11.7. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кондратьев Евгений Валерьевич, аспирант. Место учебы: Российский Новый Университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье подробно рассматриваются проблемы российской системы образования, связанные с переходом от модели директивного управления к децентрализованной, демократизированной и личностно-ориентированной образовательной политике. Главным инструментом такого перехода служит аккредитация, являющаяся инновационной для российской действительности практикой управления качеством образования. В этой связи анализируются терминологическая база и критерии оценки уровня качества образования, а также правовые средства обеспечения качества образования, которые предлагаются на законодательном уровне в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовые аспекты, качество образования, понятия, сущность.
LEGISLATIVE TERMS AND ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Kondratyev Yevgeny Valerievich, postgraduate student. Place of study: Russian New University. E-mail: [email protected]
Annotation: This article focuses on the new challenges faced by the Russian educational system due to its transfer from a highly centralized model to more democratic and learner-oriented educational policies. The main tool in such transfer is accreditation, an innovative practice of monitoring the quality of education in Russia. In this regard, the author analyzes legislative terms and approaches to the assessment of the quality of education, and views the legal measures of ensuring quality in education provided for by the laws of the Russian Federation. Keywords: legal aspects, quality of education, definitions, approaches and practices of assessment and monitoring quality in education.
В настоящее время, когда завершились содержательные и структурные изменения в системе образования России, возникла потребность в серьезном обновлении всего механизма управления этой системой и здесь на первый план выдвигаются проблемы, связанные с сохранением достигнутого состояния и качественного уровня системы образования.
Одним из направлений, требующих более глубокой, детальной проработки, является правовое регулирование взаимоотношений образовательных учреждений, государства и общества в сфере регламентации деятельности учреждений образования.
Проблема недостаточной проработанности вопросов, связанных с разработкой теоретико-методологических и юридических основ процесса оценивания образовательных систем (аккредитации), выработкой единых концептуальных подходов к оценке и признанию качества образования, является одним из важнейших на сегодняшний день.
Процедура аккредитации для отечественной образовательной системы является инновационной функцией управления качеством образования, в отличие от традиционного государственного контроля в форме госу-
дарственной инспекции. Отказ от директивного управления образовательными системами обусловлен децентрализацией структуры образования и демократизацией образовательной политики в условиях новой социокультурной ситуации в стране, гуманистической установкой на вариативность образования и личност-но-ориентированное обучение.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» понятие образования рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства»1. Вместе с тем понятие образования — одно из важнейших в педагогике, сложное, многоаспектное, имеющее множество определений и толкований.
Н.А. Михайлова определяет термин «образование» в широком смысле как «организованный целенаправленный процесс постоянной передачи предшествующим поколениям последующего социально значимого опыта. Развитие и функционирование образования обусловлено факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными»2.
Как отмечает И.А. Зимняя, образование как система рассматривается в трех измерениях:
- социальный масштаб (образование в мире, стране, регионе);
- ступень образования (дошкольное, школьное, высшее);
- организационный аспект (государственное, негосударственное) .
Существует еще одно понятие, нераздельно связанное с образованием, это «качество образования», которое, по мнению Г.Н. Мотовой, стало лозунгом последнего десятилетия и получило сегодня «междуна-
4
родное гражданство» .
В.Д. Шадриков в своих исследованиях утверждает, что «постановка проблемы качества высшего образования (а значит, и проблемы его обеспечения) самым непосредственным образом связана с прагматическими аспектами деятельности высшей школы»5.
В.И. Андреев рассматривает понятие «качество образования» как максимум в трех аспектах:
- с позиции «сущего» (т.е. того, что есть);
- с позиции «должного» (т.е. что должно быть, того, что мы реально ожидаем);
- с позиции «существенного» (т.е. тех необходимых и достаточных характеристик, признаков, критериев, которые позволяют диагностировать качество обра-зования)6.
1 Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1/Консультант Плюс.
2 Михайлова Н.А. Альтернативное вузовское образование: проблемы и перспективы. - Армавир: АЛУ, 2001. С. 232
3 Зимняя И.А. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования / И.А. Зимняя, В.Г. Казанович, Г.П. Савельева // Проблемы качества образования: Материалы XII Всероссийского совещания. - Изд. 2. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- Кн. 2: Оценка и управление качеством в высшем образовании. - С. 50-63.
4 Мотова Г.Н. Аккредитации образовательных систем: Монография. - Йошкар-Ола-Москва: Центр государственной аккредитации, 2004 г. С. 7.
5 Шадриков В.Д. О процедуре комплексной оценке вузов. -Высшее образование в России, 2001г., № 1. С. 29-38.
6 Андреев В.И. Проблемы и приоритетные стратегии мониторинга качества образования// Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МОСУ, 2000г. С. 46-49.
Вместе с тем он дает пять различных значений понятия «качества образования»:
1) как уровень высокого статуса;
2) как степень превосходства;
3) как соответствие модели (стандарту, целям);
4) как гарантия ожиданиям потребителей;
5) как процесс и результат того, что имеем в сравнении с тем, что ожидаем.
На основе отмеченных признаков В.И. Андреев дает следующее определение: «Качество образования — это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом»7.
При этом Г.Н. Мотова говорит о качестве оценивания образования, как о самом процессе оценивания, который не только выявляет диспропорцию между целью и результатом, но и отслеживает показатели успешности в достижении целей для дальнейшего совершенствования. Процедура оценивания является необходимой составной частью процесса управления, и играет важную роль в осуществлении одной из основных его функций — оценки и контроля качества образования8.
Задачей аккредитации является удержание качественного уровня образовательных услуг и качества образования при условии сохранения автономии и дифференциации учреждений образования по типам, видам и организационно-правовым формам.
В сложившихся условиях форма государственного контроля стала неприемлемой, кроме того общественные формы также не имеют предпосылок и традиций. Цель, определившая реформирование всей системы образования, предполагает изменение форм регламентации деятельности учреждений. В данном случае перспективным становится развитие форм государственно-общественного контроля и признания, так как это будет открытый и доступный вид контроля оценки качества образования.
Вопросы качества образования на любом уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Более того, реформационные процессы в образовании, при любом подходе к их оценке, во главу угла ставят именно проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения еще более высокого уровня. В этой связи уместно вновь напомнить, что главной задачей реформирования российского образования является, как отмечено в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»9.
Качество образования, несмотря на все многообразие его дефиниций, всегда остается одним из важнейших элементов как самого образования, рассматриваемого в деятельностном плане, так и всей обра-
7 Там же. С. 46-49.
8 Мотова Г.Н. Модели аккредитации за рубежом: Научное издание. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004 г. С. 13.
9 Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года, от 05.04.2002 г./Консультант Плюс.
зовательной системы в целом. В первом отношении качество образования есть органическая характеристика, объединяющая, с одной стороны, цели образовательной деятельности, с другой, — одну из ведущих составляющих содержания результата этой деятельности. Во втором отношении (качество как элемент системы образования) понятие «качество образования» связано практически с каждым структурным компонентом этой системы: от обучающегося (качество обучения, самообразования) и педагогического работника (качество преподавания) до органов управления (качество их управленческой деятельности), правотворческой деятельности уполномоченных органов (качество нормотворчества на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) и государственной образовательной политики (качество образовательной политики Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Минобр-науки Российской Федерации, других министерств и ведомств).
Значительное внимание уделено вопросам качества образования в документах международного права. Назовем те из них, которые имеют непосредственное отношение к российскому образованию, прежде всего, вышедшие в связи с вступлением России в «болон-ский процесс»: «Заключения Совета Европейского Союза о важности и влиянии качества профессионального образования и подготовки» от 24 мюля 1995 года; «Рекомендации Европейского Совета (ЕС) № 561/98 о европейском взаимодействии и области обеспечения качества высшего образования» от 24 сентября 1998 года; «Рекомендации Европейского парламента и Европейского Совета по европейскому взаимодействию в отношении оценки качества школьного образования» от 12 февраля 2001 года.
Нужно заметить, что в этих документах также не дается определения понятия «качество образования». В то же время ими предлагаются, например, принципы системы обеспечения и оценки качества, в частности, в системе высшего образования, а также направления по повышению уровня координации органов, ответственных за оценку качества образования. Так, в числе принципов системы обеспечения и оценки качества «Рекомендация о качестве в области высшего образования» называет, например, такие, как: автономия и независимость организаций, отвечающих за обеспечение и оценку качества; соотнесение процедур оценки с тем, как оценивают себя учебные заведения; внутренняя (самостоятельная) и внешняя (экспертная) оценка; вовлеченность в оценку всех участников (преподавателей, административного персонала, студентов, выпускников, профессиональных ассоциаций), включение иностранных экспертов; публикации результатов оценки.
Сказанное свидетельствует о том, что качество образования является одним из важнейших критериев эффективности, успешности образовательной деятельности как самых разных участников образовательных отношений, так и, в целом, эффективности функционирования самой системы образования.
Во-вторых, плюрализм существующих подходов к трактовке понятия «качество образования» требует определения того понятия, которое будет рассматриваться в данном случае как рабочее. Следует отметить, что единственного и универсального определения дать невозможно уже лишь потому, что понятие качества образования есть понятие не абстрактное, а конкретное, оно всегда «привязано» к определенной
деятельности, услуге, работе, вещи, товару, которые отвечают тем или иным потребностям различных субъектов, представляют собой для каждого из них ту или иную ценность, причем эта ценность может быть разной в различных конкретных условиях. Поэтому в разных определениях с разной степенью конкретизации отражаются и различные из таких «привязок».
Исходя из сказанного, качество образования, в самом общем плане представляется возможным определить как показатель (совокупность или систему показателей) образовательной деятельности или образовательных услуг, характеризующий с различных критериев способность и действительность удовлетворения обладателей образовательных нужд (лиц, организаций, государства, общества) в получении образования, соответствующего этим нуждам уровня, направленности (специальности, специализации) и существующим образовательным стандартам и образовательным программам.
Качество образования как вполне реальная характеристика целей и результата является и объектом правового регулирования образовательных отношений. Так, в п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» четко говорится о необходимости объективного контроля качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования, п. 3 ст. 32 Закона предусматривает ответственность образовательного учреждения за качество своих выпускников.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»10 также содержит нормы, прямо связанные с качеством образования. В п. 1 ст. 5 выше указанного закона закреплено, что государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования ставят одной из целей обеспечение качества высшего и послевузовского профессионального образования, а ст. 26 полностью посвящена вопросам государственного контроля за качеством высшего и послевузовского профессионального образования.
Вместе с тем, анализ образовательного законодательства свидетельствует, что, во-первых, в базовых федеральных законах официальное нормативное определение «качества образования» отсутствует и, во-вторых, само нормативное употребление термина «качество образования» далеко не однопорядковое (скажем, качество образования выпускника и качество образовательной деятельности образовательного учреждения - не равнозначащие понятия). Отсутствует оно и в подзаконных актах. Это связано, очевидно, с тем, что, как уже говорилось, единого и универсального понятия «качество образования», пригодного одновременно и для дошкольного, и общего, и профессионального уровней, для оценки деятельности образовательного учреждения и органа управления образованием, для оценки профессиональной деятельности педагогического работника и учебной деятельности ученика, не существует. Иными словами, качество образования - явление исключительно многомерное и многосложное, что для законодателя является исключительно сложным с точки зрения законотворческой техники, одним из требований которой является четкость и недвусмысленность нормативных, тем более законодательных, формулировок. Кроме того, тому же «мешает» множественность критериев
10 Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ.// Консультант Плюс.
(показателей) качества образования, что также затрудняет нормативное определение качество образования.
Попыткой «прорыва» в системном решении проблемы качества образования является концепция построения ОСОКО - общероссийской системы оценки качества образования11, предпринятой на межрегиональном семинаре «Построение общероссийской системы оценки качества образования» (апрель 2005г., г. Москва), материалы которого рекомендованы Рособр-надзором для развертывания работы по созданию такой системы на федеральном и региональном уров-нях12.
Целями построения ОСОКО являются:
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
- обеспечение единого образовательного пространства;
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения.
Нет сомнения, что построение такой системы в условиях российского образования будет трудным делом, однако решение этой проблемы и возможно, и совершенно необходимо.
Возвращаясь к представленному подходу к определению понятия качества образования, отметим и его вторую сторону, которая характерна тем, что в данном случае актуализируется правовая составляющая управления качеством образования.
При подробном рассмотрении можно отметить, что в отличие от понятия «качество образования» понятие «управление качеством образования» встречается в литературе значительно реже, причем образование нередко отождествляется с другими, близкими к нему, терминами - образовательный процесс, образовательная деятельность и т.п. Приведем некоторые такие взгляды.
В.П. Панасюк пишет, что «под управлением качеством образовательного процесса одни исследователи понимают целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам»13.
Другая точка зрения, М.М. Поташника, сводится к тому, что «управление качеством образования есть особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможностей степенью точности оптимальных результатов образования»14.
Основываясь на том, что понятие качества характеризует степень удовлетворения содержанием и результатами какой-либо деятельности (работы) чьих-то потребностей определенного рода (в данном случае -образовательных), управление качеством образованием можно определить как вид и элемент управленче-
11 Письмо Росборнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01
12 Письмо Росборнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01
13 Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - М.: КАРО, 2003.С.46
14 М.М. Поташника Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - С.67
ской деятельности уполномоченных на то субъектов системы образования (органов, учреждений, должностных лиц) по выявлению и согласованию разнообразных факторов и условий, опосредующих образовательный процесс (образовательную деятельность), в целях достижения и поддержания оптимальных показателей качества (уровня) образования, соотносимого с различными компонентами структуры и функционирования системы образования.
Первичное представление о сущности и роли управления качеством образования как объекта правового регулирования, что позволяет более подробно перейти к вопросу о правовом обеспечении этого управления.
Термин «правовое обеспечение» применительно к какой-либо деятельности, в том числе деятельности по управлению качеством образования, возможно употреблять как в узком, так и в широком смыслах. В узком смысле данным термином целесообразнее обозначать только совокупность правовых норм, устанавливающих цели, задачи, принципы управления качеством образования, основные средства и способы осуществления этого механизма (нормы-установления). Примерами такого узкого значения выступают нормы основных образовательных законов, а также нормы, закрепляющие цели и назначение таких ведущих средств контроля за качеством образования, как государственный образовательный стандарт, лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, аттестация научных и педагогических работников, основные прав и обязанности уполномоченных на проведение этих контрольных процедур органов и лиц. Однако сами механизмы, прежде всего, процедурно-процессуальные правила этих контрольных институтов, в рамках узкого значения термина «правовое обеспечение» не отражаются, они охватываются широким значением данного термина. Кроме того, понятием «правовое обеспечение» в широком смысле охватывается и деятельность по защите качества образования и субъектов, осуществляющих управление этим качеством, в том числе и посредством применения различного рода правового принуждения, включая и меры юридической ответственности. В дальнейшем термин в работе «правовое обеспечение качества образования» будут употребляться преимущественно в широком смысле. Синонимом же обоих значений служит термин «правовые гарантии качества обучения», также нередко встречающиеся в литературе.
Комплексный, межотраслевой характер правового регулирования общественных отношений в области образования обусловливает и определенное видовое многообразие средств юридического обеспечения, в частности обеспечения качества образования, среди которых центральное место, как отмечалось, занимают государственный образовательный стандарт, лицензирование образовательной деятельности, государственная аттестация и аккредитация.
Правовые гарантии качества образования связываются с определенными, наиболее информативными, параметрами и критериями, устойчивыми характеристиками, которые с достаточной уверенностью позволяют отделить одно состояние образования от другого его состояния, что и является в самом общем плане основанием оценки как результатов воспитания и обучения, так и самого образовательного процесса. Данное обстоятельство вызывает необходимость прове-
дения формализации процесса и результата образования.
Формулирование правовых гарантий качества образования требует выявления всех значимых факторов, которые способны оказывать влияние на качество и которые должны быть юридически оформлены. Правовые гарантии качества образования необходимо рассматривать в виде сложной, многоуровневой системы взаимосвязанных элементов. Однако следует учитывать, что правовые гарантии лишь юридически оформляют сложившиеся экономические, социальные и прочие механизмы обеспечения качества образования.
Правовые гарантии качества образования создают основу и соответствующим образом взаимодействуют с правилами оценки качества, в т.ч. через установление образовательных стандартов, иных нормативов и требований, например, при лицензировании, а также путем закрепления процессуального (процедурного) характера оценки качества образования.
Правовые средства обеспечения качества образования носят в целом публично-правовой характер, т.е. предусмотрены преимущественно императивными нормами как собственного образовательного, так и отраслевого законодательства. К публично-правовым нормам относятся те, которые устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами, в т.ч. образовательными, и реализуются принудительно государством. К ним следует отнести лицензирование, стандартизацию, сертификацию, осуществляемую в форме аттестации и аккредитации образовательных организаций и образовательных программ, а также проведение промежуточной и итоговой аттестации выпускников.
Скажем, в ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена обязательная структура Устава образовательного учреждения, нарушение установленного перечня влечет за собой отказ регистрационных органов в регистрации Устава и, тем самым, недопустимость деятельности образовательного учреждения.
Реализация названных средств, кроме стандартизации - введения государственных образовательных стандартов и иных требований, носит процессуальный (процедурный) характер и скорее косвенно, путем оценивания и установления соответствия требованиям, в частности стандартам, обеспечивает качество образования.
Стандартизация подразумевает введение и реализацию не только государственных образовательных стандартов (ГОС), но и иных согласованных, распространенных и признаваемых обществом требований, в частности стандартов некоторой ассоциации образовательных организаций или иного профессионального сообщества.
В то же время немало гарантий имеют и частноправовую природу. К примеру, договорное оформление предоставления образования на платной основе позволяет предусмотреть сторонам дополнительно к нормативно установленным требованиям и иные условия обеспечения качества. В этом случае гражданско-правовые гарантии составляют нормы, обеспечивающие качество образования в соответствии с гражданским законодательством. Частноправовые средства, в свою очередь, делятся на средства, вводимые по взаимному соглашению образовательной организации и обучающегося или его родителей (иных законных представителей), и на установленные самой
образовательной организацией, без согласования с обучающимися. К первым из них относится договор предоставления образования на платной основе (возмездного оказания образовательных услуг), в соответствии с которым могут быть установлены дополнительные к законодательно и самой образовательной организацией введенным требованиям условия оказания образовательной услуги, определяющие ее повышенное качество. Ко вторым следует отнести устанавливаемые самостоятельно образовательной организацией меры по обеспечению высокого качества образования, в т.ч. формы, порядок, критерии оценки знаний, умений обучающихся в промежуточной аттестации и выпускников в итоговой аттестации. Соответствующие нормы могут вводиться уставом образовательной организации, ее локальными актами, и для обучающихся подобные правила являются обязательными.
Законодательно в ГОС требования к образовательным программам предусмотрены лишь для основных программ всех образовательных уровней. В то же время такие требования законодатель не сформулировал для достаточно большой группы дополнительных образовательных программ, реализуемых различного рода школами, курсами, центрами, семинарами в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями населения и которые как раз и образуют основное ядро рынка образовательных услуг.
С точки зрения потребителя такого рода образовательных услуг (в частности повышение квалификации, дополнительные образовательные услуги, т.п.) и их заказчика определение на законодательном уровне требований к их содержанию, которое выражает и качество их оказания, не представляется целесообразным, т.к. не позволяет целенаправленно удовлетворить достаточно узкие и специфичные потребности потребителей услуги, в т.ч. и профессиональные.
Право личности на образование надлежащего качества подлежит правовой защите аналогично тому, как право потребителя на определенное качество работы, услуги находится под охраной российского законодательства. Большинство мер по охране прав потребителей, в т.ч. по обеспечению качества товаров, работ, услуг, носит характер государственно-правового регулирования, т.е. государственного принуждения. Законодательство о защите прав потребителей, включающее в себя Гражданский кодекс Российской Федерации15, собственно Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»16, принятые в соответствии с ними федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, предусматривают, в сущности, меры государственного регулирования, предусматривающие прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из сторон - потребителя.
Нормы законодательства об образовании предусматривают императивность правового регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса в вопросах защиты интересов потребителя и, в частности, обеспечения качества образования.
Правовую основу качества образования составляют государственный образовательный стандарт и иные, устанавливаемые государством требования к образо-
15 Гражданский кодекс Российской Федерации.
16 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. N 2300-1/ Консультант Плюс.
ванию. В оценке качества образования следует ориентироваться на качество образовательного процесса, требования и условия которого в значительной степени подлежат дальнейшей правовой регламентации, и, который наиболее полно демонстрирует успешность образования.
Таким образом, можно обозначить ряд наиболее значимых тенденций законодательства в области управления образованием, отчетливо указывающих на те проблемы, решение которых представляет одну из самых актуальных задач государственной образовательной политики в настоящее время.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 21.12.2009)// СПС Консультант Плюс.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.12.2009)//СПС «Консультант Плюс».
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23.11.2009)//СПС Консультант Плюс.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки".
Федеральная программа развития образования: Утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ//СПС Консультант Плюс.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, от 05.04.2002г.//СПС Консультант Плюс.
Андреев В.И. Проблемы и приоритетные стратегии мониторинга качества образования. - М.: МОСУ, 2000г.
Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань, изд. Казанского ун-та, 2004.
Зимняя И.А. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования / И.А. Зимняя, В.Г. Казанович, Г.П. Савельева // Проблемы качества образования: Материалы XII Всероссийского совещания. - Изд. 2. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2003.- Кн. 2: Оценка и управление качеством в высшем образовании.
Мотова Г.Н. Аккредитация образовательных систем: Монография. - Йошкар-Ола-Москва: Центр государственной аккредитации, 2004.
Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. -М.: КАРО, 2003.
Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002.
Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,
2004.
Рецензия
на статью «Правовые аспекты понятия и сущность качества образования в Российской Федерации» аспиранта Российского нового университета Кондратьева Евгения Валерьевича
Статья Е.В. Кондратьева посвящена рассмотрению основных тенденций законодательства в области управления образованием, а также выявлению проблемы, решение которых представляется наиболее актуальной задачей государственной образовательной политики в России в настоящее время.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проблема недостаточной проработанности вопросов, связанных с разработкой теоретико-методологических и юридических основ процесса оценивания образовательных систем, выработкой единых концептуальных подходов к оценке и признанию качества образования, является одним из важнейших на сегодняшний день.
Автор данной статьи акцентирует внимание на понятии «качество образования». Качество образования рассматривается им как один из важнейших критериев эффективности, успешности образовательной деятельности как самых разных участников образовательных отношений, так и, в целом, эффективности функционирования самой системы образования.
Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области правового регулирования образовательных отношений, успешно аргументирует свою собственную точку зрения.
Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. При этом источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему правового регулирования взаимоотношений образовательных учреждений, государства и общества в сфере регламентации деятельности учреждений образования. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
Научная статья Е.В. Кондратьева «Правовые аспекты понятия и сущность качества образования в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Д.ю.н., профессор кафедры финансового и административного права Российского нового Университета Землин Александр Игорьевич.