, однако такой шаг зависит только от доброй воли владельца сайта. Второй вариант -установление специальных фильтров, работающих на двух уровнях:
1) «черные списки» - известные страницы соответствующего содержания, доступ к которым просто блокирован; 2) проверка сайта до его открытия на наличие соответствующей информации.
Однако здесь возникает проблема «программ-фильтров». Практически все программы-фильтры производятся в США. Из-за существенной разницы во внутреннем законодательстве различных стран то, что разрешено в одной стране, запрещено в другой, и наоборот (6, с 25). Кроме того, программы-фильтры в большинстве случаев работают с английскими ключевыми словами. Итак, по мнению ученых, лучшими программами-фильтрами являются те, которые соединяют в себе три функции отсеивания: по принципу «черного списка», «белого списка», т.е. допуска только к определенному перечню сайтов, и по нейтральному ключевому слову, предоставляющему пользователю возможность получить общую информацию о содержании сайта. Тем не менее даже такая система тройных фильтров дает сбои. До сих пор не разработана программа, которая могла бы «отфильтровать» чаты (4, с. 35). Кроме того, учитывая, что дети обычно более сведущи в новой технике, чем их родители, велика вероятность, что умное чадо «прорвется» через родительские запреты (5, с. 44). «Безграничность» Интернета делает весьма затруднительной защиту молодежи в Германии правовыми средствами (3, с. 50).
Учителя и родители должны освоить техническую и содержательную стороны виртуального мира, чтобы направить детское любопытство в нужное русло. Важно предупредить ребенка об опасностях, подстерегающих его в сети, довести до его сознания, что нельзя в реальном мире встречаться со своими друзьями из чатов (13-летняя девочка запросто может оказаться взрослым человеком с нарушенной психикой).
Немецкие ученые приходят к заключению: нельзя оградить ребенка от реального или виртуального миров, можно научить его избегать опасности этих миров (3 с. 50; 4, с. 38-39).
Как видим, на сегодняшний день юристы Германии осознают проблемы, которые ставит перед ними Интернет. Все большее значение придается защите подрастающего поколения от опасности пропаганды насилия, порнографии, расовой дискриминации через Интернет; защите авторских прав и безопасности платежей. Однако все авторы, скорее, кон-
статируют проблемы, возникающие во Всемирной сети, пути их правового решения только намечаются.
Закон о защите молодежи1
Целью Закона является защита несовершеннолетних от информации, которая может представлять для них опасность. В странах ЕС существуют правовые предписания, в соответствии с которыми запрещен доступ несовершеннолетних к определенного рода материалам. Проблема в том, как сделать невозможным доступ несовершеннолетних, не ограничивая такую возможность для взрослых (4, с. 31). Приводим краткие извлечения из этого закона.
§2
1. Ребенком считается лицо, не достигшее 14-летнего возраста; молодежью считается лицо, достигшее 14-летия, но не достигшее 18 лет.
§6
1. Дети и молодежь могут присутствовать на публичных показах фильмов только в тех случаях, когда высшими органами земли разрешена демонстрация этих фильмов для показа молодежи и детям...
2. Фильмы, ущемляющие физическую, душевную или духовную волю детей и молодежи, не могут быть выпущены для показа детям и молодежи.
§7
1. Видеокассеты с играми, видеокарты и сравнимые с ними носители изображения, могут быть доступными для детей и молодежи только в том случае, если их программы утверждены высшими органами земли, распределены по возрастным категориям и маркированы...
2. Носители изображения, которые не санкционированы высшими органами земли или определены ими как «запрещенные до 18 лет»:
1 Gesetz zum Schutz der Jugend in der Oeffentlichkeit (Jugendschutzgesetz) от 25.02.85. (BGBl. I S. 425) с последними изменениями от 28.10.94. (BGBl. I S. 3186) Перевод извлечений из закона см. в конце обзора.
1) нельзя предлагать, предоставлять или иным образом делать доступными для детей и молодежи;
2) нельзя предлагать или продавать за пределами торговых помещений, киосков или иных пунктов продажи, а также «по почте» (пересылке).
3. Такие носители изображения не могут предлагаться в автоматах.
§8
1. Запрещено присутствие детей и молодежи в общественных игорных залах и иных помещениях, преимущественно служащих для целей игры.
2. Дети и молодежь имеют право участвовать в играх, предусматривающих выигрыш только на народных праздниках, ярмарках, специальных представлениях, где выигрышем является товар небольшой стоимости.
3. Электронные игровые приставки и сетевые игры, не предусматривающие выигрыша, не могут быть установлены для платного использования :
1) на общественных площадях, доступных для детей;
2) за исключением промышленных или иных профессионально используемых помещений;
3) в необозреваемых проходах, помещениях или коридорах.
4. Игры на электронных игровых приставках или устройствах для сетевых игр, не предусматривающие выигрыша, которые предложены для общественного платного пользования, не могут использоваться детьми и молодежью, не достигшей 16-летнего возраста без сопровождения лиц, управомоченных для воспитания.
5. Программные продукты, с помощью которых возможен просмотр изображений с сексуальными действиями или насилием над людьми или животными, а также восхваляющих войну, не должны быть выставлены в доступных для детей и молодежи местах».
Список литературы
1. Monssen-Engberding E. Neue Medien, neues Recht? Jugend-medienschutz und Internet - Recht Grundlagen // Politische Studien. - 2000. - Heft 371, - S. 53-69.
2. Neumann K. Jugendliche und Internet: Zur Rolle der Eltern Ein Statement // Ibid. - S. 70-71.
3. Palme H.-J. Basic N. Medienkompetenz als Jugendschutz // Ibid. - S. 45-52.
4. Richard R. Jugend und Internet: Delikte, Kontrollen, Schutzmassnahmen// Ibid. - S. 28-39.
5. Schmidt M. Pädagogische Begleitung zur Medienmöndigkeit und Medienskepsis // Ibid. -
5. 40-44.
6. Söder M. Jugendschutz als internationale Aufgabe verstehen: Internet-Ethik als Basis der Digitalisierung// Ibid. - S. 23-27.
2004.01.023. ЭЙР П. ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: УРОКИ ПОСЛЕДНИХ ТРЕХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.
AYRE. F. Child Protection and the Media; lessons from the last three Decades // Brit. j. Social Work. - 2001. - P. 887-901.
Проблеме социальной и информационной защиты прав ребенка посвящены ряд статей, опубликованных в английском журнале «British Journal for Social Work»« 2001 г.
Автор предлагаемой вниманию статьи - Патрик Эйр из университета в Льютоне, исследует проблему защиты детей, - жертв насилия; роль организаций социальной службы по защите детей; влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения, касающегося действия властей и деятельности чиновников социальной службы в случаях жестокого обращения с детьми. Предметом исследования является ситуация в Англии и Уэльсе.
В течение последних десятилетий прошлого века сенсационные сообщения, связанные со скандалами, вызванными жестоким обращением с детьми в Англии и Уэльсе, неоднократно публиковались в средствах массовой информации. Резко критиковались учреждения, призванные защищать детей, обеспечивать их благосостояние и нести ответственность по защите их интересов. Автор статьи исследует «вклад» средств массовой информации в создание атмосферы страха, чувства вины и недоверия, которая воцарилась в обществе в вопросах защиты прав детей. Пресса обвиняется в извращении фактов, наносящем огромный моральный ущерб обществу и авторитету действующей системы защиты прав детей. Власти на национальном и местном уровнях занимают оборонительную позицию.