Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С «ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ», ЗАКЛЮЧЁННЫМИ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С «ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ», ЗАКЛЮЧЁННЫМИ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ГРАЖДАНСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Примакова Светлана Валерьевна

Статья посвящена поиску мер, направленных на эффективную борьбу с иностранными брачными аферистами, обозначена проблема отсутствия нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно противодействовать незаконному механизму легализации иностранных граждан на территории Российской Федерации путём заключения «фиктивных браков», а также предложено введение новых статей в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающих ответственность за заключение «фиктивных браков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INSTRUMENTS FOR COMBATING «FICTITIOUS MARRIAGES» CONCLUDED BY CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN CITIZENS

The article is devoted to the search for measures aimed at effectively combating foreign marriage scammers, the problem of the lack of a regulatory framework that allows to effectively counteract the illegal mechanism of legalization of foreign citizens on the territory of the Russian Federation by concluding «fictitious marriages» is identified, and the introduction of new articles to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation providing for responsibility for the conclusion of «fictitious marriages».

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С «ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ», ЗАКЛЮЧЁННЫМИ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

УДК 340

DOI 10.23672/SAE.2023.76.14.045

Примакова Светлана Валерьевна

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Svetlana V. Primakova

Senior Lecturer of the Department of Administrative

Activities of Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Правовые инструменты борьбы

с «фиктивными браками», заключёнными между гражданами российской федерации и иностранными гражданами

Legal instruments

for combating «fictitious marriages» concluded by citizens of the russian federation and foreign citizens

Аннотация. Статья посвящена поиску мер, направленных на эффективную борьбу с иностранными брачными аферистами, обозначена проблема отсутствия нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно противодействовать незаконному механизму легализации иностранных граждан на территории Российской Федерации путём заключения «фиктивных браков», а также предложено введение новых статей в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающих ответственность за заключение «фиктивных браков».

Ключевые слова: борьба с фиктивными браками, легализация иностранных граждан, гражданство, административное право, административное наказание.

Annotation. The article is devoted to the search for measures aimed at effectively combating foreign marriage scammers, the problem of the lack of a regulatory framework that allows to effectively counteract the illegal mechanism of legalization of foreign citizens on the territory of the Russian Federation by concluding «fictitious marriages» is identified, and the introduction of new articles to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation providing for responsibility for the conclusion of «fictitious marriages».

Keywords: fight against fictitious marriages, legalization of foreign citizens, citizenship, administrative law, administrative punishment.

Анализ сложившейся ситуации, в контексте произошедшей трансформации современного российского общества, позволил сделать очевидные выводы о том, что «фиктивный брак» не просто разрушает институт семьи и наносит непоправимый урон общественной нравственности, а представляет собой опасный инструмент влияния на национальную безопасность государства. Речь, конечно, идёт, в первую очередь, о хорошо отлаженном механизме легализации иностранных граждан путём заключения браков по расчёту на территории Российской Федерации.

Ранее, мы подробно рассмотрели поэтапный алгоритм действий иностранных брачных аферистов, позволяющий стать им в сжатые сроки полноправными гражданами нашей страны. Объективно оценив положение дел в сфере семейно-брачных отношений, стало очевидно, что действующие законодательные нормы Семейного, Уголовного кодексов РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях не отвечают реалиям сегодняшнего дня[указать источник].

Борьба с «фиктивными браками», ведущими к гражданству РФ, конечно, ведётся на государственном уровне. Так, в 2018 году МВД РФ был разработан и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект, направленный на исключение случаев злоупотребления иностранными гражданами правом получения разрешений на временное проживание (далее - РВП) в РФ без учёта утверждённой Правительством РФ квоты, а также на снижение количества фактов регистрации фиктивных браков. Законодательная инициатива была поддержана Президентом РФ и новый Федеральный закон изменил процедуру получения РВП без учёта квоты, закрепив выдачу РВП иностранным гражданам, имеющим детей, родителей, супругов -граждан РФ, исключительно в том субъекте РФ, в котором расположено место жительства вышеуказанных родственников иностранных граждан [1].

К тому же, накануне опубликования данной статьи принят Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской

Федерации», который не только расширил полномочия главы государства по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощённое приобретение гражданства РФ, а еще и в целях исключения практики заключения «фиктивных браков» между иностранными гражданами и гражданами РФ, ввел новое обязательное условие, а именно приобретение гражданство РФ в упрощенном порядке только в случае наличия в браке общего ребёнка [2].

Безусловно указанные законодательные акты напрямую повлияют на сокращение количества заключаемых «искусственных браков» иностранцев с гражданами РФ, но этого крайне недостаточно. Необходимы оперативные и решительные меры, консолидируемые изменения в законодательстве РФ, как закрепляющие само понятие «фиктивного брака», так и алгоритм последовательных действий, механизм выявления, пресечения, устранения нарушений в данной сфере, и применения к нарушителям мер воздействия с целью ликвидации негативных последствий, вызванных коммерческими союзами.

В большинстве стран мира заключение «фиктивного брака» с целью легализации в стране является более чем рискованным предприятием. Проведённый анализ показал, что в ряде таких стран, как Германия, США, Австрия, Португалия, Бельгия такого рода противоправные действия грозят тюремным заключением и штрафом, как для гражданина страны, так и для иностранного гражданина [3].

Опираясь на опыт зарубежных стран, частично преуспевших в борьбе с «фиктивными браками», очевидна необходимость введения юридической ответственности к лицам, заключающим, так называемые, деловые союзы в РФ, однако, применение мер государственного принуждения к виновном лицам за совершение таких противоправных деяний должно применяться с учётом характера и степени общественной опасности.

Учитывая, что непосредственно сам факт вступления в «фиктивный брак» не представляет общественной опасности, однако посягает на общественную нравственность, именно законодательство об административных правонарушениях согласно статьи 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) должно решить данную задачу, защитить общественные отношения, обеспечивающие нравственное здоровье населения и предупредить возможные правонарушения. Ведь, «...административное право располагает наиболее развитой и гибкой системой мер реагирования предупредительного, ограничительного, пресекательного, обеспечительного и наказа-тельного характера, дифференцированной по силе, характеру и масштабам воздействия» [4].

Общественная нравственность в качестве объекта административных правонарушений предусмотрена главой 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, сани-тарно эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», поэтому

предлагаем статью, устанавливающую ответственность за вступление в «фиктивный брак» граждан РФ с иностранцами, закрепить именно в данной главе. При этом мы предлагаем следующую диспозицию вводимой статьи: «Заключение гражданином Российской Федерации фиктивного брака с иностранным гражданином или лицом без гражданства, в целях получения незаконной выгоды, выразившейся в получении денежных средств, ценностей, имущества или услуг имущественного характера, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния».

Обозначим состав данного административного правонарушения:

- объект - отношения в сфере общественной нравственности;

- объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в заключении брака гражданином РФ с иностранным гражданином, без цели создания семьи, за материальное вознаграждение;

- субъектом правонарушения выступают вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста;

- субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла, в основе которого лежит корыстный мотив, т.е. лицо осознает противоправность своих действий, желает их совершить и преследует цель получить вознаграждение за заключение фиктивного брака.

За нарушение вышеописанной нормы в КоАП РФ рекомендуем следующие санкции: наложение административного штрафа в размере 5 тысяч. При повторном совершение гражданином РФ административного правонарушения, ему назначаются обязательные работы от 100 до 200 часов или наложение административного штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Что же касается мигрантов, заключивших брак «не по любви, а по расчёту», желающих посредством заключения юридического брака получить определённый статус на территории РФ, то нам представляется следующий проект статьи в КоАП РФ: «Совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства регистрации фиктивного брака с гражданином Российской Федерации в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Нарушение устанавливаемых требований повлечёт наложение на иностранного резидента административного штрафа в размере 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ в принудительной форме с содержанием в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ.

Важно отметить, что, представляющие опасность правовые последствия, вытекающие из заключения «фиктивного брака», зачастую, переходят в уголовно-правовую плоскость, так как механизм

фиктивного брака активно используется при совершении преступлений, включая террористические акты.

Актуальность вышеописанной проблемы не вызывает сомнений, и нами на это обращено вниманию органов прокуратуры прокуратуры, судов и

органов внутренних дел, так как вышеуказанная статистика говорит сама за себя. Нарастающий уровень угрозы очевиден, так как способствует замедлению социально-экономического развития, уничтожению нравственных ценностей российского общества, интеграции в него иностранных криминальных элементов (табл. 1).

Таблица 1

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ 1 квартал 2019 1 квартал 2020 1 квартал 2021 1 квартал 2022

9288 9494 9607 10385

Удельный вес от числа расследованных преступлений 3,4 3,6 3,6 3,9

АППГ -10,8 % +2,2 % +1,2 % +8,1 %

* «Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации» статистические данные за период с 2019 по 2022 г., ГИАЦ МВД России.

Подводя итог и резюмируя вышесказанное, полагаем, что «фиктивные браки» иностранных граждан с гражданами РФ будут популярны и сохранят тенденцию к распространению до тех пор, пока на законодательном уровне не будет создана чёткая нормативно-правовая база, позволяющая правоохранительным органам подходить комплексно к борьбе с брачными мошенниками, что, в свою очередь, предоставит им возможность

Литература:

1. Федеральный закон № 507-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202304280013 (дата обращения 10.05.2023).

3. Дергунова В. Фиктивный брак как организация незаконной миграции / В. Дергунова // Новая законодательная инициатива. 2015. 24 февраля. URL : https://zakon.rU/blog/2015/2/24/fiktivnyj_brak_

kak_organizaciya_nezakonnoj_migracii_novaya_z

akonodatelnaya_iniciativa (дата обращения 22.04.2023).

4. Дизер О.А. Административно-правовая защита общественной нравственности : дис. ... на соискание ученой степени доктора юридических наук. Омск, 2019. URL : https://omsu.ru/ about/struc-ture/science/ont/dissovet/dm-212-179-02/folder10/Диссертация%20Д.%20от%2020.02. 19 (дата обращения 22.04.2023).

уменьшить негативное влияние на состояние правопорядка в государстве и свести к нулю преступные схемы легализации иностранных граждан на территории РФ. В частности, предлагаемое нами введение административной ответственности за заключение «фиктивных браков» поспособствует предупреждению совершения более опасных противоправных деяний.

Literature:

1. Federal Law № 507-FZ «On Amendments to Articles 6 and 11 of the Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» (as amended on 12/27/2018) // Access from the reference. legal system «ConsultantPlus».

2. Federal Law № 138-FZ of April 28, 2023 «On Citizenship of the Russian Federation». URL : http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120230 4280013 (date of the application May 12, 2023).

3. Dergunova V. Fictitious marriage as an organization of illegal migration / V. Dergunova // New legislative initiative. February 24, 2015 URL : https://za-kon.ru/blog/2015/ 2/24/fiktivnyj_brak_kak_organi-

zaciya_nezakonnoj_migracii_novaya_zakonodatel

naya_iniciativa (date of the application 04/22/2023).

4. Dizer O.A. Administrative and legal protection of common morality : dis. ... for the degree of Doctor of Law. Omsk, 2019 URL : https://omsu.ru/ about/ struc-ture/science/ont/dissovet/dm-212-179-02/folder10/ thesis%20fl.%20oT%2020.02.19 (date of the application 22.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.