ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES
Частно-правовые (цивилистические) науки
(юридические науки)
Private Law (Civil) Sciences
DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-48-52 УДК: 347.637 ГРНТИ: 10.23 EDN: ANHOCQ
Правовые основы криптовалюты: этапы и тенденции развития
Д.Ю. Петров1, а ©, В.Ю. Батищева1, b ©, А.С. Колыганова2, c ©
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация
2 Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены современные вызовы и препятствия, с которыми сталкиваются владельцы криптовалюты, которые продолжают привлекать все большее внимание как со стороны бизнес-структур так и рядовых пользователей. Благодаря своей децентрализованной природе и возможности обеспечения анонимности и безопасности транзакций, криптовалюты представляют собой уникальный инструмент для передачи цифровых активов и участия в новых экономических моделях. Учитывая современные тенденции развития криптовалюта может стать неотъемлемой частью мировой финансовой системы, изменяя способы хранения и передачи ценностей, становясь катализатором для развития новых технологий и инноваций, повышая эффективность и прозрачность финансовых операций.
Ключевые слова: криптовалюта, цифровизация, блокчейн, цифровые активы
5.1.3
48 Lobbying in the Legislative Process
Vol. 3. No. 4. 2024
Петров Д.Ю., Батищева В.Ю., Колыганова А.С. _
DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-48-52
Legal Basis of Cryptocurrency: Stages and Development Trends
D.Yu. Petrov1, 3 ©, V.Yu. Batishceva1, b ©, A.S. Kolyganova2, c ©
1 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
2 Ninth Arbitration Court of Appeal of the city of Moscow, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the modern challenges and obstacles faced by cryptocurrency owners, which continue to attract increasing attention from both business structures and ordinary users. Due to their decentralized nature and the ability to ensure anonymity and security of transactions, cryptocurrencies are a unique tool for transferring digital assets and participating in new economic models. Given modern development trends, cryptocurrency can become an integral part of the global financial system, changing the ways of storing and transferring values, becoming a catalyst for the development of new technologies and innovations, increasing the efficiency and transparency of financial transactions.
Key words: cryptocurrency, digitalization, blockchain, digital assets
FOR CITATION: Petrov D.Yu., Batishceva V.Yu., Kolyganova A.S. Legal Basis of Cryptocurrency: Stages and Development Trends. Lobbying in the Legislative Process. 2024. Vol. 3. No. 4. Pp. 48-52. (In Rus.). DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-48-52. EDN: ANHOCQ
V_/
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху цифровизации электронная коммерция крепко закрепилась и заняла свое место в экономике, сложно представить юридическое лицо, которое не обладало бы различными видами цифровых активов, а также гражданина, который бы не пользовался результатами цифровизации, которая проникает во все сферы экономической деятельности и обычной жизни.
С каждым годом все больше физических и юридических лиц становятся владельцами цифровых активов и совершают сделки с использованием технологий блокчейн, криптовалют и иных цифровых инструментов, о которых будет изложено в данном научном исследовании.
Следует отметить, что до настоящего времени всестороннего и полного правового регулирования данной сферы не сложилось. При изменении существующей реальности необходимы радикальные изменения законодательства, чтобы справится с проблемами, возникающими по мере цифровизации общества. В первую очередь, необходим новый механизм правового регулирования, который охватит все области, в которых стороны готовы задействовать новые технологии, системы расчетов и средства платежей.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
С появлением Всемирной паутины, с появлением интернет - магазинов и осуществлением сделок по всему миру, появилась потребность в осуществлении сделок в едином платежном пространстве. В целях разрешения существующей потребности возникла идея единой цифровой валюты. В течение времени возникла децентрализованная система с имеющимися платежными средствами, благодаря которым появилась возможность осуществлять сделки при продаже и покупке товаров в сети Интернет.
При совершении сделок используется валюта, не имеющая физической ценности в реальном времени, как например, рубль, но количество транзакций с указанной валютой с каждым годом становится все больше.
В свою очередь, цифровые активы - мера стоимости, поскольку в ряде государств товары, работы и услуги оплачиваются криптовалютой. Так, например, в Сальвадоре, ОАЭ криптовалюта легализована, активно используется гражданами и подлежит государственному регулированию1.
1 Прорыв или пиар? Зачем Сальвадор легализовал биткоин //РБК.
URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/615c70819a794782e038516f
(дата обращения: 21.01.2024).
Т. 3. № 3. 2024
Лоббирование в законодательстве
49
Наиболее популярная криптовалюта уже определена и на нее ровняются все крупные игроки - это бит-коин. Биткоин является более надежным денежным средством, чем физические ценные бумаги или драгоценные металлы, поскольку его нельзя уничтожить, изменить и он не имеет посредников.
Биткоин основан на идее неправительственной замены валюты с ограниченной денежной массой. Основатель идеи - Сатоши Накамото. Максимальное количество биткоина - около 21 миллиона, с каждым годом добыча происходит все медленнее. В соответствии с этим встает рациональный вопрос о законодательном урегулировании данного вопроса.
Регулирование криптовалют началось в ответ на увеличивающийся интерес к цифровым активам и на опасения относительно их возможного использования для незаконных целей, таких как отмывание денег, финансирование терроризма и уклонение от налогов. В начале 2010-х гг. многие страны стали внедрять различные меры по регулированию криптовалют2.
В 2013 г. в США Финансовый Исследовательский центр (РтСЕ1М) опубликовал рекомендации, согласно которым биржи и компании, предоставляющие услуги обмена криптовалют, должны были регистрироваться и соблюдать правила противодействия отмыванию денег. В США криптовалюты признаются собственностью, что является основанием для налогообложения и контроля со стороны налоговой службы3.
В Великобритании был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в части регулирования финансовых рынков с применением криптовалют, включая законодательство о защите прав потребителей и налоговое законодательство (операции с криптова-лютами облагаются налогами в зависимости от их характера). Кроме государственного регулирования создана структура для саморегулирования сферы криптовалют под названием Сгур1оИК (сообщество крипто-валютных компаний), которая продвигает на рынке криптовалютный бизнес и заявила о своих целях улучшить отраслевые стандарты, обеспечить регулирование цифровых инструментов4.
Одной из наиболее продвинутых стран в области криптовалютного бизнеса и развития криптовалютно-го рынка является Швейцария. Законодательная база создана с учетом интересов бизнеса и, собственно, потребителей. Так, криптовалюта является собственностью и может использоваться для залога. Для оборота на бирже установлены требования по соблюдению стандартов безопасности и эксплуатации. Кроме того, внедрены механизмы защиты инвесторов в криптова-люту, созданы условия для выявления случаев мошенничества.
2 Дудина О.И., Селина О.В.,ПавелинД.С. Биткоин - валюта будущего //Фундаментальные исследования. 2016. № 3-3. С. 561-565.
3 Распонамарев Д.П. Зарубежный опыт внедрения криптовалют (США, КНР и Уругвай) // Финансовая экономика. 2021. № 6. С. 234-238.
4 CryptoUK: британская попытка саморегулирования отрасли криптовалют // Bits. Media. URL: https://bits.media/cryptouk-britanskaya-popytka-samoregulirovaniya-otrasli-kriptovalyut/ (дата обращения: 11.02.2024).
В 2014 г. Япония стала первой страной, которая ввела формальные нормативные требования к биржам криптовалют5.
В последующие годы регулирование ужесточалось. В США Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) начала рассматривать вопрос о регулировании цифровых активов6.
В 2017-2018 гг. с бурным ростом интереса к крипто-валютам многие страны ужесточили свои меры.
В 2019 г. группа стран G20 выразила обязательство сотрудничать в вопросах регулирования криптовалют. В последующие годы различные юрисдикции внедряли новые законы и правила для регулирования криптовалют с целью предотвращения незаконной деятельности.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Для некоторых цифровая валюта является шедевром техники, для других - опасным инструментом, который не дает никаких физических единиц, таких как монеты или банкноты и не имеет контролирующего центрального учреждения, такого как Центральный Банк, то есть не имеет регулятора, например, Минфина или ФНС и защиты на государственном уровне. Транзакции в рамках цифровых платежей совершаются анонимно, быстро и содержат минимальное количество транзакционных издержек. Тем не менее, для многих цифровая валюта по-прежнему остается неизведанной территорией, поскольку ее появление породило новую правовую реальность и полного нормативного правового закрепления не имеет по сей день.
Законодателем были предприняты попытки регламентации возникшего правового явления.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации7, в частности отмечено: «интенсивное развитие экономики вообще и финансового рынка в особенности требует адекватного этому развитию регулирования ценных бумаг и финансовых сделок. Научно-технический прогресс вообще и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в частности диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных правах)». То есть на самом высоком уровне признается важность совершенствования законодательства в связи с научно-техническим прогрессом и развитием информационных технологий.
Долгое время в этой сфере не были приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок
5 Япония приняла новое законодательство в области регулирования криптовалют // Сетевой журнал ForkLog. URL: https:// forklog.com/yaponiya-prinyala-novoe-zakonodatelstvo-v-oblasti-regulirovaniya-kriptovalyut/ (дата обращения: 21.01.2024).
6 Кто и как регулирует криптовалюты в США // Сетевой журнал «IHODL». URL: https://ru.ihodl.com/analytics/2018-12-18/kto-i-kakreguliruet-kriptovalyuty-v-ssha/ (датаобращения: 19.01.2024).
7 Одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г., Текст концепции опубликован в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2009 г., №11.
50 Lobbying in the Legislative Process
Vol. 3. No. 3. 2024
Петров Д.Ю., Батищева В.Ю., Колыганова А.С. _
использования цифровых активов и механизмы цифровых платежей и возможность применения цифровых валют. Не на что было опираться для применения таких инструментов, не были даны самое важные определения. Достаточно долго велись дискуссии в части того, что есть цифровой актив / цифровая валюта. Можно ли применить к таким отношениям законодательство о ценных бумагах, это - товар, особый платежный инструмент или особая валюта платежа? Сейчас основополагающим источником регулирования цифровыми активами сказано: «Цифровые активы есть цифровые права, которые подразумевают денежные требования. Цифровой валютой являются электронные данные, местом их нахождения является информационная система»8.
Таким образом, законодателем был введен понятийный аппарат, которым объяснено, что цифровые активы имеют материальную стоимость, но не имеют физического носителя. Как и физические деньги, цифровая валюта может быть средством платежа, отличие состоит в том, что цифровая валюта не является денежной единицей. Следовательно, выпуск цифровых активов, учет и обращение возможен только благодаря внесению записи в информационную систему.
В Российской Федерации по вопросу регламентации криптовалюты существует ряд законодательных актов. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах». Данный нормативный акт устанавливает правовой статус цифровых финансовых активов, включая криптовалюты, и устанавливает правила их обращения. Закон определяет основные параметры эмиссии, оборота, хранения и передачи цифровых финансовых активов.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Закон включает положения о валютном контроле и регулировании операций с иностранной валютой, что также может быть применимо к вопросам, связанным с криптовалютами.
Постановление Правительства РФ «О перечне информации, содержащейся в заявлении о выпуске цифровых финансовых активов». Постановление устанавливает требования к предоставлению информации при подаче заявления о выпуске цифровых финансовых активов.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения сделок электронной коммерции». Настоящее Постановление может косвенно затрагивать правила проведения сделок с использованием криптовалют, хотя оно не упоминает криптовалюты напрямую.
Регулирование криптовалют продолжается, причем подходы различаются в разных странах, в зависимости от стремлений поддержать инновации или ужесточить контроль для обеспечения безопасности и защиты потребителей.
8 Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ.
ВЫВОДЫ
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что урегулирование криптовалюты стало сложным и многогранным вопросом, вызывающим ряд проблем и дискуссий в различных странах и международных сообществах. Ниже приведены некоторые из основных проблем, связанных с урегулированием криптовалют.
1. Отсутствие общепризнанных международных стандартов для регулирования криптовалют создает разнообразие подходов на государственном уровне, что затрудняет сотрудничество и согласование между странами.
2. Инвесторы в криптовалюты подвергаются риску из-за волатильности рынка и возможности мошенничества. Отсутствие эффективных механизмов защиты инвесторов может стать проблемой.
3. Криптовалюта подвергаются рискам взлома и ки-бератак из-за хранения цифровых активов в он-лайн-среде. Вопросы безопасности также связаны с использованием криптовалют для незаконной деятельности, такой как отмывание денег и финансирование терроризма.
4. Налогообложение криптовалют представляет собой сложную задачу. В различных юрисдикциях отсутствуют единые правила по налогообложению крипто-валютных операций, что создает неопределенность для пользователей и бизнесов.
5. Наличие строгого регулирования может задушить инновации в сфере блокчейн и криптовалют, в то время как недостаточная защита может привести к росту преступности и негативному восприятию данной технологии.
6. Анонимности в сфере криптовалюты может стать проблемой, так как она может использоваться для проведения незаконных операций, включая отмывание денег и обход санкций.
7. Регулирование технически сложных систем, таких как смарт-контракты и децентрализованные организации, представляет трудности для традиционных правовых и регулирующих структур. Отсутствие единой специализированной информационной системы для оборота цифровыми активами является причиной для использования уже существующей инфраструктуры, имеющей ограничения и созданную крупными игроками рынка.
8. Механизм обеспечения платежеспособности криптовалют является одним из вопросов, влияющих на распространение и возможность расширения списка операций с криптовалютами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение этих проблем требует внимательного исследования и разработки правил, с учетом инноваций и глобального характера рынка криптовалют. Эти вызовы также подчеркивают необходимость диалога между правительствами, предпринимателями и другими участниками рынка для создания сбалансированного и эффективного регулирования.
Т. 3. № 3. 2024
Лоббирование в законодательстве
51
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэр В.П., Сильвестров С.Н., Барышников П.Ю. Блок-чейн как основа формирования дополненной реальности в цифровой экономике // Информационное общество. 2017. №3. С. 30-34.
2. Башкатов МЛ. Современная теория денег с точки зрения классической германской догматики: генезис и современные вызовы//Гражданское право: современные проблемы науки, законодательства, практики.М.: Статут, 2018. С.42-81.
3. Жужжалов М.Б. Блокчейн и международно-правовой режим деятельности в киберпространстве // Правоведение. 2019. № 1.С. 62-96.
4. Новоселова Л.О. О правовой природе биткоина //Хозяйство и право. 2017. № 9. С. 3-16.
5. Савельев А.И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав//Закон. 2017. № 8. С. 136-153.
6. Хаменушко И.В. Криптовалюты и их майнинг как экономическая реальность: предпосылки правового регулирования // Законодательство. 2017. № 12. С. 33-42.
7. Шмелев В.В. Обеспечение денег и инфляция: возможная роль криптовалют// Банковское дело. 2017. № 9. С. 19-23.
8. ШпакД.А. От цифровой экономики к цифровому государству// Электроника: наука, технология, бизнес. 2017. № 2. С. 98-101.
REFERENCES
1. Bauer V.P., Silvestrov S.N., Baryshnikov P.Yu. Blockchain as the basis for the formation of augmented reality in the digital economy. Information Society. 2017. No. 3. Pp. 30-34. (In Rus.)
2. Bashkatov M.L. Modern theory of money from the point of view of classical German dogma: Genesis and modern challenges. In: Civil law: Modern problems of science, legislation, practice. Moscow: Statute. 2018. Pp. 42-81.
3. Zhuzhalov M.B. Blockchain and the international legal regime of activity in cyberspace. Jurisprudence. 2019. No. 1. Pp. 62-96. (In Rus.)
4. Novoselova L.O. On the legal nature of Bitcoin. Economy and Law. 2017. No. 9. Pp. 3-16. (In Rus.)
5. Savelyev A.I. Cryptocurrencies in the system of objects of civil rights. Law. 2017. No. 8. Pp. 136-153. (In Rus.)
6. Khamenushko I.V. Cryptocurrencies and their mining as an economic reality: Prerequisites for legal regulation. Legislation. 2017. No. 12. Pp. 33-42. (In Rus.)
7. Shmelev V.V. Securing money and inflation: The possible role of cryptocurrencies. Banking. 2017. No. 9. Pp. 19-23. (In Rus.)
8. Shpak D.A. From the digital economy to the digital state. Electronics: Science, Technology, Business. 2017. No. 2. Pp. 98-101. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 76,68%
Рецензен т: Данилов И.И., кандидат юридических наук, доцент; исполняющий обязанности заведующего, базовая кафедра управления государственным и муниципальным имуществом; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Статья поступила в редакцию 18.10.2024, принята к публикации 20.11.2024 The article was received on 18.10.2024, accepted for publication 20.11.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Петров Денис Юрьевич, старший преподаватель, базовая кафедра управления государственным и муниципальным имуществом; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 877522; SPIN-код: 1908-4025; E-mail: [email protected]
Батищева Виктория Юрьевна, старший преподаватель, базовая кафедра управления государственным и муниципальным имуществом; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Колыганова Анастасия Сергеевна, секретарь судебных заседаний, Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы; г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Denis Yu. Petrov, senior teacher, Department of Management State and Municipal Property; Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 877522; SPIN-code: 19084025; E-mail: [email protected]
Victoria Yu. Batishceva, senior teacher, Department of Management State and Municipal Property; Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Anastasia S. Kolyganova, graduate secretary; Ninth Arbitration Court of Appeal of the city of Moscow; Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
52 Lobbying in the Legislative Process
Vol. В. No. В. 2024