ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342.72 ББ№ ОЮУРИ
аок 10.21685/2307-9525-2023-11-3-8
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ГРАЖДАНИНА
Тимур Геннадиевич Какохо
Татарстанское региональное отделение Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России», Казань, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. Один из проектов цифровизации государственного управления - создание единого цифрового профиля граждан. Это должно значительно упростить взаимодействие каждого гражданина с органами государства. В то же время это требует внесения изменений и дополнений в ряд российских нормативных актов в целях защиты права на неприкосновенность частной жизни, обеспечения кибербезопасности и технологического суверенитета. Основная цель исследования - анализ правового режима единого цифрового профиля гражданина, выделение потенциальных направлений его развития. Поставленная цель предопределила задачи: выделить понятие единого цифрового профиля, возможности его внедрения в различные сферы государственного управления, обозначить особенности правового регулирования. Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили различные правовые акты, устанавливающие особенности создания и функционирования как базового цифрового профиля, так и обусловленных им отраслевых цифровых профилей. В ходе проведенного исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, классификация и аналогия, дедукция и индукция, описание и обобщение, а также формально-юридический метод и сравнительно-правовой. Результаты. В ходе исследования определены особенности создания как универсального цифрового профиля, так и отраслевого. К отраслевому относятся цифровые профили медицинского работника медицинской организации, пациента, пассажира, спортсмена и иного субъекта сферы физической культуры и спорта, налогоплательщика, государственного служащего, в сфере миграции. Выводы. Введению цифрового профиля в Российской Федерации сопутствует появление ряда нерешенных проблем: различия в понимании общего понятия цифрового профиля; трудности в соотношении категории цифрового профиля со смежными категориями (например, цифровой двойник); появление цифрового гражданства; стремительное развитие скоринга.
Ключевые слова: цифровой профиль, цифровизация, цифровое гражданство, цифровой двойник, скоринг, единый федеральный информационный регистр
Для цитирования: Какохо Т. Г. Правовые основы единого цифрового профиля гражданина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 3. С. 80-90. 10.21685/2307-9525-2023-11-3-8 ББ№ ОЮУРИ
© Какохо Т. Г., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(3). http://esj.pnzgu.ru
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
LEGAL BASIS OF A UNIFIED DIGITAL PROFILE OF A CITIZEN
Timur G. Kakokho
Tatarstan regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia", Kazan, Russia [email protected]
Abstract. Background. One of the projects on digitalizing public administration is creating a unified digital profile of citizens. This should significantly simplify the interaction of every citizen with government agencies. At the same time, this requires amendments and additions to a number of Russian regulations in order to protect the right to privacy, to ensure cyber security and technological sovereignty. The main goal is to analyze the legal frameworks of a unified digital profile of a citizen and to highlight potential directions for its development. The set goal predetermines the tasks: defining the concept of a unified digital profile, examining the capabilities of its implementation in various areas of public administration, and identifying the features of legal regulation. Materials and methods. The empirical basis of the study is made up of various legal acts that establish the features of creating and operating both the basic digital profile and the industry-specific digital profiles determined by it. In the course of the study, such general scientific methods of cognition as analysis and synthesis, classification and analogy, deduction and induction, description and generalization, as well as formal legal method and comparative legal method are used. Results. The study specifies the features of creating both a universal digital profile and an industry-specific digital profile. The industry category includes digital profiles of medical staff in medical organizations, patients, passengers, athletes and other subject in the field of physical culture and sports, taxpayers, civil servants, as well as subjects in the field of migration. Conclusions. The introduction of a digital profile in the Russian Federation is accompanied by the emergence of several unresolved problems, namely differences in understanding of the general concept of a digital profile; difficulties in relating the digital profile category to allied categories (for example, digital twin); emergence of digital citizenship; rapid development of scoring.
Keywords: digital profile, digitalization, digital citizenship, digital twin, scoring, unified federal information register
For citation: Kakokho T.G. Legal basis of a unified digital profile of a citizen. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(3):80-90. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-3-8
Цифровой профиль гражданина (как и юридического лица или какой-то иной организации) - это совокупность цифровых данных (записей), содержащихся в той или иной информационной системе, размещенной в цифровом пространстве. Каждый из нас формирует свой цифровой профиль при создании какого-то аккаунта, в рамках которого размещается личная информация и происходит цифровая аутентификация. Точно также можно указывать на создание цифрового профиля при ведении собственной страницы (блога) в социальных сетях. Особенности кибермира связаны с тем, что нередко тот или иной гражданин (как и организация) приобретает большую известность благодаря своему цифровому профилю, а не тем реальным данным, которым он отвечает. Цифровой профиль может кардинально отличаться от реального облика и характеристик его обладателя.
© Kakokho T.G., 2023. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(3). http://esj.pnzgu.ru
При создании государственных информационных ресурсов, где аккумулируется информация о гражданах и юридических лицах, также создается цифровой профиль. Ярким примером может служить личная страница на сайте «ГосУслуги», в рамках которой собрана значительная персональная информация: данные, идентифицирующие лицо (фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, место жительства), сведения о налогах, сведения об имуществе, состоянии здоровья и многое другое.
Государство расширяет объем информации, которая стекается на один цифровой профиль. Это удобно для пользователя: с помощью одной платформы можно получить максимум услуг, причем не только оказываемых государством в лице своих органов. Кроме того, происходит подключение к платформе коммерческих организаций, которые могут осуществлять взаимодействие с гражданами (и наоборот). Гарантией максимального охвата выступает система мер безопасности, минимизирующая риски возможных противоправных действий. Гражданин оформляет согласие на передачу цифровых документов из государственной информационной базы коммерческим организациям для получения услуг, которое хранится в едином реестре цифровых согласий (платформа согласий, контроль над которой гражданин не теряет, может ею управлять). Основным партнером Минцифры по созданию цифрового профиля гражданина выступает Центральный банк России1, что предопределяет основной перечень услуг, предоставляемых с помощью платформы согласий: взаимодействие с кредитными, микрофинансовыми, страховыми организациями, бюро кредитных историй. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 г. и период 2024 и 2025 гг., разработанных Банком России2, цифровой профиль рассматривается как «единое окно по обмену данными». В перспективе также создание цифрового профиля юридического лица, что отражается в Стратегии развития финансового рынка до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 4355-р3, Дорожной карте Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предприни-мательства4, Стратегической карте Казначейства России на 2021-2024 гг.5
Для получения доступа к цифровому профилю гражданина необходимо специальное подключение и программное обеспечение, которое уже предоставляется некоторыми коммерческими организациями. Так, компания «RNDSOFT» разработала сервис «Профиль ди-рект», который может поставляться как в виде встроенной инфраструктуры (т^оше), так и в виде облачного сервиса (SaaS)6. Аналогичные услуги предлагает Центр финансовых технологий с оговоркой, что набор данных может быть получен только в отношении тех граждан, которые дали свое согласие, и в том объеме, который разрешен законодательством Российской Федерации7.
Это означает, что в круг субъектов, получающих доступ к конфиденциальным сведениям, добавляются сервисные организации, предоставляющие технический доступ к информационным базам. Необходимо учитывать, что объем услуг расширяется. В него планируется
1 Центробанк России также отмечает значение цифрового профиля при создании цифрового рубля, что будет способствовать единому цифровому финансовому рынку. См.: Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381918/ (дата обращения: 26.08.2023).
2 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России) // Вестник Банка России. 2022. № 63. 29 декабря.
3 Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 4355-р // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2023. № 1 (часть III). Ст. 476.
4 Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Приказом Банка России от 13 сентября 2018 г. № ОД-2387) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375909/ (дата обращения: 27.08.2023).
5 Стратегическая карта Казначейства России на 2021-2024 годы (Портфель проектов Федерального казначейства на 2021-2024 годы) (утв. Казначейством России 31 декабря 2020 г.) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377992/ (дата обращения: 28.08.2023).
6 Цифровой профиль гражданина. URL: https://agredator.ru/dp (дата обращения: 28.08.2023).
7 Получение сведений по физическому лицу из Цифрового профиля гражданина // Центр Финансовых Технологий : сайт. URL: https://catalog.cft.ru/applications/card/20B010170 (дата обращения: 28.08.2023).
включить документооборот между работодателем и работником (для оформления документов по трудоустройству, вплоть до формирования проекта трудового договора), что автоматически распространит действие «ГосУслуг» практически на всех субъектов правоотношений. Уже сейчас создана модель «Поступление в вуз онлайн», благодаря которой через «ГосУслуги» можно стать студентом образовательной организации. Планируется включить в цифровой профиль также и медицинские сведения [1]. Министр здравоохранения России М. А. Мурашко обозначил, что такое нововведение поможет гражданину формировать свой здоровый образ жизни, государство будет его подталкивать к этому1. Задача на ускорение создания цифрового профиля здоровья гражданина обозначена в Перечне поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (утверждены Президентом РФ 26 января 2023 г. № Пр-144).
Заинтересованность государства в создании единого цифрового профиля гражданина обозначена в ряде программных документов, например в перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.2 Цифровой профиль в приоритете в федеральном проекте «Информационная инфраструктура»3, а также в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество»4.
Вектор распространения цифрового профиля представлен в Положении о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 7105. Так, определены основные функциональные возможности цифрового профиля:
- автоматизированное представление информации, находящейся в государственной базе данных;
- возможность исправления выявленных ошибок в базах данных;
- сохранение необходимых сведений в целях идентификации и аутентификации;
- организация доступа к информации третьим лицам с согласия обладателя профиля;
- использование персональных данных при автоматическом заполнении официальных документов;
- обновление данных;
- управление (мониторинг) доступом организаций к цифровому профилю.
Идея цифрового профиля набирает популярность и в отраслевых сферах деятельности. Так, Минздравом России утверждена Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., в котором прямо обозначена цель - создание цифрового профиля медицинского работника медицинской организации. Цифровой профиль пациента создается в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования на 2023 г.6
Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, утвержденная Минтрансом России, поручает создать цифровой профиль пассажиров на базе
1 Капранов О. Цифровой профиль гражданина планируется дополнить медицинскими сведениями // Российская газета. 2021. 22 декабря. URL: https://rg.ru/2021/12/22/cifrovoj-profil-grazhdanina-planiruetsia-dopolnit-medicinskimi-svedeniiami.html (дата обращения: 29.08.2023).
2 Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р // СЗ РФ. 2021. № 41. Ст. 7051.
3 Паспорт федерального проекта «Информационная инфраструктура». Утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9 // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328932/ (дата обращения: 29.08.2023).
4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.
5 О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах (вместе с «Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах») : постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710 // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2963.
6 Перспективный план работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год (утв. правлением ФФОМС 29 декабря 2022 г., решение № 1, протокол № 4) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_442509/ (дата обращения: 29.08.2023).
данных Единой биометрической системы. Это поручение вытекает из Стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р1. Благодаря этому документу разработан проект «Зеленый цифровой коридор пассажира», в рамках которого возможно ускоренное цифровое приобретение билетов и выстраивание собственного маршрута путешествия, а также использование сервиса пассажирского терминала. Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.2, в которой обозначены составляющие элементы, обеспечивающие функционирование цифрового профиля пассажира: разработка программной платформы (связывающая в единый механизм различные электронные сервисы); интеграция данных государственной информационной системы физических лиц, данных сервиса «мобильность как услуга» (Mobility as a Service/MaaS) и данных перевозчиков, включая данные по льготам на проезд в общественном транспорте; корелляция цифрового профиля с «ГосУслугами» (в части использования биометрических данных).
Аналогичный процесс происходит при создании цифрового профиля спортсменов и иных субъектов сферы физической культуры и спорта, что отражено в Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г.3
Цифровой профиль налогоплательщика предусматривается в Государственной программе «Цифровая экономика», а также в Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга [2]. К тому же налоговые органы и так обладают значительным объемом информации о каждом субъекте как участнике налоговых правоотношений. Если рассматривать граждан, то личный кабинет налогоплательщика взаимодействует с профилем, открытым на сайте «ГосУслуги». Значительный объем информации систематизируется в автоматическом режиме [3, с. 5]. Сервис позволяет без личного визита в государственный орган получать сведения об уплаченных налогах, оплачивать налоги, подавать декларацию, уточнять информацию об имуществе, подлежащем налогообложению, и др. Личный кабинет налогоплательщика создает некий цифровой двойник самого лица, благодаря которому возможен вход в цифровой мир и вступление в юридические отношения [4, с. 3].
Предназначение цифрового профиля государственного служащего видится не только в систематизации информации о работнике государственного органа, но и в противодействии коррупции, поскольку благодаря ему осуществляется агрегация информации из различных источников [5]. А. М. Цирин считает, что такой профиль «может рассматриваться в качестве портала доступа к информации о гражданине, первичной ячейки или соты, содержащей систематизированные данные, которыми оперируют различные информационные системы» [6]. При этом автор признает, что такой сбор персональных данных несет в себе потенциальные риски в случае взлома базы или ее утечки.
Отдельно следует отметить создание цифрового профиля в сфере миграции. Президентом России 6 марта 2020 г. (№ Пр-469) утвержден Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг., в котором обозначена необходимость создания единой информационной платформы, включающей различные государственные информационные системы (от миграционного учета до единой биометрической системы), в структуре которой и предполагается функционирование цифрового
1 Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р // СЗ РФ. 2022. № 1 (часть IV). Ст. 264.
2 О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р // СЗ РФ. 2021. № 50 (часть IV). Ст. 8613.
3 Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 3615-р // СЗ РФ. 2021. № 1 (часть II). Ст. 265.
профиля иностранного гражданина. Эта задача обозначена в Плане мероприятий по реализации в 2019-2021 гг. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.1 Предлагается расширить круг субъектов, который могут приобретать самостоятельный цифровой профиль, включив в него граждан России, осуществляющих трудовую деятельность за границей [7, с. 21]. Создание специальной ГО-карты иностранного гражданина (с включением в нее биометрии) предлагалось в Проекте федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», разработчиком которого выступило Министерство внутренних дел России2. Подобные инициативы получают поддержку научной юридической общественности [8, 9]. О. А. Сазонова выделяет общую тенденцию формирования информационного общества, в котором создание цифрового профиля иностранного гражданина - будущее любой страны [10, с. 34].
Учитывая, что создание цифрового профиля гражданина - актуальная задача для значительного числа государственных органов (исходя из перечисленных программных документов), необходимо указать на ряд нерешенных проблем с его правовым режимом.
Во-первых, возникают сложности с определением самого цифрового профиля. Его понятие отсутствует в официальном нормативном акте. Поскольку цифровой профиль - это виртуальное понятие, связанное с информацией, которая имеет своего носителя (материальный объект), предлагают рассматривать его как «информационный электронный носитель», место хранения электронных документов [11, с. 212]. В соответствии с общим подходом цифровой профиль - совокупность цифровых записей. Их место расположения - вторичный признак. Это означает, что основным субъектом, определяющим объем и возможности им распоряжаться, остается обладатель профиля - сам гражданин. При таком подходе все действия, связанные с доступом к цифровому профилю, могут происходить при наличии соответствующего согласия. Возможна также и минимизация объема информации до тех пределов, которые обусловлены исполнением органами государства публичных функций, с ограничением доступа к нему со стороны различных коммерческих организаций (даже если это создает дополнительные трудности для гражданина). А. К. Жарова рассматривает профиль как «цифровой двойник участника информационных отношений» [12, с. 56]. Нельзя забывать, что происходит расщепление отношений на цифровые и информационные - они имеют точки соприкосновения, но могут и различаться. В этой части особое значение приобретает объем ответственности, появляющийся у реального человека - субъекта информационных отношений - от тех действий, которые могут возникнуть не по его воле, а в силу автономного функционирования цифрового профиля.
Во-вторых, одним из аспектов поднятой проблемы выступает степень соотношения понятия цифрового профиля с такими смежными категориями, как, например, виртуальный субъект цифровых правоотношений. Цифровой мир создает различные аспекты взаимодействия, в нем (и это неоднократно подчеркивалось нами) виртуальное воплощение может иметь приоритет по отношению к реальному. Лицо, входящее в отношения под ником, ава-таром или логином, может по своим характеристикам заметно расходиться с тем лицом, которое действует под всеми названными идентификаторами. Если отойти от профилирования только в государственных информационных системах, то такое же может происходить и в негосударственных, где цифровой профиль пользователя «2023Мап_23» (это условное обозначение) может содержать значительный объем информации и предоставлять широкий объем возможностей. Такие моменты хорошо иллюстрировать при доступе к биткоинам, где реальные данные физического лица (имя, фамилия, дата рождения, паспортные данные и др.)
1 О плане мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2019 г. № 265-р // СЗ РФ. 2019. № 9. Ст. 869.
2 Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства : проект федер. закона. URL: https://rtk.fnpr.ru/upload/iblock/373/aybtkfmfjmzfbyucz95qqJkzg0r5w0dg/ 7-Vopros-FZ-Ob-usl-vezda-vyezda-IG.pdf (дата обращения: 30.08.2023).
не имеют практического значения. Потеря пароля полностью исключает возможность восстановления доступа к цифровой валюте. И таких сфер социального взаимодействия становится все больше. И. А. Кравец справедливо поднимает проблему появления цифрового гражданства, которое может и не совпадать с юрисдикцией государства [13].
В-третьих, цифровой профиль гражданина обусловливает другое явление - скоринг (от англ. scoring - подсчет очков в игре) - социальное ранжирование граждан, которое определяется путем аккумуляции различных данных на цифровой платформе. В настоящее время данное понятие в большей мере ассоциируется с кредитным скорингом - оценкой кредитных возможностей лица. Так, любой заявитель на получение кредита заполняет анкету, где указывает ряд данных, благодаря которым в автоматическом режиме принимается решение об удовлетворении в заявлении или отказе. На основе ответов выставляется балл, который и служит основой для принятия решения банковской организацией.
Многие банковские организации развивают социальный кредитный скоринг, включающий анализ активности гражданина в социальных сетях и открытом цифровом пространстве. Происходит мониторинг цифровых следов, которые оставляет гражданин в кибермире. Исследуются не только социальные страницы (в различных сетях), но и такие доступные следы, как выставление оценок при пользовании теми или иными цифровыми сервисами. Это, кстати, объясняет интерес ключевых банков к непрофильным активам в виде доставки еды, лекарственных средств, бытовой техники, доступа к библиотекам, онлайн-кинотеатрам и др. Систематизация полученной информации с помощью специально созданных алгоритмов позволит воссоздать психологический портрет пользователя, спрогнозировать его модель поведения в той или иной ситуации, предвидеть финансовые и карьерные возможности. На различных платформах, предоставляющих сервис, постоянно инициируются опросы, которые помимо прочего выявляют индивидуальные предпочтения пользователя. Стимулом для участия в них могут выступать премиальные баллы, которые расширяют доступ к сервису, но в то же время раскрывают внутренний мир гражданина.
По принципу систематизации информации, полученной из открытых источников, и создания цифрового профиля действует облачный сервис «Big Data Scoring» - центр принятия кредитных решений, который помогает банкам, телекоммуникационным и потребительским кредиторам улучшить качество кредитов и показатели их принятия за счет использования больших данных. На сайте компании указывается: «Мы разрабатываем и внедряем специальные модели оценки, которые объединяют внутренние данные кредитора с тысячами фрагментов внешних данных, таких как информация о местоположении, результаты веб-поиска, отслеживание поведения, технические сведения об устройстве, данные мобильных приложений и многое другое. Это позволяет кредиторам точно прогнозировать платежное поведение заемщика, помогая затем принимать обоснованные и более выгодные кредитные решения в режиме реального времени»1. С момента образования компании в 2013 г. филиалы созданы в Финляндии, Великобритании, Чили, Польше. Научные исследования показывают, что анализ выставления «лайков» под постами может определять сексуальную ориентацию, этническую принадлежность, религиозные и политические взгляды, интеллект, употребление вызывающих привыкание веществ и иные личностные характеристики. При этом сопоставление результатов такого электронного анализа с данными тестирования экспериментальной группы показало полное совпадение представленных выводов [14]. Такие компании, как Amazon, Google, Walmart и Wells Fargo, широко используют сетевую активность граждан для оценки их потребительского поведения2. На форуме инновационных финансовых технологий Finopolis, который проводил Банк России, представители всех крупнейших банков отметили,
1 What is Big Data Scoring? // Big Data Scoring : website. URL: https://www.bigdatascoring.com (дата обращения: 30.08.2023).
2 Kallerhoff Р. Big Data and Credit Unions: Machine Learning in Member Transactions. URL: https://filene.org/assets/ pdf-reports/301_Kallerhoff_Machine_Learning.pdf (дата обращения: 30.08.2023).
что подобные мероприятия - мировой тренд1. В Тинькофф Банке и ранее заявляли, что учитывают данные из открытых источников при одобрении кредитных заявок2.
В качестве объекта исследования выбирается набор данных:
- социально-демографические характеристики гражданина;
- истинность контактных данных;
- социальные характеристики (место работы, биография, наличие образования и др.);
- потребительские интересы (от хобби до подписок на сервисные услуги);
- технические данные (ГР-адрес выхода в сеть, обновление фотографий, метаданные размещенных источников в социальном профиле и т.д.) [15].
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что каждый из нас, используя цифровые возможности, создает свой собственный цифровой след, который при соответствующей обработке алгоритмом превращается в цифровой профиль. Возникает проблема обращения с таким профилем, который формируется за счет открытых данных [16].
В Российской Федерации понятие цифрового профиля предлагалось закрепить в Проекте Федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)»3. Проект был внесен группой депутатов Государственной Думы 5 июля 2019 г. (в течение месяца ряд депутатов подписались под данной инициативой), но уже с осени 2019 г. отмечается отзыв инициаторами своей подписи в поддержку документа. В январе 2022 г. проект был официально отклонен Государственной Думой. При этом юридическое оформление создания цифрового профиля происходит, чему подтверждением может служить принятие Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»4, главная цель которого - создание единой системы учета данных о населении - прямо отражена в законе. Регистр будет аккумулировать значительный объем персональной информации - пол, дата, место рождения, семейное положение, гражданство, а также номера документов и идентификаторов в других государственных информационных системах (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта и др.). База рассчитана на то, чтобы систематизировать перекрестные данные - самого лица, а также родителей, детей, супруга.
Критика законодательства о едином регистре имеет общие черты с теми замечаниями, которые высказывались за рубежом при принятии аналогичных актов: установление тотального социального контроля [17]; рост числа преступлений, связанных с оборотом персональных данных [18, 19]; простота утечки из регистра, обслуживаемого одним оператором [20]; нарастание социальной напряженности [21].
Подведем итоги. Понятие цифрового профиля (как гражданина, так и иного субъекта права) включает совокупность цифровых данных (записей), содержащихся в той или иной информационной системе, размещенной в цифровом пространстве. Охват цифровизацией значительного круга общественных отношений позволяет формировать цифровой профиль как с помощью целенаправленного пополнения банка данных (в силу закона и при осуществлении юридически значимых действий), так и в автоматическом режиме с помощью специального алгоритма (в соответствии с технологическими правилами функционирования цифровой среды). Это означает, что оставление любого следа в цифровом пространстве создает информационную единицу, наполняющую собой индивидуальный цифровой профиль, формируемый вне воли самого лица.
1 Социальный скоринг - история неизбежная, считают банкиры. 2021. 7 декабря // ФИНАМ : сайт. URL: https://www.finam.ru/publications/item/socialnyiy-skoring-istoriya-neizbezhnaya-schitayut-bankiry-20211207-112310/ (дата обращения: 10.09.2023).
2 Петухова Л. Цифровой след: как банки анализируют соцсети клиентов при выдаче кредита // РБК : сетевое издание. URL: https://www.rbc.ru/finances/11/10/2017/59db5ec89a7947730019424d?ysclid=llzew515yk547598530 (дата обращения: 05.09.2023).
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации) : проект федер. закона № 747513-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747513-7?ysclid=lm3u2fkp9p678557175 (дата обращения: 05.09.2023).
4 О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации : федер. закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 24. Ст. 3742.
Цифровой профиль может как совпадать с реальной личностью (лицом), так и выступать самостоятельным субъектом цифрового взаимодействия. Он может кардинально отличаться от реального облика и характеристик его обладателя, а также носить собирательный характер. Установление юридической связи лица и цифрового профиля в некоторых аспектах (в силу особенностей технологического функционирования цифрового пространства) является недостижимой целью.
Цифровой профиль может носить универсальный, а также отраслевой характер. В первом случае создание единого цифрового профиля связано с общим порядком взаимодействия лица с органами публичной власти и иными организациями. Во втором случае создание цифрового профиля носит целевой характер. В Российской Федерации предусмотрены программные стратегические документы на создание как универсального цифрового профиля, так и отраслевого. К последнему относятся цифровые профили медицинского работника медицинской организации, пациента, пассажира, спортсмена и иного субъекта сферы физической культуры и спорта, налогоплательщика, государственного служащего, в сфере миграции.
Введению цифрового профиля в Российской Федерации сопутствует появление ряда нерешенных проблем:
- различные толкования понятия самого цифрового профиля;
- выявление соотношения понятия цифрового профиля со смежными категориями, с такими как, например, виртуальный субъект цифровых правоотношений, участник цифровых отношений, цифровой двойник;
- появление цифрового гражданства, обусловливаемое цифровым профилем, которое приобретает особую актуальность в связи с существованием первых цифровых платформ предоставления услуг, аналогичных тем, которые традиционно оказывает государство;
- тесная связь цифрового профиля гражданина с таким явлением, как скоринг - социальное ранжирование граждан, которое определяется путем аккумуляции различных данных на цифровой платформе.
Список литературы
1. Романовская О. В. Обязанности медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2014. № 5. С. 43-51. ББ№ 8ББУ2У
2. Экономическое право : учебник / Н. Бондарь, Р. Амелин, Д. Артемова, Д. Велиева [и др.] ; под науч. ред. Н. С. Бондаря. М. : Проспект, 2021. 352 с. аок 10.31085/9785392336791-2021-352 ББ№ ГУМО^
3. Кучеров И. И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. 2021. № 4. С. 3-7. <1ок 10.18572/1813-1220-2021-4-3-8 ББ№ РБУКОЛ
4. Антропцева И. О. Цифровой профиль как объект публичного цифрового финансового контроля // Финансовое право. 2022. № 5. С. 2-4. аок 10.18572/1813-1220-2022-5-2-4 ББ№ ОдСЯ^^Т
5. Романовский Г. Б. Контроль над расходами чиновников // Гражданин и право. 2013. № 4. С. 3-10. ББ№ Р2КШР
6. Цирин А. М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 10. С. 97-109. ёо1: 10.12737/^1.2022.108 ББ№ 0000^
7. Сальников В. П., Дроздов А. Г., Малышев Е. А. Государственно-частное партнерство в сфере внешней трудовой миграции: проблемы и пути совершенствования // Миграционное право. 2022. № 4. С. 19-23. ао1: 10.18572/2071-1182-2022-4-19-23 ББ№ КАШТО
8. Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 7. С. 102-114. ёо1: 10.12737/^1.2022.075 ББ№ СМУБ1
9. Андриченко Л. В., Масловская Т. С., Плюгина И. В. Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18, № 2. С. 53-68. ёо1: 10.12737^Ас1.2022.023 ББ№ Т1ИдР2
10. Сазонова О. А. О цифровом профиле иностранного гражданина сквозь призму формирования информационного общества // Миграционное право. 2021. № 3. С. 33-36. doi: 10.18572/20711182-2021-3-33-36 EDN: ELEQEQ
11. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16, № 3. С. 207-218. doi: 10.22363/2312-8631-2019-16-3207-218 EDN: JFIWJJ
12. Жарова А. К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека // Юрист. 2020. № 3. С. 55-61. doi: 10.18572/1812-3929-2020-3-55-61 EDN: XQTBRC
13. Кравец И. А. Цифровое гражданство и конституционные вызовы в информационном и алгоритмическом обществе // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 2 (153). С. 93-123. doi: 10.21128/1812-7126-2023-2-93-123 EDN: YGCQXQ
14. Kosinskia M., Stillwella D., Graepel T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // PNAS. 2013. Vol. 110, № 15. Р. 5802-5805. doi: 10.1073/pnas.1218772110
15. Яблонская А. Е., Костыкова М. Ю. Социальный скоринг как перспективная банковская технология в системе потребительского кредитования // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19, № 4. С. 1143-1150. doi: 10.18334/rp.19.4.39010 EDN: XOPCLB
16. Романовская О. В., Романовский Г. Б. Цифровые технологии и деконцентрация государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 36-40. EDN: HQSWLD
17. Васильева А. Кого коснется новая сила ФНС? // Трудовое право. 2021. № 6. С. 75-78.
18. Кукушкин В. М. Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России (Часть 1) // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 25-33. EDN: QDNKJF
19. Кукушкин В. М. Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России (Часть 2) // Предпринимательское право. 2021. № 1. С. 36-42. doi: 10.18572/19994788-2021-1-36-42 EDN: BSZJOX
20. Платонова Н. И., Шахабов И. В., Смышляев А. В., Кузнецов Д. В. Телемедицинские технологии в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское право. 2021. № 1. С. 21-28. EDN: EFUXEB
21. Васянина Е. Л. Государственное управление финансовым механизмом: новые подходы к реализации в условиях цифровой экономики // Финансовое право. 2020. № 11. С. 3-6. doi: 10.18572/1813-1220-2020-11-3-6 EDN: HPNSSK
References
1. Romanovskaya O.V. Responsibilities of Medical Organizations. Menedzher zdravookhraneniya = Healthcare Manager. 2014;(5):43-51. (In Russ.)
2. Bondar N., Amelin R., Artemova D., Velieva D. et al. Ekonomicheskoe pravo: uchebnik = Economic Law: Textbook. Moscow: Prospekt, 2021:352. (In Russ.). doi: 10.31085/9785392336791-2021-352
3. Kucherov I.I. Selected Issues of Financial and Legal Regulation of Digital Economy: Digital Currency. Finansovoe parvo = Financial Law. 2021;(4):3-7. (In Russ.). doi: 10.18572/1813-1220-2021-4-3-8
4. Antroptseva I.O. Digital Profile as an Object of Public Digital Financial Control. Finansovoe pravo = Financial Law. 2022;(5):2-4. (In Russ.). doi: 10.18572/1813-1220-2022-5-2-4
5. Romanovskiy G.B. Control over the Expenses of Officials. Grazhdanin i parvo = Citizen and Law. 2013;(4):3-10
6. Tsirin A.M. Digital Profiling in Public Service: Concept and Prospects of Legal Regulation. Zhurnal rossiyskogoprava = Journal of Russian Law. 2022;26(10):97-109. (In Russ.). doi: 10.12737/jrl.2022.108
7. Sal'nikov V.P., Drozdov A.G., Malyshev E.A. Public-Private Partnership in the Field of External Labor Migration: Problems and Ways of Improvement. Migratsionnoe parvo = Migration Law. 2022;(4):19-23. (In Russ.). doi: 10.18572/2071-1182-2022-4-19-23
8. Andrichenko L.V., Plyugina I.V. Legal Problems of Providing Public Services in the Field of Migration. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law. 2022;26(7):102-114. (In Russ.). doi: 10.12737/jrl.2022.075
9. Andrichenko L.V., Maslovskaya T.S., Plyugina I.V. Public Administration in the Field of Migration: Practices in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Zhurnal zarubezhnogo za-konodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2022;18(2):53-68. (In Russ.). doi: 10.12737/jflcl.2022.023
10. Sazonova O.A. On Digital Profile of a Foreign Citizen through the Prism of Forming an Information Society. Migratsionnoe parvo = Migration Law. 2021;(3):33-36. (In Russ.). doi: 10.18572/20711182-2021-3-33-36
11. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Digital Identity, Digital Self-Identification, Digital Profile: Problem Statement. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya = Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series: Informatization of Education. 2019;16(3):207-218. (In Russ.). doi: 10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218
12. Zharova A.K. Issues of Ensuring Security of a Person's Digital Profile. Yurist = Lawyer. 2020;(3):55-61. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3929-2020-3-55-61
13. Kravets I.A. Digital Citizenship and Constitutional Challenges in Information and Algorithmic Society. Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie = Comparative Constitutional Review. 2023;(2):93-123. (In Russ.). doi: 10.21128/1812-7126-2023-2-93-123
14. Kosinskia M., Stillwella D., Graepel T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. PNAS. 2013;110(15):5802-5805. doi: 10.1073/pnas.1218772110
15. Yablonskaya A.E., Kostykova M.Yu. Social Scoring as a Promising Banking Technology in Consumer Lending System. Rossiyskoe predprinimatelstvo = Russian Entrepreneurship. 2018;19(4): 1143-1150. (In Russ.). doi: 10.18334/rp.19.4.39010
16. Romanovskaya O.V., Romanovskiy G.B. Digital Technologies and Deconcentration of State Power. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2019;(8):36-40. (In Russ.)
17. Vasileva A. Who Will Be Affected by the New Power of the Federal Tax Service? Trudovoe parvo = Labor Law. 2021;(6):75-78. (In Russ.)
18. Kukushkin V.M. Some Controversial Issues of Legal Regulation of Digital Economy in Russia (Part 1). Predprinimatelskoe parvo = Entrepreneurial Law. 2020;(4):25-33. (In Russ.)
19. Kukushkin V.M. Some Controversial Issues of Legal Regulation of Digital Economy in Russia (Part 2). Predprinimatelskoe parvo = Entrepreneurial Law. 2021;(1):36-42. (In Russ.). doi: 10.18572/19994788-2021-1-36-42
20. Platonova N.I., Shakhabov I.V., Smyshlyaev A.V., Kuznetsov D.V. Telemedicine Technologies in the Context of the COVID-19 Pandemic. Meditsinskoeparvo = Medical Law. 2021;(1):21-28. (In Russ.)
21. Vasyanina E.L. State Management of the Financial Mechanism: New Approaches to Implementation in Digital Economy. Finansovoe pravo = Financial Law. 2020;(11):3-6. (In Russ.). doi: 10.18572/18131220-2020-11-3-6
Информация об авторе / Information about the author
Т. Г. Какохо - Председатель Исполнительного комитета, Татарстанское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», 420021, г. Казань, ул. Каюма Насыри, 28.
T.G. Kakokho - Chairman of the Executive Committee, Tatarstan regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia", 28 Kayuma Nasyri street, Kazan, 420021.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 09.09.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.09.2023 Принята к публикации / Accepted 30.09.2023