Научная статья на тему 'Правовые аспекты саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации'

Правовые аспекты саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

918
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / аудиторская деятельность / саморегулирование / саморегулируемые организации / аудируемые лица / правила (стандарты) аудиторской деятельностиб audit / rules (standards) of auditor activity. / auditor activity / self-regulation / the self-adjustable organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаян А. А.

В данной статье рассматриваются основные положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и новая система регулирования аудиторской деятельности. Автор исследует направления саморегулирования аудита в России, и выделяет основные преимущества и недостатки правового обеспечения аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of self-regulation of auditor activity in the Russian Federation

In given article substantive provisions of the Federal law «About auditor activity» and new system of regulation of auditor activity are considered. The author investigates directions of self-regulation of audit in Russia, and allocates the basic advantages and lacks of legal maintenance of auditor activity.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматриваются основные положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и новая система регулирования аудиторской деятельности. Автор исследует направления саморегулирования аудита в России, и выщеляет основные преимущества и недостатки правового обеспечения аудиторской деятельности. Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, саморегулирование, саморегу-лируемые организации, аудируемые лица, правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Принятый в конце 2008 года Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»1 положил начало формированию новой модели рышка аудиторских услуг.

Очевидно, что в России формируется практика аудита, очень схожая с международной. Об этом свидетельствуют ключевые нововведения данного федерального закона. Однако опыт минувших лет показывает, что не все успешные западные методы регулирования способны иметь эффективное применение в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность традиционно считается одним из наиболее важных видов предпринимательской деятельности, и является, своего рода, краеугольным камнем во многих экономических правоотношениях в связи с тем, что результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений.

В мировой практике понятие и функции аудита формируются с учетом особенностей двух существующих правовых систем. Для континентальной характерно, преимущественно, государственное регулирование учета и аудита с ориентацией на удовлетворение государственных нужд, а для англосаксонской системы более характерно регулирование аудита общественными само-регулируемыми организациями.

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Российская Федерация пошла по пути стран англосаксонской правовой системы в вопросах регулирования аудиторской деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует отмена лицензирования аудиторской деятельности и широкий круг полномочий, которые федеральный закон закрепил за саморегули-руемыми организациями аудиторов.

Это произошло ввиду следующих факторов:

- у постоянных пользователей аудита - бизнесменов, учредителей, контролирующих организаций - возник спрос на качественный аудит, соответствующий общемировым стандартам;

- многие положения новых правил (стандартов) соответствуют аналогичным нормам международных стандартов аудиторской деятельности. Эти правила (стандарты) определяют не только цели и принципы аудита, но и технологию его проведения;

- определился круг крупных российских фирм обладающих и дорожащих хорошей репутацией. Некоторые из них входят в состав международных аудиторских организаций и работают по международным стандартам аудиторской деятельности.

Новая реальность для аудиторов сформировалась следующими нововведениями:

• разрешение на занятие аудиторской деятельностью теперь предоставляется не через лицензирование, а через обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов;

• качество аудиторских услуг контролируется саморегулируемой организацией аудиторов, и только в установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» случаях, также уполномоченными федеральными органами;

• ответственность аудиторов обеспечивается через механизм компенсационных фондов, формируемых саморегулируемой организацией аудиторов, обязательное страхование ответственности аудиторов отменяется.

Таким образом, интервенция западных норм в отечественный аудит обусловлена переходом от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию в этой области, и направлена на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности было отменено с 1 января 2010 года. Одновременно было введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов.

В то же время предусмотрено значительное расширение полномочий саморегулируемых организаций аудиторов. Так, саморегулируемой организации аудиторов были переданы функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций2. Вместе с тем контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом.

Также, ст. 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» содержит положения относительно нормотворческой деятельности саморегулируемых организаций. В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает Кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетно-

сти, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Нормы, содержащиеся в ст. 17, вступили в силу с 1 января 2009 года.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако следует признать, что в такие федеральные стандарты аудиторской деятельности приняты сравнительно недавно, и по-новому предлагают контролировать деятельность аудиторов3.

Новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» значительно расширил круг полномочий Совета по аудиторской деятельности, в том числе, относительного принятия правил (стандартов) и Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Так, в соответствии с п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 16, Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

- рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

- рассматривает проекты федеральный стандартов аудиторской деятельности и иных нормативный правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендовать их к утверждению уполномоченным федеральным органам;

- одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности, в основном, сведено к выфаботке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Приходится констатировать, что Закон оставляет мелким аудиторским организациям очень небольшое поле их деятельности и при этом сильно усложнил их существование. Единственно возможный путь - укрупнение, которое может осуществляться за счет привлечения дополнительных ресурсов и расширения клиентской базы, объединение с такими же мелкими фир-

мами или присоединение к другим компаниям на правах структурных подразделений.

При этом Закон оставил без внимания вопросы, которые требуют рассмотрения и принятия решений:

- аудит, по международным стандартам, вынесен за скобки определения аудита, и если и подпадает под действия Закона, то только, как прочие сопутствующие услуги;

- при буквальной трактовке Закона, аудит филиала иностранной компании в России, не ведущей бухгалтерский учет в соответствии с российским Законом о бухгалтерском учете, не рассматривается как аудит;

- в условиях глобальной экономической нестабильности все более необходимыми представляются дополнительные меры по обеспечению гарантий аудируемых лиц в случае нарушения договора. В связи с этим, крайне неудачной является отмена законодателем нормы об обязательном страховании аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита;

- новый закон позволяет федеральным органам в процессе проверки контроля и качества аудиторских услуг получить доступ к конфиденциальной информации по проверяемым аудиторами предприятиям. Необходимо четкое описание ситуаций, в которых федеральный орган имеет право требовать раскрытия конфиденциальной информации.

Любой нормативно-правовой акт проявляет свои качества лишь по истечении определенного времени. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» еще не успел полностью проявиться, поскольку его ключевые положения вступили в юридическую силу относительно недавно либо еще не вступили. Несмотря на это, можно констатировать тот факт, что данный закон нуждается в серьезной доработке для того, чтобы отвечать интересам всех пользователей аудита, а не нескольких крупнык международных аудиторских компаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15

2 Приказ Минфина РФ от 30.10.2009 № 111н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 5, 01.02.2010

3 Приказ Минфина РФ от 24.02.2010 № 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности “Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 26, 28.06.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.