О.И. Аверин
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ
В статье автор рассматривает полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальными унитарными предприятиями. Достаточное внимание, и вполне оправданно, уделено правовым аспектам управления имуществом, регистрации и вступления в силу учредительных документов, а также реорганизации муниципальных унитарных предприятий.
Ключевые слова: предприятия, собственник имущества, муниципальное унитарное предприятие, приватизация муниципального имущества.
Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий включают в себя нормативноправовые акты разных уровней: федерального, регионального и местного (муниципального). Рассмотрим особенности правового регулирования на этих уровнях полномочий органов местного самоуправления в части распоряжения имуществом МУП и осуществления руководства им.
В контексте исследуемой проблематики прежде всего следует назвать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (с последующими изменениями). Так, согласно ст. 51 Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В Законе указывается также, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. И далее: «Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом».
Общий правовой статус муниципальных унитарных предприятий (как и государственных муниципальных предприятий, однако мы ведем речь только о МУП) определяется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями). Так, согласно ст. 9 учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается органами местного самоуправления. Например, Устав МУП ТР КК «Центральный рынок» утвержден главой Темрюкского района Краснодарского края в 2003 г.
Устав унитарного предприятия должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование унитарного предприятия;
- указание на место нахождения унитарного предприятия;
- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативно-правовыми актами;
- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
- иные предусмотренные настоящим законом сведения.
Устав должен содержать сведения о размере уставного фонда, о порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли, порядке распределения и использования доходов муниципального предприятия. Помимо этого, устав унитарного предприятия может содержать иные не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам положения.
Взятый нами для примера Устав МУП ТР КК «Центральный рынок» содержит все указанные выше обязательные реквизиты и сведения.
Рассматриваемым законом довольно подробно регулируются вопросы реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию, и распоряжение имуществом муниципального предприятия. Так, согласно ст. 18 собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
Поскольку МУП учреждается собственником (муниципальным образованием), последний (согласно ст. 20 рассматриваемого Закона) имеет соответствующие права в отношении МУП, а именно:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, в том числе в новой редакции, вносит в него изменения;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на сотрудничество унитарного предприятия в иными юридическими лицами;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Кроме того, собственник имущества государственного предприятия, помимо правомочий, указанных в п. 1 ст. 20, вправе: изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов данного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о государственных и муниципальных предприятиях, истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
Особо отметим, что правомочия владельца имущества унитарного предприятия, находящегося в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию. Согласно ст. 21 Закона о государственных и муниципальных предприятиях руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия, он подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Важнейшее место в характеристике статуса МУП имеет ГК РФ, однако нормы этого кодекса мы не рассматриваем, поскольку делаем акцент на полномочиях органов местного самоуправления.
Помимо указанных нормативно-правовых актов, деятельность МУП регулируется достаточно большим количеством правовых актов, принимаемых в том муниципальном образовании, на территории которого учреждается МУП. Так, деятельность МУП ТР КК «Центральный рынок» регулируется такими нормативными актами, как Устав МУП ТР КК«Центральный рынок»*, Положение о порядке предоставления краткосрочных ссуд за счет средств предприятия работникам МУП ТР КК «Центральный рынок»**, Положение об организации торговли на Центральном рынке***, Положение о централизованном снабжении продуктами питания учреждений бюджетной сферы Темрюкского района, регламентирующим деятельность торгово-закупочной группы МУП ТР КК «Центральный рынок» по выполнению постановления главы Темрюкского района от 17.01.2002 № 160 «О централизованном снабжении продуктами питания учреждений бюджетной сферы Темрюкского района»****, где определены организация деятельности, задачи, функции, права торгово-закупочной группы как структурного подразделения МУП ТР КК «Центральный рынок», и другие акты.
Законодательство предусматривает возможность реорганизации МУП. Соответствующие нормы должны содержать и уставы МУП. Так, ст. 63 Устава МО «Темрюкский район» определено, что реорганизация и ликвидация муниципального унитарного предприятия, учреждения осуществляется постановлением главы муниципального образования Темрюкский район в соответствии с порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, установленным Советом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иных федеральных законов*****.
Постановление главы муниципального образования Темрюкского района от 01.09.2006 № 6566 «О реорганизации МУП ТР КК «Центральный рынок» издано во исполнение решения XXXII сессии 1 созыва Совета муниципального образования Темрюкский район «О даче согласия на реорганизацию МУП ТР КК «Центральный рынок»******. В данном документе глава МО «Темрюкский район» постановил реорганизовать муниципальное унитарное предприятие Темрюкского района Краснодарского края «Центральный рынок» путем присоединения к нему унитарного муниципального предприятия «Терлецкий рынок» Темрюкского района Краснодарского края. В связи с этим создана комиссия по реорганизации МУП ТР КК «Центральный рынок» в составе председателя комиссии - начальника управления экономики и прогнозирования администрации МО «Темрюкский район», членов комиссии: директора МУП ТР КК «Центральный рынок», главного бухгалтера МУП ТР КК «Центральный рынок», директора УМП «Терлецкий рынок», главного бухгалтера УМП «Терлецкий рынок». По завершении работы комиссии в управление экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Темрюкский
район» будет предоставлен передаточный акт для утверждения, определяющий весь объем прав и обязательств, которые переходят к МУП ТР КК «Центральный рынок», являющемуся правопреемником УМП «Терлецкий рынок» (к моменту написания данной работы реорганизация еще не была завершена).
Итак, основы правового регулирования деятельности МУП составляют нормы преимущественно федерального законодательства, а также муниципально-правовые акты. Ключевыми являются Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Гражданский кодекс РФ. А с точки зрения характеристики полномочий органов местного самоуправления, учитывая, что собственником является муниципалитет, важное значение имеет Закон о местном самоуправлении 2003 г. и соответствующие муниципальные правовые акты.