Научная статья на тему 'Финансово-правовые аспекты аудиторской деятельности в период перехода на международные стандарты аудита'

Финансово-правовые аспекты аудиторской деятельности в период перехода на международные стандарты аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
667
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИТОР / СРО АУДИТОРОВ / AUDIT / AUDITING / INTERNATIONAL AUDITING STANDARDS / AUDITING STANDARDS / AUDITOR / SRO AUDITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Полина Михайловна, Князева Елена Юльевна

В статье проводится правовой анализ действующего законодательства в области осуществления аудиторской деятельности в период перехода ее на международные стандарты аудита, дается оценка принятым изменениям в законодательстве об аудиторской деятельности в период внедрения МСА на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and legal aspects of audit activities in the period of transition to the international standards on auditing

The article presents a legal analysis of the current legislation in the area of auditing activities during its transition to International auditing standards, provides an assessment of adopted changes in the legislation on auditing activities during the implementation of the ISA on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые аспекты аудиторской деятельности в период перехода на международные стандарты аудита»

П.М. Владимирова, Е.Ю. Князева

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

В статье проводится правовой анализ действующего законодательства в области осуществления аудиторской деятельности в период перехода ее на международные стандарты аудита, дается оценка принятым изменениям в законодательстве об аудиторской деятельности в период внедрения МСА на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, международные стандарты аудита, стандарты аудиторской деятельности, аудитор, СРО аудиторов.

Важным и одним из ключевых элементов финансовой деятельности государства является финансовый контроль, который обеспечивает прежде всего эффективность и прозрачность функционирования государственной финансовой системы. Однозначного определения финансового контроля закон не содержит. Под финансовым контролем принято понимать комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Контрольные мероприятия проводятся на различных этапах финансово-хозяйственной деятельности государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закреплены в законодательстве. Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной экономике одну из ведущих ролей играют налоги, которые являются не только основными поступлениями в бюджет, но и выступают регулятором хозяйственной деятельности. Поступление налоговых платежей требует строгого контроля, поскольку частные предприятия, являющиеся плательщиками налогов и сборов, могут являться также исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и получателями налоговых льгот. Поэтому их

© Владимирова П.М., Князева Е.Ю., 2016

финансовая деятельность подлежит контролю со стороны государства. Финансовый контроль является также фактором государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение финансового законодательства.

Помимо государственного финансового контроля существует и негосударственный (независимый) финансовый контроль. Он представлен аудитом. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми аудиторскими организациями или физическими лицами, имеющими право на проведение таких контрольных мероприятий (индивидуальными аудиторами). Цель аудита состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, установить правильность порядка ведения финансовых и хозяйственных операций, а также соответствие их действующему законодательству. Аудиторский (независимый, негосударственный) контроль - это относительно новый вид финансового контроля. В России он появился в конце 80-х годов прошлого века. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением множества различных видов хозяйствующих субъектов, новых, ранее не существовавших в нашей стране (стране с плановой экономикой), возникла острая потребность в осуществлении контроля за их деятельностью в целях ее упорядочения, повысились требования к финансовой надежности таких предприятий, а также к объективности оценки их финансового состояния. Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация1.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговой отчетности и других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов на основании заключенного с ними договора. Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, соответствие осуществляемых финансовых и хозяйственных операций действующему российскому законодательству, а также принятие корректирующих мер по устранению выявленных недостатков. По сути, аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, а лишь дополняет его, поскольку не призван

применять санкции, а направлен на выявление и устранение выявленных в ходе проверки недостатков. Аудиторов в США называют общественными бухгалтерами, в Великобритании - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги и т. д. Но, несмотря на различия в названии, все они занимаются одним и тем же: проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также консультированием по различным финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и даже оценочной деятельности и пр.

Профессиональные услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются платными, что обеспечивает реализацию главного отличия аудита от других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных и управленческих структур. Во многих западных странах независимый аудит является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля имеет достаточно широкое распространение, вплоть до применения его на государственном уровне.

Ныне действующий Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» полностью заменил собой действующий ранее Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ с аналогичным названием. Основная масса положений этого закона вступила в силу с 1 января 2009 г. А далее многие положения закона вступали в силу на протяжении практически трех лет. При этом претерпевал текущие изменения и сам закон. С 1 января 2010 г. вступили в силу отдельные положения нового Закона об аудиторской деятельности, касающиеся повышения квалификации аудиторов, порядка аннулирования квалификационного аттестата аудитора и некоторые другие. С 1 января 2010 г. было отменено лицензирование аудиторской деятельности, и лицензии утратили свою силу, а аудиторские организации и индивидуальные аудиторы были обязаны вступить в члены саморегулируемых организаций аудиторов. С этого момента аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе были дальше проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских органи-

заций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит»2.

В 2009 г. на заседании Совета по аудиторской деятельности (далее - Совет по аудиту) при Министерстве финансов Российской Федерации была одобрена «Дорожная карта» в области разработки международных стандартов аудита (далее МСА), содержащая информацию о степени соответствия действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности МСА. Считая ее полезным инструментом для разработки программы сближения федеральных стандартов аудита с МСА, Советом по аудиту было принято решение о разработке МСА и внедрению их на территории Российской Федерации.

Во исполнение этого решения и введения МСА на территории России был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом был внесен ряд изменений, в том числе и в законодательство об аудиторской деятельности. Основная цель внесенных изменений - переход к международным стандартам аудита в России. В законе уточнились также некоторые нормы закона об аудиторской деятельности в связи с последними изменениями российского законодательства. Многолетняя правоприменительная практика потребовала некоторых усовершенствований действующего законодательства, что также нашло свое отражение в данном законе.

Вышеуказанный ФЗ № 403-Ф3 вступил в силу в декабре 2014 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном этим ФЗ. В связи с этим российскую аудиторскую деятельность ожидают достаточно существенные изменения, связанные с переходом на международные стандарты аудита, в том числе непосредственно с характером аудиторской деятельности, с обязательным аудитом, конкурсами, со сферой деятельности аудиторских организаций, с аттестатами аудитора, с деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и некоторые другие. На этих изменениях хотелось бы остановиться подробнее.

Что касается конкретно предстоящего перехода на МСА, то в соответствии со ст. 7 закона об аудиторской деятельности аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов3.

На территории России применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством РФ. МСА будут применяться на территории Российской Федерации после при-

знания их в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что переход на МСА - процесс не быстрый. Переход этот будет осуществляться достаточно длительный период времени. В результате МСА станут обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов, а также аудируемых лиц. При этом утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ.

Сроки и порядок перехода на международные стандарты аудита. Здесь надо заметить, что МСА подлежат применению начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен быть осуществлен следующим образом: например, не позднее октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА. Далее не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России. Затем признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг начиная с года, следующего за годом их признания. Так, если порядок признания МСА будет установлен в октябре 2015 г., то МСА будут признаны не позднее октября 2017 г. (т. е. не позднее двух лет после установления порядка их признания) и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 г.

А как будут обстоять дела в переходный период? Чем руководствоваться и что применять? В этот момент аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством РФ, и стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России. Кроме того, аудиторским организациям и аудиторам надлежит руководствоваться стандартами аудиторской деятельности, которые могут быть приняты в переходный период. Они могут и будут продолжать приниматься. Необходимо отметить, что при утверждении в переходный период новых стандартов аудиторской деятельности будет действовать следующая процедура. Саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают проекты стандартов в порядке, одобренном Советом по аудиту. Совет по аудиту рассматривает такие проекты и рекомендует их Минфину России к утверждению. Минфин России утверждает стандарты.

Изменения, связанные с характером аудиторской деятельности. Здесь необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требования-

ми и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности4. Поэтому с целью более точного определения характера и вида услуг, относящихся к аудиторской деятельности, законодатель установил, что любая проверка, проведенная в соответствии с требованиями и в порядке, соответствующем стандартам аудиторской деятельности, является аудиторской деятельностью и, следовательно, может вестись исключительно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Например, проверка нефинансовой информации организации, проводимая в соответствии с требованиями и в порядке, установленными стандартами аудиторской деятельности, с выдачей соответствующего отчета о достоверности этой информации является аудиторской услугой. Соответственно она может осуществляться только аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

По сравнению с предыдущей редакцией расширен предмет аудита. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности аудит -независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации.

Во-первых, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная ФЗ «О бухгалтерском учете», а также изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Во-вторых, аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»). В дополнение к этому предметом аудита определены часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и любая иная финансовая информация (налоговая, надзорная финансовая отчетность и др.). Последнее означает, что аудиторской услугой, т. е. услугой, которую могут оказывать только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации. Официальным документом о достоверности такой информации является заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора), которое также не обошел вниманием законодатель, и его тоже коснулись изменения.

Во-первых, уточнены обязательные элементы аудиторского заключения. Ч. 2 ст. 6 действующего закона об аудиторской деятельности установлен исчерпывающий перечень элементов аудиторского заключения. Этот перечень дополнен еще одним обязательным элементом: в том случае, когда установлена обязательность проведения в процессе аудита дополнительной проверки к обычным процедурам аудита, аудиторское заключение должно включать результаты дополнительной

проверки. Подобные ситуации могут иметь место, например, при проведении годового аудита финансовой отчетности кредитных организаций (ст. 42 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), страховщиков (ст. 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и др.

Дополнительно определены лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. В настоящий момент в ч. 5 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только по решению суда. С целью упорядочения процедуры признания аудиторского заключения заведомо ложным и защиты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от неправомерных претензий в отношении выданных ими аудиторских заключений в Закон об аудиторской деятельности включена норма, определяющая перечень лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. К таким лицам отнесены:

- лица, которым адресуется аудиторское заключение (акционеры АО, участники ООО и др. - в отношении выданных им аудиторских заключений);

- Центральный банк Российской Федерации (в отношении аудиторских заключений, выданных организациям, над которыми он осуществляет контроль и надзор, - кредитным организациям, страховым организациям, другим некредитным финансовым организациям);

- Агентство по страхованию вкладов (в отношении аудиторских заключений, выданных кредитным организациям).

Изменения, касающиеся прав и обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании ими сопутствующих аудиту услуг. Права и обязанности аудиторских организаций, предусмотренные ст. 13 Закона об аудиторской деятельности, распространенные ранее только на аудит, теперь распространяются также на сопутствующие аудиту услуги.

Внесенными изменениями предусматривается хранение документов или их копий, полученных или составленных в ходе оказания сопутствующих аудиту услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены или составлены. Ранее такие требования предъявлялись исключительно к документам, касающимся только аудита. Аудиторские организации обязаны хранить документы (копии документов), полученные или составленные в ходе оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, не менее трех лет после отчетного года.

В связи с усилением антикоррупционной борьбы и проведением антикоррупционной политики государства в ст. 13 и 14 Закона об аудиторской деятельности предусмотрены обязанности аудиторских

организаций и аудируемых лиц, направленные на противодействие коррупции. Так, если при оказании аудиторских услуг аудиторской организации или индивидуальному аудитору становятся известны случаи коррупционных правонарушений аудируемого лица (например, подкупа должностных лиц), иных нарушений законодательства, риска возникновения таких случаев, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица либо их представителей и руководителя. Аудиторская организация или индивидуальный аудитор самостоятельно определяет лицо, которому она направляет соответствующую информацию, а также объем и форму этой информации. При этом адресат указанной информации зависит от характера выявленной ситуации. Лица, получившие от аудиторской организации (индивидуального аудитора) информацию, обязаны рассмотреть эту информацию и не позднее 90 дней со дня, следующего за днем получения такой информации, сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме. Если данные лица не принимают надлежащие меры по рассмотрению информации (т. е. аудиторская организация в течение 90 дней не получила письменный ответ), то аудиторская организация обязана проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Ранее возможность сообщить о таких случаях законодатель предоставлял аудиторской организации или индивидуальному аудитору при оказании ими аудиторских услуг на свое усмотрение - разрешал, но не обязывал.

Изменились условия, связанные со случаями обязательного аудита. В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 г. новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности уточнено, что обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ранее - только открытого акционерного общества).

Расширен перечень случаев обязательного аудита. В частности, в ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности установлен перечень случаев, когда обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Этот перечень дополнен еще одним случаем - обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг.

Изменения, касающиеся деятельности аудиторских организаций. Уточнены допустимые организационно-правовые формы, в которых может быть создана аудиторская организация. Как уже отмечалось выше, в связи с вступлением в силу новой редакции ГК РФ аудиторская организация не может быть создана в форме публичного (ранее - открытого) акционерного общества. Также ныне отменена возможность передачи управления аудиторской организацией

внешнему управляющему. Из закона об аудиторской деятельности исключена норма, допускавшая возможность передачи функций исполнительного органа аудиторской организации внешнему управляющему (другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю). В связи с этим аудиторские организации, которые передали управление внешнему управляющему, должны были не позднее 1 июля 2015 г. привести свои учредительные документы в соответствие с таким требованием закона и отказаться от внешнего управления.

Ст. 8 Закона об аудиторской деятельности установлены важнейшие требования к независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Эти требования установлены в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиту и принятых каждой саморегулируемой организацией аудиторов. Указанные требования дополнены следующими случаями.

1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не могут проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности данной кредитной организации, если:

- аудиторская организация (индивидуальный аудитор) заключили кредитный договор, договор поручительства с кредитной организацией, а также получили банковскую гарантию от кредитной организации;

- руководитель аудиторской организации заключил с кредитной организацией кредитный договор, договор поручительства;

- близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) заключил с кредитной организацией кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок;

- те же лица являются выгодоприобретателями по кредитному договору, по договору поручительства, заключенным с кредитной организацией на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

2. Работник не может участвовать в аудиторской группе, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации, если:

- работник аудиторской организации, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, заключил с этой кредитной организацией кредитный договор, договор поручительства, получил от этой кредитной организации банковскую гарантию на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок;

- близкие родственники (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги)

аудитора аудиторской организации заключили с кредитной организацией кредитный договор, договор поручительства, являются выгодоприобретателями по кредитному договору на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

3. Аудитор не может участвовать в аудиторской группе, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации во всех случаях, описанных выше.

Изменение порядка исчисления стажа работы, необходимого для получения квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона об аудиторской деятельности претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь соответствующий стаж работы (не менее трех лет, два из которых приходятся на работу в аудиторской организации). Теперь стаж работы будет определяться на дату подачи заявления о выдаче аттестата, а не на день объявления результатов квалификационного экзамена.

По результатам анализа правоприменительной практики одним из оснований для принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора является случай неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществления индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение трех последовательных календарных лет (ранее этот срок составлял два года). Также с учетом правоприменительной практики введен новый порядок переоформления квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 1 января 2011 г. Необходимость переоформления таких аттестатов возникает в случаях изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них. Для переоформления квалификационного аттестата аудитор должен обратиться в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является. По заявлению аудитора саморегулируемая организация аудиторов производит обмен старого аттестата на свой аттестат.

Изменения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (далее - СРО аудиторов). СРО аудиторов - это некоммерческие организации, созданные для координирования деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» в России допускается создание таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как государственная корпорация, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные фонды, благотворительные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и такие объединения, как общественные организации и религиозные организации. Юридические лица, объединившись, не теряют собственной самостоятельности, прав и обязанностей, которыми были наделены до вступления в объединение, а также статус юридического лица. В п. 2 ст. 8 Закона

«О некоммерческих организациях» указано, что «некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации»5 (а это основная организационно-правовая форма, в которой на территории России создаются СРО аудиторов).

В свою очередь Закон о саморегулируемых организациях в ст. 3 определяет, что «...саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида».

В большинстве случаев термин «саморегулирование» применяется в сфере экономических отношений. Толковый словарь русского языка определяет саморегулирование как регулирование процессов, происходящих в какой-либо системе под воздействием внешних или внутренних изменений механизмами, присущими данной системе6. Саморегулирование - это добровольный самоконтроль организаций в определенных сферах экономической деятельности, основанный на добровольном согласии соблюдать установленные высшим органом данной организации нормы, а также нормы, являющиеся, как правило, более требовательными, чем содержит законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере экономической деятельности. Есть также мнение, что «саморегулирование является институтом, в чьих рамках хозяйствующие субъекты самостоятельно устанавливают для себя правила хозяйственной деятельности в конкретной области бизнеса»7.

Законом о саморегулируемых организациях определяются основные отличительные признаки СРО, а именно: принцип достаточного представительства субъектов предпринимательской (не менее 25) или профессиональной деятельности (не менее 100), обязательное наличие правил и стандартов профессиональной деятельности и контроля за их исполнением, осуществляемого органом СРО, наличие у СРО механизма внесудебного решения конфликтов и споров между ее членами и третьими лицами, позволяющего возместить ущерб, причиненный членом саморегулируемой организации.

Что касается СРО аудиторов, то с целью противодействия уклонению аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы введена дополнительная обязанность СРО аудиторов сообщать в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) о получении заявления аудиторской организации,

включенной им в план внешних проверок качества работы, о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов. Информация должна быть сообщена Росфиннадзору не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления.

Кроме того, при окончательном переходе на МСА СРО аудиторов не будут далее разрабатывать проекты стандартов аудиторской деятельности. Это не лишает СРО аудиторов возможности участия в разработке и обсуждении проектов международных стандартов аудита (в рамках процедуры, принятой в Международной федерации бухгалтеров), в обсуждении и проведении экспертизы применимости международных стандартов аудита в России, в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов о признании международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации8.

С целью совершенствования и повышения эффективности и результативности деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, снижения административного и главным образом финансового бремени индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций увеличена обязательная минимальная численность членов саморегулируемых организаций аудиторов. На сегодняшний день это не менее 10 000 индивидуальных аудиторов (ранее - не менее 700) или не менее 2000 аудиторских организаций (ранее - не менее 500). Данная минимальная численность применяется в отношении всех некоммерческих организаций, желающих приобрести статус саморегулируемой организации аудиторов.

Что касается СРО аудиторов, включенных в государственный реестр СРО аудиторов, то они продолжают свою деятельность до 1 января 2017 г. Далее они должны будут выполнить требование о новой обязательной минимальной численности членов. Если данное требование в установленный срок не будет выполнено, то такая некоммерческая организация будет исключена из государственного реестра СРО аудиторов, т. е. перестанет быть СРО аудиторов, а ее члены потеряют право осуществлять аудиторскую деятельность.

По состоянию на 1 августа 2015 г. реестр аудиторов включает 21 619 аудиторов и 4471 аудиторскую организацию, состоящих в пяти СРО аудиторов (некоммерческих партнерствах)9.

Аудиторские организации и аудиторы обязаны уведомлять СРО аудиторов обо всех изменениях, содержащихся в реестре сведений. В свою очередь СРО аудиторов обязана представлять сведения, содержащиеся в реестре, по запросу заинтересованных лиц.

Некоторые изменения коснулись и Совета по аудиту. Теперь Совет согласовывает назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии. Исключены из ранее выполняемых им функций оценка деятельности СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы их членов.

Функции, связанные с принятием федеральных стандартов аудиторской деятельности, определение порядка разработки проектов таких стандартов и рассмотрение их будут отменены после окончания переходного периода к МСА.

Примечания

1 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015), п. 3 ст. 1 // Российская газета. 2008. 31 дек.

2 Там же. Ст. 3.

3 Там же. П. 1 ст. 7.

4 Там же. П. 2 ст. 1.

5 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. 2007. 6 дек.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

6 Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2008. С. 1146.

7 Крючкова П.В., Обыденова АЮ. Издержки и риски саморегулирования. М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2003. С. 13; Шаститко А. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2002. С. 464; Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 88.

8 Информационное сообщение Минфина России от 3 декабря 2014 г. «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"» // СПС «КонсультантПлюс».

9 Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minfln.ru/ru/perfomance/audit/reestr_selfreg/reestr/ (дата обращения: 30.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.