Ибрагимов К. Х.
ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ
13. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
13.1. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ
СОБСТВЕННИКАМИ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ И АРЕНДАТОРАМИ
Ибрагимов Кюри Хамзатович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики
Место работы: Чеченский государственный университет
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты ограничений использования земельных участков в земельном праве. Раскрыты некоторые стороны правовой природы ограничений прав на землю. Предлагается формулировка ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Приводятся различные виды земельных ограничений. Показаны ограничения в области оборота земельных участков, а также ограничения, направленные на решение задач охраны и рационального использования земельных участков, на возможность установления сервитутов
Ключевые слова: земельные участки, землепользователи, ограничения, охрана и рациональное использование земель, виды земельных ограничений
LEGAL RESTRICTIONS OF OWNERS TO USE THEIR LAND OWNERS, LAND USERS, LAND OWNERS, TENANTS
Ibragimov Kuri H., Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Academician of the Academy of Sciences of the Che-chen Republic
Work place: Chechen state University
Annotation: The article discusses some aspects of the restrictions of use of land plots in the land law. Reveals some of the legal nature of restrictions on the rights to land. Proposed wording of the restriction of the rights of persons using the land. Are various kinds of land restrictions. Shown limitations in the field of turnover of the land plots, as well as restrictions aimed at solving problems of protection and rational use of land, the creation of the easements
Keywords: land plots, land users, restrictions, protection and rational use of land, types of land restrictions
Проблема правовых ограничений - это проблема пределов свободы человека в обществе
А.В. Малько1
В теории и правотворческой практике земельного права появляются большие проблемы, когда намереваются регулировать поведение всех участников земельных правоотношений. В таком случае, как и в названии настоящей статьи, в соответствии со ст. 5 ЗК
1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18.
либо перечисляют всех участников земельных правоотношений, каковыми признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы (например, п. 1 и п. 8 ст. 13, п. 4, п. 5 и п. 8 ст. 31, п. 4 ст. 32, ст. 41 и т.д.), либо землепользователей, землевладельцев и арендаторов называют лицами, не являющимися собственниками земельных участков (ст. 39, п.2 ст. 41, ст. 42). Кроме перечисленных выше участников земельных отношений ЗК РФ предусматривает также обладателей сервитута (ст. 5) и залогодержателей (п. 4. ст. 11.2). Всех этих шестерых участников земельных отношений объединяет то, что они, хотя и в разных функциональных направлениях и в разной степени, и в разные сроки, и на разных территориях пользуются какими-либо ценностными качествами земли, применяют или извлекают какие-либо полезные свойства земли (например, пользуются плодородием почвенного покрова, или как территориальным базисом, или объектом недвижимости, или охраняемым природным объектом, или установлением ипотеки и т.д.). Следовательно, ко всем им подходит наименование «землепользователь».
Слово «пользователь земель» или «землепользователь» явственно подчеркивает свою релевантность, когда речь идет об ограничениях во владении, пользовании и распоряжении земельными участками. Недаром еще К.П. Победоносцев во всех изданиях своего курса гражданского права рекомендовал проследить исторический процесс легальных ограничений в пользовании «землями и иными недвижимыми имущества-ми с древнейших эпох до нашего времени2. Социально-экономическая и политическая обусловленность введения ограничений прав в землепользовании детерминирована той ролью и значением, которые занимает земля в жизни современного общества, государства и отдельного гражданина. Именно в отношении земли весьма актуализируются следующие слова Р. Арона, что «ни один член общества не является полностью свободным по отношению ко всем другим (за исключением согласно идеальной гипотезе, идеального тирана), ибо ему препятствуют другие или угрожают санкциями»3. Самое раннее упоминание о наличии ограничений поземельной собственности встречается у Н. Калачова. Он отмечает, что в первый период истории права поземельной собственности (от первоначальных времен до 1497 г., т.е. до издания Судебника) «великие князья имели державное право на все земли, ... имели на них полное право собственности в настоящем смысле сего слова. .Бояре, княжие мужи, дети боярские и дворяне имели также право собственности на земли, но право их подлежало ограничению и не было право полное»4.
Что же такое правовое ограничение применительно к землепользованию? Это, на наш взгляд, есть право-
2 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.
3 Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.
4 Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. - СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.
Бизнес в законе
2'2015
вое средство предупреждения наступления отрицательных юридических последствий от совершения землепользователем какого-либо противозаконного деяния, последствиями которого могут быть нанесение вреда окружающей среде, обществу и государству. Следовательно, применяя к землепользователю такой правовой инструментарий как лишение или угроза лишения определенных ценностей, существенных для потенциального нарушителя земельного законодательства, неукоснительное выполнение налагаемых обязанностей или введение запретов или наказаний, создаются неблагоприятные условия для противозаконного нарушения интересов противостоящей стороны (других лиц, общества, государства).
Ограничение права собственности на землю и любых иных вещных прав в отношении этого природного объекта заложено в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, закрепляющей, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» и в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Применительно к земле эти конституционные установки получили детальное обоснование в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ; «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Но не только эта норма Конституции РФ ограничивает поземельные права и свободы участников земельных правоотношений. В части 3 ст. 36 обращается внимание на наличие соответствующих федеральных законов, в которых установлены условия и порядок землепользования. Естественно, о них должны быть информированы все землепользователи.
Во исполнение ст.ст. 17, 36 и 55 Конституции РФ Земельный кодекс РФ в качестве приоритетного установил такое полномочие Российской Федерации в области земельных отношений как установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков. Ограничения прав землепользования в РФ, на наш взгляд, предусматриваются для достижения принципа, предусмотренного п.п. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ: «сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Другими словами, стеснение земельных прав требуется для достижения оптимального баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Основные правовые нормы, ограничивающие землепользование, установлены в ст. 56 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК). Так, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников при-
роды, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и др.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК для охранных зон.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Согласно ст. 56.1 ЗК права землепользователей на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Перечень ограничений землепользователей содержится в ст. 42 ЗК. Согласно ей собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю и др.
Этим перечнем список повинностей в ЗК не ограничивается. В ст. 13 ЗК, посвященной содержание правовой охраны земель, все землепользователи в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения и др.
В ст. 27 ЗК содержатся ограничения оборотоспособ-ности земельных участков. Так, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Часть 6 ст. 1 ЗК в числе основных принципов земельного законодательства предусматривает ограничение как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
В Земельном кодексе РФ, кроме перечисленных выше, имеются следующие ограничения:
- п. 6 ст. 11.2 - образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Ибрагимов К. Х.
ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ
- п. 5 ст. 11.9 - не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
- п. 3 ст. 15 - иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
- п. 1 ст. 14 - земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
- п. 3 ст. ст. 23 - могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры и др.;
- п. 5 ст. 28 - иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК;
- п. 6 ст. 94 - земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.
- п. 3 ст. 95 - на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- п. 4 ст. 97 - в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель;
В ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеются следующие ограничения землепользования:
- п. 2 ст. 2 - иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;
- п. 1 ст. 8 - при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
- п. 2. ст. 8 - продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О мелиорации земель» предусматривает следующие ограничения землепользователей:
- ст. 28 - при распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы ...»;
- ст. 29 - граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения;
- ст. 32 - осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды и т.д.
В Федеральном законе от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» содержатся ограничения землепользователей следующего содержания:
- ст. 8 - собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
- соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
- представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного
Бизнес в законе
22015
назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
- ст. 21 - обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.
ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрел следующие ограничения землепользователей:
- п. 3 ст. 11 - Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
- п. 1 ст. 42 - при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- п. 1 ст. 49 - юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды;
- п. 7 ст. 67 - юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- п. 1 ст. 77 - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях имеются следующие ограничения землепользователей:
- п. 5 ст. 24 - собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность;
- п. 2 ст. 18 - природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий;
- п. 1 ст. 24 - на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запреща-
ется или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Таким образом, земельное и экологическое законодательство Российской Федерации закрепляет пределы осуществления землепользователями своих субъективных прав на земельные участки, ограничивающие возможность нанесения ими ущерба землям и окружающей среде в целом, другим землепользователям. Наряду с запретами на осуществление отдельных видов деятельности, в законодательстве предусмотрены также и требования к воздержанию от совершения землепользователями определенных действий, направленных на деградацию почвенного покрова, на вред другим природным объектам и комплексам, на ущемление экологических и земельных интересов других граждан, общества и государства.
Список литературы:
1. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.
2. Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. - СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.
3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18
4. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.