Научная статья на тему 'Правовые меры защиты товарного знака от его незаконного использования'

Правовые меры защиты товарного знака от его незаконного использования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Григорьевич

Автор статьи исследует правовые меры защиты товарного знака, проблемные вопросы привлечения к ответственности за незаконное использование товарного знака, виды ответственности за незаконное использование товарного знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые меры защиты товарного знака от его незаконного использования»

УДК 347.78.03

Александров Андрей Григорьевич

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной

техники Краснодарского университета МВД России

Liya275@yandex.ru

AleksandrovAndreyGrigoryevich

Teacher of chair of investigation and search operations and special equipment of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОТ ЕГО НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

LEGAL MEASURES OF PROTECTION OF THE TRADEMARK FROM

ITS ILLEGAL USE

Аннотация:Автор статьи исследует правовые меры защиты товарного знака, проблемные вопросы привлечения к ответственности за незаконное использованиетоварного знака, виды ответственности за незаконное использованиетоварного знака.

Ключевые слова: товарный знак, ответственность, доказательства, исключительные права, виды ответственности.

Summary: The author of article investigates legal measures ofprotection of the trademark, problem questions of accountability for illegal use of the trademark, types of responsibility for illegal use of the trademark.

Keywords: trademark, responsibility, proofs, exclusive rights, types of responsibility.

Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак либо знак обслуживания, приобретают право использовать его для обозначения соответствующих товаров и индивидуализации выполняемых работ или оказываемых ими услуг на всей территории Российской Федерации .[1]

Товарный знак служит для индивидуализации товаров, услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняет функцию рекламы, позволяя потребителям покупать товары определенных производителей.[2] Право на товарный знак и знак обслуживания является исключительным правом. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на товарный знак и знак обслуживания, вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование товарного знака или знака обслуживания. Отсутствие запрета не считается согласием.[1]Иными словами, никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца. В связи

с этим исключительное право на товарный знак является наиболее часто нарушаемым. Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товаров является одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции.

Нарушение исключительных прав владельца товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель определяет широкий спектр видов ответственности, по сути за одно противоправное деяние - нарушение исключительного права владельца товарного знака. Тем самым предоставляя возможность обладателям исключительных прав на товарный знак самостоятельно избирать отрасль правового законодательства для защиты своих ущемленных прав. Причиняемый вред в результате незаконного использования товарного знака напрямую связан с финансовыми убытками правообладателя, и для него в первую очередь важно возмещение убытков и соответственно наиболее приемлемой будет защита прав в гражданском судопроизводстве (ч. 4. ст. 1515 ГК РФ). Санкции ст. 180 УК России, ст. 14.10 КоАП России не предусматривают возмещение ущерба вообще.

При установлении фактов незаконного использования товарного знака и знака обслуживания бремя сбора доказательств вины подозреваемого ложится на оперативных сотрудников подразделений борьбы с экономическими преступлениями МВД России и следователей следственного комитета России. При определении объективной стороны преступления, сбора доказательств вины подозреваемого сотрудники указанных правоохранительных структур сталкиваются с проблемой проведения экспертизы и получения признательного объяснения. Суды при рассмотрении дел о незаконном использовании товарного знака предпочитают учитывать только результаты проведенной экспертизы. А принимая во внимание тот факт, что проведение экспертизы подлинности товара либо причастности к тому или иному товарному знаку является весьма дорогостоящей процедурой, данное обстоятельство значительно затрудняет установление факта незаконного использования товарного знака и знака обслуживания.[2]

Независимо от вида судопроизводства, в рамках которого будет производиться привлечение к ответственности за незаконное использование товарного знака, основной задачей будет являться правильное установление признаков объективной стороны правонарушения. При определении внешних признаков (атрибутов) деяния, составляющего нарушение исключительных прав правообладателя товарного знака необходимо выяснить, имело ли место нарушение исключительного права на товарный знак.[3]

Сущность права на пользование товарным знаком состоит в предоставлении возможности правообладателю распоряжаться исключительным правом путем:

- размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.[1]

Под производством (изготовлением) следует понимать оконченный технологический процесс создания в объективной форме товара (продукта) и физическое проставление на этом товаре (продукте) или его упаковке чужого товарного знака либо создание самого изображения чужого товарного знака.

Хранение продукции с товарным знаком признается использованием товарного знака, если хранение осуществляется с целью введения такой продукции в гражданский оборот.

Предложение к продаже продукции с товарным знаком является элементом введения товара в гражданский оборот. Предложением к продаже следует считать любые действия хозяйствующего субъекта, направленные на реализацию чужого товарного знака, товара, обозначенного таким знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения, но если при этом отсутствует факт реализации.

Такой способ, как размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в Интернете, в частности в доменном имени и при других способах адресации, широко используется коммерческими организациями для продвижения своих товаров на рынок, для покупки и продажи товаров. Практически любое упоминание в Интернете товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, например их упоминание в тексте сайтов, в служебной части страниц (в полях описания и ключевых словах), считается использованием.[4]

При этом лицом, применяющим товарный знак, может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. При наличии уважительных причин не использования товарного знака в такой форме использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца.

Согласно ч. 3 ст.1486 ГК России при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные

правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам, например, из-за стихийного бедствия, отсутствия необходимого сырья, изменения профиля деятельности предприятия и т.п.

В то же время сама по себе предупредительная маркировка не может являться объектом правовой охраны, поскольку она не служит средством какой-либо индивидуализации. Мы также не смогли найти в гражданско-правовой литературе точку зрения, в соответствии с которой предупредительная маркировка относилась бы к средствам индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг. Поэтому мы согласны с мнением ученых, которые предлагают исключить ч. 2 ст. 180 УК России ввиду отсутствия объекта охраны, а действия, выражавшиеся в использовании предупредительной маркировки в отношении как зарегистрированных на территории РФ товарных знаков, знаков обслуживания, наименования места происхождения товара, квалифицировать как мошенничество.[5]

При использовании товарного знака его обладатель может проставлять рядом с указанными обозначениями предупредительную маркировку, указывающую на то, что товарный знак зарегистрирован в Российской Федерации. В ст. 1485 ГК России закреплено, что правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы или латинской буквы в окружности, либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Указанная маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции. С одной стороны, она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначений, которыми маркируется товар или его упаковка (символы управления эксплуатации, хранения, транспортировки и т.п.). Благодаря такому "обособлению" внимание потребителей обращается на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания этой маркировки и способствуя тем самым ее лучшему запоминанию.

Использование предупредительной маркировки должно быть добросовестным. Проставление указанной маркировки в тех случаях, когда соответствующее обозначение не зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, рассматривается как неправомерное действие, вводящее потребителей в заблуждение. Поэтому если обозначение еще только заявлено к регистрации, проставление предупредительной маркировки на товарном знаке не допустимо.[3]

В заключение следует отметить, что использование товарного знака и знака обслуживания имеет много различных способов. И как следствие такого многообразия способов использования товарного знака имеет место

быть многообразие форм и способов нарушения исключительного права на товарный знак. Для быстрого и правильного выявления правонарушений преступлений (в случае привлечения к ответственности за преступление, предусмотренное ст. 180 УК РФ), связанных с незаконным использованием товарного знака, необходимо четко представлять способы использования товарного знака вообще. Определение способа совершения правонарушения либо преступления, связанного с незаконным использованием товарного знака является неотъемлемой составляющей перечня сведений, подлежащих установлению при привлечении к ответственности и доказывании вины за подобное правонарушение.

Литература:

[1]Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006г. № 230-ФЗ в ред. от 08.12.2011г.

[2]Астафьев К.Р., Незаконное использование товарного знака: как защитить свои права. Статья. 2008

[3]Волынский А.Ф., Никонович С.Л. Уголовно-правовые и криминалистические проблемы расследования отдельных видов преступлений. Монография. Тамбов-Липецк. 2011. С. 396.

[4]Трунцевский Ю.В.. Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. Юрист. 2006. С. 22.

[5]Филиппов П.А. Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности: дис.. канд.юр.наук. М., 2003. С. 163; Петухов Б.В., Перелыгин К.Г. Предмет преступления при незаконном использовании товарного знака// Юридический мир. 2006. № 2; Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 407; Никитина Л.К. Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака// Общество и право. 2010. № 1. С. 172-177.

Literature:

[1] Civil Code of the Russian Federation of 18.12.2006. № 230-FZ red.ot 08.12.2011g.

[2] Astafiev K., unauthorized use of a trademark: how to protect their rights. Article.2008

[3] Volinsky AF Nikonovich SL Criminal and forensic investigation of the problem of certain types of crimes.Monograph. Tambov, Lipetsk. 2011. S. 396.

[4] Y. Truntsevsky. Kozlov AA Safety and protection of the rights of the means of individualization of goods.Lawyer. 2006. S. 22.

[5] Filippov PA Criminal legal protection of intellectual property: dis ..kand.yur.nauk. Moscow, 2003. S. 163, BVPetukhov, Perelygin KG The subject of crime in the illegal use of trademark / / Legal world. 2006. № 2; Klepitsky IA The system of economic crimes. M., 2005. S. 407; Nikitin LK The main directions of optimization of the criminal law on the responsibility for the illegal use of trademark // Society and Law. 2010. Number 1. Pp. 172-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.