DOI 10.22394/2073-2929-2022-04-98-105
Правовое регулирование брачных отношений с иностранными гражданами (на примере Вьетнама)
Атнашев В. Р.
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6369-4762
РЕФЕРАТ
В настоящей статье проанализированы некоторые особенности вьетнамского законодательства, касающиеся заключения браков с участием иностранных граждан и вопросов гражданства. Также рассмотрена проблема принудительных и фиктивных браков.
Цель. Выявление особенностей законодательства Вьетнама о браке и семье и некоторых актуальных проблем в сфере смешанных браков.
Задачи. Анализ основных положений вьетнамского «Закона о браке и семье», роли международных договоров в данной сфере, сравнение ситуации с фиктивными браками во Вьетнаме и Российской Федерации.
Методология. Использованы общенаучные методы и метод сравнительного правоведения, в том числе сравнительно-правовой анализ норм международного частного права в области брачно-семейных отношений, анализ судебной практики применительно к фиктивным бракам граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации.
Результаты. Социалистическая Республика Вьетнам и Российская Федерация, представляя разные регионы мира и правовые системы, в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом имеют сходные проблемы, которые во Вьетнаме усугубляются социальными проблемами и слабой защитой прав женщин и девочек.
Выводы. Пример Вьетнама показывает, что заключение двусторонних договоров и участие в международных конвенциях позволяют устранить проблему коллизии коллизий (хромающих браков), а участие в международных организациях может улучшить социально-экономическое положение населения и механизмы защиты прав человека в сфере брачно-семейных правоотношений. Ключевые слова: хромающие отношения, гражданство, права женщин, фиктивный брак, торговля людьми, брачный договор
Для цитирования: Атнашев В. Р. Правовое регулирование брачных отношений с иностранными гражданами (на примере Вьетнама). Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022;16(4): 98-105. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-98-105
Legal Regulation of Marriage Relations with Foreign Citizens (on the Example of Vietnam) Vadim R. Atnashev
North-Western Institute of Management of RANEPA, Saint Petersburg, Russian Federation
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6369-4762
ABSTRACT
The article discusses, first of аII, some features of the Vietnamese legislation concerning marriages with foreign citizens and issues of citizenship. The problem of forced and fictitious marriages is also touched upon.
Aim. Identification of specifics of the Vietnamese legislation on marriage and family and some topical problems in the field of mixed marriages.
Tasks. Analysis of main provisions of the Law on Marriage and Family of Vietnam, the role of international treaties in this sphere, comparison of the situation with fictitious marriages in Vietnam and the Russian Federation.
Methods. Comparative legal analysis of the norms of international private law in the field of marriage and family relations, description of the approaches of Vietnamese legislation to limping marriages and remission, as well as analysis of judicial practice in relation to fictitious marriages of Vietnamese citizens in the Russian Federation.
Results. The Socialist Republic of Vietnam and the Russian Federation, representing different regions of the world and legal systems, have similar problems in the field of marriage and family relations involving foreign elements, which in Vietnam are exacerbated by social problems and weak protection of the rights of women and girls.
Conclusion. The case of Vietnam demonstrates the conclusion of bilateral agreements and of universal conventions enhance eliminating the problem of conflict of law (limping marriages), while participation in international organizations improves the socio-economic situation of the population and develop mechanisms for protecting human rights in the field of marriage and family relations. Keywords: limping marriage, citizenship, women's rights, fictitious marriage, human trafficking, prenuptial agreement
For citing: Atnashev V. R. Legal Regulation of Marriage Relations with Foreign Citizens (on the Example of Vietnam). Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. 2022;16(4): 98-105. (In Rus.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-98-105
Введение
Брачные правоотношения, осложненные иностранным элементом, регулируются международным частным правом и приобретают особые отличительные признаки.
В целом в отечественной науке вопросам личных правоотношений, осложненных иностранным элементом, уделяется недостаточно внимания, особенно неимущественным отношениям. В то же время развитие международных связей и увеличивающееся количество смешанных браков обусловливают необходимость изменений в законодательстве государств с учетом норм коллизионного права. В полной мере это касается и российско-вьетнамских отношений.
В своей статье профессор В. М. Мазырин, главный отечественный специалист по новейшей истории Вьетнама, отмечает несовпадение сфер геополитических интересов РФ и Социалистической Республики Вьетнам (далее — СРВ). В частности, «Москва сделала ставку на создание нового интеграционного объединения стран — членов СНГ, охватив отдельные его части экономическим союзом (ЕАЭС) и военно-политическим партнерством (ОДКБ). Поскольку в этот блок вступили преимущественно государства Средней и Южной Азии, связанные с Китаем, ...была образована единая политическая платформа — Шанхайская организация сотрудничества, с которой, что показательно, СРВ никак не хочет взаимодействовать...» [3, с. 118].
Действительно, «тот факт, что РФ и СРВ видят свое будущее в разных сточки зрения географии интеграционных объединениях, объективно отдаляет их интересы» [Там же]. Если Россия отдает предпочтение регионализму (LUOC, ЕАЭС), то Вьетнам активно участвует в работе ВТО и вступает в такие универсальные организации, как Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) и Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве (ВП ТТП) [7, с. 105]. К слову, ВРЭП считается крупнейшей в мире зоной свободной торговли (ЗСТ), на долю которой приходится 30% мирового ВВП [4, с. 157]. Тем не менее, по мнению Е. В. Кобелева, «в отношениях между РФ и СРВ нет неразрешимых проблем, которые бы тормозили их стратегическое партнерство, как и нет серьезных политических сил, которые выступали бы против развития и укрепления традиционных уз дружбы и сотрудничества между народами двух стран» [1, с. 27].
Источники регулирования брачных отношений в праве Вьетнама
К международно-правовым средствам регулирования отношений в данной сфере относятся международные универсальные договоры и декларации, принятые ООН; Гаагские конвенции и двусторонние межгосударственные договоры по семейным вопросам. В рассматриваемой сфере именно двусторонние договоры имеют первостепенное значение.
25 августа 1998 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, ратифицированный Государственной Думой в мае 2010 г.1, заменивший Договор между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1981 г. Раздел «Вопросы семейного права» (раздел 2) в действующем договоре начинается со ст. 24, посвященной заключению брака. В ней говорится, что условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является (п. 1). В отношении препятствий к заключению брака соблюдается законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак (п. 1), как и в отношении формы заключения брака (п. 2).
Тем не менее для укрепления двусторонних связей и России, и Вьетнаму необходимо большее участие в универсальных международных договорах в области семейного права, что также имеет значение для решения проблемы «хромающих браков».
Прежде всего, следует упомянуть Гаагскую конвенцию о заключении и признании действительности браков 1978 г.
Как указывает С. Ю. Ли, участие Российской Федерации (впрочем, как и Вьетнама) в данной конвенции позволила бы супругам — гражданам договаривающихся государств — участников Конвенции, находящимся в «смешанных» браках, избавиться от опасений непризнания заключенных ими браков, а также заключения супругами вторично брака на территории государства своего гражданства [5, с. 22].
Между тем Россия не участвует и в Конвенции ООН о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1965 г., в отличие от Азербайджана и Кыргызстана. Согласно ст. 1 Конвенции, «не допускается заключение брака без полного и свободного согласия обеих сторон, которое должно быть изъявлено ими лично, в соответствии с законом» (ст. 1). В следующей статье говорится: «...участвующими в Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст [15 лет. — Примеч. авт.]... Не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила исключение по серьезным причинам». Все браки должны регистрироваться компетентным органом власти (ст. 3).
Брачно-семейные отношения и вопросы гражданства в законодательстве Вьетнама
Во Вьетнаме при заключении смешанного брака вступающие в него вправе включить оговорку о применимом праве в брачный договор (п. 2 ст. 161), поэтому теоретически в качестве такого может быть выбрано право Вьетнама.
Для многих вьетнамцев, постоянно проживающих за рубежом, в том числе в Российской Федерации, очень важными являются вопросы гражданства, причем не только приобретения второго гражданства, но и отказа от гражданства СРВ. Последнее было крайне затруднено до принятия нового закона о гражданстве Вьетнама.
Во вьетнамском законодательстве предусмотрено, что брак, развод и признание недействительным брака между гражданином Вьетнама и иностранцем не изменяют гражданства Вьетнама. В действующем Законе о гражданстве 2008 г. (с изм. и доп. 2014 г.) обеспечены условия для принятия граждан-
1 Договор ратифицирован вместе с Протоколом, подписанным 23 июля 2003 г. Вступил в силу 12 июня 2010 г. [Электронный ресурс] // Президент России — офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/news/7923 (дата обращения: 10.11.2022).
ства СРВ апатридами и беженцами. С другой стороны, допускается лишение лица, проживающего за границей, гражданства Вьетнама.
Интересно, что ранее и в Законе о гражданстве Вьетнама 1998 г. (ст. 16), и в одноименном законе 1988 г. (ст. 13) устанавливался приоритет положений международных договоров, подписанных Вьетнамом. Однако в действующем законе такое положение отсутствует. Только в ст. 12 данного закона, посвященной проблеме наличия у граждан Вьетнама одновременно иностранного гражданства, говорится о том, что такие вопросы регулируются в соответствии с международными договорами, в которых участвует Социалистическая Республика Вьетнам, а в случае отсутствия международного договора — в соответствии с международными обычаями (п. 1 ст. 12). В той же статье далее говорится: «В случае если иностранное право отсылает обратно к праву Вьетнама, то применяется вьетнамское законодательство о браке и семье»1.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, «обратная отсылка иностранного права может приниматься в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица» (ст. 1190), а во Вьетнаме это отсылка к собственному праву вообще.
За рубежом вопросы усыновления и опеки с иностранным элементом решают дипломатические и консульские представительства Вьетнама, осуществляющие регистрацию брака, если это не противоречит праву государства пребывания (п. 1 ст. 102 Семейного кодекса СРВ), при этом ничего не говорится об их полномочиях в отношении расторжения брака.
Вообще, во Вьетнаме отдельный «Закон об усыновлении» был принят 17.06.2010. Согласно п. 5 ст. 3 данного закона, усыновление с иностранным элементом — это усыновление, осуществленное гражданином Вьетнама и иностранцем, постоянно проживающими во Вьетнаме иностранцами или гражданами Вьетнама, когда один из них проживает за рубежом2. В последнем случае усыновление регистрируется дипломатическими представительствами СРВ за границей (п. 3 ст. 10)3. Следует отметить, что усыновитель-иностранец, постоянно проживающий во Вьетнаме, имеет приоритет перед проживающим за рубежом усыновителем с гражданством СРВ (ст. 5)4. Данный закон содержит специальный Раздел III «Усыновление с иностранным элементом» (ст. 22-34).
Согласно вьетнамскому законодательству, брак между гражданами Вьетнама или гражданами Вьетнама и иностранцами, зарегистрированный в иностранных компетентных органах за рубежом и соответствующий закону места регистрации брака, безусловно, признается в СРВ, если вьетнамский гражданин не нарушает нормы права своего государства [2].
Проблема нарушения прав женщин. Фиктивные браки
В действующем семейном законодательстве Вьетнама особое значение имеет ст. 5 Закона о браке и семье, которая называется «Охрана брачно-семейного режима».
1. Брачные и семейные отношения, определяемые и осуществляемые в соответствии с настоящим Законом, уважаются и охраняются законом.
2. Запрещаются следующие действия:
а) фиктивный брак, фиктивный развод;
б) ранний брак, принудительный брак, обманный брак, воспрепятствование браку;
в) когда состоящее в браке лицо заключает брак или сожительствует с другим лицом или, не состоя в браке, заключает брак или сожительствует с состоящим в браке лицом;
г) вступление в брак или сожительство между прямыми родственниками; среди людей, имеющих родство в пределах трех поколений; между усыновителями и усыновленными детьми; между бывшими
1 Luat Quoc Tich Vi et Nam, 2008 (Закон о гражданстве Вьетнама) [Электронный ресурс] // International Law Firm — DSP (Devotion, Success, Profession). URL: https://dsplawflrm.vn/luat-quoc-tlch-vlet-nam-nam-2008-sua-dol-bo-sung-nam-2014 (дата обращения: 10.11.2022).
2 Luat Nuol Con Nuol. Ha Nol: NXB Tu Phap, 2010 (Закон об усыновлении) [Электронный ресурс] // THLÍ VIEN PHÁP LUÄT. URL: https:// thuvlenphapluat.vn/van-ban/Quyen-dan-su/Luat-nuol-con-nuol-2010-108082.aspx (дата обращения: 10.11.2022).
3 Там же, с. 11.
4 Там же, с. 9.
приемным отцом или приемной матерью и усыновленным ребенком, тестем и невесткой, свекровью и зятем, отчимом и падчерицей, мачехой и пасынком;
д) обогащение при вступлении в брак;
е) принуждение к разводу, развод при помощи обмана, воспрепятствование разводу;
ж) деторождение с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в коммерческих целях, суррогатное материнство в коммерческих целях, выбор пола плода, бесполое размножение;
з) семейное насилие;
и) использование брачных и семейных прав в целях торговли людьми, трудовой эксплуатации, сексуального насилия или других действий в корыстных целях.
3. Все акты нарушения закона о браке и семье должны пресекаться строго и по закону.
Органы, организации и физические лица вправе требовать от судов и иных компетентных органов незамедлительного принятия мер по предупреждению и наказанию лиц, совершающих действия, которые нарушают законодательство о браке и семье.
4. Честь, достоинство, репутация, неприкосновенность частной жизни и другие личные права сторон уважаются и защищаются при разрешении брачно-семейных дел1.
Одним из главныхусловий заключения брака является достижение брачного возраста — во Вьетнаме это 18 лет для женщин и 20 лет для мужчин. При определении брачного возраста иностранного гражданина применяется его / ее законодательство (lex patriae или lex domicilii).
Прямо указанное в п. «и» ч. 2 ст. 5 «использование брачных и семейных прав в целях торговли людьми, трудовой эксплуатации, сексуального насилия» по-прежнему является очень актуальным, так как вьетнамки активно вступают в браки с иностранцами, особенно гражданами КНР, Тайваня, Южной Кореи, при этом в этих странах часто нарушаются права женщин из Вьетнама. В частности, это иллюстрирует данные Департамента по делам семьи, который находится в ведении Национального комитета по делам населения, семьи и детей СРВ, ставшего «центральным механизмом по контролю и координированию деятельности в области защиты, ухода и обучения детей»2.
Неслучайно в 2011 г. во Вьетнаме был принят Закон о борьбе с торговлей людьми, который запрещает принудительный труд и сексуальную эксплуатацию.
Вообще, женская эмиграция — «это сфера повышенного риска и грубых нарушений прав человека», а государство часто не в состоянии обеспечить легитимную основу эмиграции своих граждан и тем более защиту их прав в этой сфере [6].
Ст. 1 Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., относит ктаким институтам и обычаям, в частности: «...с) любой институт или обычай, в силу которых... женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой; d) любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда»3.
Следует отметить, что в последние годы наблюдается неуклонный рост количества жертв торговли людьми из Вьетнама в соседние страны. В частности, это отражено в недавнем докладе MOM за 2022 г.4
1 Luat Нбп nhän vä gia dlnh 2014 so 52/2014/QH13 — Закон о браке и семье 2014 г. (Здесь и далее перевод с вьетнамского языка на русский выполнен автором статьи) [Электронный ресурс] //THLi VIEN PHÄP LUÄT. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Quyen-dan-su/Luat-Hon-nhan-va-gia-dinh-2014-238640.aspx (дата обращения: 10.11.2022).
2 Доклад о работе Тридцать второй сессии, Комитет по правам ребенка ООН (Женева, 13-31 января 2003 года) [Электронный ресурс]. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:W_rlmn-INpsJ:docstore.ohchr.org/SelfSe™ces/FüesHandler.ashx%3Fenc%3D6QkGld %252FPPRiCAqhKb7yhsq69A2GYuy0qAjhl2awsE17T2E4mPj75WY4s4OktFHllsswmYd8efl%252Bkk%252Fm4wlkuivuw5qRV8qQOwnfflC417BI4%253D &cd=l&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 10.11.2022).
3 Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/supplementconvention_slavery.shtml (дата обращения: 10.11.2022).
4 World Migration Report 2022: Chapter 10— Human traffickingin migration pathways: trends,challenges and newformsofCooperation [Электронный ресурс]// ЮМ Publications Platform. URL: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2022-chapter-10(датаобращения: 10.11.2022).
По официальным данным, опубликованным в СРВ, почти 75% таких жертв, главным образом женщины и девочки, попадают в Китай, прежде всего в целях сексуальной эксплуатации1. Естественно, статистика не отражает случаи насильственных браков с их участием2.
Например, Детский фонд Blue Dragon подготовил доклад, в котором указывалось на увеличение случаев, когда приходилось вызволять из Китая вьетнамских девушек, оказавшихся жертвами насильственных браков3.
Кроме того, во Вьетнаме растет количество фиктивных браков с иностранцами. В основном такие браки заключают гражданки СРВ из бедных северных и юго-западных провинций Вьетнама.
В ст. 3 Закона о браке и семье дается определение фиктивного брака (п. 11): «Фиктивный брак означает использование брака для выезда, въезда, проживания, получения гражданства Вьетнама или иностранного гражданства; для получения льготного режима со стороны государства или для достижения других целей, не связанных с целью создания семьи»4.
К сожалению, проблема смешанных фиктивных браков актуальна и для России. Скандальный случай произошел в Самарской области: суд признал недействительным брак (фиктивный), который был зарегистрирован в местном ЗАГСе между мужчинами — гражданином России и гражданином Вьетнама, очевидно в отсутствие вьетнамца5. Другой пример из того же субъекта РФ: в мае 2012 г. суд Автозаводского района города Тольятти признал недействительным брак, заключенный в 2009 г. 21-летним гражданином России и 44-летней гражданкой Вьетнама, так как было установлено, что брак был заключен с целью получения вьетнамкой гражданства РФ в упрощенном порядке6. Вообще, в Самарской области таких случаев было довольно много7, особенно в г. Тольятти, где среди иностранцев, заключающих фиктивные браки, одно время на первом месте стояли именно вьетнамцы8. В 2018 г. был принудительно расторгнут брак между гражданином СРВ и жительницей г. Абдулино (Оренбургская область), признанный фиктивным9.
Помимо этого, в разных странах встречаются случаи, когда уже состоявшие в браке граждане Вьетнама, проживавшие за рубежом, заключали брак с иностранцами, скрывая факт наличия семьи во Вьетнаме. Учитывая уровень коррупции и во Вьетнаме, и в России, такие ситуации не воспринимаются как нечто вопиющее, хотя речь идет об административном правонарушении или уголовном преступлении (ст. 182 Уголовного кодекса Вьетнама 2015 г.), а также о нарушении прав российских граждан, прежде всего женщин и детей от таких «двойных» браков.
В целом заключение фиктивных браков с участием иностранных граждан не только нарушает принцип защиты семейных отношений, но и представляет угрозу интересам, основам общественной и государственной безопасности государства.
В отличие от многих других стран, в России заключение фиктивных браков не является уголовным преступлением и не влечет какой-либо серьезной ответственности — этим пользуются как предприим-
1 China ¡s main destination for Vietnamese trafficking victims: official [Электронный ресурс] // VnExpress International. URL: https://e.vnexpress.net/ news/news/chlna-is-maln-destinatlon-for-vietnamese-trafflcklng-victlms-officlal-3797546.html (дата обращения: 10.11.2022).
2 A Discussion Brief on Child Marriage [Электронный ресурс] // UNFPA & UNICEF Vietnam. URL: https://www.unicef.org/vletnam/sites/unlcef.org. vletnam/files/2018-09/Chlld%20Marrlage%20Eng.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
3 'I hope you're ready to get married': in search of Vietnam's kidnapped brides [Электронный ресурс] //The Guardian. URL: https://www.theguardlan. com/global-development/2017/aug/26/ready-marrled-kidnapped-brldes-vietnam-chlna?CMP=Share_AndroldApp_Email (дата обращения: 10.11.2022).
4 Luât Hôn nhân và gla dinh 2014 so 52/2014/QH13 — Закон о браке и семье 2014 г. [Электронный ресурс] //THLf VIÊN PHÁP LUÂT. URL: https:// thuvlenphapluat.vn/van-ban/Quyen-dan-su/Luat-Hon-nhan-va-gla-dinh-2014-238640.aspx (дата обращения: 10.11.2022).
5 Гражданство «с браком» [Электронный ресурс] // 63.ru — новости Самары. URL: https://63.ru/text/gorod/2012/03/15/55835221/ (дата обращения: 10.11.2022).
6 Прокурор в судебном порядке оспорил фиктивный брак гражданки Республики Вьетнам с гражданином России [Электронный ресурс] // БезФормата (bezformata.com) URL: https://samara.bezformata.com/Hstnews/brak-grazhdanki-respubllki-vetnam/4252836/ (дата обращения: 10.11.2022).
7 Не поверили в любовь: в Самаре суд развел местного жителя с вьетнамкой [Электронный ресурс] // KP.Ru. URL: https://www.samara.kp.ru/ onllne/news/3715186 (дата обращения: 10.11.2022).
8 Из представителей стран дальнего зарубежья особо активными правонарушителями в этой сфере в России являются граждане Китая, Индии, Вьетнама.
9 Намерений создать семью у вьетнамца не было [Электронный ресурс] // Время 56 — новости Оренбургской области. URL: tlme56.ru/news/ lenta-novostey/namerenlya-sozdat-semyu-u-vetnamtsa-ne-bylo/ (дата обращения: 10.11.2022).
чивые граждане России, так и иностранцы. Очевидно, необходимо законодательно ужесточить ответственность иностранных граждан и особенно граждан России за заключение заведомо фиктивного брака.
Интересно, что в ч. 4 ст. 1394 Гражданского кодекса Франции (ФГК) закреплена императивная норма о публичном опубликовании брачного договора, когда один из супругов является коммерсантом на момент заключения брака, либо даже когда он становится коммерсантом в дальнейшем1 (если нет брачного договора, то устанавливается régime de communauté légale, т. е. режим общей собственности)2. Подобные положения, очевидно, направлены на охрану предпринимательских отношений. Наличие информации о принадлежности имущества тому или иному лицу позволяет защитить третьих лиц, которые участвуют в сделке с кем-либо из супругов и при необходимости могут наложить взыскание на одного из них.
Учитывая, что многие иностранцы, заключающие браки без намерения создать семью или «с корыстными целями» (в том числе граждане СРВ), являются предпринимателями и имеют стабильный доход, представляется целесообразным включить в российское законодательство аналогичное ФГК требование об обязательном заключении брачного договора, применительно к смешанным бракам.
Заключение
Такие государства, как Социалистическая Республика Вьетнам и Российская Федерация, представляющие разные регионы мира и правовые системы, в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом имеют сходные проблемы, которые, однако, во Вьетнаме усугубляются социальными проблемами и слабой защитой прав женщин и девочек. На примере Вьетнама мы видим, что заключение двусторонних договоров и участие в международных конвенциях позволит устранить коллизию коллизионных норм, а участие в международных организациях — улучшить социально-экономическое положение населения.
Литература
1. Побелев Е. В. Вьетнам и политика поворота России на Восток // Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов. М. : ИДВ РАН, 2020. С. 17-28.
2. Крылова Н. Семья с «иностранным элементом» // Азия и Африка сегодня. 2005. № 1 (570). С. 32-37.
3. Мазырин В. М. Сдержки экономического сотрудничества между Россией и Вьетнамом // Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов. М. : ИДВ РАН, 2020. С. 114-131.
4. Пак С. Ч. Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) без Индии: статус мега-ЗСТ утрачен? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021. Т. 16. № 2. С. 157-182. DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-08
5. Трофимец И. А., Ли С. Ю. К вопросу о международно-правовом регулировании брачных отношений с участием иностранцев // Семейное и жилищное право. 2010. № 6. С. 21-26.
6. Тюрюканова Е. В., Малышева M. М. Женщина. Миграция. Государство. М. : Academia, 2001.
7. Цветов П. Ю. Российско-вьетнамские отношения под углом конструктивной критики. Рецензия на сборник статей «Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов» // Вьетнамские исследования. 2020. Т. 4. № 3. С. 104-109. DOI: 10.24411/2618-9453-2020-10028
Об авторе:
Атнашев Вадим Рафаилович, доцент кафедры международного и гуманитарного права СевероЗападного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
1 Форма брачного договора [Электронный ресурс] // Lawyers-portal.ru. URL: lawyers-portal. ru/lndex.php?optlon=com_ content&vlew=artlcle&ld=170:2011-10-09-15-ll-20&catld=17:2011-10-09-14-48-55<emld=18 (дата обращения: 10.11.2022).
2 International Prénuptial Agreements [Электронный ресурс]. The Law Office of Jeremy D. Morley. URL: https://www.lnternatlonal-dlvorce.com/the-need-for-lnternatlonal-prenuptlal-agreements (дата обращения: 10.11.2022).
при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат филологических наук, доцент;
e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6369-4762
References
1. Kobelev Е. V. Vietnam and the Russian "Pivot" to the East. Russian-Vietnamese Relations Today: Convergence of Bilateral Interests. Moscow : IFES RAN, 2020. P. 17-28. (In Rus.)
2. Krylova N. Family with a "Foreign Element". Asia and Africa Today [Aziya i Afrika segodnya], 2005; 570(1): 32-37. (In Rus.)
3. Mazyrin V. M. What Does Restrain the Economic Cooperation between Russia and Vietnam. Russian-Vietnamese Relations Today: Convergence of Bilateral Interests. Moscow : IFES RAN, 2020. P. 114-131. (In Rus.)
4. Park San Chul.The Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) without Indian Participation: Can it Work as a Mega FTA? International Organizations Research Journal: Education, Science, New Economy [Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika], 2021; 16 (2): 157-182. (In Rus.) DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-08
5. Trofimets I. A., Li S. Yu. On the Issue of International Legal Regulation of Marriage Relations with the Participation of Foreigners. Family and Housing Law [Semeinoe i zhilishchnoe pravo]. 2010; (6): 21-26. (In Rus.)
6. Tyuryukanova E. V., Malysheva M. M. Woman. Migration. State. Moscow : Academia, 2001. (In Rus.)
7. Tsvetov P. Yu. Russian-Vietnamese Relations from the Point of View Constructive Criticism. Review of the Book "Russian-Vietnamese Relations Today: Convergence of Bilateral Interests". Vietnam Studies [V'etnamskie issledovaniya], 2020; 4 (3): 104-109. (In Rus.) DOI: 10.24411/2618-9453-2020-10028
About the author:
Vadim R. Atnashev, Associate Professor of the Department of International and Humanitarian Law of the North-Western Institute of Management of RANEPA (Saint Petersburg, Russia), PhD in Philology, Associate Professor in International Law and European Law; e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6369-4762