Научная статья на тему 'Правовые изменения, направленные на либерализацию страхового рынка в КНР'

Правовые изменения, направленные на либерализацию страхового рынка в КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / КНР / ИНОСТРАННОЕ УЧАСТИЕ В КАПИТАЛЕ / INSURANCE / LIBERALIZATION / REGULATION / SUPERVISION / INSURANCE COMPANIES / FOREIGN CAPITAL / PRC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизилова Елизавета Сергеевна, Магдалинская Юлия Васильевна

В 2018 г. китайским правительством был объявлен официальный курс на либерализацию реального и финансового секторов экономики КНР. Все меры, предпринимаемые государством и участниками рынка, повышают возможности по долговому обслуживанию реального сектора экономики и противодействию глобальным и внутренним рискам. Либерализация китайского страхового рынка способствует тому, что на китайский страховой рынок проникает уникальный международный опыт проведения страхования крупных коммерческих сделок, страхования международных морских, авиационных и сухопутных перевозок, а также перестрахования, опыт управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recent legislative changes to liberalize the Chinese insurance market

2018 was marked by the Chinese government announcement on the official policy to open gradually the real and financial sectors of the Chinese economy. All measures taken by the State officials and market participants are aimed to increase the opportunities for the real sector debt management and global and internal risks mitigation. Liberalization of the Chinese insurance market contributes to the Chinese insurance market penetrating a unique international experience in covering large commercial transactions risks, insurance of international sea, air and land transportation, as well as reinsurance and also risk management experience.

Текст научной работы на тему «Правовые изменения, направленные на либерализацию страхового рынка в КНР»

Е.С. Кизилова*, Ю.В. Магдалинская**

Правовые изменения, направленные на либерализацию страхового рынка в КНР

АННОТАЦИЯ: В 2018 г. китайским правительством был объявлен официальный курс на либерализацию реального и финансового секторов экономики КНР. Все меры, предпринимаемые государством и участниками рынка, повышают возможности по долговому обслуживанию реального сектора экономики и противодействию глобальным и внутренним рискам. Либерализация китайского страхового рынка способствует тому, что на китайский страховой рынок проникает уникальный международный опыт проведения страхования крупных коммерческих сделок, страхования международных морских, авиационных и сухопутных перевозок, а также перестрахования, опыт управления рисками.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: страхование, либерализация, регулирование, надзор, страховые компании, иностранный капитал, КНР, иностранное участие в капитале.

Финансовый рынок в самом широком его понимании является организованным местом пересечения спроса и предложения на финансовые активы, получающие на нём своё ценовое выражение, способствует справедливому и необходимому движению капитала и денежных средств в нужные для фондирования проекты и направления.

* Кизилова Елизавета Сергеевна, Департамент стратегического развития финансового рынка Банка России, Москва, Россия; E-mail: kizilovaes@,cbr.ru

** Магдалинская Юлия Васильевна, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД РФ), Институт стран Азии и Африки (ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия; E-mail: [email protected]

© Кизилова Е.С., Магдалинская Ю.В., 2019

578

В условиях современного финансового рынка страховой сектор не может исполнять исключительно функции предоставления физическим и юридическим лицам «покрытия» их рисков в случае исполнения определённых сценариев. В настоящий момент страховые компании являются аккумуляторами финансовых средств, объём которых столь значителен, что они не могут быть консервативно размещены на депозитах регуляторов и крупнейших банков. Теперь страховые компании — это серьёзные институциональные инвесторы, надежда публичных компаний и «рыночный» кредитор реального сектора. Механизм страхования имеет важную особенность, позволяющую страховым организациям сначала аккумулировать взносы страхователей, а выплаты осуществлять через отложенный период времени (по страхованию жизни более 10 лет, по иным видам страхования срок короче), во время которого страховая компания имеет в своём распоряжении определённые денежные средства и может их использовать для получения дополнительного дохода путём инвестирования. Таким образом, инвестиционные возможности обусловлены самой экономической природой страхования.

Вызовы китайской экономики как причина либерализации китайского финансового рынка

На китайском финансовом рынке непрерывно формируются новые инновационные решения, организованно выстраиваются крупные фундаментальные реформы, которые призваны внести глубокие изменения на финансовом рынке и в экономике в целом. Все меры, принимаемые государством и участниками рынка, увеличивают возможности по кредитному обслуживанию реального сектора экономики и противодействию глобальным и внутренним рискам. Высокую оценку мерам, принимаемым государственными органами и регуляторами финансового рынка, дают международные эксперты МВФ, указывая на то, что озвученные ключевые направления реформирования экономики КНР: либерализация рынков страхования, ценных бумаг, а также автомобилестроения наряду со снижением торговых барьеров и созданием благоприятной деловой среды для внутренних и зарубежных инвесторов создают новые благоприятные возможности для новой «открытой и толерантной» экономики КНР [1].

В отношении финансового сектора был сформирован определённый перечень либерализационных мер: ещё в 2017 г. было объявлено, что гарантированно будут предприняты серьёзные меры по расширению открытости и расширению инвестиционных возможностей в рамках сделок с различными видами ценных бумаг в банковском секторе, а также в отношении снятия ограничений на размер долевого участия страховых компаний в капитале компаний, что является од-

579

ним из треков ускоренной либерализации китайского страхового сектора, а также снятие ограничений для учреждения компаний с иностранным капиталом в юрисдикции КНР (ранее компании с иностранным капиталом могли создаваться исключительно в специальных экономических зонах (СЭЗ) и в Гонконге). Специфика либерализации финансового рынка Китая на грядущие три года для иностранных инвестиций состоит в следующем: Китай решил ограничить долю прямых или портфельных инвестиций для одного или нескольких иностранных инвесторов до уровня в 51% в ценные бумаги, фонды и БТТ. Спустя 5 лет в случае доказанной результативности таких мер размер участия для иностранных компаний не будет иметь ограничений.

Направления развития китайского финансового рынка получили чёткое подтверждение в докладе Председателя КНР Си Цзинь-пина на ежегодной церемонии открытия Азиатского форума в южном китайском городе Боао в 2018 г. В докладе было особым образом подчёркнуто значение снижения ограничений доступа на внутренний (оншорный) рынок ценных бумаг, создания более привлекательной инвестиционной среды, усиления защиты прав на интеллектуальную собственность, а также активное расширение стратегически важного для внутреннего потребления импорта [2]. Все слова председателя Си доказывают, что экономическая глобализация является необратимой тенденцией современного мира. Тем не менее мир обеспокоен состоянием торговой войны КНР с США, которая влияет на все глобальные потоки товаров и сотрясает финансовые рынки. Согласно официальной позиции китайского правительства [3], новые меры расширения открытости КНР коснутся множества торговых партнёров страны, однако они не применимы для тех стран, которые нарушают правила международной торговли, что свидетельствует о том, что в отношении США многие механизмы либерализации пока будут не применимы.

Чжао Пин, директор департамента исследований по международным торговым отношениям Китайской академии содействия торговле, поддерживает официальную правительственную позицию: «Если США начнут торговую войну с Китаем, то мы не будем применять к США меры по расширению открытости. Кроме того, Китай не будет проводить политику открытости в отношении стран, которые не соблюдают правила ВТО и ведут торговые войны с другими странами. До тех пор пока одна страна ведёт торговую войну против другой, Китай не станет предпринимать политику открытости по отношению к данной стране, Китай поддерживает интересы стран, которые «страдают» от торговых войн» [4]. Все данные заявления и принимаемые меры демонстрируют решимость и готовность Китая

580

как члена ВТО противостоять торговому протекционизму, содействовать либерализации торговли и поддерживать систему многосторонней торговли.

Новая политика либерализации финансового сектора может оказать определённое негативное влияние на малые финансовые институты КНР. Что касается банковской сферы, то основные беспокойства связаны с тем, каким образом регулировать соотношение иностранного и государственного капитала. Это требует проведения детальной оценки макроэкономических рисков и влияния на финансовую стабильность внутреннего рынка Китая.

Таблица 1. График реализации законодательных мер по либерализации финансового рынка в КНР

До апреля 2018 г. 30 июня 2018 г. Конец 2018 г.

Иностранные банки Не могут одновременно существовать и филиалы, и дочерние компании. Имеют право вести операции частично в иностранной валюте, частично в юанях. Учреждение филиалов и дочерних компаний на территории КНР не ограничено. Привлечение иностранного капитала в таких сферах финансовой и банковской деятельности, как доверительный вклад, финансовый лизинг, автомобильные финансы, потребительское кредитование.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, занимающиеся личным страхованием Банки и компании по управлению финансовыми активами Инвести- Доля отдельных зарубежных финансовых структур, а также контролируемых ими или ими совместно с учреждёнными в КНР аффилированными лицами не должна превышать 20%, а в отдельных случаях не должно превышать 25%. Доля иностранного капитала в компаниях страхования жизни не должна превышать 50%. Все профессиональные участники рынка ценных бумаг должны Возможная доля иностранного участия в капитале повышена до 51%. Ликвидировано ограничение по доле акций, обращающихся на вторичном рынке. Доля иностранного участия не ограничена.

581

ционные компании и компании по управлению финансовыми активами, учреждённые коммерчески-ми банками контролироваться китайской стороной.

Компании — страховые брокеры Доля иностранных инвестиций не должна превышать 51%. Суммарные активы на конец года должны составлять 200 млн долларов США. Сферы деятельности ограничены. Сферы деятельности для китайских и иностранных компаний не различаются, существуют ограничения условий и долей акций.

Страховые компании Условия учреждения: 1) более 30 лет страховой деятельности, 2) более 2 лет существования представительства на территории Китая, 3) суммарный актив на конец года, предшествующего году подачи заявления, должен быть не менее 5 млрд долларов США. Ликвидация требования о существовании в течение 2 лет представительства до учреждения иностранной страховой компании.

Профес-сиональ-ные участники рынка ценных бумаг Доля иностранного участия в капитале не должна приводить к возникновению мажоритарного контроля над компанией. Совместно созданные брокерские компании должны находиться под существенным контролем китайской Отсутствие права контроля у иностранного участника в совместном с китайской стороной участии профессионального участника рынка ценных бумаг. Отсутствие возможности учреж- Ликвидация ограничений деятельности.

582

стороны. дать компанию

Спектр деятельности исключительно с

ограничен. иностранным

капиталом.

Что касается страхового рынка, то увеличение доли иностранных инвестиций коснётся основной проблемы страховой отрасли — контрольного пакета акций. Открытие страхового рынка находится на начальной стадии, но теперь оно должно быть проведено всесторонне, включая снижение ограничений на участие иностранного капитала в компаниях по страхованию жизни, активизацию работы иностранных страховых посредников, в основном страховых брокеров. Для инвестирования страховая компания может использовать только часть имеющихся денежных средств, к которым относятся страховой фонд и собственный капитал. При этом временно свободными от страховых обязательств денежными средствами является страховой фонд до его использования на страховые выплаты. В этом своём качестве он оказывает значительное влияние на измене -ние инвестиционного потенциала страхового общества в зависимости от наличия и объёма страховых выплат. Собственный капитал является относительно свободными от страховых обязательств денежными средствами, которые могут использоваться для страховых выплат в случае недостаточности средств страхового фонда. Их величина с высокой степенью вероятности поддаётся планированию, и она значительно меньше влияет на изменение инвестиционного потенциала страхового общества. Инвестиционный потенциал является составной частью финансового потенциала страхового общества, предназначенной для инвестиций. Он составляет ту часть финансового потенциала, которая остаётся после вычета расходов на ведение дела, заёмных средств и страховых выплат. Если объёмы указанных вычетов увеличиваются в большей степени, чем возрастает объём страхового фонда и собственного капитала, то может сложиться ситуация, когда при увеличении финансового потенциала страховой компании её инвестиционный потенциал уменьшается. Именно данный инвестиционный потенциал и является объектом интереса китайской экономики и либерализации страхового сектора КНР посредством изменения правового поля регулирования деятельности страховщиков на территории КНР.

Мероприятия по изменению правовой среды регулирования деятельности страховых компаний c иностранным участием в КНР

В рамках указанного курса по либерализации финансового рынка Комиссия по регулированию страхования (CIRC) Банка Китая 27 ап-

583

реля 2018 г. на своей официальной странице опубликовала «Меры Комиссии по регулированию страхования в банковской сфере по ускорению осуществления внешней открытости банковской сферы и сферы страхования». Одновременно с этим документом были опубликованы дополняющие его два уведомления: «Уведомление Комиссии по регулированию страхования Банка Китая о снятии ограничений на ведение хозяйственной деятельности иностранными компаниями — страховыми брокерами» и «Уведомление Комиссии по регулированию страхования Банка Китая о дальнейшем ослаблении ограничений проникновения на рынок иностранных банков». Опубликование «Мер по снятию ограничений» стали положительной реакцией на призыв председателя Си «скорейшим образом реализовать объявленные меры по снятию финансовых ограничений, приложить усилия к тому, чтобы эффект снятия ограничений незамедлительно распространился на предприятия и народы всех стран мира».

В целях скорейшего осуществления мер Комиссия по регулированию страхования в настоящее время увеличивает темпы совершенствования законодательных норм и создаёт систему комплексных действий, в рамках которой в ближайшее время будет осуществлено следующее:

1. вступят в силу «Уведомления о дальнейшем ослаблении ограничений проникновения на рынок иностранных банков» и «Уведомления о снятии ограничений на ведение хозяйственной деятельности иностранными компаниями — страховыми брокерами»;

2. будет проведён открытый опрос мнений о «Решении Комиссии по регулированию страхования Банка Китая об отмене и пересмотре части правил» — один из прикладных методов использования оценки регуляторного воздействия (ОРВ) новых нормативных актов.

Кроме принятия общей правительственной концепции по либерализации финансового рынка Комиссия по регулированию страхования Банка Китая в качестве главного надзорного органа и регулятора страховой деятельности выпустила ряд детальных инструкций о деятельности иностранных банков и финансовых групп в области страхования.

Так, по итогам получения лицензии на право страховой брокерской деятельности, выдаваемой структурами Госсовета по надзору и контролю в сфере страхового дела, иностранные структуры — страховые брокеры могут на территории КНР осуществлять следующие виды страховых услуг:

1) для страхователя разрабатывать проект страхования, выбирать страховщика, оформлять страховые документы;

2) оказывать содействие страхуемым лицам или бенефициарам в истребовании возмещения убытков;

584

3) оказывать услуги перестрахования;

4) проводить оценку в интересах доверителя мер по предотвращению стихийных бедствий, предотвращению убытков или рисков;

5) оказывать консультационные услуги по управлению рисками;

6) прочие услуги, утверждённые Комиссией по регулированию страхования Банка Китая.

Несмотря на то, что «Положение о надзоре и контроле над деятельностью страховых компаний-брокеров» определяет, что структура — страховой брокер может вести общую деятельность страхового брокера, «Уведомление об опубликовании правовых документов о вступлении Китая в ВТО, относящихся к страховому делу» [5] определяет чёткий перечень возможных сфер для деятельности иностранных компаний — страховых брокеров: иностранным страховым компаниям позволительно осуществлять трансграничные крупные коммерческие брокерские сделки, сопровождать сделки международных морских, авиационных и транспортных перевозок, а также услуги по перестрахованию и страховому брокеру. Поэтому иностранные компании — страховые брокеры до сих пор не вправе вести страхование средних и мелких коммерческих сделок, а также услуги по личному страхованию.

Расширение сфер деятельности с участием иностранных структур способствует тому, что на китайский страховой рынок проникает уникальный международный опыт проведения страхования крупных коммерческих сделок, страхования международных морских, авиационных и транспортных перевозок, а также перестрахования, опыт управления рисками. Внутренние китайские страховые компании смогут применить его в сфере услуг личного страхования и страхования сделок малого и среднего бизнеса. Уведомление способствует дальнейшему развитию в целом страхования, увеличению масштабов сделок; с другой стороны, может способствовать тому, что средние и мелкие предприятия, а также физические лица получат лучшие услуги страхования, что будет способствовать переходу рынка страхования в Китае на более высокий уровень обслуживания и эффективности.

Усовершенствование регулирования инвестиционной деятельности китайских страховых компаний

Поскольку страховые компании выполняют крайне важную социальную функцию, со стороны регуляторов осуществляется жёсткий макропруденциальный контроль над их структурой собственности и общей задолженности на предмет достаточности капитала, отсутствия закредитованности. Несмотря на строгие требования,

585

финансовый рынок требует либерализации в отношении требований к страховым компаниям по качеству инвестиционных объектов.

Комиссия по регулированию страхования КНР (CIRC) объявила, что на конец декабря 2017 г. оборотный капитал страховых структур составил более 14,92 трлн юаней (рост показателя по сравнению с 2017 г. на 11,42%). По итогам 2017 г. доходы от инвестиций страхового капитала составили 835,213 млрд юаней, отдача на капитал (инвестиционная рентабельность) составила 5,77%, прогнозируемая валовая прибыль достигает 256,719 млрд юаней — в 2016 г. этот показатель составил немногим менее 200 млрд юаней. Рынок заинтересован в наращении данных индикаторов развития страхового рынка [6].

В связи с этим 26 января 2018 г. Комиссия по регулированию страхования представила новеллы либерализации инвестиционной деятельности страховых компаний путём вступления в силу двух новых норм. «Временные меры по управлению использования страховых резервов (страхового капитала) (использования финансовых средств в распоряжении страховых компаний)» в качестве ключевого нормативного акта были опубликованы в 2010 г., в 2014 г. были внесены поправки — введение норм пропорционального регулирования инвестиционных потоков страховых компаний; в 2016 г. нормативный акт получил название «Меры по регулированию использования фондов страховых компаний» (далее — «Меры») [7].

С 2016 г. Комиссия по регулированию страхования (CIRC) последовательно проводит политику стимулирования страховых компаний отказаться от размещения средств на краткосрочных и среднесрочных банковских депозитах и, наоборот, перейти на среднесрочное и долгосрочное инвестирование в ценные бумаги, имеющее гарантированное и высоколиквидное обеспечение. В целом «Меры» (устанавливающие, что инвестирование страховых резервов за пределами Китая должно соответствовать положениям Комиссии по регулированию в сфере страхования, Народного Банка Китая и государственного управления валютного управления; при крупных трансграничных сделках требуется отдельное разрешение) с внесёнными поправками, состоящие из шести глав и 78 статей, сделали ясными и чёткими формы использования страховых резервов на фондовом рынке, включая сферы и модели использования страхового капитала; также был разработан стандарт и правила механизма принятия решений и процесса применения страхового капитала. Усилен механизм контроля и управления рисками, ужесточены требования к страховым структурам по оздоровлению в случае выявленных диспропорций и снижения показателей; также органы надзора и контроля ответствен-

586

ны за расследование нарушений ответственности страховых структур перед страхователями и прочими заинтересованными лицами.

«Меры» определяют, что применение страхового капитала ограничивается следующими сферами: 1) банковский вклад, 2) купля-продажа долговых обязательств различных типов, в том числе на внебиржевом рынке, 3) акции, обращающиеся на бирже, 4) доли в инвестиционный фонд (ПИФ), 5) инвестиции в недвижимость, 6) инвестиции в иные инструменты, отдельно утверждённые Госсоветом. Не допускаются следующие действия: 1) размещение средств на счетах в некредитных финансовых организациях, 2) покупка акций, реализуемых на особых условиях, 3) участие в капитале предприятий и инвестиции в недвижимость, которые не соответствуют производственной политике государства, 4) непосредственная деятельность по долевому строительству недвижимости, 5) использование страховых резервов для выпуска гарантий или выдачи ссуды/кредита третьим лицам, за исключением отдельных видов гарантий, 6) другие инвестиционные действия, запрещённые Комиссией по регулированию в сфере страхования Китая.

Рыночный опыт показал, что правовая либерализация привела к невероятной активности страховых компаний на фондовом рынке. Некоторые страховые компании многократно приобретали на рынке капитала крупные пакеты акций публичных компаний и добивались права слова в совете директоров. Это приводило к тому, что инвестиционная деятельность, как и права корпоративного управления, для страховых компаний становились всё более стратегически важными, а сам операционный страховой сегмент сужался. Такого Комиссия не могла допустить — в «Мерах» подчёркивается, что основным фокусом деятельности страховых компаний должны оставаться высококачественные услуги по страхованию различных видов риска, в то время как инвестиционная деятельность имеет побочное значение.

Заключение

В целом все последние законодательные изменения по либерализации страхового рынка соединяют в себе опыт и уроки, полученные в течение последних лет в результате принятия и применения нормативных документов в сфере страхования. Новые нормативно-правовые акты одновременно делают более прозрачным регулирование страхового сектора, стимулируют всеобъемлющее противодействие рискам, однако снятие ограничений по участию иностранного капитала и инвестирования фондов ярко демонстрирует приоритетную роль страховых компаний в обслуживании реальной экономики и развитии финансового сектора.

587

Законодательные новеллы устанавливают, что страховые компании в первую очередь должны предоставлять страховые услуги, а также должны следовать принципу стабильной и здоровой осторожности и безопасности, соответствовать требованиям надзора и управления по показателям платёжеспособности и кредитоспособности, в соответствии с характером страхового капитала и резервов компании обязаны при управлении активами и пассивами всесторонне оценивать все риски.

Литература

1. http://www.boaoforum.org/

2. ЖтеШШШк^^ШШЖ (££) // http://www.cb. com.cn/guoiiiingii/2018 0410/1231342.html

3. http://opinion.people.com.cn/n1/2018/0829/c1003-30257035.html

4. http://www.chinanews.com/wap/detail/zw/fortune/2018/04-11/8487998.shtml

5. http ://bxi g.circ. gov.cn/web/site65/tab6529/info 19154.htm

6. http://bxj g.circ. gov.cn/web/site0/tab5257/info4101484.htm

7. http://www. gov.cn/xinwen/2018-01/27/content 5261268.htm

E.S. Kizilova*, Yu.V. Magdalinskaya** Recent legislative changes to liberalize the Chinese insurance market

ABSTRACT: 2018 was marked by the Chinese government announcement on the official policy to open gradually the real and financial sectors of the Chinese economy. All measures taken by the State officials and market participants are aimed to increase the opportunities for the real sector debt management and global and internal risks mitigation. Liberalization of the Chinese insurance market contributes to the Chinese insurance market penetrating a unique international experience in covering large commercial transactions risks, insurance of international sea, air and land transportation, as well as reinsurance and also risk management experience.

KEYWORDS: insurance, liberalization, regulation, supervision, insurance companies, foreign capital, PRC.

* Kizilova Elizaveta Sergeevna, Financial market strategic development department of the Central Bank of Russia, Moscow; E-mail: [email protected]

** Magdalinskaya Yulia Vasilievna, MGIMO University, IAAS MSU, Moscow, Russia; E-mail: [email protected]

588

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.