Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Положительный опыт / инновационная деятельность / органы внутренних дел / Positive experience / innovative activity / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бавсун Ирина Геннадьевна, Еремин Эдуард Викторович

Положительный опыт, его выявление и распространение является важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации, особенно в условиях ограниченных ресурсов. Во то же время и теоретические исследования, и практика констатируют низкую результативность данного института в органах внутренних дел. Цель настоящего исследования состоит в выявлении барьеров, препятствующих активному применению положительного опыта в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также выработке рекомендаций по их устранению. Методология исследования основана на анализе основных научных положений о положительном опыте в органах внутренних дел, нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу. Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные статистической отчетности баз данных органов внутренних дел. Объектом наблюдения выступает деятельность по выявлению, применению и распространению положительного опыта 94 органов внутренних дел на региональном уровне в период с 2019 по 2023 гг. Научная новизна заключается в формировании авторского видения положительного опыта в органах внутренних как одного из элементов инновационного подхода, который должен быть разработан и встроен в систему стратегического планирования в органах внутренних дел. Проведенное исследование позволило выявить проблемы правового регулирования и организации работы с положительным опытом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, препятствующие повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бавсун Ирина Геннадьевна, Еремин Эдуард Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BARRIERS TO DISSEMINATING POSITIVE EXPERIENCE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Positive experience, its identification and dissemination, are the basis for increasing the efficiency of any organization, especially under conditions of limited resources. At the same time, both theoretical research and practical applications indicate the low effectiveness of this institution within law enforcement agencies. The aim of this study is to identify barriers to the active application of positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to develop recommendations for their elimination. The research methodology is based on an analysis of the main scientific provisions regarding positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as regulatory legal acts that govern this area. The information and empirical basis of the study includes data from statistical reporting and databases of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The object of observation is the activities related to the identification, application, and dissemination of positive experiences by 94 internal affairs agencies at the regional level during the period from 2019 to 2023. The scientific novelty lies in forming an author's vision of positive experiences in law enforcement as one of the elements of an innovative approach that should be developed and integrated into the strategic planning system within internal affairs agencies. The conducted research made it possible to identify problems related to legal regulation and organization of work with positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which hinder the enhancement of operational and service activities within law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья УДК 342 EDN IEPAVZ

DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(3).911-921 И.Г. Бавсун1Н , Э.В. Еремин2 5

1 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Министерство внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: И.Г. Бавсун, [email protected]

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

АННОТАЦИЯ. Положительный опыт, его выявление и распространение является важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации, особенно в условиях ограниченных ресурсов. Во то же время и теоретические исследования, и практика констатируют низкую результативность данного института в органах внутренних дел. Цель настоящего исследования состоит в выявлении барьеров, препятствующих активному применению положительного опыта в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также выработке рекомендаций по их устранению. Методология исследования основана на анализе основных научных положений о положительном опыте в органах внутренних дел, нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу. Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные статистической отчетности баз данных органов внутренних дел. Объектом наблюдения выступает деятельность по выявлению, применению и распространению положительного опыта 94 органов внутренних дел на региональном уровне в период с 2019 по 2023 гг. Научная новизна заключается в формировании авторского видения положительного опыта в органах внутренних как одного из элементов инновационного подхода, который должен быть разработан и встроен в систему стратегического планирования в органах внутренних дел. Проведенное исследование позволило выявить проблемы правового регулирования и организации работы с положительным опытом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, препятствующие повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Положительный опыт, инновационная деятельность, органы внутренних дел.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 29 июля 2024 г.; дата принятия к печати 26 августа 2024 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2024 г.

Original article

I.G. Bavsun1H €, E.V. Eremin2 ©

1 Northwestern Branch of the Russian State University of Justice, Saint Petersburg, Russian Federation

2 Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation Corresponding author: I.G. Bavsun, [email protected]

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BARRIERS TO DISSEMINATING POSITIVE EXPERIENCE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

ABSTRACT. Positive experience, its identification and dissemination, are the basis for increasing the efficiency of any organization, especially under conditions of limited resources. At the same time, both theoretical research and practical applications

© Бавсун И.Г., Еремин Э.В., 2024

indicate the low effectiveness of this institution within law enforcement agencies. The aim of this study is to identify barriers to the active application of positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to develop recommendations for their elimination. The research methodology is based on an analysis of the main scientific provisions regarding positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as regulatory legal acts that govern this area. The information and empirical basis of the study includes data from statistical reporting and databases of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The object of observation is the activities related to the identification, application, and dissemination of positive experiences by 94 internal affairs agencies at the regional level during the period from 2019 to 2023. The scientific novelty lies in forming an author's vision of positive experiences in law enforcement as one of the elements of an innovative approach that should be developed and integrated into the strategic planning system within internal affairs agencies. The conducted research made it possible to identify problems related to legal regulation and organization of work with positive experience in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which hinder the enhancement of operational and service activities within law enforcement agencies.

KEYWORDS. Positive experience, innovative activity, law enforcement agencies. ARTICLE INFO. Received July 27, 2024; accepted August 26, 2024; available online August 31, 2024.

Достижение национальных целей развития Российской Федерации1 требует создание эффективно функционирующего аппарата публичной власти, применяющего передовые средства управления социальными системами и процессами. Учитывая значимость сферы деятельности органов внутренних дел, а также неоднократно отмечаемые руководством ведомства проблемы укомплектованности личным составом2, существенным фактором успешности решения возложенных на МВД России задач является использование в повседневной практической деятельности наиболее эффективных форм и методов оперативно-служебной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает положительный опыт, порядок организации работы с которым в системе МВД России определен Положением о выявлении, применении и распространении положительного опыта в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — Положение)3. Анализ правовых основ, а также практики, сформировавшейся в данной сфере на настоящий момент, позволил сформулировать ряд проблем, являющихся барьерами внедрения новых эффективных форм и методов работы в деятельность органов внутренних дел.

Прежде всего проблему представляет содержание, понимание и толкование положительного опыта как явления. В соответствии с п. 4 Положения положительный опыт — это наиболее эффективные (в том числе новые) формы и методы практической реализации задач и функций органов, организаций и подразделений системы МВД России, одобренные и рекомендованные к применению в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел руководством МВД России, Научным советом МВД России, а также научно-практическими секциями подразделений центрального аппарата МВД России и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 г. : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 // СПС «Консультант Плюс».

2 МВД России. URL: https://мвд.рф/news/item/40699688/.

3 Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России : Приложение № 9 к приказу МВД России от 28 апр. 2023 г. N° 260 // СПС «Консультант Плюс».

Но остается открытым вопрос о том, какой опыт можно и следует признавать положительным. Оценка такого опыта через призму эффективности предполагает ответы на два основных вопроса: о критериях его эффективности и о методике ее оценки. Применительно к положительному опыту в органах внутренних дел не выработано ни одно, ни другое. В результате оценка эффективности тех или иных форм и методов работы и, как следствие, признание их положительным опытом осуществляется не на основе четкого научно-разработанного инструментария, а базируется на внутреннем убеждении субъектов, признающих или не признающих представленный опыт таковым.

Важно четко зафиксировать критерии оценки положительного опыта, например, такие как актуальность, рациональность, новизна, эффективность, воспроизводимость и др. Следует признать, что вопрос оценки эффективности, в основе которого лежит точный математический расчет, является одним из самых важных и одновременно сложных в теории и практике управления, поэтому применительно к каждому конкретному выявленному положительному опыту должны быть сформулированы критерии оценки его эффективности в виде четко определенных показателей4. В разрешении этого вопроса должны сыграть свою роль информационно-аналитические подразделения штабов органов внутренних дел, проводящие анализ оперативной обстановки и владеющие инструментарием для установления корреляционных связей между применением положительного опыта в конкретном подразделении и повышении эффективности деятельности органа внутренних дел в той или иной сфере. Такие данные могут быть получены в ходе эксперимента, одной из целей которого является проверка эффективности новых форм и методов служебной деятельности5. Но, к сожалению, и в рамках нормативно-правового регулирования, и в практике органов внутренних дел эксперимент и положительный опыт не связаны между собой в едином механизме и существуют как самостоятельные явления.

Помощь в оценке эффективности предлагаемых в качестве положительного опыта форм и методов работы мог бы оказать механизм его апробации, под которой понимаются нормативно и организационно оформленные мероприятия по практической проверке возможности их реализации в конкретном органе, организации и подразделении системы МВД России, проводимые в целях принятия решения о признании их положительным опытом (п. 5 Положения). Но, во-первых, обращает на себя внимание факультативный характер апробации, а во-вторых, исходя из ее целей, в данном процессе проверяется не эффективность новых форм и методов работы, а лишь возможность их реализации в конкретном органе, хотя условия функционирования подразделения (укомплектованность и уровень подготовки кадров, техническая оснащенность, порядок организации деятельности, проблемы в этих сферах, а следовательно, перспективы внедрения того или иного нововведения) изначально определены и хорошо известны руководству. Кроме того, заключение о результатах апробации вместе с иными материалами о положительном опыте направляются в подразделения центрального аппарата МВД России и иные организации (подразделения), но в экспресс-информации, вносимой в банк данных научно-технической информации МВД России (далее — БД СНТИ МВД России) не содержатся, поэтому провести анализ и сделать вывод о

4 В Положении (п. 18.5) приводятся параметры оценки эффективности проведения апробации (например, повышение показателей деятельности подразделения (службы), оптимизация работы, снижение количества правонарушений, уменьшение трудозатрат и др.). Думается, что речь в данном случае идет о критериях оценки не апробации, а самого положительного опыта.

5 Об организации и проведении экспериментов в системе МВД России : Инструкция по организации и проведению экспериментов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждена приказом МВД России от 22 нояб. 2012 г. № 1053 // СПС «Консультант Плюс».

практике применения данного инструмента оценки положительного опыта в настоящих условиях затруднительно.

Таким образом, отсутствие четких критериев и механизма оценки эффективности предлагаемых форм и методов работы является существенным барьером для активного выявления и распространения положительного опыта в деятельность органов внутренних дел. Поэтому, прежде всего, необходимо устранить неопределенность в правовом регулирования данного вопроса, сформулировать четкие критерии оценки положительного опыта, которыми бы руководствовались участники данного процесса при отнесении новых форм и методов работы к таковому. Проведение эксперимента, в процессе которого получались бы данные об эффективности новых форм и методов работы, а также анализ информационно-аналитическими подразделениями штабов органов внутренних дел полученных данных сделало бы данную оценку более обоснованной и взвешенной.

Требуют своего разрешения и проблемы организации работы с положительным опытом в органах внутренних дел, алгоритм которой состоит из следующих стадий:

— выявление новых форм и методов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

— обсуждение подготовленных материалов на научно-практических секциях (далее — НПС) органов внутренних дел;

— проведении апробации при необходимости практической проверки возможности реализации предлагаемых изменений, рассмотрение результатов ее проведения;

— направление в подразделения центрального аппарата МВД России и иные организации и подразделения в соответствии с их закрепленными направлениями деятельности материалов для признания положительным опытом;

— принятие решения о признании или об отказе в признании представленных материалов положительным опытом подразделениями центрального аппарата МВД России и организациями на заседаниях НПС;

— направление информационных материалов о выявленном положительном опыте в Федеральное казенное учреждение «Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь"» МВД России (далее — ФКУ НПО "СТиС" МВД России) для размещения их в виде экспресс-информации в БД СНТИ МВД России);

— направление в случае необходимости предложений и материалов о выявленном положительном опыте во Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (далее — ВНИИ МВД России) для организации их рассмотрения на заседании Научного совета МВД России;

— направление решения Научного совета МВД России о распространении положительного опыта в соответствующие органы, организации и подразделения системы МВД России, что является основанием для обязательного его применения в деятельности органов внутренних дел.

В данном процессе можно выявить несколько факторов, создающих сложности для активного распространения положительного опыта. Во-первых, сам факт признания новых форма и методов работы НПС еще не означает, что он будет обязательно применяться. Размещение экспресс-информации о нем в БД СНТИ МВД России не означает автоматическое его применение, а лишь возможную заинтересованность в нем со стороны территориальных органов внутренних дел. В таком случае весь смысл признания положительным опытом той или иной деятельности теряется, потому что целью распространения положительного опыта является совершенствование деятельности органов внутренних дел посредством его активного применения, а не только информирование о нем.

Во-вторых, императивность положительный опыт может приобретать только через процедуру направления материалов о выявленном положительном опыте

подразделениями центрального аппарата МВД России, иными организациями и подразделениями во ВНИИ МВД России для организации их рассмотрения на заседании Научного совета МВД России, в результате чего применение такого опыта может быть признано обязательным. Сложность заключается том, что в соответствии с п. 29 Положения такие материалы направляются только в случае необходимости, критерии которой не определены, а поэтому инициирование этой процедуры находится на полном усмотрении подразделений центрального аппарата МВД России, иных организаций и подразделений.

В-третьих, вопрос об обязательном или рекомендательном характере применения положительного опыта даже после принятия решений Научным советом МВД остается открытым по причине противоречивости нормативного регулирования данного вопроса. С одной стороны, в соответствии с п. 30 Положения решения Научного совета МВД России о распространении положительного опыта являются основанием для обязательного его применения в деятельности органов внутренних дел. С другой — распространение положительного опыта (п. 10 Положение) — это только информирование заинтересованных структур о рекомендованных в установленном порядке наиболее эффективных формах и методах работы. Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения о Научном совете МВД России6 его решения являются рекомендательными для исполнения руководителями подразделений центрального аппарата МВД России, органов и организаций системы МВД России. При таком правовом диссонансе сложно рассчитывать на активное применение признанного даже такими авторитетными структурами, как Научный совет МВД России и научно-практические секции, положительного опыта. Кроме того, в связи с отсутствием процедур контроля и даже обратной связи в виде информирования о применении положительного опыта территориальными органами говорить об обязательном его характере можно весьма условно.

В целом анализируя закрепленный в Положении механизм работы с положительным опытом в органах внутренних дел, следует отметить, что одной из его черт является отсутствие структуры, аккумулирующей его, направляющей, организующей, координирующей и контролирующей данную деятельность из единого центра. Широкий круг субъектов, включенный в этот процесс: Научный совет МВД России, научно-практические секции, ученые советы образовательных организаций, территориальные органы МВД России, медицинские, образовательные и иные организации системы МВД России; ФКУ НПО "СТиС" МВД России; ВНИИ МВД России — реализуют свои полномочия в данной сфере по сути, как самостоятельные элементы, не образующие единую систему.

Центром координации деятельности по выявлению, применению и распространению положительного опыта в органах внутренних дел мог бы стать ВНИИ МВД России. Но функционал данной организации сведен лишь к обобщению и анализу результатов работы органов, организаций и подразделений в данной сфере и информированию руководства МВД России о них (п. 13.8.1 Положения). Изучение подготавливаемых в рамках данной функции ежегодных обзоров о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации за 2018—2023 гг.7 показал, что в разделах «Работа научно-практических секций» и «Выявление, применение и распространение положительного опыта» приводятся в основном статистические данные без глубоко ана-

6 Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России : Приложение № 4 к приказу МВД России от 28 апр. 2023 г. № 260 // СПС «Консультант Плюс».

7 Обзор о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации // МВД России. URL: Ьйр8://внии.мвд.рф/Ыаика/координация/обзор-на-учного-обеспечения.

лиза и оценки качества проводимой работы, выявления проблем и предложений способов повышения эффективности в рамках данного направления деятельности.

Одним из факторов, подтверждающих отсутствие системности работы с положительным опытом, является фактическое отсутствие механизмов контроля в данной сфере. Положение (п. 13.2.1) содержит указание на то, что подразделения центрального аппарата МВД России и иные организации и подразделения по направлениям деятельности и их научно-практические секции контролируют в это части деятельность подчиненных подразделений, но в разделе IV Положения «Планирование, контроль и координация деятельности по выявлению, применению и распространению положительного опыта в системе МВД России» формы и методы контроля не раскрыты.

В то же время Инструкция по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 6) контроль за выявлением и внедрением в деятельность подконтрольного органа (подразделения) положительного опыта относит к задачам зонального контроля и обязывает членов инспекторской комиссии МВД России выявлять и оценивать положительный опыт по направлениям оперативно-служебной деятельности МВД России8. Таким образом, вся информация о выявленном положительном опыте, отражаясь в материалах инспекторских проверок, поступает в Организационно-аналитический департамент МВД России. В связи с этим действенным механизмом выявления положительного опыта может стать ведомственный контроль, а ОАД МВД России выступить в роли информационно-аналитического и координирующего центра системной работы по выявлению, применению и распространению положительного опыта в органах внутренних дел.

Нельзя не отметить в организационном механизме рассматриваемой деятельности потенциал штабных подразделения территориальных органов внутренних дел, которые в пределах своей компетенции должны организовывать и осуществлять постоянное совершенствование форм и методов управления структурными подразделениями территориальных органов9, а координация работы по выявлению, применению и распространению положительного опыта в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является одной из основных их за-дач10. Проведенный анализ деятельности штабных подразделений показал11, что положительный опыт выявляется в рамках их функций, но координирующей роли штабов в организации работы в данном направлении не продемонстрировано.

Перечисленные факторы, а именно, накопление информации о положительном опыте в Организационно-аналитическом департаменте в рамках контрольной деятельности, возможности информационно-аналитических подразделений по выработке критериев оценки эффективности положительного опыта, координирующая функция штабов территориальных органов внутренних дел в данном вопросе позволяет говорить об имеющемся потенциале и возможностях ОАД МВД России

8 Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 3 февр. 2012 г. № 77 // СПС «Консультант Плюс».

9 Пункт 1 Основных направлений деятельности штаба территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 26 окт. 2018 г. N° 707 «Об утверждении Основных направлений деятельности штаба территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

10 Подпункт 8.3 Типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 26 окт. 2017 г. № 808 «Об утверждении Типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

11 Всего была проанализирована информация, поступившая из 94 органов внутренних дел на региональном уровне. В 35 из них реализовывались мероприятия по совершенствованию деятельности штабов.

и штабных подразделений в системе работы с положительным опытом. Именно данные структуры могли бы стать организационными и методическими центрами рассматриваемой деятельности12.

Обозначенные проблемы являются препятствиями для поиска более эффективных форм и методов работы органов внутренних дел. О существующих проблемах в организации рассматриваемой деятельности свидетельствует изучение содержания БД СНТИ в разделе «Положительный опыт». Так, подразделениями центрального аппарата МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России по сведениям территориальных органов выявлен положительный опыт за 2023 г. всего в 11 случаях, за 2022 г. — 60, за 2021 г. — 16, за 2020 г. — 30, за 2019 г. — 33. По линии многих подразделений центрального аппарата МВД России материалы территориальных органов о положительном опыте в оперативно-служебной деятельности за обозначенный период отсутствуют. Сама информация ограничивается, как правило, лишь сведениями о количестве представленных подразделениями центрального аппарата МВД России материалов.

Несмотря на существующие правовые и организационные барьеры поиск наиболее эффективных форм и методов решения практических задач в органах внутренних дел продолжается, что неоднократно демонстрировалось на практике. В частности, особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с необходимостью организации работы подразделений в условиях пандемии коронавируса13, необходимостью совершенствования системы оценки деятельности органов внутренних дел14, расширением возможностей использования информационных технологий15. Эти и другие примеры [1] свидетельствуют о насущной потребности в новых формах и методах работы, позволяющих повысить эффективность деятельности органов внутренних. Но существующие барьеры не позволяют активно выявлять, применять и распространять положительный опыт. Среди таких препятствий исследователями называются размытость представлений о сущности и содержании положительного опыта, смысле и механизмах его внедрения; недостаточность мер правового и организационного характера, необходимых для квалифицированного

12 Следует отметить, что вопросы координации научного обеспечения деятельности органов внутренних дел ранее входили в компетенцию данных подразделений. Так, Положением о Главном организационно-инспекторском управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» (утверждено приказом МВД России от 27 июля 2001 г. № 698 «Вопросы Главного организационно-инспекторского управления Министерства внутренних дел Российской Федерации») в его структуре выделялось Организационно-научное управление. Положением об Организационно-инспекторском департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации» (утверждено приказом МВД России от 18 нояб. 2004 г. № 751 «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений») на него возлагались координация научного обеспечения деятельности МВД России.

13 Инспекцией Организационно-аналитического департамента МВД России в условиях временных ограничений на служебные командировки (выезды) была инициирована разработка перечня и алгоритма проведения сверок баз данных МВД России по направлениям служебной деятельности, проведение которых возможно в безвыездном режиме // Распоряжение МВД России от 31 дек. 2020 г. № 1/15209 «Об утверждении Временного порядка осуществления зонального контроля за деятельностью территориальных органов МВД России».

14 Инспекцией ОАД МВД России был разработан алгоритм проверки и оценки направлений оперативно-служебной деятельности территориального органа МВД России на районном уровне // Докладная записка от 24 дек. 2022 г. N° 5/5-3219.

15 Большое практическое значение приобрела ежегодная осуществляема с 2017 года ОАД МВД России подготовка Перечня актуальных вопросов в сфере внутренних дел. Для этого на платформе функционирующего в Единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России сервиса «Форум» создан раздел «Актуальные проблемные вопросы в сфере внутренних дел». Данный ресурс обеспечил коммуникацию сотрудников системы МВД России всех уровней по проблемным вопросам и, что особенно актуально, обратную связь между подразделениями центрального аппарата Министерства и территориальными органами. Вопрос о признании данной формы работы положительным опытом вынесен на рассмотрение НПС ОАД МВД России.

сопровождения данного процесса; невостребованность представленного положительного опыта; отсутствие эффективных способов стимулирования данной деятельности; отсутствие обратной связи о результатах распространения наиболее эффективных (новых) форм и методов практической реализации задач и функций органов внутренних дел. [2, с. 4].

Обозначенные проблемы должны привлечь внимание к вопросу совершенствования организации и правового регулирования работы с положительным опытом в органах внутренних дел, прежде всего, в части разработки рационального и эффективного механизма, основанного на понимании значения распространения положительного не как самоцели, а реального средства повышения эффективности оперативно-служебной деятельности. Но существуют опасения, что предлагаемые меры могут оказаться недостаточными, а потому необходима разработка принципиально нового подхода, предполагающего включении органов внутренних дел в инновационную деятельность [3—7], направленную на достижение соответствующих целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [8, с. 76]. К сожалению, в настоящий момент, по оценкам исследователей, данная сфера в органах внутренних дел не соответствует динамике обновляющегося мира [9, с. 15]. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области государственной поддержки инновационной деятельности16, не называет МВД России в числе ее участников, хотя с учетом значимости функций, выполняемых органами внутренних дел, сложности оперативной обстановки и существующих угроз общественной безопасности данное ведомство наряду с Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности должно занять свое место в системе управления инновационной деятельностью.

Конечно, отказываться от положительного опыта нельзя, потому что «...наличие и эффективное функционирования системы выявления, внедрения и распространения передового опыта. — условие успешной реализации органами внутренних дел правоохранительных функций.» [10, с. 112]. Но следует признать, что положительный опыт является в настоящих условиях по сути «инициативой снизу», не имеющей обязательного характера и часто базирующейся на мотивации и профессиональном мастерстве конкретных исполнителей, инновационном потенциале руководителя подразделения [11, с. 254], которая без соответствующего стимулирования, к сожалению, не приведет к желаемым результатам [12].

Инновационный подход к повышению эффективности оперативно-служебной деятельности предполагает встративание деятельности по выявлению, применению и распространению наиболее эффективных форм и методов работы в процесс стратегического планирования, а значит, должен осуществляться посредством управленческого воздействия МВД России. Координация этой деятельности видится в функционале Управления выработки государственной политики и управленческих решений в области внутренних дел ОАД МВД России. Интеграция инновационного подхода и стратегического планирования обеспечит всестороннюю поддержку и продвижение продуктивных идей в соответствии с реальными потребностями органов внутренних дел в рамках вектора их развития, внимательное отношение к их разработчикам, ускорит процесс внедрения положительного опыта и, как следствие, повысит эффективность деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

16 О полномочиях федеральных органах исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности : Постановление Правительства Российской Федерации от

16 нояб. 2012 г. // СПС «Консультант Плюс».

Список использованной литературы

1. Сумина Е.А. О некоторых вопросах применения и распространения положительного опыта сотрудниками подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России / Е.А. Сумина, А.Е. Шехурдина. — EDN HSAADL // Академическая мысль. — 2021. — № 2 (15). — С. 21-24.

2. Манжинов Н.П. Организационно-правовые основы выявления и внедрения передового опыта в деятельности органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Н.П. Манжинов. — Москва, 2011. — 29 с.

3. Западнова Ю.А. Инновационные аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел / Ю.А. Западнова. — EDN EHDITW // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2023. — N 1 (37). — С. 161-163.

4. Звонарева А.Ю. К вопросу внедрения инновационных подходов при подготовке информационно-аналитических документов в органах внутренних дел / А.Ю. Звонарева. — EDN RYRCVK / / Государственное управление в правоохранительной деятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 9 нояб. 2023 г. / под науч. ред. А.М. Кононова. — Москва, 2023. — С. 88-99.

5. Лукашов Н.В. Инновационные технологии оперативного управления в органах внутренних дел России / Н.В. Лукашов. — EDN UMOVHZ // Труды Академии управления МВД России. — 2015. — N 3 (35). — С. 129-132.

6. Малахова Н.В. Организационно-правовые основы инновационной деятельности в органах внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Н.В. Малахова. — Москва, 2001. — 267 с.

7. Ульянов А.Д. Актуальность инноваций в правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / А.Д. Ульянов, А.А. Канов. — EDN XEZHCX // Актуальные проблемы применения программно-целевого метода управления в деятельности территориальных органов МВД России: материалы науч.-практ. конф., Москва, 19 мая 2016 г. — Москва, 2016. — С. 39-42.

8. Шарифзода Ф.Р. Инновационные технологии управления в органах внутренних дел / Ф.Р. Шарифзода, А.Д. Ульянов / / Труды Академии МВД Республики Таджикистан. — 2024. — N 1 (61). — С. 76-87.

9. Тепляков С.В. Перспективные инновации в МВД России / С.В. Тепляков. — EDN VEEUHA // Актуальные исследования. — 2021. — N 4 (31). — С. 15-17.

10. Гордиенко В.В. Профессиональной подготовке руководящего состава органов внутренних дел (полиции) — международный уровень / В.В. Гордиенко // Труды академии управления МВД России. — 2008. — N 4 (8). — С. 111-114.

11. Манжинов Н.П. Социальные аспекты преодоления проблем внедрения инноваций в управленческой деятельности руководителя / Н.П. Манжинов. — EDN NTUZXT // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — N 3. — С. 253-255.

12. Пашин В.М. Стимулирование инновационной активности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как одно из направлений повышения эффективности их деятельности / В.М. Пашин, И.Ю. Захватов, Н.П. Манжинов. — EDN ZDQAYN // Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: материалы Межвуз. науч.-практ. конф., Домодедово, 22 нояб. 2012 г. — Домодедово, 2012. — С. 143-160.

References

1. Sumina E.A., Shekhurdina A.E. On Some Issues of Application and Dissemination of Positive Experience by Employees of Units for Work with Personnel of Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Akademicheskaya mysl = Academic Thought, 2021, no. 2, pp. 21-24. (In Russian). EDN: HSAADL.

2. Manzhinov N.P. Organizational and Legal Basis for Identifying and Implementing Best Practices in the Activities of Internal Affairs Bodies. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2011. 29 p.

3. Zapadnova Ju.A. Innovative Aspects of Performance Improvement Internal Affairs Bodies. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2023, no. 1, pp. 161-163. (In Russian). EDN: EHDITW.

4. Zvonareva A.Yu. On the Issue of Introducing Innovative Approaches in the Preparation of Information and Analytical Documents in Internal Affairs Bodies. In Kononova A.M. (ed.). Public Administration in Law Enforcement. Materials of International Scientific Conference, Moscow, November 9, 2023. Moscow, 2023, pp. 88-99. (In Russian). EDN: RYRCVK.

5. Lukashov N.V. Innovative Technologies of Operations Control in Internal Affairs Agencies of Russia. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2015, no. 3, pp. 129-132. (In Russian). EDN: UMOVHZ.

6. Malakhova N.V. Organizational and Legal Foundations of Innovative Activity in Internal Affairs Bodies. Cand. Diss. Moscow, 2001. 267 p.

7. Ul'yanov A.D., Kanov A.A. The Relevance of Innovations in Law Enforcement Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation. Current Problems of Applying the Program-Target Method of Management in the Activities of Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Materials of Scientific and Practical Conference, Moscow, May 19, 2016. Moscow, 2016, pp. 39-42. (In Russian). EDN: XEZHCX.

8. Sharifzoda F.R., Ul'yanov A.D. Innovative Management Technologies in Internal Affairs Bodies. Trudy Akademii MVD Respubliki Tadzhikistan = Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, 2024, no. 1, pp. 76-87. (In Russian).

9. Teplyakov S.V. Prospective Innovations in the Ministry of Internal Affairs of Russia. Aktual'nye issledovaniya = Current Research, 2021, no. 4, pp. 15-17. (In Russian). EDN: VEEUHA.

10. Gordienko V.V. Professional Training of Management Personnel of Internal Affairs Bodies (Police) — International Level. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2008, no. 4, pp. 111114. (In Russian).

11. Manzhinov N.P. Social Aspects of Overcoming of Problems of Introduction of Innovations in Administrative Activity of the Head. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian Legislation, 2011, no. 3, pp. 253-255. (In Russian). EDN: NTUZXT.

12. Pashin V.M., Zakhvatov I.Yu., Manzhinov N.P. Stimulating the Innovative Activity of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation as One of the Directions for Increasing the Efficiency of Their Activities. Current Problems of Professional Training of Employees of Internal Affairs Bodies. Materials of the Interuniversity scientific and practical student conference, Domodedovo, November 22, 2012. Domodedovo, 2012, pp. 143-160. (In Russian). EDN: ZDQAYN.

Авторы

Бавсун Ирина Геннадьевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, i.bavsun@szfrgup. ru, © https://orcid.org/0000-0002-8953-031X, SPIN-код: 5034-1061, AuthorlD РИНЦ: 542116.

Еремин Эдуард Викторович — кандидат юридических наук, Организационно-аналитический департамент, Министерство внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0006-2484-1228, SPIN-код: 4611-2918, AuthorlD РИНЦ: 1087362.

Authors

Irina G. Bavsun — PhD in Law, Associate Professor, Department of State Legal Disciplines, Northwestern Branch of the Russian State University of Justice, Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-8953-031X, SPINCode: 5034-1061, AuthorlD RSCI: 542116.

Eduard V. Eremin — PhD in Law, Organizational and Analytical Department, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, eremin3334@gmail. com, © https://orcid.org/0009-0006-2484-1228, SPIN-Code: 4611-2918, AuthorID RSCI: 1087362.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Бавсун И.Г. Правовые и организационные барьеры распространения положительного опыта в органах внутренних дел / И.Г. Бавсун, Э.В. Еремин. — DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(3).911-921. — EDN IEPAVZ // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15, N 3. — С. 911-921.

For Citation

Bavsun I.G., Eremin E.V. Legal and Organizational Barriers to Disseminating Positive Experience in Internal Affairs Bodies. Baikal Research Journal, 2024, vol. 15, no. 3, pp. 911-921. (In Russian). EDN: IEPAVZ. DOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(3).911-921.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2024, vol. 15, no. 3 issn 2411-6262 2 0 24. Т. 15, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.