Научная статья на тему 'Правовые аспекты обеспечения модели управления интеграцией основного и дополнительного высшего образования на основе процессного подхода'

Правовые аспекты обеспечения модели управления интеграцией основного и дополнительного высшего образования на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатко Елена Самратовна

В статье рассматривается принципиально новый, компетентностный подход к проектированию результатов высшего образования на основе создания модели управления интеграцией основного и дополнительного образования. Методологической основой модели интеграции является процессный подход. Рассмотрены объект и субъекты управления, определены их функции и задачи, правовое обеспечение процесса интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатко Елена Самратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of Securing Model for Integration Management of Basic and Additional Higher Education on the Base of Processing Approach

There are new Competitive Approach discussedwith this Article regarding Design of Higher EducationResults. The Processing Approach is considered as the Baseof the Model itself. The Object and the Subjects ofManagement are considered, their Functions and Problems aredetermined as well as Legal Securing for the integrationProcess

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты обеспечения модели управления интеграцией основного и дополнительного высшего образования на основе процессного подхода»

13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

13.1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИЕЙ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Горбатко Елена Самратовна, соискатель кафедры экономики и управления в социальной сфереОУП ВПО « АТиСО»

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается принципиально новый, компетентностный подход к проектированию результатов высшего образования на основе создания модели управления интеграцией основного и дополнительного образования. Методологической основой модели интеграции является процессный подход. Рассмотрены объект и субъекты управления, определены их функции и задачи, правовое обеспечение процесса интеграции.

Ключевые слова: интеграция, компетенции,

процессный подход, основное и дополнительное образование, правовое обеспечение.

LEGAL ASPECTS OF SECURING MODEL FOR INTEGRATION MANAGEMENT OF BASIC AND ADDITIONAL HIGHER EDUCATION ON THE BASE OF PROCESSING APPROACH

Gorbatko Helen S., Candidate for Researches Carrier Cathedra for Economics and Management at the Academy of Laborand Social Relations, Russia Trade Unions Educational Institution

[email protected] l

Annotation: There are new Competitive Approach discussedwith this Article regarding Design of Higher EducationResults. The Processing Approach is considered as the Baseof the Model itself. The Object and the Subjects ofManagement are considered, their Functions and Problems aredetermined as well as Legal Securing for the integrationProcess

Keywords: integration, competencies, processing

approach,basic education, additional education, legal securing

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет обеспечение современного качества образования, с сохранением его фундаментальности и соответствия требованиям рынка, общества и государства главной задачей российской образовательной политики [4]. В соответствии с этим стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение приоритетных задач, среди которых:

- обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [9].

Реализация компетентностного подхода в современной системе образования требует принципиально нового подхода к проектированию результатов образования. Выстраивание системы обучения на основе формирования компетенций предъявляет новые требования как к самому учебному процессу, так и к механизмам управления им. В связи с этим определение эффективных путей разработки и внедрения систем управления процессом формирования компетенций на различных этапах обучения специалистов для современной экономики рассматривается

исследователями как актуальная и своевременная проблема. Эта проблема достаточно сильно коррелирует с решением других важных проблем: определения механизмов управления компетенциями и разграничения полномочий основного и дополнительного образования в проектировании компетенций будущего работника на современном рынке труда. Мы считаем возможным в качестве методологии исследования данной проблемы использовать процессный подход к управлению.

Компетентностный поход нацелен на повышение качества образовательных услуг, а процессный подход рассматривается как основной при построении современных систем менеджмента качества (СМК). Уровень необходимого качества высшего образования определенным образом зафиксирован в федеральных государственных стандартах третьего поколения (ФГОС) подготовки специалистов и требованиях рынка труда в виде профессиональных стандартов. Существуют и определенные эталоны качества образования, которые базируются на стандартах ИСО и TQM, директивах ENQA[13]. Стандарты менеджмента качества серии ГОСТ Р ИСО 9001:2008 полностью базируются на принципах процессного подхода к управлению в любой организации на всех стадиях разработки, внедрения и улучшения результативности СМК с целью максимального удовлетворения требований потребителя к качеству продукта.

Процессный подход достаточно точно описывает образовательный процесс с точки зрения жизненного цикла образовательной услуги, что позволяет выстраивать логическую взаимосвязь между участниками процесса формирования компетенций и выделять элементы управления, рисунок 1.

Рисунок 1. Схема управления образовательным процессом

Схема управления образовательным процессом представляет собой замкнутую цепочку действий (цикл Деминга или цикл PDCA)[14], обеспечивающую формирование планируемых компетенций обучаемого. Важно отметить, что в этой цепочке процесс

формирования профессиональных компетенций будущих работников обеспечивается инструментами и механизмами основного и дополнительного образования.

Рассматривая функцию планирования

образовательного процесса с точки зрения формирования необходимых компетенций, следует выделить несколько уровней управления, связанных с реализацией этой функции.

На макроуровне государственные органы управления определяют степень и интенсивность использования факторов производства, в том числе и трудовых ресурсов общества с учетом стратегии развития экономики, её отраслевой и региональной структуры. К основным правовым документам, обеспечивающим процесс управления на макро-уровне, являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1], Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[2]; Закон РФ «Об образовании»[3]; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»[5], «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» [6],

Более конкретно макроэкономическая функция планирования в процессе формирования компетенций работников проявляется в виде формализованных нормативов - требуемых компетенций, нормативно закрепленных ФГОс. В качестве примера практической реализации функции планирования можно признать и распределение государственных заказов (бюджетные места) на подготовку специалистов определенного профиля и квалификации.

Функция реализации выполняется ВУЗами, как главными субъектами образовательного процесса, которые формируют образовательные программы высшего профессионального и дополнительного образования для бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры. Действующая система формирования образовательных программ позволяет образовательным организациям самостоятельно

принимать управленческие решения в части наполнения образовательного процесса, применения различных технологий обучения, привлечения

высококвалифицированного профессорско-

преподавательского состава и пр.

Все это обеспечивает образовательным организациям возможность получения конкурентных преимуществ друг перед другом в подготовке кадров. К законодательным документам организации образовательного процесса относятся уставы образовательных организаций, образовательные программы, лицензии на их

осуществление учебные планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы и другие документы.

Функции контроля осуществляются как самой образовательной организацией на выходе образовательного процесса, так и государственными органами и бизнесом.

На уровне образовательной организации можно

выделить несколько уровней контроля. Итоговая

аттестация выпускников программы бакалавриата или магистратуры ВПО (государственный экзамен, выпускная квалификационная работа) рассматривается как инструмент анализа степени сформированности компетенций в соответствии с заданными (планируемыми) требованиями на входе процесса.

Степень сформированности о необходимых компетенций тестируется и работодателями при приеме выпускника ВУЗа на конкретное рабочее место и общественными организациями работодателей, которые создают системы сертификации профессиональных стандартов, региональные системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций, разрабатывают процедуры присвоения квалификации. Применение профессиональной сертификации, базирующейся на профессиональных стандартах, с одной стороны позволяет проводить целенаправленный отбор специалистов, способных быстро включиться в производственный процесс, с другой - позволяет образовательным учреждениям изменять

образовательные программы для подготовки и переподготовки кадров именно по тем проблемным вопросам, которые были выявлены при проведении профессиональной сертификации. Термин

«сертификация» и его содержание введены впервые Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО). Этим документом ИСО сертификацию, как действие, удостоверяющее, посредством сертификата

соответствия или знака соответствия, тот факт, что изделие ли услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации:

- ГОСТ Р 51000.6-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг[13];

- ГОСТ Р 51000.9-97. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала[12].

Государственные органы осуществляют функцию контроля над деятельностью образовательных организаций. Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ. Основными функциями этой службы является надзор и контроль в образовании и науке, в том числе лицензирование и аккредитация деятельности образовательных организаций[4].

Особое место в образовательном процессе занимает функция регулирования, предполагающая анализ отклонений фактических знаний от запланированных, и корректировку состава профессиональных компетенций с учетом изменений происходящих в экономике, изменений стратегий развития образования и т.п. Реализация этой функции требует наличия определенных инструментов воздействия на образовательный процесс с целью его подстройки под изменяющиеся условия внешней среды.

Функция регулирования осуществляется на различных уровнях управления образовательным процессом как государственными органами управления, так и самими образовательными

учреждениями. Первый уровень рассматривается как уровень стратегического регулирования,

осуществляемый государством (Министерство образования и науки РФ), которое регулярно

пересматривает стандарты образования, требования к образовательным организациям.

Тактический и оперативный уровень регулирования осуществляют ВПО и ДПО используя мониторинг степени востребованности своих выпускников по различным образовательным программам. Они могут выявлять отклонения и вносить корректировки в учебные планы и структуру образовательного процесса. Таким образом, процесс образования будем рассматривать как процесс формирования компетенций будущих работников, которые максимально соответствуют требованиям современного рынка труда и, в конечном счете, требованиям экономики.

Использование процессного подхода требует создания эффективных управленческих моделей с набором соответствующих инструментов и критериев. Все виды деятельности образовательной организации должны рассматриваться комплексно, с точки зрения

формирования итогового результата - подготовки востребованного специалиста - выпускника со

сформированным набором необходимых компетенций.

Рассматривая тактическое и оперативное управление образовательным процессом с точки зрения

компетентностного подхода, следует отметить, что одним из механизмов, регулирующих корректировку необходимых компетенций работников, является ДПО. Организация деятельности ДПО определяется ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», изначально предполагающей необходимость взаимодействие ВПО и ДПО. В этой статье закона указывается, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие ВПО. При этом программа повышения квалификации должна быть направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации[1].

Систему ДПО необходимо интегрировать в систему ВПО, что будет способствовать наращиванию необходимых знаний, недополученных в ВПО, или ставших актуальными в результате научно-технического прогресса. Основой формирования программ ДПО должны стать результаты сертификации работников, выявляющие проблемные вопросы в их компетенциях, исследования высшей школы, результаты мониторинга изменений законодательной базы и другие существенные изменения, влияющие на процесс деятельности работников, что регламентировано п.9 ст.76 «Дополнительное профессиональное

образовании» [1].

На основе анализа уровня сформированности базовых компетенций с учетом быстроизменяющихся требований современного рынка, система ДПО может формировать различные образовательные программы для корректировки или надстройки базовых компетенций. Эти программы базируются на принятых квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях к результатам освоения образовательных программ, определенных соответствующими ФГОС ВПО (п.10 ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]).

Надо подчеркнуть важную особенность системы ДПО -ее гибкость и высокую оперативность в подстройке образовательных программ под условия рынка труда. Эта особенность проявляется в формировании расширенных программ подготовки и переподготовки кадров. Многоступенчатая система переподготовки позволяет системе ДПО формировать необходимые компетенции в зависимости от потребностей обучаемого и его работодателей. Потребности эти в свою очередь возникают в зависимости от перспектив карьерного роста обучаемого.

Общая схема модели управления процессом формирования компетенций в системах ВПО и ДПО, базирующаяся на применении процессного подхода, показывает, что основой интеграции ВПО и ДПО служит рынок труда, формирующий необходимы компетенции для работников, рисунок 2.

С точки зрения управления качеством образовательных услуг владельцем процесса выступает образовательная организация, отвечающая за качество образования и гарантирующая формирование необходимых компетенций специалиста. Именно благодаря этой ответственности ВУЗ заинтересован в корректировке заданных стандартов компетенций и подстройки их под изменяющиеся условия внешней среды. И если ФГОС и профессиональные стандарты работодателей достаточно статичны, то учебные образовательные программы вузов должны обладать определенной гибкостью с целью внесения корректировок в учебные планы.

Рисунок 2. Модель управления интегрированной системой ВПО-ДПО

Формируя собственные образовательные программы бакалавриата, ВУЗы могут таким образом реализовывать свои конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг за счет повышения качества подготовки выпускников.

В качестве выхода процесса обучения по программам ВПО необходимо рассматривать два уровня образования: по программам подготовки бакалавров, обладающих необходимыми компетенциями и магистров с расширенным набором компетенций.

Если выпускник основной образовательной программы бакалавриата обладает достаточным, по его мнению, набором компетенций для осуществления профессиональной деятельности, то он выходит на рынок труда и выставляет приобретенные им компетенции для реализации работодателям.

Если же выпускник ВПО считает, что набор компетенций не достаточно полно сформирован, у него есть стратегические планы своего профессионального развития и карьерного роста, то он может продолжить свое обучение в магистратуре, а в дальнейшем - в аспирантуре. В любом случае на выходе образовательного процесса ВУЗа мы имеем выпускников программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры с простым или расширенным набором компетенций. Эти наборы в последующем становятся отправной точкой для формирования программ ДПО.

Важно также отметить, что качество образовательного процесса во многом определяется степенью подготовки «входного ресурса», а именно степенью подготовки абитуриентов вуза, что и отражает принцип непрерывности образования. Иными словами, системы ВПО и ДПО не могут нести всю ответственность за качество подготовки специалистов, во многом эта ответственность должна дифференцироваться по уровням подготовки, в том числе и на уровне среднего образования. Многие образовательные учреждения ВПО предъявляют во многом заслуженные претензии к системе среднего образования и констатируют низкое качество знаний абитуриентов.

Таким образом, сформированная модель управления интегрированной системой основного и дополнительного образования позволяет структурировать процесс формирования компетенций с целью их максимального соответствия требованиям современного рынка труда. Объектом управления выступает сам образовательный процесс, субъектами управления выступают государственные органы управления системой образования, органы управления образовательных учреждений (в частности -ВУЗов). Конечным продуктом процесса управления выступает готовый специалист с определенным набором компетенций, который делает специалиста конкурентоспособным на современном рынке труда.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации" / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"/ Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от

27.12.2012) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

5. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

6. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от

27.12.2012) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")/ Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

9. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» 31 января 2007 года // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s.htm

10. ГОСТ Р 51000.9-97. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала. - М., 1998.

11. ГОСТ Р 51000.6-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг. - М., 1997.

12. Все о качестве. Отечественные разработки. Сравнение ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ISO 9001:2008 и другие вопросы//Научно-технический сборник - 2010- Вып. № 1 (164)

13. Стивен Дж. Ваймерских. Всеобщее управление качеством (TQM) - М.: Трек, 2009 -256 с.

Reference list:

1. Federal law of 29.12.2012 N 273-FL (edited on 07.05.2013)

About education in the Russian Federation" / Legal server "Consultant Plus" / [Electronic resource] / access Mode: www.consultant.ru

2. Federal law of 22.08.1996 N 125-FL (edited on 03.12.2011) “About high education and postgraduate professional education” (with additions and editions with effect from 01.02.2012) / Legal server "Consultant Plus" / [Electronic resource] / access Mode: www.consultant.ru

3. The law of the Russian Federation of 10.07.1992 N 3266-1 (edited on 12.11.2012) "On education"/ Legal server "Consultant Plus" / [Electronic resource] / access Mode: www.consultant.ru The decree of the President of the Russian Federation of 9 March 2004. № 314 «On the system and structure of Federal Executive authorities».

4. The government decree of Russian Federation of 16.03.2011 N 174 (amended on 27.12.2012) "On approval of the Regulations on educational activity licensing» / Legal server "Consultant Plus" / [Electronic resource] / access Mode: www.consultant.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Горбатко Е. С. «Правовые аспекты обеспечения модели управления интеграцией основного и дополнительного высшего образования на основе процессного подхода»

Анализ исследований и современной практики функционирования рынков образовательных услуг и труда позволил выявить несколько противоречий:

- уровень компетенций выпускников вузов часто не соответствует требованиям рынка труда;

- связи между этими рынками носят несовершенный характер, что значительно снижает качество образовательных услуг;

- отсутствует взаимосвязь между уровнем знаний, получаемых для формирования компетенций в процессах основного и дополнительного образования: знания, получаемые в основном образовании, либо недостаточны, либо избыточны для эффективной деятельности работников, а дисциплины дополнительного образования, как правило, дублируют информацию дисциплин основного, не расширяя их кругозор, либо информация, получаемая в системе дополнительного образования, не воспринимается работниками в силу недостаточного уровня знаний, полученных ими в основном образовании.

Именно последней проблеме посвящается рецензируемая статья. Следует отметить, что автор правильно берет в качестве методологической основы создания модели управления интеграцией

основного и дополнительного образования процессный подход, рассматриваемый автором как основа построения современных систем управления качеством образования. Такой подход позволяет описывать образовательный процесс с точки зрения жизненного цикла образовательной услуги, выстраивая логическую взаимосвязь между участниками процесса формирования компетенций и выделяя элементы управления этим процессом.

Рассматривая модель управления интеграцией основного и дополнительного профессионального образования, автор раскрывает правовую обеспеченность всех этапов процесса управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенный автором подход к построению модели управления интеграцией основного и дополнительного образования и исследования правого обеспечения этого процесса можно рассматривать как элемент научной новизны, позволяющий повысить качество образования.

Статья рекомендуется к публикации.

Научный руководитель, д.э.н, проф.,

зав. кафедрой экономики и менеджмента

ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»

Н.Ю. Псарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.