УДК 004:658.7 ББК 65.41c515+32.81 С 76
Меретукова Сусана Касеевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, Майкоп, e-mail: [email protected] Меретуков Шумаф Туркубиевич
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 593904, Майкоп, e-mail: [email protected] Гишева Саида Шумафовна
Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом экономического факультета Адыгейского государственного университета, Майкоп, e-mail: [email protected]
Шишхова Светлана Каплановна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, Майкоп, e-mail: [email protected]
Стандартизация и взаимодействие программных систем как инструменты оптимизации контрактной системы государственных закупок
(Рецензирована)
Аннотация. Описываются основные функции и особенности работы Единого Общероссийского Официального Сайта, инновационные подходы в развитии системы закупок, преимущества использования «умной» системы закупок. Рассматриваются новейшие тенденции на рынке труда, связанные с применением блокчей-на, умных контрактов и нейросетей.
Ключевые слова: программное обеспечение, информационные технологии, госзакупки, контрактная система, цифровизация, Единая информационная система, интеллектуальная система контрактов.
Meretukova Susana Kaseevna
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Information Security and Application Informatics of Faculty of Information Systems in Economy and Law, Maikop State University of Technology, Maikop, email: [email protected]
Meretukov Shumaf Turkubievich
Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor Department of Applied Mathematics, Information Technologies and Information Security of the Mathematics and Computer Science Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593904, e-mail: [email protected] Gisheva Saida Shumafovna
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economic Theory and Personnel Management, Faculty of Economics, Adyghe State University, Maikop, e-mail: [email protected]
Shishkhova Svetlana Kaplanovna
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Information Security and Application Informatics of Faculty of Information Systems in Economy and Law, Maikop State University of Technology, Maikop, email: [email protected]
Standardization and interaction of software systems as tools to optimize the contract system of public procurement
Abstract. The article describes the main functions and features of the Unified all-Russian Official Website, innovative approaches to the development of the procurement system and the advantages of using a "smart" procurement system. The publication discusses the latest trends in the labor market associated with the use of blockchain, smart contracts and neural networks.
Keywords: software, information technology, public procurement, contract system, digitalization, unified information system, intelligent contract system.
Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд является важным фактором, оказывающим значительное влияние на рост экономики регионов, обеспечивающим участие субъектов малого предпринимательства в ее эволюции и
способствующим развитию национальной экономики в целом. Этим обусловлена необходимость более эффективного участия государства, выступающего субъектом контрактных отношений, в оптимизации управления экономикой, переходе на новый качественный уровень. В системе государственных закупок основополагающими являются такие принципы, как обеспечение конкуренции и ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, что наряду с принципами открытости и информационной прозрачности позволяет эффективно использовать бюджетные средства, осуществляя при этом закупку товаров (работ, услуг) надлежащего качества.
Проведение конкурентных процедур, обеспечивая максимальное удовлетворение потребностей учреждений бюджетной сферы, способствует экономии средств и их рациональному использованию. Основной критерий эффективности осуществляемых закупок -достижение запланированных результатов при обеспечении государственных и муниципальных нужд.
Основным регулятором деятельности заказчиков и участников при осуществлении закупок выступает Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) [1].
Контрактная система представляет собой совокупность государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих закупки в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ, уполномоченных органов, участников, признанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), специализированных организаций и электронных торговых площадок, деятельность которых направлена на обеспечение государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.
Институт государственных закупок создает предпосылки для инновационных разработок, повышающих результативность отраслей национального хозяйства, финансируемых за счет бюджета и, в перспективе, приводящих к экономическому росту.
Госзаказ был и остается эффективным инструментом, воздействующим на субъекты рыночной экономики, обеспечивающим стабильное социально-экономическое развитие.
Так, по данным Б.М. Бижоева, полученным в результате анализа информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок (http: zakupki.gov.ru), общая сумма начальных максимальных цен контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, имеет устойчивую тенденцию к росту - с 6020342,7 млн. руб. в 2014 г. до 7113744,0 млн. руб. в 2017 г. при незначительном (на 0,54%) снижении в 2016 г. Прирост по отношению к базисному 2014 г. составил в 2017 г. 118,16%.
Общая сумма корпоративных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), значительно превосходит объем закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ и характеризуется более динамичным приростом (152,23%) - с 17763678,0 млн. руб. в 2014 г. до 27041203,7 млн. руб. в 2017 г. [2].
Учитывая значимость государственного контроля при все возрастающем объеме закупок для государственных и муниципальных нужд, актуализируются их инновационная и информационная составляющие. На качественно иной уровень выходят требования к используемым вычислительным мощностям и коммуникациям, информационным системам и сервисам. Указанная тенденция нашла свое отражение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (раздел VIII, подраздел 3) [3].
При этом в докладе Всемирного банка о глобальном развитии отмечается, что наша страна находится на 41-м месте по индексу сетевой готовности, дающему оценку факторам, которые позволяют государству максимально эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии с целью повышения уровня благосостояния и конкуренто-
способности [4]. А по данным рейтинга глобальной конкурентоспособности, Россия и вовсе на 43-м месте.
И, несмотря на то, что важной составляющей государственного регулирования системы закупок является обеспечение участия субъектом малого и среднего предпринимательства в проводимых процедурах, согласно проекту «Ведение бизнеса» (Doing Business), в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Российская Федерация занимает 35-ю позицию [5].
Именно активное внедрение и развитие информационных технологий позволит снизить уровень бюрократизации закупочных процедур, обеспечит их прозрачность и даст максимальный экономический эффект.
Имеются многочисленные примеры успешного применения инновационных информационных технологий в системе государственных закупок, некоторые из которых приведены ниже.
Практическая реализация технологии Blockchain + bigdata осуществлена (как это ни парадоксально) в Украине при проведении аукциона в электронной форме по реализации конфискованного имущества [6].
Сервис «Анализ закупок за час», запущенный оператором сотовой связи «МегаФон», дает возможность принять участие в процедуре закупки без привлечения специалистов узкого профиля (в частности, юристов) - проверка документации и даже формирование жалобы автоматизированы [7].
«Газпром» каталогизировал закупки, используя систему «Антирутина Корпорация», в основе которой передовые технологии и алгоритмы, разработанные с применением нейронных сетей, генетической стабилизации и методов математического моделирования [8].
Счетная палата успешно использует разработанный ею механизм для дистанционного проведения внешнего государственного аудита - информационно-аналитическую систему, позволяющую отслеживать нарушения, применяя алгоритмы и системы интеллектуального анализа [9].
Все эти меры направлены на удовлетворение существующей в обществе потребности в клиентоориентированных системах управления (Big data, 2011) и исключение бюрократических препонов и проволочек. Формируется система обратной связи, позволяющая производить отбор и обобщение отзывов и предложений (Ressantand Tidd, 2011), выбор идей, которые в перспективе способны дать максимальный эффект при внедрении.
Знаменательным событием в системе государственных закупок стал полный переход к электронизации всех конкурентных закупочных процедур, что способствует снижению псевдоконкуренции, предупреждению коррупции и повышению прозрачности закупок.
Установленное в 2017 г. для целого ряда государственных заказчиков требование об обязательном размещении в региональном программном комплексе WEB-Торги-КС сведений обо всех без исключения заключенных контрактах (в частности, речь о контрактах, заключаемых по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ) вкупе с созданием и активным развитием электронных магазинов закупок малого объема создает определенные предпосылки для последующего перехода к электронизации и неконкурентных закупочных процедур. Однако необходимо отметить, процесс этот в различных регионах имеет различные тенденции развития, что не позволяет создать равные условия для заказчиков и поставщиков на территории России и интегрировать их в единое информационное поле.
С 01.01.2019 г. размещаемые в Единой информационной системе сведения подлежат предварительному финансовому контролю.
Все вышеперечисленные меры направлены на более жесткий контроль над осуществлением заказчиками закупочной деятельности и более четкую ее регламентацию.
Вступившие в силу в июле 2018 г. изменения, касающиеся сроков размещения сведений о заключении, изменении и исполнении контрактов, позволят заказчикам избежать невольных нарушений, связанных со сжатыми сроками, установленными ранее на осуществление этих действий.
При этом ужесточается позиция контролирующих органов относительно трактовки заказчиками исполнения контракта как события, связного с его оплатой. Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России) недвусмысленно указывает, что каждый факт исполнения контракта, как то, приемка его результатов (результатов отдельного этапа), оплата (оплата отдельного этапа) - подлежит обязательному размещению в системе в регламентируемые законом сроки.
Однако вышеперечисленные меры предъявляют повышенные требования не только к заказчикам как к субъектам системы государственных закупок, но и к сервисам и технологиям, обеспечивающим ввод, хранение и доступ к информации. К сожалению, на настоящем этапе порядок функционирования ЕИС, скорость ее взаимодействия с региональными программными комплексами при обмене информацией, корректность отображения этой информации и возможность беспрепятственного доступа заказчиков к функционалам системы не соответствуют тому высокому уровню требований, который установлен Федеральным законом № 44-ФЗ, и нуждаются в доработке.
Возвращаясь к теме внедрения и использования прогрессивных информационных технологий в системе государственных закупок, следует особо отметить такое перспективное направление, как «умные контракты» (smartc ontract).
Использование «умных контрактов» позволит минимизировать человеческий фактор в системе государственных закупок, упростить и обезопасить взаиморасчеты между поставщиками и заказчиками.
В качестве примера использования «умных контрактов» можно привести «Сервис гарантированных расчетов» - запущенную Сбербанком обновленную версию онлайн-инструмента, который обеспечивает надежность взаиморасчетов субъектов закупочной процедуры: продавцу гарантирована оплата товара (работы, услуги), а покупателю - получение товара (работы, услуги) надлежащего качества в установленные сроки [10].
Использование «умных контрактов» при осуществлении закупок у единственного поставщика позволит максимально автоматизировать процесс и избежать злоупотреблений и нарушений со стороны заказчиков. Реализация данной технологии предопределяется введением и активной разработкой Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), Правила формирования и ведения которого в единой информационной системе в сфере закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145. Обязательность применения КТРУ позволяет стандартизировать и автоматизировать весь процесс закупок - от стадии планирования до стадии исполнения каждого отдельно взятого контракта.
По мнению некоторых исследователей, технология smart contract ведет к трансформации традиционных правовых институтов и концу эпохи классического договорного права. Smart contract является предвестником интеллектуальной контрактной системы - совокупности участников системы государственных закупок и осуществляемых ими действий посредством информационно-вычислительных систем при интеллектуальной поддержке, которые имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В 2013 г. В. Бутерин создал интеллектуальную систему контрактации, которая на сегодняшний день представляет собой успешный и перспективный проект (капитализация превышает 100 млрд. долларов). Блокчейн-платформа Ethereum позволяет регистрировать сделки любого вида с любыми активами путем применения распределенной базы контрактов типа блокчейн без использования традиционной юридической процедуры.
Основой реализации технологии блокчейн и «умных контрактов» выступают разработанный Ником Сабо в 1994 г. электронный алгоритм, содержащий набор условий, выполнение которых приводит к наступлению определенных событий в реальном мире или цифровых системах (smart contract), и протокол криптовалюты (первая версия программного обеспечения разработана Сатоши Накамото).
Потенциал «умных контрактов», обладающих такими преимуществами, как уменьше-
ние рисков недобросовестного исполнения, снижение транзакционных издержек, значительно превосходит традиционное договорное право.
«Умные контракты» позволят стандартизировать и автоматизировать процесс хранения, передачи и анализа информации, обеспечивая целостность информационного потока между участниками закупок и принятие оптимальных решений, благодаря возможности обобщения и анализа большого объема данных при реализации стратегических целей и задач.
Таким образом, «умные контракты» являются своего рода инновацией в сфере государственных закупок.
Интеллектуальная система - информационно-вычислительная система с интеллектуальной поддержкой, в которой процесс решения задач происходит без участия человека как лица, принимающего решение.
Одной из подсистем интеллектуальной системы выступают интеллектуальные информационные системы (далее - ИИС), представляющие комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для поддержки деятельности, осуществляемой человеком при поиске информации.
В рамках реализации ИИС государственная корпорация «Ростех» и ФАС России ведут разработку платформы, которая позволит на основании имеющихся данных формировать предмет закупки и начальную максимальную цену контракта (далее - НМЦК) в автоматизированном режиме, что позволит избежать ошибок и нарушений при проведении закупочных процедур [11]. Эта разработка может стать началом формирования полноформатной интеллектуальной информационной системы и ознаменовать новый этап в создании интеллектуальной контрактной системы в сфере закупок.
Эксперты Центра стратегического развития отмечают, что исключению рисков, связанных с использованием архаичной технологической платформы, на которой основана существующая контрактная система, может способствовать создание распределенной информационно-аналитической и функциональной сети.
Деятельность заказчиков, специализированных организаций и контрольных органов в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе квалифицированными специалистами, обладающими соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере закупок.
Поддержание и постоянное повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц - уполномоченных специалистов в сфере закупок - обязанность заказчиков и специализированных организаций, прямо предусмотренная Федеральным законом № 44-ФЗ.
Спрос на рынке труда на специалистов в сфере закупок в настоящее время достаточно высок и значительно превышает предложение, что, впрочем, объясняется не столько отсутствием специалистов соответствующего уровня, сколько дисбалансом между оплатой труда специалистов и ответственностью, предусмотренной действующим законодательством за нарушения в рассматриваемой сфере.
Однако, по мнению исследователей, тенденция на рынке труда в скором времени кардинально изменится, что обусловлено автоматизацией и роботизацией - на смену человеческому труду приходит искусственный интеллект.
Так, в перспективном прогнозе на ближайшие 15-20 лет, приведенном в «Атласе новых профессий», подготовленном Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления Сколково, специалисты по закупкам не упоминаются вовсе [12].
В будущем будут востребованы работники, способные выполнять трудовые функции интеллектуального характера, применяющие творческий подход к закупочной деятельности - высококвалифицированные специалисты, эксперты и, в первую очередь, специалисты, владеющие навыками контрактного программирования, способные определять формальные, точные и верифицируемые спецификации интерфейсов системы.
При этом краткосрочное и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок не теряют своей актуальности. Важным механизмом трансформации контрактной
системы в интеллектуальную является именно высокий уровень квалификации и навыки специалистов-экспертов. Одним из наиболее востребованных станет навык контрактного программирования.
Открытость и прозрачность информации, профессионализм заказчиков и их ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, обеспечение конкуренции и стимулирование инноваций, а также единство контрактной системы в сфере закупок - основополагающие принципы контрактной системы в сфере закупок.
Перевод закупок, осуществляемых конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в электронный формат - мировая тенденция, характерная и для государственной системы закупок в Российской Федерации.
Наиболее значимым достижением при переходе к электронному формату закупок товаров (работ, услуг) можно считать новый виток в развитии государственной системы закупок - этап цифровизации. На данном этапе становится возможным применение в системе государственных закупок передовых информационных технологий, что позволит создать «умную» систему закупок и эффективно использовать нейросети, блокчейн и умные контракты (smart contract) [13].
Участники контрактной системы в сфере закупок взаимодействуют в Единой информационной системе, доступной в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru. ЕИС введена в эксплуатацию с 1 января 2016 года и интегрирована с другими информационными системами, в частности, с региональными программными комплексами (Web-торги-КС) и электронными торговыми площадками. Разработчиком требований к ЕИС и концепции ее функционирования выступает Министерство экономического развития России. На Федеральное казначейство возложена ответственность за функционирование системы [14].
ЕИС содержит информацию о закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещаемую в порядке, определенном Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Одним из главных преимуществ системы, на наш взгляд, является четко отлаженный, грамотно структурированный и жестко регламентированный процесс размещения информации об осуществлении закупок. Регламентированы все стадии - от планирования закупки и публикации извещения до заключения контракта и формирования отчетности, в том числе и об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, взаимодействие заказчиков и поставщиков (исполнителей, подрядчиков) максимально прозрачно и открыто. Субъекты системы государственных закупок в равной мере подпадают под действие Федерального закона № 44-ФЗ и, соблюдая его, вынуждены «играть» по одним правилам. Предусмотренные действующим законодательством конкурентные процедуры, благодаря функционированию ЕИС, одинаково доступны для участников из любого региона нашей страны. Несомненно, это очень важный фактор, способствующий эффективной борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок [15].
ЕИС выполняет задачу по обработке, хранению и предоставлению всем заинтересованным лицам информации о запланированных, проводимых и завершенных процедурах приобретения товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В Единой информационной системе содержатся нормативные правовые акты и методические материалы, касающиеся государственных закупок, а также планы закупок, планы-графики и сведения об их реализации. Функционалы ЕИС позволяют размещать в структурированном и неструктурированном виде информацию о заключенных контрактах и об их исполнении, все отчеты заказчиков, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ. Ведутся реестр недобросовестных поставщиков и реестр банковских гарантий. ЕИС содержит библиотеку типовых контрактов и типовых условий контрактов, маркетинговую информацию о товарных рынках.
Большой интерес для пользователей системы представляют реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.
В системе размещаются сведения о мониторинге и аудите в сфере закупок, а также результаты контроля [16].
Функционалы ЕИС позволяют реализовать следующие процедуры:
- формирование и публикация информации о проводимой закупке (взаимодействие системы с другими программными комплексами и базами данных значительно облегчает работу пользователя);
- контроль корректности и достоверности опубликованной информации;
- обеспечение преимуществ субъектам малого и среднего предпринимательства;
- доступ контрольным органам к сведениям о государственных закупках;
- реализация возможности подачи заявок на участие в процедурах в электронном виде.
С 1 июля 2018 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие использование в обязательном порядке усиленной квалифицированной электронной подписи.
Сертификаты ключей проверки усиленных квалифицированных электронных подписей, используемые участниками контрактной системы (за исключением иностранных лиц), создаются и выдаются удостоверяющим центром Федерального казначейства с использованием Портала заявителя.
С 01.01.2019 г. эту функцию сможет осуществлять любой удостоверяющий центр, прошедший аккредитацию согласно требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № бЗ-ФЗ «Об электронной подписи» (ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).
Изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ, затронувшие порядок функционирования единой информационной системы, направлены на максимально эффективное использование ее функционалов, повышение доступности и защищенности информации, способствуют переходу системы государственных закупок на качественно иной уровень взаимодействия ее субъектов с использованием новейших информационных технологий.
Примечания:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». М., 2019.
2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Вопросы регулирования экономики. 2018. Т. 9, № 1. М., 2018. С. 111.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (раздел VIII, подраздел 3) // СПС «Кон-сультантПлюс». М., 2019.
4. Global Information Technology Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/ (дата обращения: 10.02.2018).
5. Оценка бизнесрегулирования. Doing Business Report // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankingsregion=europ e-and-central-asia (дата обращения: 10.02.2018).
6. В Украине официально запущен электронный аукцион на базе технологии блокчейн // ForkLog. URL: https://forklog.com/v-ukraine-ofitsialno-zapushhen-elektronnyj-auktsion-na-baze-tehnologii-blokchejn/ (дата обращения: 10.02.2018).
7. «МегаФон» проверит документы. Оператор запускает юридический сервис // Коммерсантъ. 2017. 27 ноября. URL:
References:
1. On the contract system for the procurement of goods, works and services for state and municipal needs: Federal law of 05 April 2013 No. 44-FZ // SPS Con-sultantPlus. M., 2019.
2. Bizhoev B.M. The basics of intellectual property contract system in the sphere of public procurement // Questions of Economic Regulation. 2018. Vol. 9, No. 1. M., 2018. P. 111.
3. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by the Order of the Government of the Russian Federation from 08.12.2011 No. 2227-p (section 8, subsection 3) // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
4. Global Information Technology Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/ (access date: 10.02.2018).
5. Assessment of business regulation. Doing Business Report // World Bank. URL:
http://russian.doingbusiness.org/rankingsregion=europ e-and-central-asia (access date: 10.02.2018).
6. In Ukraine an e-auction on the basis of blockchain technology is officially launched // Journal of ForkLog. URL: https://forklog.com/v-ukraine-ofitsialno-zapushhen-elektronyj-auktsion-na-baze-tehnologii-blokchejn/ (access date: 10.02.2018).
7. "MegaFon" will check the documents. The operator starts the legal service // Kommersant. 2017.
27 November. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3479797 (дата обращения: 10.02.2018).
8. ИИ подумает над закупками «Газпрома» // ComNews. URL: http://www.comnews.rU/content/110511/2017-11-16/ii-podumaet-nadzakupkami-gazproma (дата обращения: 10.02.2018).
9. IT-система Счетной палаты для удаленного госаудита выявляет уже более 70 видов нарушений // Экспертный центр электронного государства. URL: http://d-russia.ru/it-sistema-schetnoj-palaty-dlya-udalyonnogo-gosaudita-vyyavlyaet-uzhe-bolee-70-vidov-narushenij.html (дата обращения: 10.02.2018).
10. Сбербанк поможет клиентам защитить сделки от непредвиденных рисков // ИА «Банки.ру». URL: http://www.banki.rU/news/lenta/?id= 10217533 (дата обращения: 01.02.2018).
11. ФАС и «Ростех» разработают интеллектуальную информсистему госзакупок // Интернет-газета «Реальное время». URL:
https://realnoevremya.ru/news/83359-fas-i-rosteh-razrabotayut-intellektualnuyu-informsistemu-goszakupok (дата обращения: 10.02.2018).
12. Атлас новых профессий. 2014 г. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/res earch/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
13. Бижоев Б.М., Обаляева Ю.И. Перспективы развития публичных закупок в цифровой экономике // Публичные закупки: проблемы правоприменения: материалы V междунар. конф. 9 июня 2017 г., г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юстицинформ, 2017. С. 45.
14. Меретукова С.К. Единая Информационная система в сфере закупок: основные функции и особенности работы // Научное обеспечение технического и технологического прогресса: сб. ст. меж-дунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2018. С. 90-93.
15. Меретукова С.К., Бутко Р.П. Практическая реализация системы госзакупок в условиях цифровой экономики // Цифровая экономика: новая реальность: сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию ВУЗа. Майкоп, 2018. С. 52-55.
16. Смотрицкая И.И., Черных С.И., Шувалов С.С. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития. ИЭ РАН, 2014. 65 с.
https://www.kommersant.ru/doc/3479797 (access date: 10.02.2018).
8. II will think about the purchase of "Gazprom" // ComNews. URL:
http://www.comnews.rU/content/110511/2017-11-16/ii-podumaet-nadzakupkami-gazproma (access date: 10.02.2018).
9. IT-system of the Accounting chamber for remote state audit reveals more than 70 types of violations // Expert Center of Electronic State. URL: http://d-russia.rn/it-sistema-schetnoj-palaty-dlya-udalyonnogo-gosaudita-vyyavlyaet-uzhe-bolee-70-vidov-narushenij.html (access date: 10.02.2018).
10. Sberbank will help clients to protect transactions from unforeseen risks // IA "Banks.ru". URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10217533 (access date: 01.02.2018).
11. FAS and "RosTech" will develop an intelligent public procurement information system // Internet Newspaper "Real Time". URL: https://realnoevremya.ru/news/83359-fas-i-rosteh-razrabotayut-intellektualnuyu-informsistemu-goszakupok (access date: 10.02.2018).
12. Atlas of new professions. 2014. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/res earch/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (access date: 10.02.2018).
13. Bizhoev B.M., Obalyaeva Yu.I. Prospects of development of public procurement in the digital economy // Public procurement:thproblems of law enforcement: proceedings of the 5 international conf. June 9, 2017, MSU named after M.V. Lomonosov. M.: Yus-titsinform, 2017. Р. 45.
14. Meretukova S.K. Unified information system in the field of procurement: main functions and features of work // Scientific support of technical and technological progress: coll. of articles of the international scient. and pract. conf. Ufa, 2018. Р. 90-93.
15. Meretukova S.K., Butko R.P. Practical implementation of the public procurement system in the digital economy // Digital economy: a new reality: collection of articles on the results of the intetrhnational scient. and pract. conf. dedicated to the 25th anniversary of the university. Maikop, 2018. Р. 52-55.
16. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I., Shuvalov S.S. Contract procurement system in the Russian economy: prospects and limitations of development. Institute of Economics of RAS, 2014. 65 pp.